Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 14.04.2005 № 031-06-666/5
"О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ ГОРОЖАН НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2005, II квартал, ст. 61






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2005 г. № 031-06-666/5

О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВРЕДНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ ГОРОЖАН
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА

В целях улучшения экологической ситуации в г. Иркутске, снижения выбросов от автомобильного транспорта в воздушный бассейн г. Иркутска и их вредного воздействия на здоровье горожан, руководствуясь ст.ст. 7, 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 0003-20-430537/4, постановляю:

1. Принять к сведению Информацию о негативном влиянии выбросов автомобильного транспорта на окружающую среду г. Иркутска (Приложение 1).

2. Государственной инспекции по безопасности дорожного движения г. Иркутска (Шаманов А.В.) (по согласованию) организовать стационарные посты по замерам токсичности, дымности отработавших газов автомобилей на контрольных пунктах ДПС ГИБДД при въезде в город.

3. Отделу охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (Бояркина Е.В.) совместно с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Кауров) (по согласованию), Государственной инспекции по безопасности дорожного движения г. Иркутска (Шаманов А.В.) (по согласованию), Управлению государственного автодорожного надзора по Иркутской области (Бородин) (по согласованию) и Иркутскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору (Корзун) (по согласованию):
3.1. Организовать с 16.05.2005 по 01.10.2005 рейды по снижению выбросов от автомобильного транспорта и их вредного воздействия на здоровье горожан на основных транспортных магистралях во всех районах города.
3.2. Осуществить проверку организации работы, проводимой автотранспортными предприятиями, станциями технического обслуживания автомобилей по снижению загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами автомобильного транспорта.
3.3. Проверить наличие на предприятиях контрольно-регулировочных пунктов, оснащенность средствами контроля и регулировки токсичности, дымности.
3.4. Проверить автотранспортные средства, принадлежащие юридическим и физическим лицам, в том числе автобусов, работающих в режиме маршрутных такси, на соответствие нормативам ГОСТа 17.2.2.03-87 и ГОСТа 21393-75 на магистралях, предприятиях и организациях города Иркутска.

4. Государственной инспекции по безопасности дорожного движения г. Иркутска (Шаманов А.В.)(по согласованию) при проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств:
4.1. Охватить автотранспортные средства инструментальным контролем на предмет соответствия стандартам токсичности, дымности отработавших газов автомобилей.
4.2. Представлять результаты проведенных замеров в администрацию г. Иркутска 1 раз в месяц с указанием количества проведенных проверок и числа автомобилей с превышением установленных нормативов токсичности, дымности, информацию о принятых мерах к виновным лицам.

5. Комитету по городскому обустройству администрации г. Иркутска (Шандрук О.И.) усилить работу комиссии за техническим состоянием коммерческих автобусов, работающих в режиме маршрутных такси в г. Иркутске.

6. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 14 апреля 2005 года
№ 031-06-666/5

ИНФОРМАЦИЯ
О НЕГАТИВНОМ ВЛИЯНИИ ВЫБРОСОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Г. ИРКУТСКА

Город Иркутск относится к числу наиболее загрязненных в России и включен в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения. Это является следствием выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта, климатических условий, не способствующих активному рассеиванию в атмосфере загрязняющих веществ.
С ростом количества зарегистрированного автотранспорта на территории г. Иркутска с 155623 единиц (01.01.1998) до 176539 единиц (01.01.2005) увеличились выбросы от передвижных источников в атмосферный воздух г. Иркутска на 24%. В течение 8 лет вклад выбросов от передвижных источников в общее загрязнение атмосферного воздуха на территории г. Иркутска составляет более 52%. Следует отметить, что расчет произведен без учета выбросов загрязняющих веществ транзитного автотранспорта, который в отсутствие в г. Иркутске объездных дорог вносит существенный вклад в общее загрязнение воздушного бассейна. По мнению специалистов, до 65%.
Автомобильный транспорт является источником поступлений в атмосферу свинца, окислов азота, окиси углерода, сернистого ангидрида, углеводородов, сажи, особо токсичного канцерогенного вещества бенз(а) пирена, различных пылей (продукты истирания шин и тормозных колодок), которые, в первую очередь, пагубно влияют на здоровье населения города, наносят урон зеленым насаждениям, разрушают здания и сооружения.
По территории города Иркутска наиболее загрязнена центральная часть Правобережного округа.
По данным Иркутскгидромета, содержание вредных примесей в 2004 г. по городу превышало санитарные нормы:
- бенз(а) пирена: среднегодовое - в 3,6 раза, максимальное - в 11,6 раза;
- диоксида азота: среднегодовое - в 1,3 раза, максимальное - в 3,9 раза;
- формальдегида: среднегодовое - в 3,7 раза, максимальное - в 3,9 раза;
- оксида углерода: среднегодовое - в 1,1 раза, максимальное - в 3,6 раза.
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду свинца был разработан и принят Федеральный закон "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" № 34-ФЗ от 22.03.2003, который вступил в силу с 01.07.2003.
Во исполнение указанного Федерального закона на предприятиях по переработке нефти, расположенных в том числе на территории Иркутской области (г. Ангарск), прекращено производство этилированного бензина.
С 1 января 2005 г. введен запрет на использование автомобильным транспортом, зарегистрированным в Иркутской области, этилированного бензина (Закон Иркутской области "Об охране атмосферного воздуха Иркутской области"), о чем отделом охраны окружающей среды проинформированы все руководители автозаправочных комплексов (исх. от 10.12.2004 № 268-74-760/4).
В то же время в России отсутствуют эффективные правовые, административные и экономические механизмы управления экологической безопасностью автотранспорта, назрела острая необходимость создания системы снижения вредного воздействия автотранспорта на здоровье населения и окружающую среду.
Анализ законодательства Российской Федерации в области экологизации автотранспорта показывает, что правовое регулирование в этой области имеет следующие недостатки:
- базовые законы Российской Федерации - "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха" - определяют лишь рамочные нормы по защите окружающей среды и атмосферы: понятия, полномочия государственных органов управления, общие требования по охране атмосферы при ведении хозяйственной и иной деятельности, в самом общем виде обозначен механизм регулирования выбросов через систему экологических нормативов и разрешений на выбросы, принципы государственного учета и контроля за состоянием атмосферы, принципы платежей за выбросы и ответственности за нарушение законодательства;
- имеет место правовой пробел в области определения сроков и принципов введения и пересмотра экологических нормативов, механизмов организации их соблюдения, порядка применения новых технологий и топлив, улучшающих экологический уровень техники, принципов экономического стимулирования и санкций к производителям и владельцам автотранспортных средств;
- природоохранное законодательство Российской Федерации не учитывает специфические особенности транспортной деятельности, что приводит к отсутствию стимулов производить и использовать экологически более совершенные транспортные средства.
В соответствии с действующим законодательством государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют Государственная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), контроль за автотранспортными средствами осуществляют органы внутренних дел (милиция), государственный экологический контроль (Государственная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по Иркутской области), Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области.
В целях улучшения ситуации в г. Иркутске по снижению выбросов от автомобильного транспорта в воздушный бассейн г. Иркутска и их вредного воздействия на здоровье горожан в 2004 г. отделом охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска совместно с ГИБДД г. Иркутска, ЦГСЭН, Ространсинспекцией проводились соответствующие общегородские мероприятия, которые были утверждены постановлением мэра г. Иркутска.
В соответствии с постановлением мэра г. Иркутска в 2004 г. специалисты проводили рейды по снижению выбросов от автомобильного транспорта с осуществлением выборочных замеров дымности и токсичности отработавших газов автомобилей на магистралях города Иркутска, проверки автотранспортных предприятий.
