Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.04.2005 № 66-Г05-4
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ № 86-ОЗ ОТ 09.12.2004 "О СТАТУСЕ И ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НИЖНЕУДИНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ ПРИНЯТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И НЕ НАРУШАЕТ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2005 г. № 66-Г05-4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2005 г. гражданское дело по заявлению администрации города муниципального образования (МО) "Город Нижнеудинск" (в окончательной редакции) о признании недействующими и не подлежащими применению с момента принятия части 1 статьи 2 в части образования на территории Нижнеудинского района Иркутской области Нижнеудинского муниципального образования, части 2 статьи 2 в части наделения Нижнеудинского муниципального образования статусом городского поселения и установления его границ, статьи 3 в части включения в границы действующего муниципального образования "Нижнеудинский район" Нижнеудинского муниципального образования Закона Иркутской области № 86-оз от 09.12.2004 "О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области" по кассационной жалобе (первоначальной и дополнительной) заявителя на решение Иркутского областного суда от 19 января 2005 г., которым постановлено: "В удовлетворении заявления администрации города муниципального образования "Город Нижнеудинск" о признании недействующими и не подлежащими применению с момента принятия части 1 статьи 2 в части образования на территории Нижнеудинского района Иркутской области Нижнеудинского муниципального образования со статусом городского поселения и установления его границ, статьи 3 в части включения в границы действующего муниципального образования "Нижнеудинский район" Нижнеудинского муниципального образования Закона Иркутской области № 86-оз "О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области" отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения мэра и представителя администрации г. Нижнеудинска соответственно А.И.Ольшевского и В.А.Плахотнюка, представителей Законодательного Собрания и губернатора Иркутской области Берлиной Л.М., Резниченко Л.Ю. и Сазонова П.А., Петрова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения,

установила:

администрация МО "Город Нижнеудинск" обратилась в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом области нарушены права граждан данного МО на осуществление местного самоуправления. Наделение г. Нижнеудинска и г. Алзамая статусом городских поселений повлекло изменение границ МО "Город Нижнеудинск", и при этом не было учтено мнение и не получено согласие населения МО "Нижнеудинский район". Изменение границ МО "Город Нижнеудинск" изменяет состав муниципального имущества, в том числе составляющего территорию образования земли. Изменение статуса МО "Город Нижнеудинск" является его преобразованием. Включение города в качестве городского поселения в состав МО "Нижнеудинский район" изменяет компетенцию органов местного самоуправления.
Заявителем указывалось также на то, что оспариваемым Законом нарушается установленное ранее административно-территориальное деление Иркутской области, об изменении которого законов не принималось, в связи с чем территория г. Нижнеудинска как самостоятельной административно-территориальной единицы области не входит в состав территории Нижнеудинского района, и на его территории не могло быть образовано МО со статусом городского поселения, тем более что при отсутствии нормативных правовых актов о критериях развитости инфраструктуры социально-культурное развитие города и района позволяли наделить вновь создаваемое МО статусом городского округа. Наделение г. Нижнеудинска статусом городского поселения в составе района противоречит ст.ст. 11, 12 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При одинаковых условиях имевшихся составов муниципальных образований областной законодатель по-разному образовал и определил статус новых МО. У Законодательного собрания области отсутствовали основания ссылаться на вышеназванный Федеральный закон, так как изменения в него Федеральным законом № 186-ФЗ от 28 декабря 2004 г. были опубликованы 30 декабря 2004 г., а областной Закон подписан губернатором 16 декабря 2004 г. и опубликован 20 декабря 2004 г.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрации МО "Город Нижнеудинск" указывается на несогласие с решением суда, ставится вопрос о его отмене и удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы указывается на то, что суд первой инстанции неверно истолковал и применил нормы ст.ст. 84, 11, 12, 13 ФЗ № 131-ФЗ. При расширении границ действующего муниципального образования "Нижнеудинский район" и территориальной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, а также при разделении территории муниципального образования "Город Нижнеудинск" требовалось получить согласие населения городов Нижнеудинска и Алзамая; вывод о правомерности наделения города Нижнеудинска статусом городского поселения не обоснован; неверно истолкована и применена ст. 17 Устава Иркутской области. Оспариваемый Закон не соответствует законодательству об административно-территориальном устройстве Иркутской области, а также требованиям ст. 24 (ч. 1) Закона Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" № 4-оз; вывод об отсутствии нарушения оспариваемым Законом прав местного самоуправления города Нижнеудинска не обоснован.
В жалобе, в частности, отмечается, что наделение ныне существующего МО "Нижнеудинский район" статусом муниципального района и установление его новых границ сделано без учета того, что г. Нижнеудинск и г. Алзамай самостоятельно осуществляют местное самоуправление, их уставы зарегистрированы и по внешней черте городов проходит граница МО района, то есть допущено нарушение ФЗ № 131-ФЗ. Областным Законом сокращен срок действия органов местного самоуправления г. Нижнеудинска, а действующие мэр и Дума района населением города не избирались, их согласие на включение территории города в границы другого МО получено не было, однако доводам заявителя об этом, как и вопросу о статусе г. Нижнеудинска, суд оценки не дал. Законодателем области, а затем и судом безосновательно не учтено мнение населения г. Нижнеудинска и фактическое состояние инфраструктуры последнего и вывод по доводам заявителя в этой части сделан без ссылки на нормы права и основан на неверном толковании ст. 15 указанного Федерального закона, заинтересованными лицами не представлены убедительные доводы против наделения города статусом городского округа.
В жалобе указывается также на то, что оспариваемый Закон области принят с нарушением требований ч. 3 ст. 84 ФЗ № 131-ФЗ и без учета того, что законов области об изменении имевшегося административного устройства не принималось, и суд дал неверное толкование областному Закону от 30 марта 1998 г. № 8-оз, но доводам об этом оценка не дана. В силу принятого и оспариваемого Закона с 1 января 2006 г. до 31 марта 2007 г. население г. Нижнеудинска будет лишено права на решение вопросов местного значения через избранные им представительные органы местного самоуправления.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Закон вступил в силу с 31 декабря 2004 г. В соответствии со ст.ст. 84, 85 ФЗ № 131-ФЗ Законом области образованы МО низового уровня - городские и сельские поселения, в данном случае - Нижнеудинское и Алзамайское муниципальные образования, со статусом городских поселений, что не повлекло нарушения прав граждан на осуществление местного самоуправления, и согласия населения для этого не требовалось, так как имело место образование, а не преобразование на территории района указанных МО, и их границы установлены согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 85 ФЗ № 131-ФЗ в соответствии с картографическим описанием.
Доводы заявителя об отсутствии критериев развитости инфраструктуры и как следствие неправильном решении вопроса о статусе города являются безосновательными, так как не основаны на положениях ст.ст. 11, 15, 16 ФЗ № 131-ФЗ и правом субъекта РФ является решение данного вопроса, что и имело место на основании анализа соответствующих данных об инфраструктуре города. Утверждение заявителя о неправомерности изменения статуса г. Нижнеудинска не может быть признано обоснованным, так как территория ныне существующего МО "Город Нижнеудинск" включает земли двух городов, а следовательно, в силу абз. 4 ч. 3 ст. 84 № 131-ФЗ не может быть городским округом. На территории указанных городов продолжают действовать ранее избранные органы власти, и принятие закона не повлекло имущественных изменений и не нарушило прав местного самоуправления.
При внесении, принятии и рассмотрении Закона Иркутской области были соблюдены требования Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Иркутской области "О законах и иных нормативных правовых актах Иркутской области", положения Устава Иркутской области и Регламента Законодательного собрания Иркутской области.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции по делу правильным, так как он соответствует установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Как видно из дела, оспариваемые заявителем положения областного Закона предусматривают образование на территории Нижнеудинского района Иркутской области Алзамайского муниципального образования и Нижнеудинского муниципального образования, наделение муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, статусом городского поселения и установление границ в соответствии с картографическим описанием согласно приложениям 19 - 23 к настоящему Закону, наделение муниципального образования "Нижнеудинский район" статусом муниципального района с административным центром в городе Нижнеудинске и установление границ в соответствии с картографическим описанием согласно приложению 24 к настоящему Закону.
Суждение суда по оспариваемым заявителем нормам областного Закона сделано в соответствии со ст.ст. 2, 6, 10 - 16, 84, 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения которых в решении суда приведены.
Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, которые являлись предметом исследования и оценки суда, основаны на произвольном толковании закона. Изучение материалов дела указывает на то, что суд правильно рассмотрел схему МО "Город Нижнеудинск" и нового образования района и обоснованно применил п. 3 ст. 84 указанного выше Закона, в связи с чем нет оснований говорить об изменении границ и необходимости выяснения мнения населения. Придание статуса городского поселения г. Нижнеудинску соответствует объективным обстоятельствам и требованиям закона. Не усматривается оснований считать обоснованным указание в жалобе на отсутствие в решении суждений по имеющим правовое значение по делу доводам заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Иркутского областного суда от 19 января 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу МО "Город Нижнеудинск" - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru