РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 24.09.2002 № 261-20гД(3)
(ред. от 23.11.2005)
"О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании:
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 2002, III квартал.
Снят с контроля в связи с исполнением (Решение Думы г. Иркутска от 27.02.2006 № 004-20-220271/6).
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2002 г. № 261-20гД(3)
О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО РЕШЕНИЮ
ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ
Г. ИРКУТСКА НА 2003 - 2005 ГОДЫ
(в ред. решений Думы г. Иркутска
от 22.11.2002 № 283-22гД(3),
от 01.12.2003 № 405-33гД(3),
от 14.06.2004 № 003-20-440550/4,
от 24.01.2005 № 004-20-070066/5,
от 20.07.2005 № 004-20-150166/5,
от 23.11.2005 № 004-20-180206/5)
В целях совершенствования системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних на территории г. Иркутска, обеспечения комплексного подхода в решении вопросов по защите их прав и обеспечению социальных гарантий, во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", рекомендаций Правительственного селекторного совещания от 01.02.2002 "Организация дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности", руководствуясь ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 10, 35, 36, 47, 56 Устава города Иркутска, Положением о муниципальных программах г. Иркутска, утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 31.03.1999 № 312-32/гД(2), городская Дума решила:
1. Утвердить Программу дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Иркутска на 2003 - 2005 годы (далее - Программа) - приложение 1, приложение 2, приложение 3.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 24.01.2005 № 004-20-070066/5)
2. Администрации г. Иркутска:
2.1. При формировании бюджета г. Иркутска на 2003 и последующие годы предусматривать расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Иркутска на 2003 - 2005 годы, исходя из реальных возможностей бюджета г. Иркутска.
2.2. Опубликовать настоящее решение с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
Приложение 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 24 сентября 2002 года
№ 261-20гД(3)
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА
НА 2003 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Основной разработчик - Комитет по делам горожан
Программы администрации г. Иркутска.
Цели Программы - Укрепление системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- Создание условий для социальной,
психолого - педагогической,
медицинской помощи и реабилитации
несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
Срок реализации - 2003 - 2005 годы.
Программы
Основные исполнители - Департамент образования Комитета
мероприятий Программы по делам горожан администрации
г. Иркутска;
- Департамент здравоохранения
Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска;
- Департамент социальной защиты
населения Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска;
- Департамент по физической культуре
и спорту Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска;
- Отдел по делам молодежи Комитета
по делам горожан администрации
г. Иркутска;
- Городская комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска;
- Комитеты по управлению округами
администрации г. Иркутска;
- Подразделения органов внутренних
дел г. Иркутска (по согласованию).
Основные источники - Средства бюджета г. Иркутска.
финансирования.
Ожидаемые конечные - Стабилизация, а в последующем
результаты реализации положительное изменение ситуации на
Программы территории г. Иркутска по детской
беспризорности, безнадзорности;
- Снижение уровня криминальной
активности несовершеннолетних и
подростковой преступности;
- Обеспечение надлежащих условий для
эффективной защиты прав и гарантий
несовершеннолетних на территории
г. Иркутска.
Организация контроля за - Контроль за реализацией
исполнением Программы мероприятий Программы осуществляется
Комитетом по делам горожан
администрации г. Иркутска, Комитетом
по экономике и финансам
администрации г. Иркутска,
Комитетами по управлению округами
администрации г. Иркутска. Комитет
по делам горожан и Комитет по
экономике и финансам администрации
г. Иркутска направляют запросы и
рассматривают отчеты об исполнении
Программы, проверяют целевое
использование средств в порядке,
предусмотренном действующим
законодательством.
Механизм реализации - Основные исполнители Программы
Программы разрабатывают и утверждают планы
работ по выполнению соответствующих
мероприятий, указанных в Программе.
Приобретение материально -
технических средств, определенных
Программой, осуществляется в
порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В современных условиях, при социально - экономической и политической нестабильности в стране, резко обострилась проблема детской безнадзорности и беспризорности. За последние годы в г. Иркутске сложилась стойкая тенденция к увеличению числа социально незащищенных семей, к которым относятся семьи родителей - инвалидов, безработных, многодетные, неполные и семьи других категорий, нуждающихся в социальной поддержке.
Особое беспокойство вызывает рост количества семей, относящихся к "группе социального риска", в которых дети лишены минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, подвержены жестокому обращению со стороны взрослых лиц.
В настоящее время на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Иркутска состоит 1657 неблагополучных семей, в которых проживает более 3200 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке.
За I квартал 2002 года в суды г. Иркутска было направлено 67 исковых заявлений о лишении родительских прав социально неблагополучных родителей.
В настоящее время в г. Иркутске проживает 2908 детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.
Из указанного количества:
- 1598 воспитываются в семьях опекунов;
- 18 детей в "приемных семьях";
- 682 ребенка являются воспитанниками детских домов и школ - интернатов;
- 117 детей и подростков в социальных приютах города.
В муниципальных учреждениях здравоохранения г. Иркутска находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. По состоянию на 10.04.2002 "отказных" и "брошенных" детей первых лет жизни зарегистрировано в г. Иркутске 503 человека, из них в ИМДБ находится 31 ребенок, в ГИКБ - 40 детей, в Домах ребенка - 432 человека.
Учитывая приоритетность рассматриваемой проблемы, всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится целенаправленная работа по стабилизации ситуации, связанной с ростом детской безнадзорности, беспризорности на территории г. Иркутска.
В результате профилактических мер, предпринимаемых в городе Иркутске всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в течение последних 2 лет наблюдается стабильное снижение уровня преступности среди несовершеннолетних (2000 г. - на 21,4%; 2001 г. - на 21,2%), Вместе с тем увеличивается количество безнадзорных детей, проживающих на территории г. Иркутска, нуждающихся в социальной защите.
Несмотря на снижение подростковой преступности в I квартале 2002 г. на 14%, по - прежнему остается значительным число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел г. Иркутска за различные правонарушения (3789 подростков, 632 из которых поставлены на учет в ПДН ОВД). Из указанного количества число доставлений за безнадзорность составляет 1154, за беспризорность - 27.
Из них:
- помещено в приюты города - 57 чел.;
- в ЦВИНП - 47 чел.;
- в мед. учреждения города - 68 чел.;
- д/дома, школы - интернаты - 7 чел.;
- обл. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 1 чел.
За 2001 год комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав КУО в судебные органы было направлено 146 исковых заявлений о лишении родительских прав, отобрано из семей 12 детей, находящихся в социально опасных условиях. За этот же период органами внутренних дел г. Иркутска составлено на неблагополучных родителей более 5000 административных протоколов по ст. 164 КоАП РСФСР "Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей".
Так, только за 2001 год было выявлено более 30 фактов жестокого обращения с ребенком, из них в 25 случаях возбуждены уголовные дела по ст. 156 УК РФ за жестокое обращение с несовершеннолетними, возбуждено 55 уголовных дел по ст.ст. 150, 151 УК РФ ("Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий").
Учитывая специфику областного центра, следует обозначить следующие проблемы, влияющие на рост количества безнадзорных, беспризорных детей, находящихся на территории г. Иркутска.
Прежде всего, это дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в определении в государственные и муниципальные учреждения, из - за отсутствия достаточных мест в которых продолжающие жить в семьях (116 человек на 01.02.2002). Также это дети и подростки из неблагополучных семей, прибывшие из других населенных пунктов Иркутской области, иных субъектов РФ, стран СНГ. Проблема усугубляется количеством безнадзорных, беспризорных детей, прибывающих с других населенных пунктов области, требующих устройства в государственные и муниципальные учреждения или возвращения в семью по месту проживания. В органы внутренних дел г. Иркутска за 2001 год было доставлено 1869 иногородних, в подразделение по делам несовершеннолетних ОВД на транспорте - 380 беспризорных и 372 безнадзорных ребенка.
Все вышеизложенное требует принятия дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности, беспризорности на территории г. Иркутска, повышения эффективности работы всех служб по защите несовершеннолетнего населения города. Программа является очередным этапом в деятельности администрации города Иркутска по решению одной из важнейших социальных задач - защите прав и обеспечению социальных гарантий несовершеннолетних.
