РЕШЕНИЕ Шелеховской Думы от 27.03.2003 № 176
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ШЕЛЕХОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ШЕЛЕХОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
В целях развития деловой активности населения города, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест, повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, расширения инвестиционной активности, увеличения доходной части местного бюджета, руководствуясь Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 12.05.1995, Законом Иркутской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области" № 354 от 29.12.1995, Законом Иркутской области "Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г." № 33-оз от 11.07.2002 Иркутской области на 2003 - 2005 гг., решением Шелеховской Думы № 101 от 21.10.1998 "О мерах по поддержке развития предприятий малого и среднего бизнеса", решением Шелеховской Думы № 65 от 31.10.2001 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов из средств местного бюджета на инвестиционные цели", ст. 8 Устава Шелеховского муниципального образования, Дума решила:
1. Утвердить Программу "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы" (приложение № 1).
2. Контроль за исполнением мероприятий Программы "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы" оставляю за собой.
Мэр Шелеховского
муниципального образования
С.В.ПОЛЯКОВ
Приложение № 1
к решению
Шелеховской Думы
от 27 марта 2003 года
№ 176
ПРОГРАММА
"Развитие малого предпринимательства в Шелеховском
муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы"
Руководитель разработки Программы:
Первый заместитель главы Шелеховской администрации С.С.Есапов.
Финансирование Программы осуществляется за счет:
- федерального бюджета (ШГЦЗН) - 615 тыс. руб. (ежегодно);
- из бюджета Иркутской области - на конкурсной основе;
- из местного бюджета в сумме 1279 млн. руб., в том числе:
на 2003 год: 79 тыс. руб.
на 2004 год: 500 тыс. руб.
на 2005 год: 700 тыс. руб.;
- средства предпринимателей;
- иностранные инвестиции и гранты.
Участники разработки Программы
И.Г.АСТАПЕНКО - начальник отдела по развитию производства и рынка потребительских услуг Шелеховской администрации.
И.К.ТАРАКАНОВ - начальник отдела по экономике и прогнозированию Шелеховской администрации.
А.В.ДЕРЕНОК - главный специалист отдела по развитию производства и рынка потребительских услуг Шелеховской администрации.
А.С.МАКСИМОВ - депутат Шелеховской Думы, председатель президиума Совета предпринимателей.
М.А.КОКОРИНА - директор Шелеховского городского центра занятости населения.
И.М.КОЗЛОВА - главный специалист Шелеховского отдела сбора и обработки статистической информации.
А.Ю.ЧУПРОВА - директор АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса".
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-----------------------------------------------------------------¬
¦Наименование Программа "Развитие малого предпринимательства¦
¦Программы в Шелеховском муниципальном образовании на¦
¦ 2003 - 2005 гг." ¦
¦ ¦
¦Дата принятия 2002 год ¦
¦решения о ¦
¦разработке ¦
¦Программы ¦
¦ ¦
¦Заказчик Шелеховская администрация ¦
¦Программы ¦
¦ ¦
¦Основание для - Послание Президента Российской Федерации¦
¦разработки Федеральному Собранию Российской Федерации ¦
¦Программы - Закон Иркутской области от 11.07.2002 № 33-оз¦
¦ "Программа социально-экономического развития¦
¦ Иркутской области до 2005 года" ¦
¦ - решение Шелеховской Думы № 101 от 21.10.1998¦
¦ "О мерах по поддержке развития предприятий¦
¦ малого и среднего бизнеса" ¦
¦ - решение Шелеховской Думы № 65 от 31.10.2001¦
¦ "Об утверждении Положения о порядке и условиях¦
¦ предоставления бюджетных кредитов из средств¦
¦ местного бюджета на инвестиционные цели" ¦
¦ ¦
¦Основные Отдел по развитию производства и рынка¦
¦разработчики потребительских услуг Шелеховской администрации¦
¦Программы Отдел по экономике и прогнозированию¦
¦ Шелеховской администрации ¦
¦ Шелеховский городской центр занятости населения¦
¦ Шелеховский отдел сбора и обработки¦
¦ статистической информации ¦
¦ Совет предпринимателей Шелеховского¦
¦ муниципального образования ¦
¦ АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса" ¦
¦ ¦
¦Основные цели 1. Развитие деловой и инвестиционной¦
¦Программы активности. ¦
¦ 2. Насыщение рынка товарами и услугами. ¦
¦ 3. Обеспечение условий для интенсивного роста¦
¦ малого предпринимательства. ¦
¦ 4. Создание новых рабочих мест. ¦
¦ 5. Увеличение доходной части местного бюджета. ¦
¦ ¦
¦Основные 1. Создание благоприятных условий для¦
¦задачи осуществления предпринимательской деятельности.¦
¦Программы 2. Развитие конкуренции на рынке товаров и¦
¦ услуг. ¦
¦ 3. Обучение и подготовка кадров¦
¦ предпринимателей, повышение престижа и¦
¦ профессионализма предпринимателей. ¦
¦ 4. Развитие инфраструктуры поддержки малого¦
¦ предпринимательства, которая оказывала бы¦
¦ организационную, методическую, консультативную¦
¦ помощь и информационные услуги¦
¦ предпринимателям. ¦
¦ ¦
¦Функциональные 1. Нормативно-правовая поддержка¦
¦разделы предпринимательства и малых предприятий. ¦
¦Программы 2. Поддержка малых предприятий, работающих в¦
¦ приоритетных сферах деятельности. ¦
¦ 3. Инфраструктурная поддержка малого¦
¦ предпринимательства. ¦
¦ 4. Подготовка кадров для малых предприятий,¦
¦ повышение квалификации, обучение,¦
¦ информированность. ¦
¦ 5. Информационно-аналитическая поддержка¦
¦ предпринимательства Шелеховского муниципального¦
¦ образования. ¦
¦ ¦
¦Сроки 2003 - 2005 гг. ¦
¦реализации ¦
¦Программы ¦
¦ ¦
¦Ответственные 1. Отдел по развитию производства и рынка¦
¦исполнители потребительских услуг Шелеховской¦
¦Программы администрации. ¦
¦ 2. АНО "Шелеховское агентство развития¦
¦ бизнеса". ¦
¦ 3. Шелеховский городской центр занятости¦
¦ населения. ¦
¦ 4. Совет предпринимателей Шелеховского¦
¦ муниципального образования. ¦
¦ ¦
¦Объем и Общий объем финансирования 2003 - 2005 гг. ¦
¦источники Источник/год 2003 2004 2005¦
¦финансирования Федеральный бюджет 615 615 615¦
¦(тыс. руб.) Областной бюджет 210 250 280¦
¦ Местный бюджет 79 500 700¦
¦ Средства 6550 8390 9680¦
¦ предпринимателей ¦
¦ Итого: 7454 9755 11275¦
¦ ¦
¦Ожидаемые Реализация мероприятий Программы позволит: ¦
¦конечные - создать благоприятные условия для устойчивого¦
¦результаты развития малого бизнеса во всех сферах¦
¦ экономики Шелеховского муниципального¦
¦ образования; ¦
¦ - создать новые рабочие места за счет создания¦
¦ новых и расширения существующих малых¦
¦ предприятий; в результате осуществления¦
¦ Программы удельный вес занятых на малых¦
¦ предприятиях и индивидуальных предпринимателей,¦
¦ действующих без образования юридического лица,¦
¦ достигнет 15% экономически активного населения;¦
¦ - привлечь слабозащищенные категории граждан,¦
¦ в т.ч. женщин, молодежь, уволенных в запас¦
¦ военнослужащих, в малый бизнес; ¦
¦ - повысить долю налогов, поступающих от¦
¦ субъектов малого предпринимательства в местный¦
¦ бюджет, до 10% за счет суммарного эффекта от¦
¦ реализованных мероприятий Программы; ¦
¦ - обеспечить рост ежегодного объема товарной¦
¦ продукции, выпускаемой малыми и средними¦
¦ предприятиями, на уровне не ниже 20% по¦
¦ сравнению с соответствующим периодом прошлого¦
¦ года. ¦
¦Контроль за Шелеховская Дума ¦
¦исполнением Отдел по экономике и прогнозированию ¦
¦Программы ¦
L-----------------------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малого предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих успех или неудачу проводимых в России экономических реформ. Малый бизнес, в силу своей большей мобильности и относительно невысокой капиталоемкости, призван выступать, с одной стороны, в качестве демпфера, смягчающего социальные последствия переходного периода для населения (в области доходов и занятости) и формирующего "средний класс" - основу социальной стабильности любого государства, а с другой - в роли определителя потенциальных зон экономического роста, выявления наиболее эффективных и перспективных секторов экономики. Эти особенности малого бизнеса обуславливают ту большую роль, которая отводится государственной поддержке малого предпринимательства во всех странах с развитой рыночной экономикой, а также в течение последних двух лет в Российской Федерации. Примером этого может служить то, что в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию весной 2002 года Президент России В.В.Путин отдельно останавливался именно на проблемах малого и среднего бизнеса. В дальнейшем, по мере вовлечения в предпринимательство все более значительных групп экономически активного населения значимость малого бизнеса развития экономики России будет только расти.
По данным Госкомстата России, на начало 2002 года в России в среднем в перерасчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30.
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12 процентов. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3 процентов, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, структура занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока в недостаточной мере.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием администрации Иркутской области и Шелеховской администрации инфраструктура поддержки предпринимательства - АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса".
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Программа "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы" (далее - Программа). Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на местном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
Развитие малого предпринимательства позволяет решить многие региональные, экономические и социальные проблемы, остро стоящие сегодня перед органами государственной власти и местного самоуправления. Опекая и поддерживая малые предприятия, помогая им выжить и укрепиться, активно привлекая эти предприятия к решению территориальных проблем, появится возможность не только укрепить доходную часть бюджета, но также обеспечить эффективное социально-экономическое развитие территории, частично решить проблему занятости населения.
Реальным инструментом государственной политики призваны стать Федеральная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2003 год, региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Разработка Программы "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы" является одним из этапов в создании системы комплексной поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании, т.к.:
- решением Шелеховской Думы № 129 от 28.04.1999 была утверждена Программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 1999 - 2000 годы";
- решением Шелеховской Думы № 53 от 25.07.2001 была утверждена Программа "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2001 - 2002 гг.".
Система поддержки малого предпринимательства строится с учетом экономических, географических, социальных особенностей муниципального образования и включает в себя: Совет предпринимателей Шелеховского муниципального образования, АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса".
В Программе отражены организационные, правовые и экономические меры, способствующие ее реализации, выделены основные направления развития малого бизнеса, имеющие важное значение для успешного социально-экономического развития Шелеховского муниципального образования.
Программа нацелена на содействие малым предприятиям и предпринимателям, желающим участвовать в областных инвестиционных программах: "Упаковка", "Адресная инвестиционная программа", "Программа развития легкой промышленности" и т.д.
Программа "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2005 годы" является неотъемлемой составной частью плана социально-экономического развития Шелеховского муниципального образования, программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ № Показатели 9 мес. 9 мес. Изменение,¦
¦п/п 2002 г. 2001 г. % ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦1. Количество малых ¦
¦ предприятий, ¦
¦ всего, 198 171 115,8¦
¦ в том числе: ¦
¦ - промышленность 20 19 105,3¦
¦ - строительство 25 27 92,6¦
¦ - торговля и общественное 73 68 107,4¦
¦ питание ¦
¦ - другие 80 58 137,9¦
¦2. Среднесписочная численность 1987 1934 102,7¦
¦ работающих, чел. - всего ¦
¦ % к общему числу занятых 9,5 9,2 103,3¦
¦ в хозяйстве города, ¦
¦ в том числе: ¦
¦ - промышленность 459 465 98,7¦
¦ - строительство 456 516 88,4¦
¦ - торговля и общественное 527 492 107,1¦
¦ питание ¦
¦ - другие 545 461 118,2¦
¦3. Объем произведенной 469,6 300,6 156,2¦
¦ продукции, ¦
¦ млн. руб. ¦
¦ % в общем объеме продукции 5,5 3,6 +1,9¦
¦ города ¦
¦4. Выручка от реализации, 983,6 656 149,9¦
¦ млн. руб. ¦
¦ % от общего объема выручки 6,0 5,8 +0,2¦
¦ в хозяйстве города ¦
¦5. Прибыль, млн. руб. 31,1 27,2 114,3¦
¦ % от общего объема прибыли 3,5 3,5 - ¦
¦ в хозяйстве города ¦
¦6. Фонд оплаты труда, 44,1 35,1 125,6¦
¦ млн. руб. ¦
¦7. Среднемесячная заработная 2464 2017 122,2¦
¦ плата, руб. ¦
¦8. Поступление налогов в 8,7 7,8 111,5¦
¦ местный бюджет, ¦
¦ млн. руб. ¦
¦9. Количество индивидуальных 1880 1728 108,8¦
¦ предпринимателей без ¦
¦ образования юридического ¦
¦ лица ¦
L-----------------------------------------------------------------
В Шелеховском муниципальном образовании на 01.10.2002 количество малых предприятий составило 198, в том числе: в промышленности работало 20 предприятий (10,1%), в строительстве - 25 предприятий (12,6%), в торговле и общественном питании - 73 предприятия (36,9%), в других отраслях - 80 предприятий (40 4%).
В сфере малого бизнеса на 01.10.2002 было занято 1987 человек, что составляет 9,5% от всего населения, занятого в отраслях народного хозяйства, из них 459 человек заняты в промышленности (23,1%), 456 человек - в строительстве (22,9%), 527 человек - в торговле и общественном питании (26 5%), 545 человек - на других предприятиях (27,4%), кроме того, 1880 предпринимателей осуществляют свою деятельность без образования юридического лица.
Фонд заработной платы на малых предприятиях составил 44,1 млн. руб., соответственно, средняя заработная плата работников малых предприятий составила 2464 рубля.
За 9 месяцев 2002 года объем продукции, произведенной малыми предприятиями, составил 469,6 млн. руб., что на 56,2% больше, чем за 9 месяцев 2001 года. В целом по предприятиям малого бизнеса выручка от реализации продукции составила 983,6 млн. рублей (что на 49,9% больше, чем за 9 месяцев 2001 года).
Прибыль, полученная малыми предприятиями за 9 месяцев 2002 года, составила 31,1 млн. рублей, что на 14,3% больше, чем за 9 месяцев 2001 года.
Поступление налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства в местный бюджет на 01.10.2002 составило 8,7 млн. рублей, что на 11,5% больше соответствующего периода прошлого года.
По номенклатуре за 9 месяцев 2002 года малыми предприятиями, занятыми в промышленности, было произведено:
---------------------------------------------------------------------¬
¦ № Наименование Наименование Объем произвед. Объем произвед.¦
¦п/п предприятия производимой продукции за 9 продукции за 9 ¦
¦ продукции мес. 2001 г. мес. 2002 г. ¦
+--------------------------------------------------------------------+
¦ 1. ООО "Ареол" Хлебобулочные 75 тыс. шт. 10 т ¦
¦ изделия ¦
¦ 2. ООО "Кузнец" Переработка 3 т 10 т ¦
¦ морепродуктов ¦
¦ 3. ООО "Надежда" Пошив одежды 223 шт. ¦
¦ Ремонт одежды 695 шт. ¦
¦ 4. ЗАО ПКК "Новый Плащ ВСЖД 250 шт. 361 шт. ¦
¦ век" Куртка утепл. 200 шт. 515 шт. ¦
¦ Халат рабочий 150 шт. 620 шт. ¦
¦ Рубашка 520 шт. 0 шт. ¦
¦ Костюм рабочий 305 шт. 1457 шт. ¦
¦ Постельное 245 шт. 70 шт. ¦
¦ белье ¦
¦ 5. ООО "Колос" Хлебопечение 742 т 1087 т ¦
¦ 6. ООО "Шелехов- Хлебопечение 0 т 398 т ¦
¦ Сиблес" Барабаны 0 компл. 494 компл. ¦
¦ для кабеля ¦
¦ 7. ООО "БЛПХ" Лес круглый 4265 куб.м ¦
¦ Пиломатериал 7 куб.м ¦
¦ 8. ООО "Иркутск- Заготовка 4818 км 14859 км ¦
¦ кабель-Фокор" кабельной ¦
¦ продукции ¦
¦ 9. ОАО Полиграфическая 3918 тыс. руб. 4113 тыс. руб. ¦
¦ "Полиграфист" продукция ¦
¦10. ООО "Ново- Известь 44,81 т 10,6 т ¦
¦ Олхинский комковая ¦
¦ известковый Известь-паста 43,94 т 0 т ¦
¦ завод" Минеральный 2909,74 т 2300 т ¦
¦ порошок ¦
¦11. ООО НПО Резино- 0 тыс. руб. 7 тыс. руб. ¦
¦ "СибТехЭласт" технические ¦
¦ изделия ¦
¦12. ЗАО "Иркутск- Швейные - 55,6 тыс. руб. ¦
¦ зверопром" изделия ¦
¦ филиал ¦
¦ "Шелеховский" ¦
¦13. ООО "АСУ" Платформа для 8 шт. ¦
¦ весов ¦
¦14. ООО "Верми- Вермикулит 1913 куб.м 464 куб.м ¦
¦ стройиндустрия" ¦
L---------------------------------------------------------------------
Обращает на себя внимание и следующий факт: улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях, и это очень важно, поскольку эффективность вложений в малый бизнес, связанный с производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение продукции.
Предприятия и предприниматели Шелеховского муниципального образования постоянно принимают участие в работе выставки-ярмарки "Малый бизнес. Народные промыслы и ремесла" в "Сибэкспоцентре", кроме этого, в таких выставках, как "Земля Иркутская" и "Индустрия гостеприимства". Экспозиции Шелеховского муниципального образования неоднократно отмечаются дипломами и медалями выставок.
За счет средств местного бюджета были изготовлены памятные медали с оттиском профиля Г.И.Шелехова "Лучший предприниматель Иркутской области" и "Лучший предприниматель Шелеховского муниципального образования".
Шелеховская администрация ежегодно проводит конкурс "Лучший предприниматель Шелеховского муниципального образования" с награждением победителей памятными медалями на празднике предпринимателей, который проходит в преддверии Нового года во Дворце культуры "Металлург".
Предприятия Шелеховского муниципального образования участвуют в конкурсе "Лучший предприниматель Иркутской области", так, по итогам конкурса лучшим предпринимателем Иркутской области 2000 года была признана Бочкарева Татьяна Николаевна (директор ателье "Модница"), а 2002 года - Сидоров Владимир Анатольевич (директор сети магазинов "Крон").
Руководители малых предприятий и предприниматели активно участвуют в общественной жизни города и проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, Дня защиты детей, Дня города, Дня торговли, Нового года и т.д.
В новогодние праздники многие предприниматели оказывают благотворительную помощь детскому дому "Ручеек" и детскому приюту "Гнездышко".
На 2003 год планируется разработать Программу "Развитие малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании на 2003 - 2004 гг.", которая будет являться одним из этапов в создании системы комплексной поддержки малого предпринимательства в городе, т.к. это уже будет третья Программа. Система поддержки малого предпринимательства будет строиться с учетом экономических и социальных особенностей муниципального образования.
В результате реализации Программы будет обеспечен рост количественных и качественных показателей деятельности малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании. Особое внимание уделяется кадрам, занятым в малом бизнесе, повышению их квалификации (участие в работе семинаров, конференций, курсов), что повысит профессиональную подготовку, обеспечит социальную защищенность предпринимателей.
Таким образом, в развитии малого предпринимательства преобладают в целом позитивные тенденции. Малые предприятия успешно работают в сферах торговли, общественного питания, услуг, производства и строительства.
Однако у малого бизнеса есть свойственные ему особенности, которые требуют учета в управлении. Главная из них - незначительный размер предприятий. Малые предприятия, в отличие от крупных, сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капитала, недостаточная информированность, отсутствие высококвалифицированных кадров (в области бухгалтерского учета, юриспруденции, менеджмента) наряду с присущим нашей экономике отсутствием механизма судебной защиты приводит к тому, что там, где крупный бизнес испытывает лишь небольшие неудобства, малые предприятия разоряются. Поэтому малый бизнес нуждается в постоянной и активной поддержке со стороны государственных органов.
АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса"
В рамках Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 1999 - 2000 годы Иркутским агентством развития бизнеса был реализован проект "Создание территориальных агентств". В 1999 году в Иркутской области были созданы пять территориальных агентств развития бизнеса, в том числе в г. Шелехов.
Создание агентств проходило на конкурсной основе, при этом администрация Иркутской области обеспечила агентство компьютерной техникой, а Шелеховская администрация обеспечила агентство помещением в Доме быта "Саяны" и финансировала содержание Шелеховского агентства.
Агентство начало работу 05.07.1999, директором агентства был назначен Князев Игорь Олегович, заместителем директора по экономике - Чупрова Аида Юрьевна.
Агентством "ШАРБ" осуществлялась квалифицированная помощь населению по вопросам налогообложения, бизнес-планирования, юриспруденции, регистрации учредительных документов, составлению технико-экономических обоснований для получения кредитов, проведению семинаров и конференций по вопросам малого предпринимательства.
С 02.07.2001 по 01.08.2002 директором агентства стал Лерек Роман Петрович.
В это время наметилась тенденция к снижению качества и количества оказываемых услуг агентством, в связи с чем Координационный совет принял решение о смене руководителя агентства.
С октября 2002 года решением Координационного совета директором агентства была назначена Чупрова Аида Юрьевна.
В настоящее время агентство восстановило утраченные функции, расширяет спектр оказываемых услуг, разрабатывает перспективные планы на краткосрочный и долгосрочный период, участвует в разработке новой программы "Развитие малого предпринимательства Шелеховского муниципального образования на 2003 - 2005 гг.", организует семинары по проблемам малого предпринимательства. Одним из важных направлений развития агентства является оказание профессиональных юридических консультаций, повышение квалификации предпринимателей по бухгалтерскому учету.
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Малый и средний бизнес нашего города силен, прежде всего, своей самостоятельностью и инициативой. За прошедшие годы предприниматели обрели настоящую хозяйственную хватку, многие, во всяком случае, сделали себя сами, начиная при этом, как правило, с нуля. Из наиболее острых вопросов в развитии предпринимательства основными являются четыре.
1. Длительное отсутствие у малого и среднего бизнеса гарантий стабильного существования. По сути, речь идет о неимоверном количестве проверок. Даже после принятия закона, защищающего права предпринимателя, количество проверок не уменьшается. Поэтому введения одних журналов контрольных проверок все-таки недостаточно.
2. Избирательный подход и несправедливое распределение внимания к крупным и малым предпринимателям. Крупный бизнес уже не первый год давит на власть всей своей массой, малых - почти не замечают. Для создания необходимой благоприятной среды для развития деловой активности малого и среднего бизнеса необходим постоянный диалог бизнеса и власти.
3. Принципы государственного регулирования экономики. Задача администрации города как раз в том и состоит, чтобы создать условия для нормальной работы рынка и дать гарантии справедливой, честной конкуренции.
4. Отсутствие у начинающих предпринимателей необходимого стартового капитала. Проблема эта старая и зависит от общего состояния финансовой системы страны.
III. ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ШЕЛЕХОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
НА 2003 - 2005 гг."
3.1. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства.
В целях создания условий для развития производства и устранения административных барьеров основные направления ориентированы на решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы на местном уровне;
- создание условий для конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательских структур;
- создание информационно-консультационной базы поддержки малого предпринимательства на территории города;
- инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также формирование новых источников финансирования предпринимательской деятельности во взаимодействии с государственным фондом поддержки малого предпринимательства Иркутской области, АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса", коммерческими банками и иными кредитными организациями;
- оживление деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
- повышение уровня социальной защиты и безопасности в предпринимательском секторе экономики;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение налогооблагаемой базы;
- пополнение доходной части местного бюджета;
- обучение и подготовка кадров предпринимателей, повышение престижа и профессионализма предпринимателей;
- содействие созданию новых и развитию действующих субъектов малого предпринимательства;
- равномерное развитие малого предпринимательства во всех отраслях в Шелеховском муниципальном образовании;
- стимулирование малых предприятий, работающих в сфере инновационной деятельности.
3.2. Основные направления развития малого предпринимательства
Программные мероприятия сформированы на основе Федеральной и областной программ поддержки и развития малого предпринимательства, предложений АНО "Шелеховское агентство развития бизнеса", Совета предпринимателей Шелеховского муниципального образования, отделов Шелеховской администрации, городского центра занятости населения.
Говоря о перспективах развития малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании, необходимо отметить наметившиеся положительные тенденции:
- сформировалась инфраструктура малого бизнеса в городе;
- определилась внутрирегиональная направленность деятельности малых предприятий, то есть они нацелены на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, что обусловлено его насыщенностью;
- развивается законодательная база, направленная на поддержку малого предпринимательства;
- постепенная переориентация действующих и вновь открываемых малых предприятий с торговой и посреднической деятельностью на деятельность в сфере промышленного производства, строительства и т.п.;
- объединение предпринимателей в ассоциации, советы; рост профессионального уровня работников;
- в условиях стабилизации экономической ситуации, соответствующего правового оформления деятельности малых предприятий все большее количество предприятий будет выходить из теневой экономики, легализуя свой бизнес в целом, увеличивая поток доходов в бюджеты всех уровней.
Принципы поддержки малого предпринимательства:
- осуществляется в общегосударственных интересах для развития цивилизованных форм предпринимательства;
- равная доступность поддержки для каждого предпринимателя;
- денежная или материальная поддержка осуществляется при условии, что предприятие уже располагает определенной собственностью, вкладывает в реализацию своих целей часть своих финансовых или других ресурсов, привлекает негосударственный капитал.
Учитывая специфику сложившейся экономической ситуации в Шелеховском муниципальном образовании, а также анализ деятельности малых предприятий Шелеховского муниципального образования, определены следующие отраслевые приоритеты развития и поддержки малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании:
- Производство промышленных, продовольственных товаров, товаров народного потребления.
- Развитие производств, созданных на базе использования местных сырьевых источников.
- Бытовое обслуживание населения.
- Развитие цивилизованного рынка услуг розничной торговли, общественного питания и ресторанного дела.
- Инновационная деятельность субъектов малого предпринимательства.
- Изготовление комплектующих изделий и полуфабрикатов для промышленных предприятий.
- Экологически ориентированное производство.
- Производство строительных материалов и строительная индустрия.
- Восстановление художественных и национальных промыслов.
- Развитие женского труда - оказание услуг: няни, стирка белья, уборка помещений, ландшафтное проектирование, уход за животными и т.п.
- Производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также дикорастущих ягод, грибов, кедрового ореха и т.д.
- Продвижение товаров и услуг малых предприятий на рынки Иркутской области.
3.3. Финансовые источники и формы их использования
Основной целью настоящей Программы является развитие механизмов взаимодействия малых предприятий с кредитными учреждениями и потенциальными инвесторами, обеспечивающими жизнедеятельность малых предприятий и их развитие.
Для достижения цели необходимо решение совместно с банками и инвесторами ряда задач:
- совершенствование системы среднесрочного и долгосрочного кредитования проектов малых предприятий, связанных с созданием и расширением производства;
- долевые субсидии на реализацию проектов малых предприятий, имеющих социальное значение для города;
- расширение банка данных инвестиционных предложений малых предприятий города;
- развитие финансовых инструментов для многократного и эффективного использования бюджетных средств в качестве кредитных ресурсов и основы залоговых обязательств.
Для реализации Программы предполагается привлечение и эффективное использование финансовых и материальных ресурсов.
В качестве финансовых ресурсов предусматриваются средства местного бюджета, средства областного бюджета, средства федерального бюджета, средства банков, привлечение иностранных инвестиций, лизинга.
Общая потребность в финансовых средствах местного бюджета на реализацию Программы определяется в 1279 тыс. рублей, в том числе по годам: 2003 - 79 тыс. руб., 2004 - 500 тыс. руб., 2005 - 700 тыс. руб.
Материальные ресурсы предполагают использование при реализации Программы фонда свободных нежилых помещений, сырьевых ресурсов района.
Отдел по развитию производства и рынка потребительских услуг Шелеховской администрации определяет первоочередность выполнения программных мероприятий с учетом приоритетных направлений (по согласованию с Советом предпринимателей Шелеховского муниципального образования) и наличия средств, предусмотренных на реализацию Программы.
Формирование финансовых средств, необходимых для выполнения программных мероприятий, осуществляется за счет: федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета, средств предпринимателей, иностранных инвестиций и грантов:
- из федерального бюджета финансируется ШГЦЗН для обучения основам предпринимательства и переобучения безработных граждан;
- в областном бюджете финансовые средства предусмотрены в рамках Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 2003 - 2005 годы;
- в местном бюджете средства на поддержку малого предпринимательства предусмотрены в разделе "Развитие рыночной инфраструктуры" по статье "Малый бизнес и предпринимательство";
- средства предпринимателей - собственные средства предпринимателей Шелеховского муниципального образования;
- иностранные инвестиции и гранты - возможно их получение только после разработки бизнес-планов, отвечающих требованиям инвесторов и имеющих общегородское значение.
Порядок использования финансовых средств изложен в разделе IV настоящей Программы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ:
"Европейский банк реконструкции и развития"
http://www.ebrd.com/russian/apply/index.htm
ЕБРР финансирует новые компании, действующие банки и предприятия, главным образом в частном секторе. Указанные ниже принципы финансирования распространяются на частные компании, и в них подробно изложен порядок обращения за средствами ЕБРР. По проектам в государственном секторе переговоры должны вестись с правительствами и международными финансовыми учреждениями.
Крупные проекты: в качестве рекомендуемого уровня минимальный размер кредита должен составлять от 5 до 15 млн. евро в зависимости от местонахождения проектного объекта, конкретной отрасли и иных факторов.
Микро-, малые и средние проекты: в целях финансирования слишком мелких для прямого кредитования проектов ЕБРР предоставляет инвестиционные ресурсы через финансовых посредников, которые финансируют проекты в объемах до 5 млн. евро:
- Микрокредиты - кредиты до 900000 рублей. Максимальный срок - 18 месяцев.
- Малые кредиты - кредиты до 4500000 рублей. Максимальный срок - 36 месяцев.
- Экспресс-микрокредиты - кредиты до 150000 рублей. Максимальный срок - 12 месяцев.
- Минимальная сумма кредита не ограничена.
Программа содействия развитию торговли: ею предусматривается предоставление гарантий по импортно-экспортным сделкам и финансовых средств банкам на цели перекредитования ими торговых организаций.
С 1999 года начала свою работу программа кредитования малого бизнеса, реализуемая ЕБРР совместно с СБ РФ "КМБ-Банком".
Целью реализации этой Программы является предоставление предпринимателям и малым предприятиям надежного и стабильного источника финансирования для развития бизнеса. Особое внимание здесь уделяется привлечению к кредитованию как можно большего числа новых клиентов за счет возможности свести к минимуму бюрократические требования к документам и таким образом сократить сроки оформления и выдачи кредитов, т.е. сделать кредитование в банках действительно доступной услугой для всех участников малого бизнеса.
При работе с клиентами подчеркивается значимость повторных заимствований. По мере накопления положительной кредитной истории конкретным заемщиком размеры кредитов увеличиваются и условия их выдачи меняются. Задача Программы - привлечь клиентов к долгосрочному сотрудничеству с банком. При этом не имеет значения, работает ли клиент с расчетным счетом или нет. Частные предприниматели могут получить кредит наличными, юридические лица - на расчетный счет, открытый в другом банке.
Клиенты программы ЕБРР используют полученные кредиты для решения самых различных задач, направляя их на пополнение товарных запасов, приобретение оборудования - торгового и производственного, ремонт помещений, приобретение недвижимости.
Одним из обязательных условий кредитования по линии ЕБРР является наличие у клиента текущего бизнеса. Как правило, к рассмотрению принимаются заявки предприятий и предпринимателей, у которых уже есть опыт работы (для торгово-закупочной деятельности - 3 месяца, для производственной или сферы услуг - 6 месяцев).
Подход ЕБРР заключается в том, что кредит должен погашаться за счет результатов текущей деятельности малого бизнеса. Для выплат разработан равномерный график погашения - равными долями ежемесячно. Это удобно для клиентов: не надо откладывать средства, чтобы потом в конце срока разом погасить кредит, нет риска, что надо будет занимать у кого-то деньги. При этом не страдает финансовая устойчивость предприятия.
Однако в тех случаях, когда бизнес подвержен влиянию сезонности, возможно и установление гибкого графика погашения, который позволит учесть сезонные колебания и не повредит платежеспособности предприятия.
Другим обязательным условием для кредитования является наличие залога. Но важной отличительной особенностью условий программы ЕБРР является действительно гибкий подход к подбору обеспечения. В рамках кредитования ЕБРР в залог принимается любой вид имущества - как самого заемщика, так и третьих лиц. В качестве залога может выступать: личное имущество, автотранспорт, товар в обороте, оргтехника, торговые павильоны, ювелирные изделия, недвижимость и пр. В некоторых случаях возможно оформление в залог имущества, приобретаемого на кредитные средства.
Для обслуживания предпринимателей и малых предприятий в банках-партнерах работают специально подготовленные кредитные специалисты.
"Дельта Лизинг"
Дельта Лизинг является лидирующей лизинговой компанией с иностранным капиталом. Работает с предприятиями малого и среднего бизнеса в России. За последние три года осуществил четыре сотни проектов в разных регионах России. Активно работает в Петербурге.
Дельта Лизинг оказывает лизинговые услуги на следующих условиях:
- срок договора лизинга: от 12 до 36 месяцев;
- сумма финансирования: от 25 до 500 тыс. долл. США;
- авансовый платеж: от 25 до 30 процентов от покупной стоимости оборудования;
- ежегодное вознаграждение Дельта Лизинг: от 10 до 13 процентов от покупной стоимости оборудования (простой процент);
- схема погашения лизинговых платежей: ежемесячные, равные платежи;
- страхование имущественных рисков: обязательное, за счет Дельта Лизинг;
- отсрочка лизинговых платежей: дается на срок поставки, монтажа пусконаладочных работ (до 3 месяцев) по желанию клиента;
- для предприятий малого бизнеса: фактические владельцы компании-лизингополучателя должны предоставить личную гарантию по договору лизинга. Эта гарантия предоставляется путем заключения договора поручительства, в рамках которого владельцы компании лизингополучателя как физические лица несут солидарную ответственность по договору лизинга;
- для клиентов, входящих в группы/холдинги: если компания-лизингополучатель является одной из нескольких компаний, принадлежащих группе собственников, то Дельта Лизинг просит все предприятия группы заключить с ней договора поручительства на всю сумму обязательств компании-лизингополучателя по договору лизинга.
"Дельта Капитал"
Инвестиционная стратегия Дельта Капитал заключается в получении наибольшей прибыли в долгосрочном плане при увеличении стоимости входящих в портфель компаний и оказании им помощи в достижении лидирующих позиций на рынке. Если на вашем предприятии поставлена система регулярного менеджмента, его финансовые потоки "прозрачны" для потенциальных партнеров, а перспективы развития необъятны, зайдите на Дельта Капитал.
Дельта Капитал проводит оценку предприятий и инвестирует средства в те компании, которые отвечают следующим основным критериям:
- профессиональная менеджерская команда, обладающая видением бизнеса и доказанным опытом создания или управления компаниями в России в соответствующем секторе рынка;
- уникальная концепция бизнеса, четкое видение и стратегия развития;
- лидирующие позиции или конкурентные преимущества на большом и развивающемся рынке;
- защищенная технология или возможности удовлетворения неудовлетворительного потребительского спроса;
- значительные возможности увеличения доходов;
- финансовая прозрачность и приверженность международно признанным принципам корпоративного управления.
Оценка размеров проекта - если она соответствует инвестиционным целям с точки зрения объема имеющегося рынка и высоких прибылей, решающим фактором в принятии решения об инвестициях являются качество и доказанные возможности менеджерской команды.
Менеджерская команда должна обладать:
- продемонстрированными навыками в соответствующих функциональных областях;
- соответствующим опытом в данном секторе рынка или промышленности;
- творческим подходом к развитию предприятия;
- видением будущего развития;
- целеустремленностью и настойчивостью в стремлении создать качественную компанию со значительным объемом операций.
Фонд всегда открыт для новых проектов и приветствует прямые контакты с предпринимателями и предприятиями.
"Скандинавский инвестиционный банк"
Скандинавский инвестиционный банк - объединенное банковское учреждение Скандинавских стран - предоставляет компаниям долгосрочные займы и финансирует проекты в пределах и за границей Северной Европы.
"Фонд Скандинавских проектов"
Фонд Скандинавских проектов предоставляет займы Скандинавским компаниям на покрытие расходов, связанных с международными или экспортно-ориентированными проектами. Место осуществления проекта должно быть вне стран Европейской Ассоциации Свободной Торговли (EFTA) и Европейского Союза. Заявителем должна быть компания, которая будет исполнять проект. Нет ограничений по размеру и отраслевой принадлежности бизнеса. Однако компания-заявитель должна иметь опыт работы в этом бизнесе, соответствующие технологии, квалифицированный персонал.
3.4. Эффективность Программы
В результате реализации Программы будет обеспечен рост количественных и качественных показателей деятельности малого предпринимательства в Шелеховском муниципальном образовании. Особое внимание уделяется кадрам, занятым в малом бизнесе, повышению их квалификации (участие в работе семинаров, конференций, курсов), что повысит профессиональную подготовку, обеспечит социальную защищенность предпринимателей.
Выделение финансовых средств из бюджетов всех уровней позволит реализовать бизнес-планы действующих и вновь создаваемых предприятий. Анализируя деятельность предприятий малого бизнеса за последние годы, выявлено, что неуклонно возрастают основные экономические показатели: объем реализованной продукции, среднесписочная численность, прибыль.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- создать благоприятные условия для устойчивого развития малого бизнеса во всех сферах экономики Шелеховского муниципального образования;
- создать новые рабочие места за счет создания новых и расширения существующих малых предприятий; в результате осуществления Программы удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 15 процентов экономически активного населения;
- привлечь слабозащищенные категории граждан, в том числе женщин, молодежь, уволенных в запас военнослужащих, в малый бизнес;
- обеспечить рост ежегодного объема товарной продукции, выпускаемой малыми и средними предприятиями, на уровне не ниже 20 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
- повысить долю налогов, поступающих от субъектов малого предпринимательства в местный бюджет, до 10 процентов за счет суммарного эффекта от реализованных мероприятий Программы.
3.5. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом выполнения программных мероприятий осуществляет отдел по экономике и прогнозированию Шелеховской администрации.
Отчет о реализации программных мероприятий и использовании на эти цели средств местного бюджета представляется отделом по развитию производства и рынка потребительских услуг на заседании Шелеховской Думы.
IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Нормативно-правовая поддержка предпринимательства и малых предприятий.
Раздел 2. Поддержка малых предприятий, работающих в приоритетных сферах деятельности.
Раздел 3. Инфраструктурная поддержка малого предпринимательства.
Раздел 4. Подготовка кадров для малых предприятий, повышение квалификации, обучение, информированность.
Раздел 5. Информационно-аналитическая поддержка предпринимательства Шелеховского муниципального образования.
Список сокращений, применяемых в разделах Программы:
ОРППУ - отдел по развитию производства и рынка потребительских услуг Шелеховской администрации.
ШАРБ - Шелеховское агентство развития бизнеса.
ШГЦЗН - Шелеховский городской центр занятости населения.
СП - Совет предпринимателей Шелеховского муниципального образования.
Раздел 1. Нормативно-правовая поддержка
предпринимательства и малых предприятий
Раздел 2. Поддержка малых предприятий,
работающих в приоритетных сферах деятельности
Высокие ставки банковских кредитов и необходимость предоставления жестких гарантий обязательств делает их практически недоступными для субъектов малого предпринимательства. В этих условиях особую значимость приобретают меры государственной финансовой поддержки малого бизнеса. В связи с этим основной целью данного раздела является аккумуляция финансовых ресурсов местного бюджета в разделе "Развитие рыночной инфраструктуры" по статье "Малый бизнес и предпринимательство", а также привлечение в город дополнительных инвестиционных ресурсов, доступных субъектам малого предпринимательства. Важной частью раздела представляется разработка механизма предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности.
Для формирования эффективной структуры хозяйственного комплекса Шелеховского муниципального образования необходима политика, использующая экономические рычаги развития предпринимательства в приоритетных сферах хозяйства. Настоящий раздел предусматривает финансирование приоритетных отраслей и сфер деятельности, в которых на период реализации Программы будет стимулироваться развитие малого предпринимательства посредством прямого кредитования банками либо лизинга оборудования на конкурсной основе за счет средств администрации Иркутской области и местного бюджета с привлечением военнослужащих, уволенных в запас, женщин и молодежи.
Раздел 3. Инфраструктурная поддержка
малого предпринимательства
Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо предусмотреть содержание в виде целевого финансирования АНО "ШАРБ" с целью подготовки предпринимателей, консалтинговой и информационной поддержки, содействующей в продвижении товаров, получении кредитов и инвестиций. Информационно-правовая инфраструктура подразумевает доступность информации производственного, коммерческого и юридического характера. В то время как телефонизация района находится на достаточно высоком уровне, у многих пользователей до сих пор нет возможности приобретения компьютерной техники и подключения к сети Интернет, поэтому в план работы включена поддержка проекта создания сайта в Интернет.
Раздел 4. Подготовка кадров для малых предприятий,
повышение квалификации, обучение, информированность
Для малого бизнеса проблемы управления осложняются тем, что руководитель малого предприятия должен быть специалистом, знающим менеджмент, финансы, бухучет. Развитие малого предпринимательства требует повышения управленческой и деловой культуры, в том числе профессиональных знаний и навыков. Необходимо создание системы обучения основам предпринимательской деятельности широких слоев населения, а также индивидуальной подготовки менеджеров малых предприятий и предпринимателей. Особое внимание в этом разделе уделяется молодежи, уволенным в запас военнослужащим и другим категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке.
-------T------------T-----------------T---------------------------T-------------¬
¦№ 4.1 ¦ Проект ¦ Содержание ¦ Источники финансирования, ¦Ответственные¦
¦ ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ исполнители ¦
+------+------------+-----------------+---------------------------+-------------+
¦ ¦Обучение ¦Привлечение ¦Источник/год 2003 2004 2005¦ШГЦЗН ¦
¦ ¦безработных ¦сотрудников +---------------------------+ ¦
¦ ¦граждан ¦ШГЦЗН для ¦Федеральный 615 615 615¦ ¦
¦ ¦основам ¦организации ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦предпринима-¦обучения и +---------------------------+ ¦
¦ ¦тельства ¦переподготовки ¦Областной - - -¦ ¦
¦ ¦(самозаня- ¦безработных ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦тость), ¦граждан основам +---------------------------+ ¦
¦ ¦переобучение¦предприниматель- ¦Местный - - -¦ ¦
¦ ¦кадров на ¦ства на базе ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦другие ¦ШГЦЗН и ЗАО РАПМБ+---------------------------+ ¦
¦ ¦специальнос-¦"Иркутский ¦Средства 50 50 50¦ ¦
¦ ¦ти, ¦бизнес-парк". ¦предпринимателей ¦ ¦
¦ ¦необходимые ¦Проведение +---------------------------+ ¦
¦ ¦для субъек- ¦ярмарок вакансий ¦Итого: 665 665 665¦ ¦
¦ ¦тов малого ¦(не реже 2 раз в ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринима-¦год) ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельства ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------------+-----------------+---------------------------+--------------
Раздел 5. Организационно-методическая
поддержка предпринимательства Шелеховского
муниципального образования
В настоящее время необходимо добиться коренного изменения сложившегося имиджа бизнесмена, формирования представления о предпринимательстве как о мощном, позитивном факторе социально-экономического развития общества. Данный раздел направлен на формирование благоприятного общественного мнения, улучшение психологического климата, укрепление социального статуса и престижа предпринимателя, доведение до предпринимателей всей необходимой информации, вовлечение широких слоев населения Шелеховского муниципального образования в малый бизнес.