РЕШЕНИЕ ГД г. Усолье-Сибирское от 24.06.2004 № 46
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ" НА 2004 - 2006 ГГ."
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ" НА 2004 - 2006 ГГ.
В целях охраны здоровья населения, улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в г. Усолье-Сибирское, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., рассмотрев и обсудив представленный главным государственным санитарным врачом по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району проект программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Усолье-Сибирское", городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Усолье-Сибирское" на 2004 - 2006 гг.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Ляховчук М.А.
Мэр г. Усолье-Сибирское
Е.С.КУСТОС
Утверждена
решением
городской Думы г. Усолье-Сибирское
от 24 июня 2004 года
№ 46
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ"
НА 2004 - 2006 ГГ.
ПАСПОРТ
городской целевой программы "Обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения города
Усолье-Сибирское" на 2004 - 2006 гг.
---------------T-----------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая программа "Обеспечение¦
¦программы ¦санитарно-эпидемического благополучия населения¦
¦ ¦г. Усолье-Сибирское" на 2004 - 2006 гг. ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Наименование, ¦Решение городской Думы (муниципальное¦
¦дата и номер ¦образование "Город Усолье-Сибирское") № 31 от¦
¦нормативного ¦30.03.2004 "О плане работы городской Думы на¦
¦акта о ¦2004 г." ¦
¦разработке ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Наименование, ¦Решение городской Думы от 24.06.2004 № 46 "Об¦
¦дата и номер ¦утверждении программы "Обеспечение¦
¦нормативного ¦санитарно-эпидемиологического благополучия¦
¦акта об ¦населения города Усолье-Сибирское" на 2004 -¦
¦утверждении ¦2006 гг. ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Заказчик ¦- Администрация г. Усолье-Сибирское ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Ответственный ¦- Администрация г. Усолье Сибирское ¦
¦исполнитель ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Основные ¦- Центр государственного¦
¦разработчики ¦санитарно-эпидемиологического надзора в¦
¦программы ¦г. Усолье-Сибирское и Усольском районе; ¦
¦ ¦- Департамент здравоохранения¦
¦ ¦г. Усолье-Сибирское ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Основные цели ¦- Снижение негативного воздействия на состояние¦
¦программы ¦здоровья населения техногенных, биологических и¦
¦ ¦природных факторов окружающей среды; ¦
¦ ¦- снижение инфекционных и неинфекционных¦
¦ ¦заболеваний путем совершенствования системы¦
¦ ¦управления факторами, определяющими¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологическое благополучие ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Основные ¦1. Снижение общей инфекционной заболеваемости. ¦
¦задачи ¦2. Предупреждение возникновения массовых¦
¦программы ¦инфекционных и неинфекционных заболеваний. ¦
¦ ¦3. Обеспечение радиационной безопасности¦
¦ ¦населения. ¦
¦ ¦4. Разработка и внедрение приоритетных¦
¦ ¦подсистем социально-гигиенического мониторинга¦
¦ ¦(СГМ) в г. Усолье-Сибирское. ¦
¦ ¦5. Гигиеническое обучение и воспитание¦
¦ ¦населения, формирование навыков здорового¦
¦ ¦образа жизни ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Срок ¦2004 - 2006 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Объем и ¦Общий объем финансирования мероприятий¦
¦источники ¦программы составляет 493312 тыс. рублей за счет¦
¦финансирования¦средств местного бюджета: ¦
¦(в ценах 2004 ¦- 2004 г. - 6918 тыс. рублей; ¦
¦года) в тыс. ¦- 2005 г. - 218838 тыс. рублей; ¦
¦рублей ¦- 2006 г. - 267556 тыс. рублей ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Основные ¦- Снижение инфекционных и неинфекционных¦
¦мероприятия ¦заболеваний; ¦
¦программы ¦- обеспечение радиационной безопасности¦
¦ ¦населения; ¦
¦ ¦- разработка и внедрение приоритетных подсистем¦
¦ ¦социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в¦
¦ ¦г. Усолье-Сибирское; ¦
¦ ¦- гигиеническое обучение и воспитание¦
¦ ¦населения, формирование навыков здорового¦
¦ ¦образа жизни ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Исполнители, ¦- Департамент здравоохранения¦
¦участники ¦г. Усолье-Сибирское; ¦
¦основных ¦- Центр государственного¦
¦мероприятий ¦санитарно-эпидемиологического надзора в¦
¦программы ¦г. Усолье-Сибирское и Усольском районе ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Снижение общей инфекционной заболеваемости по¦
¦конечные ¦отдельным нозологическим формам от 2% до 10%, в¦
¦результаты ¦том числе: ¦
¦реализации ¦- острого вирусного гепатита A до показателя¦
¦программы ¦49,0 на 100 тысяч населения против 64,0 в¦
¦ ¦2002 г.; ¦
¦ ¦- острых кишечных инфекций до показателя 560,0¦
¦ ¦на 100 тысяч населения против 739,8 в 2002 г.; ¦
¦ ¦- сальмонеллеза до показателя 42,0 на 100 тысяч¦
¦ ¦населения против 71,6 в 2002 г.; ¦
¦ ¦- клещевого энцефалита до показателя 3,0 на 100¦
¦ ¦тысяч населения против 4,3 в 2002 г. ¦
+--------------+-----------------------------------------------+
¦Система ¦Организацию управления программой осуществляет¦
¦организации ¦Центр ГСЭН в г. Усолье-Сибирское и Усольском¦
¦контроля за ¦районе, Департамент здравоохранения¦
¦исполнением ¦г. Усолье-Сибирское. ¦
¦программы ¦Контроль за реализацией программы¦
¦ ¦осуществляется уполномоченными органами,¦
¦ ¦структурными подразделениями администрации¦
¦ ¦города в установленном порядке ¦
L--------------+------------------------------------------------
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Санитарно-эпидемиологическая ситуация в городе остается напряженной. Показатель общей заболеваемости в 2003 году составил 1787,20 на 1000 населения. Среди всех возрастных категорий основную часть составляют болезни эндокринной и мочеполовой системы, болезни крови и кроветворных органов, болезни системы кровообращения. Названные классы болезней из года в год дают рост показателей, что можно расценивать как специфическую особенность для города Усолье-Сибирское, так и как воздействие различных загрязнителей атмосферного воздуха, воды водоемов и других факторов риска здоровью населения.
Ежегодно в городе регистрируется более 30000 случаев инфекционных заболеваний. Существует постоянная угроза возникновения и распространения новых инфекционных заболеваний (атипичная пневмония, геморрагические лихорадки и другие), а также вновь возвращающихся инфекций (дифтерия, бешенство, сибирская язва и др.).
В 2003 году зарегистрировано 35197 случаев инфекционных заболеваний, что составило 38838,5 на 100 тысяч населения и превысило показатель 2002 года на 24,6%.
Остается высоким показатель заболеваемости острыми кишечными инфекциями (пок. 862,9 на 100 тысяч населения, или 782 случая). Одной из причин повышенной заболеваемости кишечными инфекциями, вирусным гепатитом является неудовлетворительное обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, нарушение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в школах.
Имеет место завоз малярии на территорию области и возникновение местных очагов.
Высока пораженность населения гельминтозами. В 2003 году зарегистрировано 462 больных.
Экономический ущерб от 1 случая инфекционного заболевания в зависимости от нозологической формы колеблется от 4 до 25 тысяч рублей.
Экономический ущерб по отдельным нозологическим формам инфекционной заболеваемости в 2003 году составляет 42758,11 тысяч рублей.
Существенное влияние на заболеваемость населения оказывают санитарно-гигиеническая обстановка, неудовлетворительные условия труда и проживания, эколого-гигиенические факторы риска, связанные с загрязнением окружающей среды, в числе которых ведущую роль играют качество питьевой воды, загрязнение атмосферного воздуха и почвы, нерациональное питание.
Суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ от учтенных стационарных источников по данным формы "2ТП-Воздух" в городе составляют 26,8 тыс. тонн. Однако на газоочистные сооружения поступало 89% от всего валового выброса загрязняющих веществ. Число исследованных проб атмосферного воздуха в городе с превышением предельно допустимых концентраций составило 6,5%.
Негативно сказывается на качестве питьевой воды, подаваемой населению, химическое и бактериальное загрязнение источников водоснабжения.
В целом по городу не отвечает требованиям по микробиологическим показателям 2003 г. - 0,29%, 2002 г. - 0,32%, 2001 г. - 0,4% проб водопроводной воды, по санитарно-химическим показателям 2003 г. - 0,7%, 2002 г. - 1,3%, 2001 г. - 8,7%. Из 2-х водопроводов - 1 не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по набору ВОС.
Из 104 исследованных проб почвы по санитарно-химическим показателям не соответствовали гигиеническим нормативам 4 или 3,9%. За последние три года прослеживается постоянная тенденция к увеличению содержания тяжелых металлов с превышением ПДК, в т.ч. по ртути и свинцу. По данным контроля за источниками химического загрязнения, физическими факторами в городе, на автомагистралях, улицах с интенсивным движением не отвечает санитарным нормам и гигиеническим нормативам по уровням шума - 100% измерений, на промышленных предприятиях, расположенных с учетом необходимых разрывов от жилых районов, не отвечали гигиеническим нормативам 100% измерений уровня шума.
Неудовлетворительное состояние условий труда сохраняется на многих промышленных предприятиях, что влечет за собой ухудшение состояния здоровья работающих, высокий уровень профессиональной заболеваемости, потерь трудоспособности. В городе количество работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составило 7585 человек, в том числе по освещенности - 0,7%; шуму - 12,7%; вибрации - 5,2%; запыленности и загазованности - 20,6%; микроклимату - 6,9%; электромагнитным излучениям - 2,8%.
Радиационно-гигиеническая обстановка территории города определяется использованием хозяйствующими субъектами и в медицине радиоактивных источников в закрытом и открытом виде, которые при потере управления над ними приводят к незапланированному облучению людей и загрязнению окружающей среды в величинах, превышающих регламентированные нормы радиационной безопасности.
Радиационную опасность создают природные источники излучения, основным из которых является радон, в жилищах, а также радиационные "аномалии" техногенного происхождения, ежегодно выявляемые на территории города (загрязненный строительный материал, металлолом, неучтенные радиоактивные источники и др.).
В условиях напряженной санэпидобстановки и с учетом прогноза ее изменения основной задачей является выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения и принятие правильных управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Данное приоритетное направление определено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".
В 2001 году Центром госсанэпиднадзора был разработан проект программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Усолье-Сибирское", однако программа не была принята в связи с отсутствием финансирования.
В связи с тем, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения носит комплексный и многогранный характер, целесообразность применения программно-целевого подхода к решению проблемы улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки очевидна.
Поэтому необходимо принять городскую программу "Обеспечение санэпидблагополучия населения города Усолье-Сибирское" на 2004 - 2006 гг.
Принятие программы предопределяется:
во-первых, невозможностью решения проблемы силами здравоохранения, без поддержки со стороны администрации города муниципального образования, научных организаций, предприятий и других структур;
во-вторых, высокой социальной и следующей за ней экономической значимостью улучшения состояния здоровья населения;
в-третьих, исполнением основных действующих законодательных и нормативных правовых актов:
- раздела "Здравоохранение" Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г., утвержденной Законом области от 11.07.2002 № 33-оз, в части стабилизации показателей состояния здоровья населения и профилактики заболеваний;
- ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
- Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 № 5488-1.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основными целями программы являются:
- снижение негативного воздействия на состояние здоровья населения техногенных, биологических и природных факторов окружающей среды;
- снижение и ликвидация инфекционных и неинфекционных заболеваний путем радикального совершенствования системы управления факторами, определяющими санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
- снижение общей инфекционной заболеваемости;
- предупреждение возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- обеспечение радиационной безопасности населения;
- разработка и внедрение приоритетных подсистем социально-гигиенического мониторинга г. Усолье-Сибирское;
- гигиеническое обучение и воспитание населения, формирование навыков здорового образа жизни.
Сроки выполнения программы: 2004 - 2006 гг.
3. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАТРАТ
Мероприятия программы 2004 - 2006 гг. финансируются из средств городского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, средств предприятий.
Объем финансирования на реализацию программы предусмотрен:
всего - 493312 тыс. рублей, в том числе:
2004 г. - 6918 тыс. руб.;
2005 г. - 218838 тыс. руб.;
2006 г. - 267556 тыс. руб.
4. ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Экономический эффект от реализации городской программы может быть получен при обязательной реализации и финансировании всего комплекса противоэпидемических мероприятий.
Социально-экономический эффект программы определяется стабилизацией и снижением следующих показателей:
- снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение вспышечной заболеваемости и завоза особо опасных инфекций позволит получить экономический эффект более 12 млн. руб.;
- своевременной индикации возбудителей особо опасных инфекций (атипичная пневмония, сибирская язва, холера и другие);
- проведением зоологических и энтомологических работ в активных и малоактивных очагах туляремии, лептоспироза, клещевого энцефалита.
Данная тенденция определяется за счет:
- снижения общей инфекционной заболеваемости по отдельным нозологическим формам от 2% до 10% (из расчета затрат на 1 случай инфекционного заболевания от 4 до 25 тыс. руб. Методика расчета Центрального института эпидемиологии Минздрава России),
в том числе:
-- острого вирусного гепатита A до показателя 49,0 на 100 тыс. населения против 64,0 в 2002 г. (0,5 млн. руб.);
-- острых кишечных инфекций до показателя 560,0 на 100 тыс. населения против 739,8 в 2002 г. (более 0,5 млн. руб.);
-- сальмонеллеза до показателя 42,0 на 100 тыс. населения против 71,6 в 2002 г. (до 100 тыс. руб.);
-- клещевого энцефалита до показателя 3,0 на 100 тыс. населения против 4,3 в 2002 г.;
-- и других инфекций;
- стабилизации уровня злокачественных заболеваний среди населения. Лечение одного случая рака легких стоит минимально 100 тыс. руб. (в городе регистрируется ежегодно более 300 случаев). Учитывая, что до 40% территорий области являются радоноопасными, в т.ч. Усолье-Сибирское, 75% коллективной дозы облучения населения природными радионуклидами обусловлено радоном. Приобретение передвижной радиологической лаборатории позволит дать достоверную гигиеническую оценку содержания радона в детских, лечебно-профилактических учреждениях, жилом фонде, разработать защитные мероприятия;
- снижения числа профессиональных заболеваний до 5 - 7% и профессиональной инвалидизации до 1 - 2% в отраслях химической промышленности, тяжелого машиностроения, лесозаготовительной промышленности и др. за счет улучшения условий и охраны труда, медицинского и бытового обслуживания работающих (более 1,5 млн. руб.);
- снижения числа отравлений на производстве за счет замены морально устаревшего технологического оборудования, разработки новых тех. регламентов, внедрения современных технологических процессов и современных средств индивидуальной защиты (до 1,0 млн. руб.);
- оптимизации управленческих решений в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (оптимизация использования выделяемых средств на наиболее эффективные профилактические направления):
-- создание информационного банка данных среды обитания человека (вода, воздух, почва);
-- изучение влияния данных факторов на состояние здоровья человека;
-- создание информационного банка данных инфекционной заболеваемости для оптимизации проведения профилактических мероприятий и прогнозирования эпидемического процесса;
-- внедрение методологии оценки риска, что позволит принимать адекватные решения по управлению факторами среды обитания.
СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ И РАЗРАБОТЧИКАХ
Заказчик программы - администрация г. Усолье-Сибирское.
Основные разработчики программы:
- Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе;
- Департамент здравоохранения г. Усолье-Сибирское.
ПЕРЕЧЕНЬ
основных мероприятий с указанием сроков исполнения