ПЛАН
мероприятий Программы дополнительных мер по решению
проблем детской безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних на 2003 год
(План мероприятий в ред. решения городской Думы г. Иркутска
от 22.11.2002 № 283-22гД(3))
КУО - комитеты по управлению округами администрации
г. Иркутска
КДГ - Комитет по делам горожан администрации
г. Иркутска
ДО - Департамент образования Комитета по делам
горожан администрации г. Иркутска
ДСЗН - Департамент социальной защиты населения Комитета
по делам горожан администрации г. Иркутска
ДЗ - Департамент здравоохранения Комитета по делам
горожан администрации г. Иркутска
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав Комитета по делам горожан администрации
г. Иркутска
ОДМ - отдел по делам молодежи Комитета по делам
горожан администрации г. Иркутска
ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних
УВД - управление внутренних дел г. Иркутска
МОУ - муниципальные образовательные учреждения
г. Иркутска
ДФС - Департамент по физкультуре и спорту Комитета по
делам горожан администрации г. Иркутска
Д/Р - дом ребенка
ДМУЗ - детские муниципальные учреждения здравоохранения
г. Иркутска
ГКДН - городская комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска
КГО - Комитет по городскому обустройству администрации
г. Иркутска
ИГЦЗН - Иркутский городской Центр занятости населения
ГПЦ - городской перинатальный центр
ГИКБ - городская инфекционная клиническая больница
ДЮСШ - детско - юношеская спортивная школа
УДОд - учреждения дополнительного образования детей
ЦДТ - центр детского творчества
ЦТТУМ - центр технического творчества учащейся молодежи
ДДиЮТ - дворец детского и юношеского творчества
ДДТ - дом детского творчества
ИПКРО - Институт повышения квалификации работников
образования
ИГПУ - Иркутский Государственный Педагогический
Университет
ИГМУ - Иркутский Государственный Медицинский
Университет
ФСС - фонд социального страхования
ООиП - органы опеки и попечительства
ДП - детская поликлиника
ИМДБ - Ивано - Матренинская детская больница
ЦВИНП - Центр временной изоляции несовершеннолетних
правонарушителей
ЦИМПО - Центр информационно - методической помощи
образованию
МСУ - муниципальное специализированное учреждение
МДОУ - муниципальное дошкольное образовательное
учреждение
ПУ - профессиональное училище
ГЦМСПППН - городской Центр медико - социальной,
психологической, психотерапевтической помощи
населению
УСЗН - Управление социальной защиты населения
Заместитель мэра
Н.А.АЛАЕВА
Ответственный секретарь
городской КДН и защите их прав
С.Н.СЕМЕНОВА
Приложение 2
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 24 сентября 2002 года
№ 261-20гД(3)
ПЛАН
мероприятий на 2004 год Программы дополнительных
мер по решению проблем детской безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
на территории г. Иркутска на 2003 - 2005 годы
(Приложение 2 введено решением городской Думы г. Иркутска
от 01.12.2003 № 405-33гД(3))
<*> - мероприятия, финансируемые за счет средств, предусмотренных в городских целевых программах и планах мероприятий структурных подразделений КДГ администрации г. Иркутска.
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений, принятых в Плане мероприятий:
КУО - Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска;
КДГ - Комитет по делам горожан администрации г. Иркутска;
ДО - Департамент образования;
ДСЗН - Департамент социальной защиты населения;
ДЗ - Департамент здравоохранения;
ОКДН - окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
ОДМ - отдел по делам молодежи;
ПДН ОВД - подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
УВД - Управление внутренних дел г. Иркутска
СКМ ОВД - служба криминальной милиции органов внутренних дел;
МОУ - муниципальные образовательные учреждения;
ДФС - Департамент по физкультуре и спорту;
д/р - дом ребенка;
ДМУЗ - детские муниципальные учреждения здравоохранения;
ГЦМСПППН - городской центр медико-социальной, психологической, психотерапевтической помощи населению;
ГКДН - городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
ГИКБ - городская инфекционная клиническая больница;
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа;
ИПКРО - институт повышения квалификации работников образования;
ИГПУ - Иркутский государственный педагогический университет;
ИГМУ - Иркутский государственный медицинский университет;
ООиП - органы опеки и попечительства;
ДП - детская поликлиника;
МСУ - муниципальное специализированное учреждение;
ЦИМПО - центр информационно-методической помощи образованию;
ЦО - центр образования;
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения.
Заместитель мэра г. Иркутска
Н.А.АЛАЕВА
Приложение 3
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 24 сентября 2002 года
№ 261-20гД(3)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ НА 2005 ГОД ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО
РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ
Г. ИРКУТСКА НА 2003 - 2005 ГОДЫ
(Приложение 3 введено решением Думы г. Иркутска
от 24.01.2005 № 004-20-070066/5)
План мероприятий на 2005 год Программы дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Иркутска на 2003 - 2005 годы (далее - План мероприятий) разработан в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
Характеристика проблемы:
За последние годы в г. Иркутске наблюдается неблагоприятная тенденция к увеличению числа социально незащищенных семей, к которым относятся семьи родителей-инвалидов, безработных, многодетные, неполные и семьи других категорий, нуждающихся в социальной поддержке.
Особое беспокойство вызывает рост количества семей, относящихся к группе социального риска, в которых дети лишены минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, подвержены жестокому обращению со стороны взрослых лиц.
В настоящее время на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Иркутска состоит 1516 неблагополучных семей, в которых проживает более 2000 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке.
В течение 2004 года в суды г. Иркутска было направлено 432 исковых заявления о лишении родительских прав социально неблагополучных родителей.
В настоящее время в г. Иркутске проживает 4387 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Из указанного количества:
- 2288 воспитываются в семьях опекунов, попечителей;
- 2099 детей являются воспитанниками детских домов и школ-интернатов, домов ребенка; социальных приютов и социально-реабилитационных центров.
За 12 месяцев 2004 года на территории г. Иркутска было выявлено и учтено 776 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
С учетом приоритетности рассматриваемой проблемы всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится целенаправленная работа по стабилизации ситуации, связанной с ростом детской безнадзорности, беспризорности на территории г. Иркутска.
В результате профилактических мер, предпринимаемых в городе Иркутске всеми субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в течение 2004 г. произошло снижение уровня преступности среди несовершеннолетних на 31,4%.
Вместе с тем увеличивается количество безнадзорных детей, проживающих на территории г. Иркутска, нуждающихся в социальной защите.
В органы внутренних дел г. Иркутска за различные правонарушения в 2004 году было доставлено 11088 несовершеннолетних (в 2003 г. - 13906 чел.). Из указанного количества число доставлений за безнадзорность составляет 1992 чел., за беспризорность - 21.
Из них:
- помещено в приюты города - 93 чел.;
- в ЦВСНП - 92 чел.;
- в мед. учреждения города - 201 чел.;
- возвращены в д/дома, школы-интернаты, соц. учреждения - 183 чел.;
- устроены в транзитные отделения - 170 чел.;
- возвращены родителям, законным представителям - 1253 чел.
За 2004 год комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав КУО рассмотрено 1312 материалов в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей. За этот же период органами внутренних дел г. Иркутска составлено на неблагополучных родителей более 1860 административных протоколов по ст. 5.35 КоАП РФ, выявлено более 91 факта жестокого обращения с ребенком.
Все вышеизложенное требует принятия дополнительных мер по решению проблем детской безнадзорности, беспризорности на территории г. Иркутска, повышения эффективности работы органов и учреждений по защите прав и гарантий несовершеннолетних.
Цели и задачи:
Основной целью Плана мероприятий является совершенствование муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Иркутске, создание условий для эффективной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Планом мероприятий предусматривается решение следующих основных задач:
- реализация организационных, правовых, профилактических мер по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков на территории г. Иркутска;
- развитие и укрепление материально-технической базы органов и учреждений, оказывающих помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление мер по защите и охране прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- развитие методической и нормативно-правовой базы органов и учреждений, оказывающих различные виды помощи детям, повышение профессиональной компетенции специалистов муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ожидаемые результаты:
- положительное изменение ситуации на территории г. Иркутска по детской беспризорности, безнадзорности;
- снижение уровня криминальной активности несовершеннолетних и подростковой преступности;
- обеспечение надлежащих условий для эффективной защиты прав и гарантий несовершеннолетних на территории г. Иркутска.
Источники финансирования:
- средства бюджета города.
Контроль за реализацией Плана мероприятий:
Общий контроль за реализацией Плана мероприятий осуществляет заместитель мэра, председатель Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
--> примечание.
Федеральный закон от 16.04.2001 "О государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей" имеет № 44-ФЗ,
а не ФЗ-44.
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений, принятых в Плане мероприятий:
КУО - Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска
КДГ - Комитет по делам горожан администрации г. Иркутска
ДО - Департамент образования
ДСЗН - Департамент социальной защиты населения
ДЗ - Департамент здравоохранения
ОДМ - отдел по делам молодежи
ПДН ОВД - подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
УВД - Управление внутренних дел г. Иркутска
МОУ - муниципальные образовательные учреждения
ДФС - Департамент по физкультуре и спорту
ООиЗПН - отдел охраны и защиты прав несовершеннолетних
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа
ООиП - отделы опеки и попечительства
МСУ - муниципальное специализированное учреждение
ЦО - центр образования