Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы Ангарского МО от 27.11.2003 № 192-31Д(4)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА 2004 - 2006 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ДУМА АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2003 г. № 192-31Д(4)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА 2004 - 2006 ГГ.

Руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", Уставом Ангарского муниципального образования, Дума решила:

1. Утвердить Концепцию развития углубленного и профильного обучения на 2004 - 2006 гг. (приложение № 1).

2. Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования (Низиенко Е.Л.) в срок до 01.01.2004:
2.1. Представить проект плана-графика по реализации Концепции развития углубленного и профильного обучения.

Мэр Ангарского МО
Е.П.КАНУХИН





Приложение № 1
к решению
Думы Ангарского МО
от 27 ноября 2003 года
№ 192-31Д(4)

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА 2004 - 2006 ГГ.

1. ВВЕДЕНИЕ

Концепция - это комплекс идей об основных направлениях развития углубленного и профильного обучения на территории Ангарского муниципального образования.
Углубленное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по отдельным предметам.
Профильное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по нескольким учебным предметам одного цикла. Например: социально-экономический профиль, гуманитарный профиль, естественно-математический и другие.
Концепция является организационной основой политики муниципальных органов власти в области образования для обеспечения потребности населения и социально-экономической сферы города в получении качественного образования.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

В 1996 году в связи с регистрацией новой редакции Закона РФ "Об образовании" вся сфера образования была сориентирована на удовлетворение потребностей в образовании социальных заказчиков: родителей обучающихся, общества, государства. Именно с этого времени в городе началось развитие углубленного и профильного обучения.
В 2000 г. проведены системные социологические исследования потребностей в образовательных услугах всех заинтересованных лиц, определены миссии учреждений и этапы их реализации. Одной из наиболее запрашиваемых образовательных услуг стало образование повышенного уровня, а именно углубленное и профильное обучение. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса этот уровень обучения позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Анализ этой составляющей по факту на сентябрь 2003 г. выявил ряд противоречий, сложившихся в практике.
На территории АМО функционирует 37 средних общеобразовательных учреждений, в том числе оказывающих образовательные услуги по углубленному и профильному обучению, среди них два лицея и гимназия, три школы с углубленным изучением предметов и 19 средних школ с профильными классами, которые обеспечивают углубленное и профильное обучение 1938 человек, или 39% от количества учащихся старшей ступени обучения.
Для сравнения: доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно растет во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Углубленное и профильное обучение начало стихийно развиваться в г. Ангарске с 1992 года на фоне неразработанности нормативной базы и отсутствия опыта. Это привело к нерациональной организации деятельности лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов, противоречащей Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному в марте 2001 года, а именно:
- в лицеях № 1 и № 2, предназначенных для углубленной подготовки по предметам технологического и естественно-научного профилей, фактически реализуется профильное обучение;
- в гимназии № 1 реализуется многопрофильное обучение: физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное - вместо образования, обеспечивающего углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля.
Кроме того, дублируются профили обучения во всех трех учреждениях:

   -------------T---------------------T------------T-------------------T-----------------------¬

¦ ¦Физико-математический¦Гуманитарный¦Естественно-научный¦Социально-экологический¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Лицей № 1 ¦ ¦3 класса ¦4 класса ¦5 классов ¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Лицей № 2 ¦2 класса ¦ ¦2 класса ¦1 класс ¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Гимназия № 1¦2 класса ¦2 класса ¦ ¦ ¦
L------------+---------------------+------------+-------------------+------------------------


Существующая практика функционирования лицеев и гимназий снижает эффективность организации в них образования повышенного уровня и создает предпосылки для нерационального расходования бюджетных средств.
Профильным обучением охвачено 1288 школьников в 64 классах, группах. По направленности реализуются профили:
физико-математический - 21 (9 групп и 12 классов);
естественно-научный - 12 (8 групп и 7 классов);
гуманитарный - 20 (12 групп и 8 классов);
математический - 5 классов;
социально-экономический - 3 группы;
технический - 3 (1 группа и 2 класса).
Существующие профили:
1. Снижают возможности социализации учащихся в новых экономических условиях, поскольку дают традиционный знаниевый уровень и не готовят к профессиональной карьере, не формируют лидерских качеств, коммуникативных навыков, не дают современных знаний об экономике, рыночных отношениях, информационных технологиях.
2. Кроме того, профили более затратны, поскольку в число 64 классов, групп входят 37 классов (по 25 человек) и 27 групп (по 9 человек). Любое снижение численности класса ниже нормы (25 человек) ведет к удорожанию услуги.
3. Профили нерационально распределены внутри учреждений:

   ----------T-------------------------------------T-----------¬

¦ Кол-во ¦ Учреждения ¦ В % ¦
¦профилей ¦ ¦соотношении¦
+---------+-------------------------------------+-----------+
¦5 ¦ЦО-8 ¦5% ¦
+---------+-------------------------------------+-----------+
¦4 ¦СОШ № 10 ¦5% ¦
+---------+-------------------------------------+-----------+
¦3 ¦СОШ № 3, 7 ¦11% ¦
+---------+-------------------------------------+-----------+
¦2 ¦СОШ № 6, ЦО-11, СОШ № 15, 25, 30, 32,¦53% ¦
¦ ¦35, 36, 38, 40 ¦ ¦
+---------+-------------------------------------+-----------+
¦1 ¦СОШ № 17, 19, 29, 37, 39 ¦26% ¦
L---------+-------------------------------------+------------


45% учреждений не имеют профилей, т.к. не обеспечивают равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основная идея Концепции развития углубленного и профильного обучения состоит в том, что обучение должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным и оптимальным по расходованию бюджетных средств.
Основные цели Концепции развития углубленного и профильного обучения:
1. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
2. Расширить возможности социализации учащихся, подготовить старшеклассников к поступлению в ВУЗ, дальнейшей профессиональной карьере.
3. Максимально оптимизировать расходы местного бюджета на углубленное и профильное обучение.
Концепция развития углубленного и профильного обучения предполагает структурирование содержания образования в зависимости от потребностей в образовательных услугах, интересов и способностей учащихся, вида учреждения, наличия кадровых и материально-технических условий, финансовых условий, санитарно-гигиенических норм, предельно допустимой учебной нагрузки.
Концепция разграничивает содержание углубленного обучения между лицеями, гимназией и школами с углубленным изучением предметов, определяет место каждого учреждения в реализации Концепции. Устанавливает соотношение классов с углубленным изучением предметов, профильных классов, финансируемых из муниципального бюджета, в общем количестве классов на второй и третьей ступенях обучения.

5. СОДЕРЖАНИЕ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА
УЧРЕЖДЕНИЯ

   --------------------------------------T----------------------------T----------------------------¬

¦Лицей - обеспечивает дополнительную¦Гимназия - обеспечивает¦Школа с углубленным¦
¦(углубленную) подготовку обучающихся¦дополнительную (углубленную)¦изучением предметов -¦
¦по предметам естественно-научного и¦подготовку обучающихся по¦обеспечивает дополнительную¦
¦технического профилей ¦предметам гуманитарного¦углубленную подготовку¦
¦ ¦профиля ¦обучающихся по предметам ¦
+-------------T-----------------------+----------------------------+-------------T--------------+
¦Лицей № 1 ¦Лицей № 2 ¦Гимназия № 1 по предметам: ¦СОШ № 27 ¦СОШ № 10 ¦
¦по предметам:¦по предметам: ¦русский язык ¦по предметам:¦по предметам: ¦
¦химия ¦математика ¦литература ¦английский ¦математика ¦
¦биология ¦физика ¦иностранный язык ¦язык ¦ ¦
¦география ¦информатика ¦история ¦ ¦ ¦
¦экономика ¦черчение ¦право ¦ ¦ ¦
L-------------+-----------------------+----------------------------+-------------+---------------


6. СОДЕРЖАНИЕ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ КЛАССОВ,
ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

   ----------------T-------T-----------------------------------------------¬

¦ Учреждение ¦ Общее ¦ Количество классов с углубленным изучением, ¦
¦ ¦кол-во ¦ финансируемых из муниципального бюджета ¦
¦ ¦классов¦ ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Лицей № 1 ¦18 ¦18 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Лицей № 2 ¦22 ¦22 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Гимназия № 1 ¦30 ¦По 2 класса в каждой параллели классов II и III¦
¦ ¦ ¦ступеней ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦СОШ № 27 ¦38 ¦38 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦СОШ № 10 ¦ ¦По 1 классу в каждой параллели классов II и III¦
¦ ¦ ¦ступеней ¦
L---------------+-------+------------------------------------------------


7. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Профильное обучение на территории Ангарского муниципального образования реализуется на третьей ступени средней общеобразовательной школы. Профиль формируется из расчета один класс-комплект в каждой параллели классов на третьей ступени обучения, в ЦО-8 - все классы в каждой параллели на третьей ступени обучения. Профиль определяется исходя из потребностей обучающихся и при наличии условий:
- наличие средств в муниципальном бюджете на год открытия профиля;
- наличие лицензии.
Содержание углубленного и профильного обучения обеспечивается инвариантной и вариативной частями учебного плана. При этом часы вариативной части формируются из расчета не более чем на 2 группы в каждом профильном классе и классе углубленного обучения.

8. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АМО - Ангарское муниципальное образование.
ЦО - Центр образования.
СОШ - средняя общеобразовательная школа.

Вице-мэр Ангарского МО
А.П.КОЗЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru