Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы г. Саянска от 21.07.2005 № 110-68-40
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В Г. САЯНСКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ДУМА ГОРОДА САЯНСКА

ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2005 г. № 110-68-40

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В Г. САЯНСКЕ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а не Федеральный закон от 28.08.1995 № 131-ФЗ (в редакции от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

В целях совершенствования социально-культурного пространства в г. Саянске, активизации творческих процессов в культуре и искусстве, удовлетворения культурных потребностей населения города, руководствуясь Законом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 131-ФЗ (в редакции от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 28 Устава муниципального образования "Город Саянск", городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию развития культуры в г. Саянске на 2006 - 2010 годы (Приложение № 1).

2. Контроль над исполнением данного решения возложить на заместителя главы администрации Хайрутдинова Р.М. и депутата городской Думы Чебыкина В.А.

Мэр г. Саянска
А.В.ТРУХИН





Приложение № 1
к решению
Думы г. Саянска
от 21 июля 2005 года
№ 110-68-40

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ САЯНСКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современное законодательство сконцентрировало ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам на уровне местных органов власти, отнеся к их компетенции все аспекты формирования культурной политики, т.е. обязало сохранять и поддерживать традиционные ценности, осуществляя политику протекционизма по отношению к субъектам культурной деятельности.
Поэтому именно концептуальный подход должен определить основные направления и приоритеты деятельности органов власти по осуществлению государственной политики в области культуры, направленной на обеспечение конституционного права граждан на участие в культурной жизни города, по выработке социальной стратегии.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 13.01.1996 № 12-ФЗ) и от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 № 3612-1, а не от 13.01.1996 № 12-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

- Закон РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в редакции от 22.08 2004 № 122-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" в редакции статьи 42 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
- Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" в редакции статьи 79 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" в редакции статьи 112 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции статьи 143 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
- Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" в редакции пункта 36 статьи 156 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
- Концепция федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 гг.)" (проект);
- Устав города Саянска;
- Положение об Управлении культуры администрации г. Саянска.

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.
Доступ к культурному наследию - возможность для всех горожан свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием города.

4. АКТУАЛЬНОСТЬ

Анализ итогов деятельности учреждений культуры города за 2001 - 2004 гг., основанный на изучении статистических и иных отраслевых данных, позволил сделать вывод о том, что культура города как отрасль, сократив сеть, но сохранив творческий потенциал и традиции, несомненно, в эти годы обрела новое качество.
Подтверждением тому служат:
- повышение статуса культуры на областном и муниципальном уровнях;
- развитие партнерских двусторонних отношений с Комитетом по культуре области;
- расширение культурных контактов с другими территориями области;
- активизация участия населения города в культурной жизни.
Ключевым фактором, во многом обеспечившим эти позитивные перемены, стало постоянное внимание со стороны администрации, выразившееся в укреплении материально-технической базы учреждений культуры, и совершенствование управления культурным процессом.
И вместе с тем именно это обстоятельство (в свете новых российских законов о совершенствовании местного самоуправления) делает актуальным тезис, что сегодня как никогда система управления культурой в городе нуждается в качественном реформировании. Актуальность такой постановки вопроса обусловлена также целым рядом проблем, решение которых требует новых подходов и принципов управленческой деятельности.

5. СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ Г. САЯНСКА

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КУЛЬТУРОЙ

   -----T-----------------------------------------T-------------T--------¬

¦ № ¦ Наименование объекта ¦Муниципальные¦ Других ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ведомств¦
+----+-----------------------------------------+-------------+--------+
¦ ¦ Библиотеки ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Централизованная библиотечная система¦ 5¦ ¦
¦ ¦(массовые библиотеки) ¦ ¦ ¦
¦ 2. ¦Школьные библиотеки ¦ 8¦ ¦
¦ 3. ¦Библиотеки средних спец. и высших учебных¦ 1¦ 5¦
¦ ¦заведений ¦ ¦ ¦
¦ 4. ¦Библиотеки предприятий, учреждений,¦ 1¦ 6¦
¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Музеи ¦ ¦ ¦
¦ 5. ¦Историко-экологический музей ¦ 1¦ ¦
¦ 6. ¦Картинные галереи ¦ 2¦ ¦
¦ 7. ¦Музей ОАО "Саянскхимпласт" ¦ ¦ 1¦
¦ 8. ¦Музеи боевой славы (Совет ветеранов,¦ 2¦ ¦
¦ ¦школы) ¦ ¦ ¦
¦ 9. ¦Этнографический музей ДДТ ¦ 1¦ ¦
¦10. ¦Литературный музей Е.Евтушенко (шк. № 7)¦ 1¦ ¦
¦11. ¦Краеведческий музей (гимназия № 1) ¦ 1¦ ¦
¦ ¦ Учреждения дополнительного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦
¦12. ¦Музыкальные школы ¦ 2¦ ¦
¦13. ¦Художественные школы ¦ 1¦ ¦
¦14. ¦Дом детского творчества ¦ 1¦ ¦
¦ ¦ Досуговые учреждения ¦ ¦ ¦
¦15. ¦ДК "Юность" ¦ ¦ 1¦
¦16. ¦Центр досуга ¦ ¦ 1¦
¦17. ¦Развлекательный центр "Европа" ¦ ¦ 1¦
¦18. ¦Детский парк ¦ 1¦ ¦
¦19. ¦Детские клубы по месту жительства ¦ ¦ ¦
¦20. ¦Актовые залы учебных заведений,¦ 7¦ 5¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------------------------+-------------+---------


Предпринятые в последние годы усилия по развитию социально-культурных процессов в городе позволили не только в целом сохранить сеть культурно-просветительских (за исключением 1 клубного учреждения) и художественно-образовательных учреждений, но и организовать их оптимальное использование.
Получили новые помещения МОУ ДОД "Детская музыкальная школа № 2" (отдельно стоящее здание), Детский парк, решается вопрос о историко-экологическом музее, библиотеке - филиале № 2 ЦБС (помещения в бывшем младшем блоке шк. № 5). Проведены капитальные ремонты в двух музыкальных школах, отремонтирована кровля творческих мастерских (д. № 65). Однако по-прежнему остро стоят (из-за отсутствия финансирования) проблемы ремонта других учреждений культуры: библиотек, МОУ ДОД "Детская художественная школа", Детского парка, картинной галереи, историко-экологического музея (с созданием новых экспозиций) и т.д.
В городе действует хорошо развитая библиотечная сеть - 26 библиотек всех систем и ведомств. Пять массовых библиотек объединены в Централизованную библиотечную систему с общим книжным фондом 231246 экз. и числом читателей 25985 чел., в т.ч. детей до 14 лет - 8723 чел. Повышенный интерес к информации (в основном, специалистов, студентов и школьников) заставил во многом поменять формы работы библиотек: теперь они более востребованы как информационные центры. С этой целью на базе Центральной городской библиотеки создается ресурсно-информационный центр, который будет действовать как региональный (не только для массового пользователя города, но и зонального объединения библиотек региона). Это должно стать лишь первым шагом на пути компьютеризации всех библиотек для организации единого информационного пространства.
Тем не менее библиотеки по-прежнему значительное внимание уделяют организации досуга различных категорий населения (в том числе детей и ветеранов войны и труда).
Основой деятельности библиотек, как известно, являются книжные фонды, и их регулярное пополнение - одна из самых насущных проблем. Выделенные из городского бюджета в 2004 г. на эти цели 300 тыс. руб. лишь несколько поправили ситуацию, но не решили кардинально. Приобретение литературы должно вестись системно и целенаправленно.
Пропагандой исторического и культурного наследия нашего народа, края, области, города занимаются три музейных учреждения: историко-экологический музей, картинная галерея и музей трудовой славы ОАО "Саянскхимпласт". Остальные шесть не имеют статуса самостоятельных учреждений и ведут работу с определенным контингентом посетителей, тем не менее значительно дополняют работу официальных музеев.
Создание в картинной галерее и историко-экологическом музее новых экспозиций, необходимость в которых давно назрела, позволит поставить их работу на качественно более высокий уровень, даст возможность активнее использовать имеющиеся собственные фонды и фонды других музеев области, глубже вести научно-исследовательскую деятельность.
Для этого потребуются значительные вложения бюджета.
Сегодняшние показатели (ежегодно до 50 выставок, в том числе передвижных, 30 тыс. посещений) подтверждают потребность населения города, его гостей в музейной деятельности и актуальность данных проектов.
Формирование целостной личности, ее духовности и творческой индивидуальности во многом зависит от художественного образования. В Саянске система художественного образования включает в себя две музыкальные и одну художественную школы с контингентом учащихся 795 чел., что составляет 14% от общего числа учащихся города. Сегодня есть все возможности (материальная база, кадровый потенциал) для решения перспективной программы непрерывного художественного образования детей. Школы в ближайшей перспективе готовы открыть дополнительные отделения и создать новые творческие коллективы преподавателей и учащихся. Потребность в подобных учебных заведениях не только не снижается (нет проблем с набором учеников), а возрастает, особенно для раннего эстетического воспитания. Средняя стоимость обучения одного ребенка в год составляет 12960 руб., из которых 13% - родительская плата.
Школы искусств Саянска ведут не только учебный процесс по различным видам музыкального и изобразительного искусства, но и являются центрами эстетического воспитания детей и населения в целом: в учреждениях и на предприятиях города постоянно проходят концерты, выставки с участием преподавателей и учащихся этих школ. Систему дополнительного образования с самыми разнообразными направлениями детского творчества представляют и учреждения Управления образования: Дом детского творчества и его филиалы (общее число занимающихся - более 2700 чел.).
Организацией активного отдыха горожан и развитием народного творчества занимаются два учреждения: ДК "Юность" ОАО "Саянскхимпласт" и Детский парк. Направления и формы их работы весьма разнообразны: массовые городские праздники, фестивали, конкурсы худ. самодеятельности, тематические вечера и т.д. (всего по городу ежегодно более 300 мероприятий). На их базе работают 17 самодеятельных коллективов (в т.ч. 6 коллективов со званием "народный").
С продажей клуба "Строитель" резко возросла загруженность мероприятиями ДК "Юность", значительно сократился показ фильмов, хотя в последние годы появился интерес к кино, не хватает помещений для занятий кружков, творческих коллективов. Отсутствие соответствующего населению Дворца культуры или киноконцертного зала с числом посадочных мест не менее 800 не позволяет принимать в городе многие областные и российские концертные коллективы.
Детский парк, никогда не имевший своего паркового хозяйства, занимается массовыми мероприятиями и творческими коллективами, что не соответствует профилю его работы. Он скорее выполняет функции центра народного творчества. Поэтому сейчас стоит вопрос о его реорганизации.
Одна из основных особенностей социально-культурной ситуации для отрасли культуры в городе состоит сегодня в следующем. С одной стороны, не всегда отвечающие запросам населения качество и диапазон услуг, предоставляемых учреждениями культуры. С другой стороны, возрастающая конкуренция - появление новых участников на рынке культурных услуг (предприятия общественного питания - ресторан "Багульник", Центр досуга, кафе "Мороженое", "Городок", развлекательный центр "Европа"). Отсюда вытекает основная задача - самоопределение учреждений культуры в структуре отношений с другими опосредованными субъектами культурной политики.
Саянск - город большого творческого потенциала, здесь, кроме творческих самодеятельных и профессиональных коллективов, давно существуют объединения художников и литераторов. Прошедший 2004 год и год текущий (юбилейный для страны и города) стали годами смотра творческих сил. Активизировалась самодеятельность в трудовых коллективах, учебных заведениях. В городском фестивале "Салют Победы" приняли участие около 3 тысяч человек, прошли конкурсы чтецов, композиторов, художников и поэтов.
За последний год были сшиты новые костюмы для хора ветеранов, квинтета "Каравай", вышли новые сборники стихов А.Галыга, Н.Горбачевой, В.Шилова-Маналаки.
И все же средств, выделяемых для укрепления материальной базы культуры, в бюджете явно недостаточно. Музыкальные инструменты, оборудование, сценические костюмы требуют пополнения. При формировании бюджета города многие годы основными финансируемыми статьями отрасли "Культура и искусство" являлись заработная плата, коммунальное содержание и массовые праздники (и то не в желаемом объеме).
Анализируя сложившуюся сегодня ситуацию в сфере культуры города Саянска, можно констатировать, что его культурная политика зачастую строилась на узких функциональных и территориальных интересах. Отсутствие стратегии партнерства и сотрудничества, четких приоритетов (перспективная программа развития культуры города не принята Думой) ведет к разобщенности творческого потенциала города. Формирование культурной политики города органу управления сферой культуры не всегда удается еще и из-за отсутствия городской методической службы, которая занималась бы изучением культурных потребностей населения, инициатив горожан, желающих изменить сложившиеся стереотипы в культурном облике города, активнее внедряла бы новые современные технологии.
Следует отметить серьезные проблемы, связанные с сохранением культурного наследия города: до настоящего времени не определена зона исторического центра города или места проведения городских массовых праздников, не установлен порядок содержания и эксплуатации памятников, не благоустроены места отдыха горожан, не развито парковое хозяйство.
Объемы финансирования отрасли культуры с 2001 по 2005 гг. выглядят следующим образом:

   -------------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Показатели финансирования ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Объем финансирования городской¦ 6103,0¦12394,0¦13671,0¦18280,0¦15123,0¦
¦отрасли "Культура и искусство"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Удельный вес в городском¦ 3,5¦ 4,4¦ 4,4¦ 5,2¦ 5,5¦
¦бюджете, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+-------+-------+-------+-------+--------


Осуществляя основную деятельность, учреждения культуры с каждым годом расширяют и перечень платных услуг населению.

ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

тыс. руб.
   -----------T----------T----------T----------T-------------¬

¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦План, 2005 г.¦
+----------+----------+----------+----------+-------------+
¦ 765,0¦ 986,0¦ 1367,0¦ 1580,0¦ 1798,0¦
¦в т.ч. ¦в т.ч. ¦в т.ч. ¦в т.ч. ¦в т.ч. ¦
¦род. плата¦род. плата¦род. плата¦род. плата¦род. плата ¦
¦ 605,0¦ 786,0¦ 970,0¦ 1300,0¦ 1423,0¦
L----------+----------+----------+----------+--------------


6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основные цели Концепции развития культуры в г. Саянске:
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в городе;
- сохранение и дальнейшее формирование деятельного культурного пространства, обеспечение доступности культурных благ для всех слоев населения;
- активизация творческих процессов, создание благоприятных условий для творчества, повышение социального статуса творческой личности;
- обеспечение многообразия товаров и услуг организаций культуры, а также форм культурной деятельности;
- расширение возможностей художественного образования населения, выявление одаренных детей и молодежи, обеспечение условий для их творческого развития.
Основные задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства г. Саянска на 2006 - 2010 годы:
- развитие культурного маркетинга;
- формирование привлекательного имиджа учреждений культуры города, совершенствование их деятельности;
- формирование собственного рынка культурных услуг;
- интеграция, взаимодействие с другими отраслями, ведомствами на рынке культурных услуг;
- расширение возможностей информационных технологий в сфере культуры;
- совершенствование рекламной деятельности в продвижении культурных услуг и пропаганде учреждений культуры и искусства;
- эффективное использование бюджетных ресурсов;
- привлечение дополнительных источников финансирования;
- укрепление материально-технической базы для занятий культурой и искусством;
- оптимизация сети учреждений культуры, совершенствование системы (структуры) управления культурным процессом;
- создание новых творческих коллективов.
Основные приоритеты в управлении культурными процессами:
- реформирование кадровой политики, сохранение кадрового потенциала народной культуры;
- бережное отношение к культурному наследию, к людям, занимающимся художественным творчеством;
- социальная направленность, создание благоприятных условий для пользователей услугами культуры и искусства, их доступность для всех слоев населения;
- взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, общественных структур с учреждениями культуры в вопросах развития культурных процессов в городе.
Основные направления деятельности в развитии культуры и искусства
Оптимизация культурно-досуговой сети:
- реорганизация Детского парка в городской центр народного творчества с организационно-методической службой;
- объединение картинной галереи и историко-экологического музея в городской объединенный музейный комплекс;
- расширение площадей ДК "Юность" для занятий творческих коллективов, кружков, студий.
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры:
- проведение ремонтных работ;
- установка пожарно-охранной сигнализации;
- компьютеризация Централизованной библиотечной системы, создание ресурсно-информационного центра (ЦГБ), приобретение компьютеров для библиотек - филиалов за счет бюджета и других источников внебюджетного финансирования;
- обеспечение сохранности исторических памятников, заключение договоров на их благоустройство и обслуживание;
- долевое участие в содержании творческих коллективов.
Профессиональная подготовка и переподготовка кадров:
- обеспечение возможности бесплатного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях в рамках соглашения с Комитетом по культуре областной администрации;
- направление на областные курсы повышения квалификации согласно плану Областного центра народного творчества и методического кабинета по учреждениям дополнительного образования;
- поддержка зонального методического объединения библиотек, сотрудничество с областными библиотечными учреждениями;
- организация семинаров и конференций по вопросам совершенствования культурных процессов в городе.
Поддержка творческого потенциала:
- создание условий для занятий художественным творчеством, ремеслами и народными промыслами любительским объединениям и клубам по интересам;
- проведение городских конкурсов, смотров, фестивалей по различным жанрам исполнительского искусства, выставок профессионального, любительского и детского творчества;
- издание сборников литературных произведений, каталогов художников, рекламной продукции;
- направление творческих коллективов для участия в областных, региональных мероприятиях согласно календарным планам областных методических центров;
- организация городских массовых традиционных праздников;
- преодоление ведомственной ограниченности в организации досуга, стимулирование инноваций, обеспечивающих появление и развитие новых форм досуговой деятельности и организации культурной жизни города;
- расширение культурно-досуговых, информационных, художественных, методических услуг на платной основе с учетом льготного обслуживания социально незащищенных категорий населения;
- предоставление возможности обучения детей художественному и музыкальному искусству в учебных заведениях дополнительного образования;
- совершенствование деятельности музейной и библиотечной сферы.

7. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
(НАРЯДУ С ПРИНЦИПАМИ НАУЧНОСТИ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ,
НАГЛЯДНОСТИ, ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И Т.Д.)

Системно-целевой принцип.
Предусматривает, что структура городской целевой программы развития культуры г. Саянска (ГЦП) будет определяться стратегическими установками и приоритетными направлениями развития культуры как единого комплекса.

Концентрация ресурсов.
Концепция определяет, что городская целевая программа должна представлять собой совокупность отдельных проектов и мероприятий культурной деятельности, а также объектов культурного наследия, нуждающихся в финансовом обеспечении. Условием отбора конкретных проектов для включения в городскую целевую программу является их направленность на достижение собственной целевой установки вне зависимости от ведомственной принадлежности субъектов культурной деятельности.
Концепция определяет необходимость концентрации ресурсов на ограниченном числе таких проектов и мероприятий по всем видам культурной деятельности.

Создание конкурентной среды.
Предусматриваемая процедура отбора проектов культурной деятельности основана на реализации принципа равенства условий конкуренции за финансовые ресурсы ГЦП вне зависимости от организационно-правового статуса и формы собственности субъектов культурной деятельности. Отбор культурных проектов, выбор исполнителей производятся Городским общественным советом по культуре при мэре г. Саянска на основе открытых конкурсных процедур.
В случае авторских проектов конкурсные процедуры в отношении выбора исполнителей не проводятся.

Взаимодействие городской целевой программы с другими целевыми программами.
Концепция исходит из того, что эффективность городской культурной политики и реализация городской целевой программы в значительной степени зависит от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня.
Такое взаимодействие возможно при включении разработок городской целевой программы, ориентированных на ее стратегические установки и приоритеты, в региональные и федеральную целевую программу "Культура России" (долевое участие).

8. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧИТ:

- эффективное использование имеющихся в отрасли финансовых и материальных ресурсов для действующей сети учреждений культуры;
- сохранение накопившегося культурного наследия, обеспечение преемственности культурных традиций, сдерживание и снятие разрушительных социальных мотивов, возникших в условиях экономической нестабильности;
- частичную реструктуризацию муниципальных учреждений культуры, создание стабильной сети культурно-досуговых учреждений культуры, оптимально соответствующей образовательным и духовным запросам и потребностям населения города;
- сохранение и государственную поддержку деятельности культурно-досугового поля для обеспечения занятости, образования и воспитания детей и подростков, и в первую очередь - из малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения;
- создание системы альтернативных учреждений культуры, постепенно принимающих на себя часть функций по поддержке и организации культурной жизни города;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, перевод их на новые технологии и методики культурно-досуговой деятельности;
- укрепление кадрового потенциала в сфере культуры и искусства;
- увеличение объемных показателей, отражающих потребление культурно-досуговых услуг (читатели библиотек, посетители музеев и других учреждений культуры, любительские объединения, творческие коллективы, контингент учащихся в школах искусств и т.д.).

9. РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В Г. САЯНСКЕ

Концепция развития библиотечного дела в Саянске призвана определить задачи, пути развития и модернизации библиотеки как координационного и организационного центра для библиотек города. Определить цели и функции библиотек, учитывая назревшие проблемы библиотечного дела, происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы.
Концепция призвана служить базой для определения основных направлений, разработки программ развития и модернизации библиотечного обслуживания в г. Саянске с 2005 до 2008 года.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель Концепции - обосновать перспективные направления развития библиотечного дела в городе, наметить стратегические направления в организации и функционировании, с учетом происходящих в обществе перемен, для максимального приближения содержательной и организационной деятельности библиотеки к реальным потребностям читателя в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- создание качественно нового уровня библиотечного обслуживания граждан, удовлетворение их образовательных, информационных, культурных и досуговых интересов и потребностей путем предоставления информации;
- сохранение и обеспечение устойчивого развития библиотечной системы;
- формирование и организация использования фонда документов на любых носителях информации в соответствии с интересами и запросами читателей;
- усиление информативной функции библиотеки;
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной и библиотечно-библиографической культуры;
- проведение исследований и разработка рекомендаций по проблемам социологии, психологии и педагогики чтения; мониторинг информационного обеспечения всех категорий читателей; разработка и предоставление им необходимых библиотечных и информационных услуг;
- развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности библио- и арттерапии, терапии творчеством.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

В области информатизации
Информатизация - эффективное стратегическое направление развития библиотечного дела, которое будет способствовать интенсивному внедрению компьютерных и информационных технологий и Интернет в библиотеках. Информатизация библиотек обеспечит комплексную поддержку неподготовленных пользователей в ходе их адаптации к условиям повсеместной компьютеризации.
Основными направлениями внедрения и развития новых технологий должны стать:
- создание Информационного центра при Центральной городской библиотеке, что позволит перейти на новый качественный уровень профессиональной деятельности с сохранением содержательных аспектов обслуживания читателей;
- поэтапная компьютеризация библиотек;
- создание компьютерной сети библиотек города, области;
- создание электронного каталога ЦБС;
- внедрение новых форм информационных услуг.

В области формирования библиотечных фондов
Возможность удовлетворения потребности общества в информации во многом зависит от состояния библиотечных фондов и системы их комплектования. Формирование библиотечных фондов должно исходить из реальных информационных потребностей пользователей и отражать направленность и специализацию библиотеки.
- основная задача библиотек - в формировании оптимальных фондов, соответствующих развитию личности, информационным и иным потребностям пользователей;
- при условии развития информатизации еще более насущной станет задача определения ядра фонда библиотек, критериев отбора документов, степени их использования. Для библиотек разного уровня это будут разные модели фонда в зависимости от их статуса, цели и задач;
- новый подход необходим и к проблеме сохранности библиотечных фондов для нынешнего и будущего поколений. Применение новых информационных технологий позволит создать электронные версии и сберечь оригиналы особо ценных книжных экземпляров;
- опираясь на федеральную и региональную программы, необходимо разработать и внедрить городскую программу по сохранности фондов.

В области усиления кадрового потенциала
Для осуществления библиотечного обслуживания на высоком профессиональном уровне необходима:
- многоуровневая непрерывная переподготовка кадров;
- подготовка и переподготовка специалистов для получения знаний по новым информационным технологиям;
- проведение ежегодного мониторинга состояния кадров библиотек с целью модернизации и качества работы;
- повышение статуса и престижа библиотечной профессии, которое может быть выражено в постоянном повышении заработной платы, защите прав и предоставлении социальных льгот библиотечным работникам;
- разработка системы мер по повышению заработной платы и статуса тех работников, которые проходят дополнительное обучение или получают второе образование.

В области материально-технической базы:
- улучшение и модернизация материально-технической базы библиотек, реконструкция и ремонт помещений;
- приобретение множительной и компьютерной техники для создания единого информационного пространства библиотек города, электронного каталога. Приобретение программного обеспечения для дальнейшего развития библиотек.

В области финансирования:
- бюджетное финансирование;
- собственные доходы (платные услуги, договора и т.д.);
- привлечение средств российских и региональных фондов, программ;
- учитывая экономическое положение современной России и прогнозы на будущее, в ближайшее время библиотеки наверняка останутся в ситуации недофинансирования.

В области научно-методической деятельности:
- усиление методической помощи библиотекам в организации обслуживания, обращение особого внимания на создание соответствующих организационно-регламентирующих документов, нормативов и стандартов с учетом основных положений модельного стандарта деятельности публичной библиотеки;
- проведение и организация библиотековедческих исследований, обосновывающих деятельность библиотек в новой социокультурной ситуации;
- усиление информационного обеспечения библиотек в области правовой, нормативной информации, создания программ развития, отечественного и зарубежного опыта работы;
- содействие публикации в СМИ материалов о работе библиотек города.

10. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В Г. САЯНСКЕ

Музейные учреждения города (картинная галерея, историко-экологический музей, музей трудовой славы ОАО "Саянскхимпласт") - учреждения культурно-просветительского и научного профиля, являющиеся сегодня, можно сказать, самыми оживленными и посещаемыми центрами культуры, которые собирают, сохраняют, изучают и пропагандируют отечественную и мировую художественную культуру, исторические и архивные материалы посредством создания коллекций, организации выставок, чтения лекций и проведения экскурсий.
Устройство экспозиций, встречи с посетителями, обсуждение работы не проходят без непосредственного участия жителей города (художников, строителей, химиков и т.д.), тех, кто сегодня создает культуру и творит историю Саянска.
Основу музейных фондов составляют: в картинной галерее - произведения искусства Российского и областного значения - работы отечественных, областных и местных художников; в исторических (т.е. краеведческих) музеях - исторические экспонаты и архивные памятники, свидетельствующие об этапах основания, строительства города и современном развитии предприятий и учреждений Саянска.
Музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными социальными общностями, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами. Из этого понимания современной миссии музея вытекают цели и задачи, стоящие перед городскими учреждениями музейного типа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:
- охрана и сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, край, город, самоуважения, основанного на генетической связи с предыдущими поколениями и их делами;
- приобщение горожан к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения.
Задачи:
- определение места и роли каждого музея в системе других музеев города, области;
- определение принципов взаимодействия с другими учреждениями культуры и образования, общественными организациями, средствами массовой информации;
- расширение состава участников музейной деятельности, привлечение к работе музеев представителей различных профессий;
- расширение временных и территориальных рамок музейного пространства;
- расширение основных функций музеев, в т.ч. предоставление более широкого спектра услуг посетителям (рациональных и нетрадиционных);
- расширение форм комплектования коллекций экспозиции, работа с населением, предприятиями и учреждениями;
- формирование словаря знаковых средств (научное описание коллекций, внедрение автоматизированной системы компьютерного учета единиц хранения, создание электронной картотеки, подключение к сети Интернет);
- создание сбалансированной системы экспозиционной и неэскпозиционной площадей (реконструкция и техническая модернизация помещений картинной галереи и историко-экологического музея);
- развитие инновационных методик экспозиционно-выставочной деятельности.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Создание в городе единой сети учреждений культуры музейного типа:
- объединение картинной галереи и историко-экологического музея в городской объединенный музей;
- оформление паспортов музеев всех систем и ведомств.
Укрепление материально-технической базы музеев:
- проведение капитального ремонта помещения картинной галереи (пристрой, реконструкция и модернизация основных площадей);
- переезд и текущий ремонт нового помещения историко-экологического музея (создание новых экспозиций по истории города, его предприятий и учреждений, по природе Саяно-Зиминского региона и т.д.).
Активизация работы с музейными фондами:
- проведение экспедиций;
- работа с архивами;
- привлечение краеведов, коллекционеров - жителей города.
Модернизация системы информационного обеспечения развития музеев:
- внедрение автоматизированной обработки и учета музейных фондов;
- создание электронных картотек;
- подключение к сети Интернет для информационного обмена с другими музеями области, страны.
Развитие внешних связей музеев:
- укрепление партнерских отношений с областными и другими музеями области, методическая помощь в создании экспозиций, обмен выставками, информационными материалами;
- создание музейных советов и клубов;
- постоянная, целенаправленная связь со средствами массовой информации (газеты, ТВ): подготовка и распространение пресс-релизов о музеях, новых выставках, презентациях, других музейных акциях;
- взаимодействие с учреждениями, организациями, предприятиями, Благовещенским приходом в проведении совместных мероприятий.
Оптимизация экономического положения музеев:
- получение дохода от собственных культурных услуг населению (входная палата, выставки-продажи, показ видеофильмов, лектории и т.д.);
- расширение сферы услуг, в том числе нетрадиционных для музейной деятельности (клубы, кафе);
- использование привлеченных средств (грантовая поддержка, спонсорская помощь, дарение).

11. РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ШКОЛАХ ИСКУССТВ Г. САЯНСКА

Начальное художественное образование в городе Саянске - сложившаяся система духовного, эстетического воспитания, формирования творческой индивидуальности, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности.
Концепция развития начального художественного образования в городе выстроена исходя из "Концепции художественного образования в Российской Федерации", которая определяет стратегию развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
- свободу художественного творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
- обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целями художественного образования являются:
1. Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании.
2. Сохранение и развитие сложившейся уникальной системы учреждений начального художественного образования в области культуры.
Исходя из целей художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
1. Формирование эстетически развитой и творческой личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.
3. Широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
4. Приобщение разных возрастных групп населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
5. Использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков посредством внедрения современных методик арттерапии.
6. Привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения.
7. Выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения некоторых проблем:
- недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влияющих факторов динамического развития общества;
- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- слабая материально-техническая оснащенность, не позволяющая вводить современные методики обучения.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ ИСКУССТВ:

1. Привлечение детей к обучению в школах искусств на отделениях раннего эстетического развития (с 3 - 4 лет), на подготовительном отделении (с 6 - 7 лет).
2. Внедрение системы вариативности образования, позволяющей вводить программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого обучающегося. Так, например, это введение программ с большей практической направленностью в МОУ ДОД ДХШ:
- с усиленным преподаванием дизайна;
- компьютерная графика;
- художественная обработка бересты;
- батик, гобелен;
в МОУ ДОД ДМШ:
- композиторская деятельность учащихся;
- предметы: "Клавишный синтезатор";
"Основы православной культуры";
"Церковное пение".

3. Использование личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуальный подход к учащимся с разным уровнем способностей.
Формирование классов для занятий музыкой, изобразительной деятельностью с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в целях их социально-культурной адаптации.
4. Подготовка лучших учащихся к продолжению обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и получению профессионального художественного образования.
5. Формирование корпоративной культуры, сообщества педагогов, учащихся, родителей.
Организация музыкальных спектаклей, театрализованных праздников - открытий выставок с участием детей, педагогов и родителей.
Укрепление существующих и создание новых традиций в школах искусств.
6. Создание целостной и оригинальной системы воспитательной работы в школе искусств с использованием возможностей детской картинной галереи в ДХШ, филармонии школьников в ДМШ - 2, концертно-просветительского центра в ДМШ - 1.
Продолжение и укрепление традиций проведения зональных конкурсов, фестивалей.
Создание новых концертных коллективов и ансамблей:
- фольклорного коллектива преподавателей;
- джазового вокального коллектива преподавателей;
- детских вокально-инструментальных ансамблей.
7. Активное внедрение знаний по психологии в образовательную деятельность, освоение и внедрение методик арттерапии.
8. Укрепление материально-технической базы школ искусств.
9. Повышение образовательного уровня педагогов школ искусств.

Для воплощения данной Концепции как целостной системы, в которой цели и задачи, пути реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов, необходима разработка программы развития художественного образования в школах искусств как комплекса мероприятий.

12. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. САЯНСКЕ

Одна из основных особенностей социально-культурной ситуации для отрасли культуры в городе состоит сегодня в следующем. С одной стороны, не всегда отвечающие запросам населения качество и диапазон услуг, предоставляемых учреждениями культуры (учреждения культурного типа - ДК "Юность", Детский парк). С другой стороны, возрастающая конкуренция - появление новых участников на рынке культурных услуг (предприятия общественного питания - ресторан "Багульник", Центр досуга, кафе "Мороженое", "Сибирский городок", развлекательный центр "Европа"). Отсюда вытекает основная задача - самоопределение учреждений культуры в структуре отношений с другими опосредованными субъектами культурной политики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:
- сохранение и поддержка творческого потенциала города;
- создание благоприятных условий для организации общения и отдыха различных групп населения;
- обеспечение многообразия товаров и услуг организаций культуры, а также форм культурно-досуговой деятельности.

Задачи:
- исследование культурных потребностей и интересов населения города в сфере культуры;
- анализ состояния и прогнозирование дальнейшего развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности в городе, регионе;
- изучение, обобщение и распространение позитивного опыта работы культурно-досуговых учреждений РФ, Иркутской области, города;
- внедрение современных методов планирования, моделирования, стимулирования и контроля в практику культурно-досуговых и образовательных учреждений;
- изучение информационных и образовательных потребностей работников культуры города;
- разработка методических материалов в помощь учреждениям культуры, организаторам культурно-досуговой деятельности и творческим коллективам;
- внедрение в практику учреждений культуры города различных форм хозяйствования с рациональным сочетанием деятельности за счет средств муниципального бюджета и средств, полученных от платной деятельности;
- развитие договорных отношений с учреждениями, предприятиями, общественными организациями, фирмами и частными лицами;
- осуществление мероприятий по подбору и повышению квалификации кадров.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. САЯНСКЕ

Оптимизация сети учреждений клубного типа:
- реорганизация Детского парка в городской центр народного творчества с организационно-методической службой.
Укрепление материально-технической базы:
- частичная реконструкция и текущий ремонт помещения Детского парка;
- завершение ремонтных работ в здании ДК "Юность";
- приобретение осветительной, звуковой, усилительной аппаратуры;
- пошив костюмов для творческих коллективов;
- создание условий для занятий коллективов художественной самодеятельности.
Развитие и совершенствование системы взаимодействия между субъектами культурной политики:
- проведение круглого стола "Предложения и спрос на рынке культурных услуг";
- проведение научно-практической конференции "Социальное партнерство в XXI веке";
- размещение заказа на оказание культурных услуг населению (мероприятия, творческие проекты) среди субъектов культурной политики (тендеры, торги, программы);
- проведение творческих мастер-классов, семинаров, лабораторий для всех специалистов культурно-досуговой деятельности;
- проведение конкурса профессионального мастерства "Вдохновение";
- создание на городском телеканале программы "Культура" (заключенные договоры между Управлением культуры и СМИ).
Маркетинговая деятельность (создание условий для продвижения на рынок культурных услуг):
- проведение "Ярмарки искусств" (недели культуры);
- проведение выставок-продаж изделий художественного творчества (работы художников, мастеров народных промыслов и ремесел);
- презентация учреждений культуры творческих коллективов, объединений, проведение бенефисов;
- мониторинг культурных услуг в городе с созданием банка данных;
- создание дополнительных и новых видов услуг (по продаже билетов, обслуживанию по заказам предприятий и на дому и т.д.);
- организация рекламной кампании (буклеты, путеводители-справочники, рекламно-информационные материалы, видеоролики).

Заместитель главы администрации
Р.М.ХАЙРУТДИНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru