РЕШЕНИЕ ГД г. Усолье-Сибирское от 24.02.2005 № 17/4
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. № 17/4
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ НА 2005 - 2007 ГОДЫ
Рассмотрев представленную муниципальную целевую программу энергосбережения в г. Усолье-Сибирское на 2005 - 2007 годы и заслушав информацию председателя Комитета по жилищной политике и городскому хозяйству администрации города Познякова И.П., городская Дума отмечает, что усилиями администрации города и предприятий жилищно-коммунального хозяйства в рамках программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г. Усолье-Сибирское на 2001 - 2003 гг. выполнена серьезная работа. Ряд острых проблем в области энергопотребления удалось решить.
Максимально исключены сбросы теплоносителя из систем отопления по причине нарушения теплового и гидравлического режимов. Проведением работы по замене аварийного участка магистральных тепловых сетей повышена надежность теплоснабжения города. Исключены значительные потери тепловой энергии и теплоносителя в пос. Каркасный с прекращением эксплуатации паротрассы от ФГУП "Комбинат "Сибсоль" и подключением к централизованному теплоснабжению от ИТЭЦ-11. Установлен наиболее оптимальный на сегодняшний день температурный график работы тепловых сетей. Отработан механизм установки поквартирных счетчиков потребления горячей и холодной воды населением и порядок оплаты по их показаниям. Активно проводится установка счетчиков расхода холодной и горячей воды.
Вместе с тем ситуация в области энергопотребления в городе продолжает оставаться нестабильной. Программа энергосбережения в г. Усолье-Сибирское на 2005 - 2007 годы определяет необходимый комплекс мероприятий, направленных на снижение издержек при транспортировке и потреблении энергоресурсов и воды в учреждениях социальной сферы и жилищном фонде города.
Городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу энергосбережения в г. Усолье-Сибирское на 2005 - 2007 годы.
2. Контроль за исполнением данного решения городской Думы возложить на председателя Комитета по жилищной политике и городскому хозяйству Познякова И.П.
Мэр г. Усолье-Сибирское
Е.С.КУСТОС
Утверждена
решением
городской Думы г. Усолье-Сибирское
от 24 февраля 2005 года
№ 17/4
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ НА 2005 - 2007 ГОДЫ
ПАСПОРТ
---------------T----------------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Программа энергосбережения в ¦
¦ программы ¦ г. Усолье-Сибирское на 2005 - 2007 гг. ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Основание для ¦- Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства¦
¦разработки ¦в РФ, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997¦
¦ ¦№ 425 (в редакции Указа Президента РФ от 27.05.1997¦
¦ ¦№ 528). ¦
¦ ¦- Подпрограмма "Энергосбережение в¦
¦ ¦жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденная¦
¦ ¦постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 № 80. ¦
¦ ¦- Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 № 588¦
¦ ¦"О дополнительных мерах по стимулированию¦
¦ ¦энергосбережения в России". ¦
¦ ¦- Постановление губернатора Иркутской области¦
¦ ¦№ 752-п от 24.12.2003 "О мерах по снижению затрат на¦
¦ ¦предоставление жилищно-коммунальных услуг". ¦
¦ ¦- Программа социально-экономического развития города¦
¦ ¦Усолье-Сибирское на 2003 - 2005 гг., утвержденная¦
¦ ¦решением городской Думы от 26.06.2003 № 43. ¦
¦ ¦- Программа "Развитие жилищно-коммунального¦
¦ ¦хозяйства города Усолье-Сибирское на 2005 - 2007¦
¦ ¦гг.", утвержденная решением городской Думы от¦
¦ ¦27.01.2005 № 9/4. ¦
¦ ¦- Распоряжение мэра города № 15 от 18.01.2005 "О¦
¦ ¦разработке программы энергосбережения в ЖКХ г.¦
¦ ¦Усолье-Сбирское на 2005 - 2007 гг. ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация муниципального образования "Город¦
¦программы ¦Усолье-Сибирское" ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Основной ¦Комитет по жилищной политике и городскому хозяйству¦
¦разработчик ¦администрации города (КЖПГХ) ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Основные ¦Комитет по жилищной политике и городскому хозяйству¦
¦исполнители ¦администрации города, МУП "ПО "Тепловодоканал", ООО¦
¦программы ¦"Жилсервис", Усольское отделение фирмы "Энергосбыт"¦
¦ ¦ОАО "Иркутскэнерго", учреждения бюджетной сферы ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Цели программы¦Повышение эффективности использования энергетических¦
¦ ¦ресурсов в социальной сфере и ЖКХ, снижение расходов¦
¦ ¦бюджета города на оплату за потребляемые¦
¦ ¦энергоресурсы ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Задачи ¦1. Обеспечение устранения технических причин и¦
¦программы ¦последствий неудовлетворительной эксплуатации¦
¦ ¦инженерных систем. ¦
¦ ¦2. Концентрация средств на эффективных мероприятиях¦
¦ ¦по энергоресурсосбережению. ¦
¦ ¦3. Использование высокоэффективного¦
¦ ¦энергопотребляющего оборудования, приборов учета¦
¦ ¦расхода энергетических ресурсов, систем¦
¦ ¦автоматизированного управления энергопотреблением. ¦
¦ ¦4. Определение достоверности, точности и единства¦
¦ ¦измерения в части учета отпускаемых и потребляемых¦
¦ ¦энергетических ресурсов (коммерческий учет) ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2005 - 2007 годы, реализуется в один этап ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Перечень ¦- Организационные мероприятия. ¦
¦основных ¦- Установка приборов учета и регулирования¦
¦мероприятий ¦потребления энергоресурсов. ¦
¦ ¦- Наладочные и регулировочные работы в системе¦
¦ ¦теплоснабжения города. ¦
¦ ¦- Мероприятия по снижению потерь энергоресурсов,¦
¦ ¦повышению надежности работы системы транспорта и¦
¦ ¦распределения энергоресурсов. ¦
¦ ¦- Мероприятия по снижению потерь энергоресурсов в¦
¦ ¦жилищном фонде. ¦
¦ ¦- Мероприятия по снижению потерь энергоресурсов на¦
¦ ¦объектах социальной сферы ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Стоимость ¦107626 тыс. рублей ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Источники ¦Средства бюджета города, собственные средства¦
¦финансирования¦предприятий и учреждений города, населения ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- Сокращение потребления энерго- и водоресурсов. ¦
¦конечные ¦- Снижение затрат бюджета города на оплату¦
¦результаты ¦энергоносителей. ¦
¦ ¦- Повышение надежности и эффективности¦
¦ ¦энергопотребления в ЖКХ и социальной сфере ¦
+--------------+----------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за исполнением программы осуществляется¦
¦организации ¦Комитетом по жилищной политике и городскому¦
¦контроля за ¦хозяйству администрации города ¦
¦исполнением ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
L--------------+-----------------------------------------------------
1. ВВЕДЕНИЕ
Муниципальная целевая программа энергосбережения в городе Усолье-Сибирское на 2005 - 2007 годы развивает основные направления Федеральной программы "Энергосбережение России на 1998 - 2005 годы" и другие нормативные акты, разработана с учетом опыта энергосбережения городов России, применительно к положению, сложившемуся в области потребления энергоресурсов на территории города Усолье-Сибирское.
Выполнение комплекса мероприятий в рамках программы позволит снизить затраты бюджета города, предприятий, населения на оплату энергоресурсов, обеспечит повышение надежности и эффективности энергоснабжения потребителей города, создаст условия, стимулирующие экономное расходование теплоэнергоресурсов и воды.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ТЕПЛО- И
ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
Г. Усолье-Сибирское расположен в лесостепном умеренно-влажном районе с резко-континентальным климатом. Для данного климата характерны большие суточные колебания температур. Расчетная для проектирования систем теплоснабжения температура наружного воздуха составляет -36°С. Продолжительность отопительного сезона - 240 суток.
В г. Усолье-Сибирское проживает 89,06 тыс. человек, на территории города расположено 4643 жилых здания, содержащих 37679 квартир общей площадью 1809,3 тыс. кв.м.
Большую долю в общей площади города (более 80%) занимают многоэтажные здания с центральным отоплением.
Степень благоустройства жилищного фонда составляет:
1. Центральное отопление - 91%.
2. Горячее водоснабжение - 88%.
3. Холодное водоснабжение - 89%.
4. Водоотведение - 89%.
5. Газ - 19%.
6. Электроосвещение - 100%.
Социальная сфера города представлена 82 учреждениями, в том числе:
- здравоохранение - 14 учреждений;
- образование - 45 учреждений;
- учреждения социальной защиты населения (социально-реабилитационные и пр.) - 2;
- учреждения культуры и спорта - 21.
Теплоснабжение объектов города осуществляется от Иркутской ТЭЦ-11 ОАО "Иркутскэнерго" по открытой схеме теплоснабжения. В городе эксплуатируется:
- 133,635 км водяных тепловых сетей (из них ветхие - 33,7 км);
- 5 ТНС (тепловые насосные станции) с общим процентом износа 25 - 30%;
- 177,13 км водопроводных сетей (из них ветхие - 122,57 км);
- 949,2 км электрических сетей (из них ветхие - 136 км);
- 279 трансформаторных подстанций.
Выполнение мероприятий Программы энергосбережения в ЖКХ и социальной сфере г. Усолье-Сибирское на 2001 - 2003 годы позволило решить ряд проблем, остро стоявших 5 лет назад, в частности:
- решена проблема повсеместного учета холодной воды. На сегодняшний день на предприятиях и учреждениях города установлено более 700 приборов учета (в 2000 году - 32);
- максимально исключены сбросы теплоносителя из системы отопления по причине нарушения гидравлического и теплового режима;
- исключены значительные потери тепловой энергии и теплоносителя в пос. Каркасный с прекращением эксплуатации паротрассы от ФГУП "Комбинат "Сибсоль" и подключением к централизованному теплоснабжению от ИТЭЦ-11;
- повышена надежность теплоснабжения города в связи с проведением значительного объема ремонта и замены аварийного участка магистральных тепловых сетей;
- установлен наиболее оптимальный на сегодняшний день температурный график работы тепловых сетей, что позволяет обеспечить качество предоставления населению услуг по теплоснабжению;
- как результат, расход подпиточной воды на ИТЭЦ-11 снижен до 800 - 900 т/час, что близко к норме (в 1999 году этот показатель временами достигал 2000 т/час).
Вместе с тем ситуация в области энергопотребления в городе продолжает оставаться нестабильной и характеризуется следующими отрицательными факторами:
- недостаточное и несвоевременное проведение регулировочных и наладочных работ;
- отсутствие приборов учета тепловой энергии;
- ненормативные потери тепловой энергии и теплоносителя ввиду ветхости сетей, как из-за значительного срока эксплуатации, так и по причине отсутствия теплоизоляции, непроведения мероприятий по защите от электрохимической коррозии и др.;
- отсутствие стимулов к энергосбережению со стороны как обслуживающего персонала предприятий ЖКХ, так и населения города;
- отсутствие специализированного обслуживания учреждений бюджетной сферы;
- крайне недостаточное проведение капитального ремонта на муниципальном жилищном фонде и учреждениях социальной сферы города.
Эти и другие факторы, несмотря на предпринимаемые меры, не позволяют обеспечить высокое качество энергоснабжения населения и организаций города.
Необходимо выполнение комплекса мероприятий, направленных на снижение издержек при транспортировке и потреблении энергоресурсов и воды в учреждениях социальной сферы и жилищном фонде города.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
3.1. Наладочные регулировочные работы
в системе теплоснабжения города
С целью уменьшения необоснованно завышенных расходов сетевой воды, устранения перегрева на объектах жилищно-коммунального хозяйства и учреждениях социальной сферы должны проводиться работы по наладке и регулировке существующих систем теплоснабжения в комплексе (теплоисточник, тепловая сеть, тепловой пункт, система отопления, отопительный прибор).
Для выбора оптимальной схемы регулирования отпуска тепловой энергии от теплоисточника в 2004 году были заказаны в ОАО "СибВНИПИэнергопром" и выполнены "Рекомендации по наладке тепловых сетей жилых микрорайонов г. Усолье-Сибирское". Работа в себя включала:
- уточнение и анализ тепловых нагрузок по каждому потребителю жилищно-коммунального сектора и промышленных предприятий, подключенных к тепловым сетям после ТРУ-1;
- уточнение расчетной схемы тепловых сетей города от ИТЭЦ-11 после ТРУ-1 до каждого потребителя города;
- уточнение параметров оборудования (подкачивающих и подпиточных насосов) и регулирующей арматуры на ИТЭЦ-11 и на существующих насосных станциях;
- разработка гидравлических режимов тепловых сетей от ИТЭЦ-11;
- выбор диаметров дроссельных шайб для систем ГВС и сопел элеваторов и дроссельных шайб для систем отопления;
- анализ существующего температурного графика в отопительный сезон 2003 - 2004 гг. и предложения по температурному графику на отопительный сезон 2004 - 2005 гг.
Действовавший до сентября 2004 года температурный график тепловой сети 150 - 70°С со срезкой на 130 - 63°С не обеспечивал расчетный режим систем отопления. Мероприятия по регулировке теплового режима непосредственно на жилых зданиях не приводили к нужным параметрам отопления. Внутрикомнатная температура достигала 22 - 28°С, что снижало комфортность проживания в помещениях, кроме того, завышение температуры обратной сетевой воды достигало 20°С от нормативной, которое не могло быть ликвидировано никакой регулировкой.
Принимая во внимание эти факторы, руководствуясь СНиП 41-02-2003 г. "Тепловые сети", который "не допускает применение для тепловых сетей графиков регулирования отпуска тепла со "Срезкой" по температурам", ОАО "СибВНИПИэнергопром" был предложен график 130 - 70°С, который уже в этом отопительном сезоне показал себя как наиболее эффективный. Только за период с октября по декабрь 2004 г. и январь 2005 г. потребление тепловой энергии и горячей воды на муниципальный жилищный фонд города, в сравнении с аналогичным...
В настоящее время продолжается работа по налаживанию теплового и гидравлического режима систем теплоснабжения города для работы в новых условиях.
Рекомендации ОАО "СибВНИПИэнергопром" включают также ряд затратных мероприятий, без которых невозможно отрегулировать режим теплоснабжения, в частности:
- замена участков тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов;
- строительство насосной подкачивающей станции с установкой насосов на обратном трубопроводе в районе ул. Молотовой.
План мероприятий программы предусматривает исполнение в течение 3-х лет указанных в рекомендациях работ по наладке тепловых сетей города.
3.2. Установка приборов учета и
регулирования потребления энергоресурсов
Обязательное применение приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Федеральным законом "Об энергосбережении", Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
С целью организации рационального потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды в городе на сегодняшний день установлено следующее количество приборов учета:
- тепловой энергии - 112 шт. (в 2003 г. - 102 шт.), в т.ч.:
на муниципальном жилом фонде - 2 шт.;
на домах ЖСК, ТДМ и т.д. - 3 шт.;
на домах индивидуальной жилой застройки - 3 шт.;
на объектах социальной сферы - 4 шт.;
- холодной воды - 721 шт., (в 2003 г. - 425), в т.ч.:
на домах ЖСК, ТДМ и т.д. - 4 шт.;
на объектах социальной сферы - 67 шт.;
- квартирных счетчиков учета холодной и горячей воды установлено:
в домах муниципального жилого фонда - 1400 комплектов;
в домах ЖСК, ТДМ и т.д. - 35 комплектов.
Учитывая особенности расчетов за тепловую энергию для потребителей, не имеющих приборов учета (согласно Правилам учета тепловой энергии), каждому такому потребителю невозможно добиться экономии средств, расходуемых на оплату энергоресурсов, какие бы мероприятия по энергосбережению он ни проводил. Объем дораспределения тепловой энергии и теплоносителя в случае отсутствия у потребителя приборов учета не зависит от усилий этого потребителя. В данной ситуации к реальной экономии средств может привести лишь установка приборов учета расхода энергоресурсов. При этом установка только прибора учета, как правило, не дает желаемого результата, т.е. не приводит к экономии. Установка теплосчетчиков должна сопровождаться установкой приборов регулирования теплового и гидравлического режима внутренних систем зданий в индивидуальных тепловых пунктах, а также мероприятиями по наладке систем ГВС. По анализу фактического теплопотребления по данным теплосчетчиков сразу выявляются необходимые работы режимного характера.
При выборе приборов учета необходимо учитывать, что основную часть затрат на эксплуатацию приборов составляют расходы на периодическую поверку и техническое обслуживание. Монтаж и эксплуатацию приборов должна осуществлять только специализированная организация. В настоящее время в городе два предприятия имеют лицензию на производство таких работ: ООО "Жилсервис" и ООО "Техсервис".
Программой предусмотрена работа по охвату потребителей учетом энергоресурсов.
3.3. Мероприятия по снижению потерь энергоресурсов,
повышению надежности работы системы транспортировки
и распределения энергоресурсов
Основная часть потерь тепла и воды имеет место при транспортировке и распределении энергоресурсов.
Для уменьшения этих потерь необходимо провести следующие мероприятия:
1. Замена участков инженерных сетей с высоким процентом износа.
Основное внимание будет уделено мероприятиям, рекомендованным ОАО "СибВНИПИэнергопром", а также выполнению замены аварийного участка тепломагистрали в районе ИТЭЦ-11.
2. Защита инженерных сетей от электрохимической коррозии.
На сегодняшний день из 23 электрозащитных установок в рабочем со стоянии находятся лишь 5. Остальные необходимо восстанавливать. Недостаточная защита трубопроводов от воздействия блуждающих токов неизменно ведет к преждевременному выходу из стоя коммуникаций и сооружений. В этой связи мероприятия программы предусматривают восстановление 16 станций.
3. Выполнение теплоизоляционных работ с применением высококачественных материалов.
Отсутствие теплоизоляции трубопроводов в результате нарушений технологии прокладки, из-за ветхости, хищений и других причин приводит к существенному увеличению теплопотерь. Необходимо выполнение ряда мероприятий по восстановлению теплоизоляции трубопроводов с использованием новых изолировочных материалов (пенополипропилен, УРСА, др.).
4. Организация гибкой системы перераспределения тепловых нагрузок.
Практика показала, что имеет место наличие некоторого объема тепловой энергии, учитываемого при расчетах как сверхнормативные потери в общем тепловом балансе города. Вместе с тем это - неучтенные ни договором, ни прибором учета тепловые нагрузки потребителей. Во избежание перераспределения этих нагрузок на иных потребителей в качестве дораспределения, необходимо вести постоянную работу по выявлению таких фактов и корректировке тепловых нагрузок и объемов потребления.
Программа предусматривает выполнение таких мероприятий.
3.4. Мероприятия по снижению потерь
энергоресурсов в жилищном фонде
Крайне важным является проведение энергосберегающих мероприятий непосредственно у потребителя. В случае, когда потребителем является жилищный фонд, этот комплекс работ включает следующее:
1. Наладка и регулировка систем теплоснабжения. В настоящее время данные работы организованы в соответствии с рекомендациями ОАО "СибВНИПИэнергопром".
2. Проведение капитального ремонта систем теплоснабжения. Ежегодное недофинансирование мероприятий капитального ремонта крайне отрицательно сказывается на состоянии жилищного фонда и, безусловно, не способствует рациональному расходу энергоресурсов. Вместо необходимых 60 млн. руб. в 2005 году из бюджета города на эти цели выделено лишь 1,2 млн. руб.
3. Проведение работ по повышению теплозащиты жилых зданий, в т.ч.:
- утепление чердаков;
- заделка межпанельных швов;
- ремонт водостоков;
- остекление лестничных клеток, восстановление входных дверей, пружин, другие мероприятия по утеплению подъездов;
- мероприятия по утеплению жилых помещений, выполняемые жителями.
Следует отметить, что в последние годы жилищными организациями выполнен значительный объем работ по заделке межпанельных швов - более 40000 пог.м. Однако потери тепла через ограждающие конструкции зданий остаются большими. Программой предусмотрен ряд мероприятий, способствующих снижению потерь тепла через ограждающие конструкции зданий.
Серьезная роль в решении вопросов эксплуатации жилищного фонда отводится в настоящее время управляющим компаниям (УК), индивидуальным предпринимателям (ИП), обслуживающим жилфонд, а также самим жителям. Предлагается в рамках программы создать условия для стимулирования УК и ИП к выполнению мероприятий по энергосбережению, в частности внести соответствующий пункт в критерии оценки деятельности как УК, так и ИП. Предполагается также активизировать работу по созданию института старших по дому, подъезду.
Наиболее эффективным на сегодняшний день с точки зрения экономии средств жителей за жилье и коммунальные услуги, как показала практика, является установка индивидуальных приборов учета, как на холодную и горячую воду, так и электросчетчиков. Лишь при эксплуатации таких счетчиков и расчетах по их показаниям каждый отдельно взятый собственник (квартиросъемщик) жилого помещения в полной мере заинтересован в экономии ресурсов.
Механизм установки поквартирных счетчиков холодной и горячей воды создан в г. Усолье-Сибирское еще в 2001 году. Установку электросчетчиков регламентирует постановление главы администрации от 17.12.2004 № 2393.
В рамках реализации программы практика установки индивидуальных счетчиков будет продолжена и расширена.
Учитывая, что в многоквартирном доме, где отсутствует индивидуальная система отопления для каждой квартиры, не возможно измерить количество тепла на отдельно взятое помещение или квартиру, необходимо активизировав установку приборов учета тепловой энергии на вводах жилых домов.
Мониторинг потребления тепловой энергии на отопление свидетельствует о значительных резервах энергосбережения в жилищном фонде. Тем более экономия будет иметь место, если оборудовать тепловые узлы приборами регулирования параметров теплоносителя.
Серьезной проблемой для жилого фонда города является наличие домов, в которых не предусмотрено разделение отопления и ГВС. В таких домах, по проекту, ГВС должно отсутствовать в межотопительный период. Однако многолетняя практика включения теплоснабжения этих домов в летний период по многочисленным обращениям граждан приводит лишь к большим перерасходам горячей воды, остывающей в системах отопления домов, что с одной стороны снижает качество предоставления услуги ГВС (и соответственно вызывает перерасчеты платы за ГВС), а с другой стороны повышает температуру в жилых помещениях до некомфортной.
Реконструкция жилых домов данной серии позволила бы исключить столь неэффективное использование энергоресурсов.
Применительно к ЖСК серьезной проблемой является отсутствие, как правило, надлежащей эксплуатации систем тепловодоснабжения со стороны специализированной организации, а также отсутствие накопительного фонда капитального ремонта.
3.5. Мероприятия по снижению потерь энергоресурсов
на объектах социальной сферы города
Анализ расхода энергоресурсов учреждениями бюджетной сферы показывает, что сокращение энергопотребления может быть достигнуто благодаря проведению таких малозатратных организационных мероприятий, как ежегодное установление лимитов потребления энергоресурсов. Лимиты разрабатываются с учетом обеспечения бюджетных учреждений города энерговодоресурсами не ниже уровня, обеспечивающего их жизнедеятельность, при этом учитывается проведение мероприятий по энергосбережению. Ежегодный анализ потребления теплоэнергоресурсов в сравнении с установленным лимитом показывает тенденцию к снижению их расхода или потребление в пределах лимита. Так, в 2003 и 2004 годах потребление энергоресурсов учреждениями бюджетной сферы составило:
Тепловая энергия Электрическая энергия
2003 г. - 71650 Гкал 6489 кВт
2004 г. - 67180 Гкал 6368 кВт
Разница - 4470 Гкал 121 кВт
Снижение или увеличение по отдельным потребителям, как правило, было вызвано объективными причинами (изменение численности работающих, присоединение дополнительных объектов и т.д.).
Работу в этом направлении в рамках программы планируется продолжить.
Вместе с тем невозможно решить вопрос рационального энергопотребления и соблюдения режима теплоснабжения без выполнения ряда затратных мероприятий - это обслуживание инженерного оборудования специализированными предприятиями и своевременное проведение капитального ремонта. На сегодняшний день из 82 объектов социальной сферы договорами на техническое обслуживание не охвачены 45 учреждений Управления образования администрации города.
