РЕШЕНИЕ ГД г. Усолье-Сибирское от 25.08.2005 № 83/4
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2005 г. № 83/4
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
Рассмотрев представленную администрацией города городскую целевую программу "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2005 - 2007 годы", направленную на снижение уровня наркотизации и связанных с ней социально-негативных явлений на территории города, в соответствии со ст.ст. 17, 18 Устава муниципального образования "Город Усолье-Сибирское" городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2005 - 2007 годы".
2. Комитету по экономике и финансам администрации города предусмотреть при формировании расходной части бюджета на 2006, 2007 годы выделение ассигнований на реализацию мероприятий, предусмотренных программой, в части учреждений, финансируемых из бюджета города.
3. Контроль за ходом выполнения программы возложить на первого заместителя главы администрации Ляховчука М.А.
Мэр г. Усолье-Сибирское
Е.С.КУСТОС
Утверждена
решением
городской Думы г. Усолье-Сибирское
от 25 августа 2005 года
№ 83/4
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
1. Наименование Городская целевая программа "Комплексные меры
программы профилактики злоупотребления наркотическими
средствами и психотропными веществами на 2005 -
2007 годы"
2. Заказчик Администрация муниципального образования "Город
программы Усолье-Сибирское"
3. Основные Усолье-Сибирский МРО РУ ФСКН РФ по Иркутской
разработчики области, Управление образования администрации
программы города, ОГУ "Центр профилактики наркомании"
(региональная система профилактики наркомании)
4. Основная цель Снижение уровня наркотизации и связанных с ней
программы социально-негативных явлений на территории
города. Усиление мер по противодействию
незаконному обороту наркотиков
5. Основные задачи 1. Подготовка предложений по совершенствованию
программы правовой базы и организационных предпосылок для
развития эффективной системы предупреждения
наркомании и борьбы с незаконным оборотом
наркотиков.
2. Сбор и анализ информации о наркоситуации и
проводимых мероприятиях.
3. Развитие системы информирования населения,
обеспечивающей предупреждение и снижение спроса
на наркотические средства, пропаганду здорового
образа жизни.
4. Организация первичной профилактики наркомании
и связанных с ней социально-негативных явлений.
5. Организация методической помощи специалистам,
занимающимся профилактикой наркомании и других
социально опасных явлений.
6. Развитие системы медико-социальной и
социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.
7. Улучшение мер по выявлению и пресечению
правонарушений в сфере незаконного оборота
наркотиков
6. Сроки и этапы Срок реализации программы - 2005 - 2007 годы
реализации
программы
7. Перечень - подготовка предложений по совершенствованию
основных правовой базы и организационных предпосылок в
мероприятий сфере противодействия незаконному обороту
программы наркотических средств, психотропных веществ и
злоупотреблению ими;
- совершенствование механизмов исследования
проблемы наркомании;
- информационно-просветительская деятельность по
профилактике наркомании и связанных с ней
социально-негативных явлений;
- организация методической помощи в сфере
профилактики наркомании и других зависимостей;
- организация первичной профилактики наркомании и
связанных с ней социально-негативных явлений;
- организация работы с детьми и подростками
группы риска;
- медико-социальная и социальная реабилитация
лиц, больных наркоманией;
- улучшение мер по выявлению и пресечению
правонарушений и преступлений в сфере незаконного
оборота наркотиков, контроля над оборотом
прекурсоров
8. Исполнители Усолье-Сибирский Межрайонный отдел Регионального
основных управления Федеральной службы по контролю за
мероприятий оборотом наркотиков РФ по Иркутской области
программы (далее - МРО РУ ФСКН РФ), ОГУ "Центр профилактики
наркомании" (далее - ОГУ "ЦПН" (региональная
система профилактики наркомании)), Управление
образования администрации города (далее - УО),
Комитет потребительского рынка товаров и услуг
администрации города (далее - КПРТиУ), МУП
"Информационный центр "Усолье" (далее - МУП
"ИЦ"), Департамент социальной защиты населения по
городу Усолье-Сибирское и Усольскому району
(далее - ДСЗН), Центр занятости населения города
Усолье-Сибирское (далее - ЦЗН), МУ "Департамент
здравоохранения" (далее - МУ "ДЗО"), отдел
культуры администрации города, отдел по
физической культуре и спорту, городской отдел
внутренних дел (далее - ГОВД)
9. Объемы и Источником финансирования программы являются
источники средства городского бюджета.
финансирования Объемы финансирования программы ежегодно
уточняются при формировании бюджета города на
соответствующий финансовый год. На реализацию
отдельных мероприятий, включенных в программу,
могут быть привлечены в установленном порядке
средства областного бюджета и внебюджетных
источников. Объем ассигнования для финансирования
программы за счет средств городского бюджета
составляет всего (в 2006 - 2007 гг.) - 3457800
рублей, в том числе:
в 2005 году -
в 2006 году - 1980600 рублей;
в 2007 году - 1477200 рублей
10. Ожидаемые В результате реализации программы будут получены
конечные следующие результаты:
результаты 1) совершенствование механизмов исследования
реализации проблемы наркомании позволит:
программы - скоординировать усилия всех субъектов
профилактики и борьбы с наркоманией;
- обеспечить комплексный подход в области
профилактики наркомании;
- сформировать единое информационное пространство
правоохранительных органов и других субъектов
профилактики наркомании в городе;
- осуществлять мониторинг наркоситуации и
своевременно реагировать на осложнение ситуации в
городе;
2) организация методической помощи в сфере
профилактики наркомании и других зависимостей
позволит:
- повысить качество работы по профилактике
наркомании и других социально-негативных явлений
среди детей, подростков и молодежи через
организацию семинаров для специалистов,
занимающихся профилактикой социально-негативных
явлений.
3) информационно-просветительская деятельность по
профилактике наркомании и связанных с ней
социально-негативных явлений позволит:
- предупредить и снизить спрос на наркотические
вещества, сформировать у населения города
негативное отношение к употреблению наркотических
средств и психотропных веществ, повысить
осведомленность всех категорий населения города о
вреде алкоголизма, табакокурения, наркомании и
токсикомании, отразить в сознании населения
преимущества здорового образа жизни через:
- изготовление и распространение различных видов
буклетов для несовершеннолетних, состоящих на
учете в ПДН, блокнотов со специальной символикой
для проведения обучающих тренингов;
- создание и распространение видеороликов, радио-
и телепередач, печатных материалов по
профилактике наркомании;
4) организация первичной профилактики наркомании
и связанных с ней социально-негативных явлений
позволит:
- обеспечить комплексную, системную работу по
профилактике наркомании и других
социально опасных явлений на территории города;
- сформировать среди молодежи активную жизненную
позицию, в том числе через деятельность кабинетов
профилактики социально-негативных явлений;
- содействовать развитию деятельности детских и
подростковых клубов по месту жительства,
обеспечению досуговой занятости детей, подростков
и молодежи с целью профилактики алкоголизма,
табакокурения, наркомании и токсикомании;
5) медико-социальная и социальная реабилитация
лиц, больных наркоманией, позволит:
- улучшить качество диагностики, лечения и
реабилитации лиц, больных наркоманией;
- повысить длительность ремиссии, ее устойчивость
и удельный вес от всего контингента больных,
состоящих на учете в наркодиспансере;
6) улучшение мер по выявлению и пресечению
правонарушений в сфере незаконного оборота
наркотиков:
- повышение защищенности населения от
распространения правонарушений в сфере
незаконного оборота наркотиков
11. Система Контроль за реализацией программы осуществляется
организации в пределах полномочий городской Думой через
контроля за городскую межведомственную комиссию по
исполнением противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами, психотропными веществами, их
незаконному обороту, профилактике ВИЧ-инфекции,
Комитетом по экономике и финансам городской
администрации
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
На 1 января 2004 г. в наркологических учреждениях Иркутской области состоит на диспансерном и профилактическом наблюдении 57562 больных, из них с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз - 38407 человек, наркомания - 13468 человек, токсикомания - 451 человек.
Таким образом, по официальным данным, в болезненное пьянство, наркоманию и токсикоманию вовлечено 2,1% населения области. По данным экспертных заключений, число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:15.
Сравнительные исследования статистических данных по Иркутской области за 2002 год свидетельствуют об увеличении числа детей и подростков на 100 тыс. населения, злоупотребляющих алкоголем, по сравнению с 2001 годом на 23,5%, страдающих наркоманией - на 13,3%, токсикоманией - на 21,9%.
На диспансерный учет в 2003 году в Иркутской области поставлено 568 подростков с диагнозом наркомания (76,2 на 100 тыс. населения), 430 подростков, злоупотребляющих наркотиками, (57,7 на 100 тыс. нас.), 140 подростков с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз (18,8 на 100 тыс. населения), 1317 человек, злоупотребляющих алкоголем, (176,7 на 100 тыс. населения), 319 подростков с диагнозом токсикомания (42,8 на 100 тыс. населения), 245 лиц, злоупотребляющих ненаркотическими средствами. Наибольшее число подростков, употребляющих психоактивные вещества, поставлено на диспансерный учет в городе Иркутске (60,5%), в г. Братске (11,5%) и в Братском районе (7,2%), в г. Усолье-Сибирское (5%).
Во всех возрастных группах отмечается рост числа лиц, поставленных на учет с диагнозом токсикомания: в 2002 году - 407 человек (+29,2% по сравнению с 2001 годом), в 2003 году - 451 человек (+10,8% по сравнению с 2002 годом).
Рассматривая структуру заболеваемости наркоманией в зависимости от вида употребления наркотиков в последние 3 - 4 года, можно отметить, что основная масса больных употребляет препараты группы опия и совсем небольшая часть - группы каннабиноидов. Другие наркотические средства употребляются эпизодически.
Если до 2001 года в области в основном употребляли препараты группы опия путем внутривенных инъекций, то в настоящее время чаще стали употреблять наркотики путем вдыхания препаратов в легкие (курение, нюханье). Специалисты объясняют это тем, что среди молодежи существует иллюзия о сниженном риске приобретения физической зависимости при таком способе употребления, кроме того, это связано со страхом заражения ВИЧ-инфекцией при внутривенном способе употребления.
Уровень смертности от передозировки наркотиками на территории области в 2002 году составил 340 человек, в 2003 году - 366 человек. Повысилась смертность от передозировки токсическими веществами (с 70 человек в 2001 году до 128 - в 2002 г.).
По данным Главного управления внутренних дел Иркутской области, в последние годы обстановка в области, связанная с незаконным оборотом наркотиков, становится все более напряженной: за 2002 год зарегистрировано 3732 таких преступления, за 2003 год - 3955 такого рода преступлений, (прирост - 5,6%), многие из них совершены в группе. Так, в 2002 году отмечен рост количества выявленных преступлений с сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных в составе организованных преступных групп (с 19 в 2001 году до 31 - в 2002 году). Большая доля выявленных преступлений относится к разряду тяжких и особо тяжких. Из 3732 преступлений, совершенных в 2002 году, 2202 (59%) преступления составили сбыт наркотиков, в 2003 году из 3955 преступлений сбыт наркотиков включал 1898 преступлений, или 48% от общего числа преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
В 2003 году по ст.ст. 228 - 233 УК РФ было осуждено 950 человек, из них 657 человек (70%) получили условные сроки лишения свободы. Неуклонный рост числа сбытчиков свидетельствует о том, что распространение наркотиков рассматривается как постоянный и надежный источник доходов. Участие в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, лиц в возрасте от 18 до 24 лет (374 человека, или 40%) свидетельствует об активном вовлечении в наркобизнес молодежи студенческого и трудоспособного возраста. Кроме того, по ст.ст. 228 - 233 УК РФ в 2003 году было осуждено 207 человек в возрасте 25 - 29 лет (22% от общего числа осужденных), 276 человек - в возрасте 30 - 49 лет (30%). 58% осужденных по ст.ст. 228 - 233 УК РФ характеризуются как "трудоспособные без определенных занятий". Данные факты подтверждают версию о профессионализации наркопреступности. В целом, большая часть преступлений (68%) совершается молодежью, то есть лицами в возрасте от 18 до 30 лет. По-прежнему значительно участие женщин в незаконном обороте наркотиков, доля которых среди лиц, осужденных по ст.ст. 228 - 233 УК РФ, в 2003 году составила 36%.
В совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, активно вовлекаются несовершеннолетние: в 2002 году зарегистрировано 181 такое преступление, совершенное несовершеннолетними (5% от общего числа преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков), в 2003 году - 158 (4%). Из них в 2002 году 91 преступление, совершенное несовершеннолетними, связано со сбытом (4,5% в общем числе преступлений, направленных на сбыт наркотиков), в 2003 году число случаев сбыта, совершенного несовершеннолетними, составило 62 (или 3,3% в общем числе случаев сбыта наркотиков).
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Иркутской области, по данным ГУВД Иркутской области, в 2002 году за употребление наркотических средств и психотропных веществ состояло 710 несовершеннолетних, в 2003 году - 540 несовершеннолетних.
На 17,6% возросло количество административных правонарушений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков (с 710 в 2002 году до 835 - в 2003 году).
Подавляющее большинство преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков совершено жителями муниципальных образований, в которых они постоянно проживают (91%).
Лидером по совершенным в 2003 году наркопреступлениям остается Иркутск: из 950 лиц, осужденных по ст.ст. 228 - 233 УК РФ, 387 человек осуждены в г. Иркутске. На территории Ангарского муниципального образования рассмотрено 84 дела с вынесением приговора, Усольского муниципального образования - 76, в городе Братске - 54 дела, в Тулунском муниципальном образовании районе - 48.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков причиняют не только значительный моральный ущерб, оценить который практически невозможно, но и серьезный материальный урон обществу, в частности, в виде не попавших в легальный оборот и направленных на совершение преступной деятельности средств.