Рейды на магистралях города Иркутска проводились отделом охраны окружающей среды совместно с Главным управлением природных ресурсов МПР РФ и сотрудниками ГИБДД УВД г. Иркутска с 21.06.2004. Всего в теплый период времени (в связи с ограничением на работу измерительной аппаратуры) проведено 16 рейдов во всех районах города. Проверено 680 единиц передвижных источников выбросов, из них 268 единиц - с дизельным ДВС (не соответствует ГОСТу - 76%), 292 единицы - с бензиновым ДВС (не соответствует ГОСТу - 37%).
Практически нареканий со стороны госинспекторов на выбросы отработавших газов автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием, не было.
Особое внимание специалистов обращено на работу маршрутных такси.
Общее число маршрутных такси составляет 1% от общего числа зарегистрированного автомобильного транспорта, в то же время их вклад в выбросы загрязняющих веществ составляет около 10%. В связи с чем администрацией г. Иркутска предусмотрен учащенный контроль за техническим состоянием коммерческих автобусов, работающих в режиме маршрутных такси в г. Иркутске. Еженедельно проводятся комплексные проверки работы маршрутных такси, в т.ч. по снижению вредного воздействия выбросов отработавших газов.
Из общего количества проверенного автотранспорта маршрутные такси составляют 129 единиц, из них 82 единицы - с дизельным ДВС, 67 единиц не соответствуют установленным нормативам дымности (на 81%); 36 единиц - с бензиновым ДВС, 11 единиц не соответствуют установленным нормативам токсичности (на 31%).
В соответствии с постановлением мэра г. Иркутска при участии отдела охраны окружающей среды, ЦГСЭН, ГИБДД г. Иркутска, Иркутским областным отделением Ространсинспекции были осуществлены проверки организаций, имеющих автотранспортные средства, и пункты технического осмотра на выполнение транспортного, санитарного, природоохранного законодательств. По результатам комплексных проверок ОАО "ИГАТП-1", расположенное в Октябрьском округе (Восточный промузел), можно рекомендовать как базовое по работе, направленной на снижение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
В период осуществления проверок специалистами были выявлены значительные превышения стандартов отработавших газов автотранспортных средств по причине отсутствия на предприятиях производственного контроля. На линию механики выпускают автотранспортные средства без соответствующих проверок, формально подходят к должностным обязанностям.
В настоящее время все подразделения ГИБДД г. Иркутска администрацией г. Иркутска оснащены контрольно-измерительной аппаратурой за счет средств, поступающих в бюджет г. Иркутска в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов. Ежегодно подразделениями ГИБДД г. Иркутска (согласно утвержденному плану дополнительных мероприятий) проводятся работы по выявлению нарушений установленных норм токсичности, дымности отработавших газов автомобилей, в т.ч. маршрутных такси. Проверки автотранспортных средств проводятся при прохождении государственного технического осмотра, при совершении регистрации действий в РЭО ГИБДД г. Иркутска, на станциях технической диагностики, в том числе, по проверке автотранспортных средств на содержание СО, дымности в отработавших газах автомобилей. Водителям выдаются диагностические карты с заключением эксперта-специалиста и государственного инспектора ГАИ г. Иркутска.
Специалистами отдела охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа с организациями и частными лицами о необходимости проведения ТО-2, ежеквартальных контрольных замеров токсичности, дымности ОГА, регулировки топливной системы автотранспорта и о правилах обращения с отходами производства и потребления, выдаются соответствующие предписания владельцам автотранспортных средств. Выявленные нарушения устраняются владельцами маршрутных такси, закупается контрольно-измерительная аппаратура.
Для снижения влияния выбросов загрязняющих веществ автомобильного транспорта в г. Иркутске:
1. Для руководителей автотранспортных предприятий необходимо рекомендовать:
1.1. Обеспечить внедрение новых видов топлива, присадок, добавок, нейтрализаторов (сжиженный газ, природный газ др.) для пассажирского и коммунального автотранспорта.
1.2. Обеспечить контроль за выбросами отработавших газов автомобилей (ОГА) в соответствии с действующими государственными стандартами.
1.3. Обеспечить выпуск на линию автотранспортных средств в соответствии с действующими государственными стандартами.
1.4. Для осуществления пассажироперевозок использовать автобусы малого, среднего, большого класса.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3. Отделу охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска:
3.1. Проверять величину плановой платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников.
3.2. Ходатайствовать перед специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды о введении повышающих коэффициентов соразмерно вкладу выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в загрязнение атмосферного воздуха в г. Иркутске.
4. Кроме того, целесообразно:
4.1. Продолжить дальнейшее развитие городского электрического транспорта.
4.2. Продолжить развитие схемы регулирования дорожного движения с использованием автоматизированной системы управления (АСУДД) "Зеленая волна", с учетом строительства моста через реку Ангара, транспортных многоуровневых развязок и систем подземных и надземных пешеходных переходов на крупных магистралях города со строительством объездных дорог.
4.3. Оптимизировать транспортные потоки в центральной части города.
4.4. Осуществлять вдоль магистралей ярусное озеленение.

Начальник отдела охраны
окружающей среды
Е.В.БОЯРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru