РЕШЕНИЕ Думы Ангарского МО от 27.11.2003 № 192-31Д(4)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА 2004 - 2006 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ДУМА АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2003 г. № 192-31Д(4)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА 2004 - 2006 ГГ.
Руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", Уставом Ангарского муниципального образования, Дума решила:
1. Утвердить Концепцию развития углубленного и профильного обучения на 2004 - 2006 гг. (приложение № 1).
2. Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования (Низиенко Е.Л.) в срок до 01.01.2004:
2.1. Представить проект плана-графика по реализации Концепции развития углубленного и профильного обучения.
Мэр Ангарского МО
Е.П.КАНУХИН
Приложение № 1
к решению
Думы Ангарского МО
от 27 ноября 2003 года
№ 192-31Д(4)
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ УГЛУБЛЕННОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА 2004 - 2006 ГГ.
1. ВВЕДЕНИЕ
Концепция - это комплекс идей об основных направлениях развития углубленного и профильного обучения на территории Ангарского муниципального образования.
Углубленное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по отдельным предметам.
Профильное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по нескольким учебным предметам одного цикла. Например: социально-экономический профиль, гуманитарный профиль, естественно-математический и другие.
Концепция является организационной основой политики муниципальных органов власти в области образования для обеспечения потребности населения и социально-экономической сферы города в получении качественного образования.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
В 1996 году в связи с регистрацией новой редакции Закона РФ "Об образовании" вся сфера образования была сориентирована на удовлетворение потребностей в образовании социальных заказчиков: родителей обучающихся, общества, государства. Именно с этого времени в городе началось развитие углубленного и профильного обучения.
В 2000 г. проведены системные социологические исследования потребностей в образовательных услугах всех заинтересованных лиц, определены миссии учреждений и этапы их реализации. Одной из наиболее запрашиваемых образовательных услуг стало образование повышенного уровня, а именно углубленное и профильное обучение. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса этот уровень обучения позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Анализ этой составляющей по факту на сентябрь 2003 г. выявил ряд противоречий, сложившихся в практике.
На территории АМО функционирует 37 средних общеобразовательных учреждений, в том числе оказывающих образовательные услуги по углубленному и профильному обучению, среди них два лицея и гимназия, три школы с углубленным изучением предметов и 19 средних школ с профильными классами, которые обеспечивают углубленное и профильное обучение 1938 человек, или 39% от количества учащихся старшей ступени обучения.
Для сравнения: доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно растет во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
Углубленное и профильное обучение начало стихийно развиваться в г. Ангарске с 1992 года на фоне неразработанности нормативной базы и отсутствия опыта. Это привело к нерациональной организации деятельности лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов, противоречащей Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному в марте 2001 года, а именно:
- в лицеях № 1 и № 2, предназначенных для углубленной подготовки по предметам технологического и естественно-научного профилей, фактически реализуется профильное обучение;
- в гимназии № 1 реализуется многопрофильное обучение: физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное - вместо образования, обеспечивающего углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля.
Кроме того, дублируются профили обучения во всех трех учреждениях:
-------------T---------------------T------------T-------------------T-----------------------¬
¦ ¦Физико-математический¦Гуманитарный¦Естественно-научный¦Социально-экологический¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Лицей № 1 ¦ ¦3 класса ¦4 класса ¦5 классов ¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Лицей № 2 ¦2 класса ¦ ¦2 класса ¦1 класс ¦
+------------+---------------------+------------+-------------------+-----------------------+
¦Гимназия № 1¦2 класса ¦2 класса ¦ ¦ ¦
L------------+---------------------+------------+-------------------+------------------------
Существующая практика функционирования лицеев и гимназий снижает эффективность организации в них образования повышенного уровня и создает предпосылки для нерационального расходования бюджетных средств.
Профильным обучением охвачено 1288 школьников в 64 классах, группах. По направленности реализуются профили:
физико-математический - 21 (9 групп и 12 классов);
естественно-научный - 12 (8 групп и 7 классов);
гуманитарный - 20 (12 групп и 8 классов);
математический - 5 классов;
социально-экономический - 3 группы;
технический - 3 (1 группа и 2 класса).
Существующие профили:
1. Снижают возможности социализации учащихся в новых экономических условиях, поскольку дают традиционный знаниевый уровень и не готовят к профессиональной карьере, не формируют лидерских качеств, коммуникативных навыков, не дают современных знаний об экономике, рыночных отношениях, информационных технологиях.
2. Кроме того, профили более затратны, поскольку в число 64 классов, групп входят 37 классов (по 25 человек) и 27 групп (по 9 человек). Любое снижение численности класса ниже нормы (25 человек) ведет к удорожанию услуги.
3. Профили нерационально распределены внутри учреждений:
45% учреждений не имеют профилей, т.к. не обеспечивают равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная идея Концепции развития углубленного и профильного обучения состоит в том, что обучение должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным и оптимальным по расходованию бюджетных средств.
Основные цели Концепции развития углубленного и профильного обучения:
1. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
2. Расширить возможности социализации учащихся, подготовить старшеклассников к поступлению в ВУЗ, дальнейшей профессиональной карьере.
3. Максимально оптимизировать расходы местного бюджета на углубленное и профильное обучение.
Концепция развития углубленного и профильного обучения предполагает структурирование содержания образования в зависимости от потребностей в образовательных услугах, интересов и способностей учащихся, вида учреждения, наличия кадровых и материально-технических условий, финансовых условий, санитарно-гигиенических норм, предельно допустимой учебной нагрузки.
Концепция разграничивает содержание углубленного обучения между лицеями, гимназией и школами с углубленным изучением предметов, определяет место каждого учреждения в реализации Концепции. Устанавливает соотношение классов с углубленным изучением предметов, профильных классов, финансируемых из муниципального бюджета, в общем количестве классов на второй и третьей ступенях обучения.
5. СОДЕРЖАНИЕ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА
УЧРЕЖДЕНИЯ
6. СОДЕРЖАНИЕ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ КЛАССОВ,
ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
----------------T-------T-----------------------------------------------¬
¦ Учреждение ¦ Общее ¦ Количество классов с углубленным изучением, ¦
¦ ¦кол-во ¦ финансируемых из муниципального бюджета ¦
¦ ¦классов¦ ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Лицей № 1 ¦18 ¦18 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Лицей № 2 ¦22 ¦22 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦Гимназия № 1 ¦30 ¦По 2 класса в каждой параллели классов II и III¦
¦ ¦ ¦ступеней ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦СОШ № 27 ¦38 ¦38 ¦
+---------------+-------+-----------------------------------------------+
¦СОШ № 10 ¦ ¦По 1 классу в каждой параллели классов II и III¦
¦ ¦ ¦ступеней ¦
L---------------+-------+------------------------------------------------
7. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Профильное обучение на территории Ангарского муниципального образования реализуется на третьей ступени средней общеобразовательной школы. Профиль формируется из расчета один класс-комплект в каждой параллели классов на третьей ступени обучения, в ЦО-8 - все классы в каждой параллели на третьей ступени обучения. Профиль определяется исходя из потребностей обучающихся и при наличии условий:
- наличие средств в муниципальном бюджете на год открытия профиля;
- наличие лицензии.
Содержание углубленного и профильного обучения обеспечивается инвариантной и вариативной частями учебного плана. При этом часы вариативной части формируются из расчета не более чем на 2 группы в каждом профильном классе и классе углубленного обучения.
8. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АМО - Ангарское муниципальное образование.
ЦО - Центр образования.
СОШ - средняя общеобразовательная школа.