Однако в настоящее время наблюдается позитивная динамика увеличения основных показателей оперативно-служебной деятельности, в частности изъятия из незаконного оборота крупных партий наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ. Так, во 2 полугодии 2003 года всего изъято 39,057 кг (героина - 8,209 кг), а во втором полугодии 2004 года количество изъятых наркотических средств увеличилось более чем в 7 раз - 286,911 кг (героина - 26,030 кг). Для поддержания складывающейся тенденции по подрыву незаконного наркорынка необходимо сохранить наступательный характер предпринимаемых мер.
В 2003 году впервые за последние годы сократилось число больных, состоящих на учете в наркологической службе, на 3,3%, а количество впервые выявленных больных за время действия программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" сократилось более чем в два раза. По сравнению с 2002 годом общая численность наркоманов в 2003 году снизилась с 13927 до 13468 человек.
На территории муниципального образования "Город Усолье-Сибирское" наркоситуация продолжает оставаться напряженной, активную роль в распространении наркотических средств и психотропных веществ играют этнические группировки - таджикские, кавказские, цыганские семьи. Низкий уровень жизни обуславливает повышенные возможности вовлечения граждан в деятельность по незаконному обороту наркотических средств. За период с 01.01.2005 по 01.06.2005 Усолье-Сибирским МРО РУ ФСКН РФ по Иркутской области возбуждено 56 уголовных дел, выявлено 73 преступления, 61 преступление - с целью сбыта. Направлено в суд 14 уголовных дел, в том числе 4 преступления по ОПТ. Из незаконного оборота изъято более 4650,9 кг наркотических средств и психотропных веществ, из них психотропных веществ - 4377,335 кг. По данным ГОВД, изъято: героина - 8,736 г, гашиша - 351,78 г, опия - 1,96 г, марихуаны - 1558 г, фенобарбитала - 10,358 г. Количество поступивших с передозировкой наркоманов в 2002 г. составило 126 человек, умерло - 21, в 2003 г. - 25, умерло - 5. В 2004 г. пролечено 23 наркомана, умерло - 8 человек.
За 6 месяцев 2005 г. пролечено стационарно в Усольской ПНБ 37 потребителей наркотиков. В областной ПНБ и других специализированных стационарах области пролечено 19 потребителей наркотиков. Амбулаторно поддерживающее лечение получили 42 человека. Анонимно стационарно пролечено 2 человека.
Программный метод выполнения городской целевой программы "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконного оборота на 2002 - 2004 гг.", утвержденной решением городской Думы от 28.02.2002 № 5, позволил консолидировать участие всех заинтересованных служб и ведомств, снизить темпы прироста наркомании на территории города.
МЕРОПРИЯТИЯ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И
ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
Федеральный закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2001
имеет № 87-ФЗ, а не № 87.
12. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия по выполнению целевой программы обеспечиваются за счет средств городского, областного, федерального бюджетов и внебюджетных средств. Предусмотреть возможность коррекции по финансовому обеспечению программных мероприятий с учетом индексов дефлятора Министерства экономики развития РФ.
------------------------------------------T------T-------T-------¬
¦ Исполнители основных мероприятий ¦Всего ¦2006 г.¦2007 г.¦
¦ программы ¦(тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ руб.)¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦Управление образования администрации¦ 352 ¦ 249 ¦ 113 ¦
¦города ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦Комитет потребительского рынка товаров и¦ 30 ¦ 20 ¦ 10 ¦
¦услуг администрации города ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦Отдел по физической культуре и спорту¦ 85 ¦ 70 ¦ 15 ¦
¦администрации города ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦МУ "Департамент здравоохранения" ¦2790,8¦ 1451,6¦ 1339,2¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------+
¦ГОВД ¦ 200 ¦ 200 ¦ -¦
L-----------------------------------------+------+-------+--------
13. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации
13.1. Программа осуществляется под контролем городской межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами, их незаконному обороту, профилактике ВИЧ-инфекции.
13.2. Один раз в год городская Дума рассматривает отчет о ходе реализации программы и вносит в нее свои поправки.
Первый заместитель главы
администрации города,
председатель городской межведомственной комиссии
по противодействию злоупотреблению наркотическими
средствами, психотропными веществами, их незаконному
обороту, профилактике ВИЧ-инфекции
М.А.ЛЯХОВЧУК