Отсутствие системного обслуживания специализированными организациями вкупе с хроническим недофинансированием на капитальный ремонт крайне отрицательно сказывается как на состоянии систем теплоснабжения самих учреждений, так и на всей картине теплопотребления в городе в целом.
Без организации специализированного обслуживания учреждений социальной сферы невозможно решать вопросы рационального энергопотребления и режима теплоснабжения.
В рамках программы предполагается решить вопрос обслуживания инженерных систем учреждений социальной сферы, а также осуществить капитальный ремонт на ряде объектов соцкультбыта.
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ
Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ НА 2005 - 2007 ГГ.
-----------------------------------------------------------T----------------T----------¬
¦ Наименование мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦исполнения¦
+----T-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1 ¦Организационные мероприятия ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.1 ¦Формирование общественного сознания по проблемам¦ ¦Постоянно ¦
¦ ¦энергосбережения путем проведения постоянных компаний¦ ¦ ¦
¦ ¦в средствах массовой информации и непосредственно¦ ¦ ¦
¦ ¦среди населения, в т.ч.: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- статьи в газетах и программы на местном телевидении¦СМИ, ¦ ¦
¦ ¦с пропагандой экономного использования тепла, воды,¦КЖПГХ ¦ ¦
¦ ¦электроэнергии, преимуществ установки квартирных¦ ¦ ¦
¦ ¦счетчиков и расчетов по ним; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проведение частными предпринимателями,¦Организации, ¦ ¦
¦ ¦обслуживающими жилищный фонд, в осенний период¦обслуживающие ¦ ¦
¦ ¦разъяснительной работы (через объявления, устные¦ж/фонд ¦ ¦
¦ ¦беседы) с жильцами домов о необходимости утепления¦ ¦ ¦
¦ ¦своих квартир, закрытия входных подъездных дверей,¦ ¦ ¦
¦ ¦своевременного отключения подъездного освещения,¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранности остекления подъездов ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.2 ¦Изучение опыта использования новых, более эффективных¦ООО "Жилсервис",¦ ¦
¦ ¦материалов для ремонта инженерных сетей и¦МУП "ПО "ТВК" ¦ ¦
¦ ¦оборудования с целью увеличения срока их службы и¦ ¦ ¦
¦ ¦уменьшения издержек при эксплуатации ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.3 ¦Организация работы с потребителями тепла,¦Фирма ¦Постоянно ¦
¦ ¦проживающими в домах индивидуальной жилой застройки,¦"Энергосбыт" ОАО¦ ¦
¦ ¦по налаживанию теплового и гидравлического режимов в¦"Иркутскэнерго",¦ ¦
¦ ¦системах отопления, в т.ч. со стороны фирмы¦все потребители ¦ ¦
¦ ¦"Энергосбыт": ¦жилых домов ¦ ¦
¦ ¦- требование обязательного заключения договоров на¦индивидуальной ¦ ¦
¦ ¦обслуживание инженерных коммуникаций жилых домов со¦застройки ¦ ¦
¦ ¦специализированной организацией; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- исполнение требований "Акта технической готовности¦ ¦ ¦
¦ ¦ТПУ у потребителя к работе в зимних условиях"¦ ¦ ¦
¦ ¦считать обязательным при выдаче наряда на¦ ¦ ¦
¦ ¦подключение к теплоснабжению ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.4 ¦Работа тепловой инспекции: ¦Тепловая ¦В межото- ¦
¦ ¦- по выдаче рекомендаций по диаметрам сопел и шайб,¦инспекция, ¦пительный ¦
¦ ¦по выполнению ремонтов систем теплоснабжения и др.,¦ООО "Жилсервис",¦период ¦
¦ ¦контроль за исполнением в межотопительный период; ¦Усольское ¦ ¦
¦ ¦- контроль за соблюдением потребителями тепловой¦отделение фирмы ¦Постоянно ¦
¦ ¦энергии режима теплоснабжения с составлением актов о¦"Энергосбыт" ¦ ¦
¦ ¦нарушении и в случае потребления сверхдоговорного¦ ¦ ¦
¦ ¦объема предъявление к оплате через Усольское¦ ¦ ¦
¦ ¦отделение фирмы "Энергосбыт" ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.5 ¦Обеспечение своевременного выполнения регулировки и¦МУП "ПО "ТВК" ¦В осенний ¦
¦ ¦наладки тепловых сетей в соответствии с¦ ¦период ¦
¦ ¦рекомендациями ОАО "СибВНИПИэнергопром", в том числе:¦ ¦ ¦
¦ ¦- обеспечение необходимого давления теплоносителя в¦ ¦ ¦
¦ ¦течение всего отопительного периода, особенно в¦ ¦ ¦
¦ ¦осенний период пуска тепла, для возможности¦ ¦ ¦
¦ ¦регулировки систем теплоснабжения города, в¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности отдаленных районов ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.6 ¦Проведение проверки фактического потребления тепловой¦МУП "ПО "ТВК", ¦В течение ¦
¦ ¦энергии потребителями и приведение в соответствие¦Усольское ¦всего ¦
¦ ¦расчетных тепловых нагрузок, в том числе: ¦отделение фирмы ¦срока ¦
¦ ¦- инструментальный контроль работы приборов учета¦"Энергосбыт" ¦действия ¦
¦ ¦тепловой энергии у потребителей; ¦ ¦программы ¦
¦ ¦- проверка данных, представленных для расчета¦ ¦ ¦
¦ ¦тепловых нагрузок на отопление и ГВС потребителями,¦ ¦ ¦
¦ ¦не имеющими приборов учета, и корректировка в случае¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимости данных расчетов ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.7 ¦Обеспечение стопроцентного охвата потребителей¦Усольское ¦Постоянно ¦
¦ ¦тепловой энергии города договорами на отпуск и¦отделение фирмы ¦ ¦
¦ ¦потребление тепла с целью исключения¦"Энергосбыт" ¦ ¦
¦ ¦несанкционированного потребления ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.8 ¦Ежегодное установление лимитов потребления тепловой,¦Комитет по ¦Ежегодно к¦
¦ ¦электрической энергии и холодной воды для учреждений¦жилищной ¦01.10 ¦
¦ ¦социальной сферы и контроль за соблюдением¦политике и ¦ ¦
¦ ¦установленных лимитов ¦городскому ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйству ¦ ¦
+----+-----------------------------------------------------+----------------+----------+
¦1.9 ¦Внедрение форм экономического стимулирования¦ООО "Жилсервис" ¦Постоянно ¦
¦ ¦энергосбережения, в т.ч.: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на уровне договорных отношений между управляющей¦ ¦ ¦
¦ ¦компанией и обслуживающей организацией (через¦ ¦ ¦
¦ ¦введение критериев оценки эксплуатации жилищного¦ ¦ ¦
¦ ¦фонда в направлении рационального использования¦ ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсов); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- через материальное поощрение работников сантехслужб¦ ¦ ¦
¦ ¦за усилия по снижению утечек, уменьшению расходов¦ ¦ ¦
¦ ¦воды и тепла ¦ ¦ ¦
L----+-----------------------------------------------------+----------------+-----------
---------------------------T---------------------------------------------------¬
¦ Год ¦ Стоимость мероприятий программы, тыс. руб. ¦
¦ +--------T--------------------T---------------------+
¦ ¦ Всего: ¦В т.ч. бюджет города¦В т.ч. иные источники¦
+--------------------------+--------+--------------------+---------------------+
¦2005 год ¦ 38017¦ 9109¦ 28908¦
+--------------------------+--------+--------------------+---------------------+
¦2006 год ¦ 45101¦ 27939¦ 17162¦
+--------------------------+--------+--------------------+---------------------+
¦2007 год ¦ 24508¦ 6906¦ 17602¦
+--------------------------+--------+--------------------+---------------------+
¦ИТОГО по программе, в т.ч.¦ 107626¦ 43954¦ 63672¦
L--------------------------+--------+--------------------+----------------------
Председатель Комитета
по жилищной политике и
городскому хозяйству
администрации города
И.П.ПОЗНЯКОВ