Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 28.04.1997 № 149-п
(ред. от 19.07.2002)
"ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



Утратил силу в связи с изданием Постановления губернатора Иркутской области от 13.07.2006 № 302-п.



ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1997 г. № 149-п

ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

(в ред. постановления губернатора области
от 19.07.2002 № 419-п)

Ежегодно, при прохождении высоких вод, в период весеннего половодья и летних дождевых паводков на реках Иркутской области происходит затопление и подтопление больших площадей приречных земель. В зоны затопления попадают города, поселки, промышленные и сельскохозяйственные объекты, земли лесного и сельскохозяйственного назначения.
Ущерб, причиняемый этими явлениями, оценивается в десятки миллионов рублей, наносит ощутимый экологический урон природным комплексам, населению и сельскому хозяйству. В годы особо высокой водности не исключаются и человеческие жертвы.
С целью снижения ущерба, наносимого при затоплении земель, и во исполнение постановления Правительства РФ от 29.03.1994 № 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в РФ", распоряжения первого заместителя главы администрации Иркутской области от 22.04.1994 № 268-рз "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в области в 1994 г.", распоряжение главы администрации области от 26.04.1996 № 45-рг "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в 1996 г.", в соответствии со ст.ст. 66, 77, 106, 117 Водного кодекса РФ, постановляю:

1. Утвердить Положение об условиях хозяйственной деятельности на территориях Иркутской области, находящихся в зоне периодического затопления и подтопления паводками (прилагается).

2. Главам местного самоуправления городов и районов области:
2.1. Обеспечивать осуществление условий хозяйственной деятельности на своих территориях, подверженных затоплению и подтоплению, регламентируемых вышеутвержденным Положением и проектами выделения зон риска затопления и подтопления на паводкоопасных территориях, выполняемыми по конкретным водным объектам области Ангаро-Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением.
2.2. До разработки проектов и утверждения границ выделения зон риска затопления и подтопления по водным объектам производить отвод земель под строительство и хозяйственное использование на затапливаемых территориях только после согласования с Ангаро-Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при утверждении местных бюджетов предусматривать в них средства для финансирования разработки проектов зон затопления и подтопления для паводкоопасных зон, разрабатываемых Ангаро-Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением, с организацией системы контроля и целевого использования указанных средств.

4. Определить Ангаро-Байкальское бассейновое водохозяйственное управление (Евсютин А.Г.) заказчиком по выполнению проектов выделения зон риска затопления по всем водным объектам Иркутской области.

5. Ангаро-Байкальскому бассейновому водохозяйственному управлению (Евсютин А.Г.):
5.1. Совместно со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Каменский А.И.) разработать программу взаимодействия специально уполномоченных служб и органов на территории области по исполнению настоящего постановления и подписать соглашение с этими службами о составе и порядке обмена данными для оперативной работы специализированной геоинформационной системы (ГИС).
5.2. Начиная с 1997 года, предусматривать в программных водоохранных и водохозяйственных мероприятиях области мероприятия по исполнению настоящего постановления и проектные работы по выделению зон риска затопления для паводкоопасных рек области.

6. Комитету по экономике администрации области (Иргл А.И.), главному финансовому управлению области (Кузнецова Т.З.) обеспечить финансирование указанных работ в объектах ежегодно утверждаемых программ в соответствии с Законом области "Об областном бюджете".

7. Рекомендовать руководителям юридических лиц и физическим лицам, имеющим объекты хозяйствования в затапливаемой зоне, заключать договора добровольного страхования имущества и объектов, расположенных на затапливаемых территориях.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления, в части исполнения мероприятий по утвержденным программам, возложить на заместителя главы администрации, председателя противопаводковой комиссии области Баландина В.В., в части целевого и эффективного использования бюджетных средств - на Контрольно-счетную палату области (Митрофанова В.Н.).

Губернатор
Иркутской области
Ю.А.НОЖИКОВ





Приложение № 1
к постановлению
губернатора области
от 28 апреля 1997 года
№ 149-п

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

Настоящим Положением на территориях Иркутской области, расположенных вдоль рек и водохранилищ, подверженных затоплению и подтоплению паводками, вводятся ограничения хозяйственной и другой деятельности. Ограничение хозяйственной и другой деятельности направлено на поддержание особого режима хозяйствования на данной территории в целях организации системы мер для снижения ущербов, наносимых объектами хозяйствования в затапливаемой и подтапливаемой зоне.
Положение определяет порядок установления границ затопления и подтопления паводками вдоль паводкоопасных рек и водных объектов Иркутской области, принципы выделения зон риска затопления, а также порядок введения особого режима хозяйственной деятельности на данных территориях его соблюдения и контроля.
Положение определяет взаимодействие специально уполномоченных органов федерального и регионального подчинения по охране окружающей среды и природных ресурсов, территориальных органов министерств и ведомств, действующих на территориях Иркутской области, органов власти и местного самоуправления области, а также порядок передачи и обмена информацией по данному вопросу.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение "Об условиях хозяйственной деятельности на территориях Иркутской области, находящихся в зоне периодического затопления и подтопления паводками" (далее - Положение), подготовлено на основе:
- постановления Правительства РФ от 29.03.1994 № 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в РФ";
- Федеральной целевой программой "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории РФ (противопаводковые мероприятия)";
- водного кодекса РФ (ст.ст. 66, 77, 106, 117).
2. Целью определения условий хозяйственной деятельности на территориях, подверженных периодическому затоплению и подтоплению паводковыми водами, является защита населения и хозяйственных объектов от процессов, возникающих в результате периодических затоплений и подтоплений территорий и другого отрицательного воздействия вод, связанного с наводнениями, уменьшения вызванного ими ущерба народному хозяйству, обеспечения комплексного использования и охраны природных ресурсов на этих территориях, в предупреждении или полном устранении стихийно разрушительных процессов, вызываемых наводнениями, создание условий для рационального (с точки зрения снижения ущербов) использования земель, подверженных периодическому затоплению, и ограничение необоснованного строительства на них различных промышленных и др. объектов.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГРАНИЦ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ
И РАЙОНИРОВАНИЕ ЗАТАПЛИВАЕМОЙ
ТЕРРИТОРИИ ПО СТЕПЕНИ РИСКА ЗАТОПЛЕНИЯ

3. В целях обеспечения защиты населения и хозяйственных объектов от процессов, возникающих в результате периодических затоплений и подтоплений территорий, последние подлежат зонированию.
Зоны периодического затопления и подтопления паводками на территории Иркутской области с устанавливаемым на них особым режимом хозяйственной деятельности выделяются в пределах речных долин, прибрежных зон водохранилищ и озер, расположенных в зонах распространения наводнений и паводков в пределах следующих территорий:
- затапливаемых не реже 1 раза в 100 лет (на 1% обеспеченность паводка с поглощением зон обеспеченностью паводка больше 1%);
- ниже 1% обеспеченности зон возможного катастрофического затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений;
- территорий, затапливаемых паводком, 5% обеспеченности при специальном обосновании.
4. В пределах общей зоны затопления паводком 1% обеспеченности определяются следующие зоны риска затопления, выделяемые на основе классификации рисков от затопления, учитывающей глубину затопления, скорости воды в области затопления, времени стояния воды на территории, чистоту и др. признаки:
- зона О - "абсолютного" риска, собственно русло и пояс постоянно текущих изменений берега;
- зона А - "высокого" риска, которая характеризуется совокупностью факторов на затапливаемой территории, формирующих следующие условия:
- уровень затапливания выше 1 м;
- скорости течения на затапливаемом участке более 0,7 м/с;
- длительность стояния воды более 3 суток (к зоне А дополнительно относятся зоны возможного катастрофического затопления в нижнем бьефе водохранилищ и дамб; районы с вероятностью появления селевых или грязевых потоков при сходе селевых лавин и оползней более 10%; районы с особой опасностью возникновения эрозий, связанной с наводнением и паводками; опасностью возникновения заторов, наледей и др. опасных ледовых явлений и соответствующих последствий; зоны возможного влияния в результате разрушения очистных сооружений, накопителей);
- зона Б "среднего" риска, которая характеризуется совокупностью факторов на затапливаемых территориях, формирующих следующие условия:
- уровень затапливания выше 0,3 - 0,9 м;
- скорости течения на затапливаемом участке в диапазоне 0,4 - 0,7 м/с;
- длительность стояния воды до 2 суток (к зоне Б дополнительно относятся районы с умеренной опасностью появления селевых и грязевых потоков; районы с незначительной опасностью возникновения эрозий, связанной с наводнением и паводками);
- зона В "низкого" риска, которая характеризуется совокупностью факторов на затапливаемой территории, формирующих следующие условия:
- уровень затапливания до 0,3;
- скорости течения на затапливаемом участке в диапазоне 0,1 - 0,4
- длительность стояния воды не более 12 суток (к зоне В дополнительно относятся зоны с непрогнозируемой, но возможной опасностью появления селевых или грязевых потоков, оползней).

3. УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И
ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

5. Условия хозяйственной деятельности на территориях, подверженных затоплению и подтоплению паводками, устанавливаются путем введения особого режима хозяйственной деятельности, дифференцированного для зон риска затопления, установленных в соответствии с разделом 2 настоящего Положения.
6. Особый режим хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях характеризуется необходимостью организованного проведения следующих основных мероприятий на территории Иркутской области:
1) разработка проектов выделения границ затопления и подтопления в пределах долин паводкоопасных рек и водных объектов Иркутской области, включающих выполнение следующих работ:
- определение границ территорий затопления и подтопления паводками различной обеспеченности;
- зонирование затопляемых территорий по степени риска затопления;
- оценку хозяйственной деятельности на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в Иркутской области и подготовку предложений по условиям хозяйственной деятельности на данных территориях;
- установление регламента хозяйственной деятельности для зон риска затопления и подтопления от наводнений и паводков для различных видов хозяйственной деятельности, отдельно для городской и сельской местности;
2) разработка областной программы защиты населения и хозяйственных объектов от затопления и подтопления и др. вредного воздействия вод, возникающего в результате наводнений и паводков:
- подготовка предложений по обеспечению благоприятных условий хозяйственной деятельности в зонах затопления и подтопления паводками;
- определение состава и порядка проведения мероприятий противопаводковой программы, технико-экономическое и природоохранное обоснование различных проектов, подготовленных на основе введения регламента;
3) подготовка программы действия по проведению экстренных мероприятий во время наводнений по эвакуации населения, ликвидации аварий и организации восстановительных работ, предусматривающих:
- организацию и совершенствование системы прогнозирования и оповещения о наводнениях;
- информирование населения о наводнениях и их угрозе через средства массовой информации, распространение специальных брошюр, информационных листков и карт паводкоопасных территорий;
- разработку планов эвакуации населения и материальных ценностей;
- обеспечение готовности к ликвидации и проведению восстановительных работ, включая их материально-техническое обеспечение и проведение тренировочных занятий, создание страховых запасов;
- обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению ликвидации последствий наводнений, обучение работников организаций способам защиты и действиям при наводнениях в составе невоенизированных формирований;
- контроль за соблюдением регламента эксплуатации противопаводковых сооружений;
- оперативное управление пропуском паводков.
4) подготовка программы взаимодействия и обмена информацией между организациями на территории Иркутской области при разработке проектов выделения границ затопления и подтопления.

4. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ
ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ
ПАВОДКАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

7. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводковых территориях производится в соответствии с требованиями настоящего Положения и с разработанным и утвержденным проектом выделения границ затопления и подтопления, в рамках которого определяются зоны риска от затопления по конкретному водному объекту и регламентируются условия хозяйственной деятельности (далее - Проект).
8. Проект утверждается администрацией Иркутской области по согласованию с Ангаро-Байкальским водохозяйственным управлением, штабом по делам ГО и ЧС области и Иркутским областным комитетом по охране окружающей среды.
9. Порядок и методические рекомендации по выполнению проектов выделения границ затопления и подтопления, зонирования затапливаемых территорий по степени риска от затопления, выделения зон особого режима хозяйственной деятельности, состав используемой проектной и налоговой документации определяется "Методическими основами подготовки проектов выделения зон затапливания и подтопления и введением особого режима хозяйственной деятельности на паводковых территориях", разрабатываемыми Ангаро-Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением.
10. Проектно-изыскательские работы по установлению зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях должны осуществляться предприятиями и организациями, имеющими лицензию (разрешение) на проведение данного вида работ, полученными в соответствии с установленным порядком.
11. В соответствии с утвержденным проектом границы затопления и подтопления с выделением зон особого режима хозяйственной деятельности наносятся на картографическую основу и доводятся до сведения населения и органов местного самоуправления в установленном порядке, также как и решение вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления. Копии утвержденных проектов передаются для использования в специально уполномоченные органы по охране окружающей среды и природных ресурсов в Иркутской области, органы местного самоуправления, их управления или отделы архитектуры в населенных пунктах, органы государственной власти Иркутской области, штаб по делам ГО и ЧС области.
12. Исполнение особого режима хозяйственной деятельности в соответствии с установленными настоящим Положением ограничениями хозяйственной деятельности на территориях, подверженных действию наводнений и паводков, для закрепленных "Проектом" зон риска затопления является обязательным для всех граждан, предприятий, учреждений и организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территории Иркутской области независимо от подчиненности и форм собственности. Обеспечение осуществления ограничений и условий хозяйственной деятельности в соответствии с настоящим Положением и утвержденным "Проектом" для данных территорий возлагается на глав местного самоуправления городов и районов области.
13. До периода разработки и утверждения "Проектов" по паводкоопасным водным объектам Иркутской области допускается производить отвод земель под строительство и хозяйственное использование территорий, прилегающих к ним, только после согласования с Ангаро-Байкальским водохозяйственным управлением.

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАНИЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ
ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

14. Характер ограничения хозяйственной деятельности (в т.ч. строительства и эксплуатации объектов хозяйства) на затапливаемых и подтапливаемых территориях наводнениями и паводками чаще 1 раза в 100 лет разрабатывается персонально для каждого бассейна паводкоопасной реки на основе "Проекта" определения зон затопления и зонирования затапливаемой территории по риску от затопления и принимается в соответствии со следующими требованиями, в зависимости от зоны расположения объекта и степени риска затопления, согласно пункту (см. п. 4 Раздел 2):
Зона О:
- в этой зоне возможно возведение гидротехнических сооружений, рассчитанных на постоянное воздействие водного потока и транспорта твердых наносов.
Зона А:
- не допускается размещение новых населенных пунктов, объектов, имеющих важное народно-хозяйственное и оборонное значение;
- при развитии существующих населенных пунктов запрещается размещать в пределах зоны больницы, дома престарелых, детские оздоровительные учреждения, новые аэропорты гражданской авиации, приемно-передающие радиоцентры, вычислительные центры, животноводческие комплексы и крупные фермы, базы и склады материально-технических ресурсов республиканского и областного значения, министерств и ведомств, в том числе и резервных, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, склады продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости республиканского и областного значений, новые сортировочные железнодорожные станции и узлы и др. объекты железных дорог, новые электрические системы, тепловые электростанции, трассы магистральных кабельных линий связи;
- запрещается проведение работ, способствующих увеличению стока при наводнениях и селях, влияющих на состояние водных и земельных ресурсов (строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добычу полезных ископаемых и водных растений, прокладку кабелей, трубопроводов и др. коммуникаций, буровых и др. работ) без разрешения, выдаваемого в установленном порядке;
- на территориях, прилегающих к акватории водных объектов, устанавливается специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с установленными нормативами, рекомендациями по установлению водоохранных зон малых рек согласно действующим нормативным документам в РФ и Иркутской области;
- на участки, затапливаемые при прохождении паводков на глубины более 0,3 м, не используемые в хозяйственной деятельности, распространяется действие регламента водоохранных вод малых рек;
- допускается с соблюдением установленных природоохранных требований регулируемая рекреационная деятельность, регламентированные охота и рыболовство (кроме особо охраняемых территорий), использование акваторий для нужд водного транспорта, проведение специальных дноуглубительных работ в интересах судоходства, проклада различного вида коммуникаций, совмещенных с сооружениями инженерной защиты;
- предусматриваются такие виды работ и проектов, как создание защитных гидротехнических сооружений при соответствующем технико-экономическом обосновании (противопаводковых водохранилищ, дамб обвалования, русловыправительные и планировочные работы, берегоукрепления и пр.), проведение агротехнических и лесомелиоративных мероприятий, создание защитных лесных полос, занесение и закустаривание эрозионно-опасных склонов, применение специальных противоэрозионных приемов обработки сельскохозяйственных земель;
- строительство новых, расширение и реконструкция существующих зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения возможно только после создания систем инженерной защиты территории;
- осуществление необходимого комплекса мероприятий по сокращению ущерба от наводнений и селей, сводящих риск до допустимого уровня: вынос населенных пунктов и народнохозяйственных объектов из зоны затопления, защита которых от наводнений и селей экономически нецелесообразна, вынос объектов животноводства, складов удобрений из зон затопления, перепрофилирование опасных производств;
- внедрение эффективных систем очистки и утилизации отходов при эксплуатации действующих промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов.
Зона Б:
все мероприятия по зоне А, кроме регламентирования следующих видов деятельности:
- строительство небольших предприятий и офисов, эксплуатируемых неполный рабочий день, инженерная защита которых экономически нецелесообразна;
- регулируемую сельскохозяйственную деятельность, адаптированную к периодическому затоплению и подтоплению сельхозугодий.
Зона В:
все мероприятия по зоне Б, кроме регламентирования следующих видов деятельности:
- ограничительное строительство объектов повышенной уязвимости при осуществлении необходимых технических мероприятий по защите от наводнений и селей (строительство больниц, детских оздоровительных учреждений, домов престарелых и пр.);
- с соблюдением установленных природоохранных требований строительство временных объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, инженерная защита которых экономически нецелесообразна.
15. На землях, затапливаемых наводнениями реже 1 раза в 100 лет, строительство и эксплуатация хозяйственных объектов в преобладающем большинстве случаев может осуществляться без всяких ограничений в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Исключение составляют территории возможного затопления, расположенные в нижнем бьефе водохранилищ и попадающих в зону воздействия при разрушении накопителей и очистных сооружений. В этом случае на участках возможного чрезвычайно опасного затопления при разрушениях напорных гидротехнических сооружений и накопителей при скорости потока более 2,5 м/с и глубине затопления свыше 4 м допустимо размещение новых и развитие существующих населенных пунктов, объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение. На этих участках допускается строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этих территориях населения, только при соблюдении установленных природоохранных требований.
К остальным участкам с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бьефе водохранилищ распространяются требования по ограничению хозяйственной деятельности в соответствии с выше описанными рекомендациями к соблюдению регламента по ограничению хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям.
16. Регламент по ведению сельского хозяйства на территориях, подверженных наводнениями, назначается дифференцированно по районам Иркутской области в соответствии с особенностями земельного фонда и климатическими особенностями районов и "Методическими основаниями подготовки проектов выделения зон затопления и подтопления и введения особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях".
17. Для участков, имеющих инженерную защиту от затопления:
- создаются резервные системы жизнеобеспечения; разрабатываются планы мероприятий по высвобождению (перепрофилированию) жилых помещений на первых этапах зданий;
- вводится нормирование прироста стоимости зданий и сооружений;
- производится стимулирование мер по уменьшению доли собственности, находящейся в подвальных помещениях и на первых этажах зданий и др. (освобождение подвалов и сокращение складских подвальных помещений).
18. Для участков, которые целесообразно защищать от затопления:
- в период до строительства защитных сооружений осуществляются меры по стимулированию ограничения всех видов хозяйственной деятельности (кроме ремонтно-восстановительных и природоохранных мероприятий);
- после строительства защитных сооружений переход к осуществлению мероприятий, предусмотренных п. 16 настоящего Положения.
19. Для участков, которые нецелесообразно защищать от затопления, регламентирование должно предусматривать стимулирование мероприятий, направленных на постепенное сокращение хозяйственной деятельности за счет:
- прекращения нового землеводства;
- предоставления дотаций и льготных кредитов для переноса производства и переселения населения;
- сокращения государственных дотаций и помощи на мероприятия по защите объектов, расположенных на данном участке.
20. Для зон повышенной паводковой опасности рекомендуется при регламентировании:
- необходимость получения разрешений на отдельные виды землепользования, в соответствии с настоящим Положением и утвержденным "Проектом";
- организации землепользования, обеспечивающие в случае наводнений максимальное снижение ущерба (выполнение рекомендаций по размещению сельхозкультур, внесению удобрений, использованию средств защиты растений, ограничение стоимости собственности в подвальных помещениях и на первых этажах зданий, запрет на виды деятельности, усугубляющие последствия наводнения или приводящие к загрязнению водных объектов в паводки, ограничение числа рабочих мест в опасных зонах и т.д.);
- проведение инженерных мероприятий, уменьшающих потенциальный ущерб от затопления (закрепление отдельных сооружений, обустройство жилых помещений на отметках, превышающих расчетный уровень подъема воды и т.д.).

6. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ВЫДЕЛЕНИЯ
ГРАНИЦ ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
В ЦЕЛЯХ ВВЕДЕНИЯ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

21. Для организации более оперативного управления при затоплении территорий и оперативного принятия решений по планированию защитных мероприятий настоящим Положением вводится особый порядок взаимодействия специально уполномоченных органов федерального и регионального подчинения по охране окружающей среды и природных ресурсов, территориальных органов министерств и ведомств, действующих на территории Иркутской области, органов местного самоуправления, а также порядок передачи и обмена информацией по данному вопросу.
22. В целях осуществления оперативности управления и обмена информацией потоки информации должны быть ориентированы на применение и развитие новых госинформационных технологий, создание автоматизированной системы выделения границ затопления и подтопления и зонирования территорий по степени риска, оперативной оценки ущербов от затопления и подтопления и управления программой мероприятий по предотвращению и защите от паводка. Технический проект данной автоматизированной системы разработан Ангаро-Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением (АББВУ) в составе блока методических материалов "Методические основы подготовки проектов выделения зон затопления и подтопления и введение особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях", утвержденных администрацией Иркутской области.
23. Разработка программных средств геоинформационной системы (ГИС) и проекта потоков информации между ведомственными организациями, штабом по делам ГО и ЧС и администрацией области возлагается на АББВУ, оно же является по поручению администрации Иркутской области и штаба по делам ГО и ЧС области генеральным заказчиком работ по данной тематике. На АББВУ возлагается методическая разработка программы мероприятий по созданию автоматизированной системы, проектов выделения границ затопления и зон риска от затопления и подтопления паводками по территориям Иркутской области, координации работ организаций и ведомств в данном направлении.
24. На Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие возлагается подготовка реестровой и цифровой топоосновы для проектируемых бассейнов водных объектов в форматах, согласованных с АББВУ, и стыковка модуля настоящей геоинформационной системы с создаваемой по заданию Правительства РФ ГИС органов государственной власти области.
25. На Иркутский областной комитет по охране окружающей среды возлагается подготовка слов и баз данных (в форматах, согласованных с АББВУ) по объектам, являющимся явными или потенциальными загрязнителями водной среды и попадающими в зону затопления или подтопления, объектам, которые могут нанести вред водной среде при затоплении в результате наводнений или паводков.
26. На Иркутский областной Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам возлагается подготовка слоев и баз данных (в форматах, согласованных с АББВУ) по результатам инвентаризации землепользования в затапливаемой зоне и объектам, попадающим в зоны затопления или подтопления, а также структуре и ценности затапливаемой зоны, структуре угодий, тарифам стоимости земельных участков.
27. На Иркутскгидромет возлагается подготовка баз данных исходной гидрометеоинформации по створам наблюдений, предоставление гидрологических и морфологических данных по бассейну водного объекта и расчет совместно с АББВУ границ затопления различной обеспеченности стока, разработка прогнозных моделей уровней затопления для бассейнов рек, оперативная подготовка прогноза и заполнение баз данных по ним.
28. На органы местного самоуправления городов и районов Иркутской области, их управления и отделы архитектуры возлагается проведение инвентаризации объектов, попадающих в зону затопления и подтопления, внесение коммуникаций, защитных объектов, их характеристик, проектов защитных мероприятий и создание баз данных по данным объектам в форматах, рекомендуемых АББВУ, а также ведение баз данных по ущербам, нанесенным в результате наводнений и паводков, жилым зданиям, подверженным затоплению и подтоплению, жалобам жителей по вопросам затопления или подтопления, введение режимов чрезвычайной ситуации в районах катастрофического затопления.
29. На штаб по делам ГО и ЧС области возлагается подготовка баз данных по ущербам от паводков и наводнений, подготовка мероприятий по организации экстренной помощи и проектированию защитных и спасательных сооружений, разработка и нанесение на карты планов эвакуации, контроль за исполнением противопаводковых мероприятий и согласование проектов выделения границ затопления и зон риска от затопления.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ В
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

30. Руководители специально уполномоченных органов на территории Иркутской области и представители администрации и органов местного самоуправления, разрешившие несанкционированную деятельность в зонах особого режима хозяйственной деятельности, регламентируемую Положением и утвержденным "Проектом", несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и Иркутской области при понесенных ущербах в результате затопления и подтопления.
31. Руководители предприятий и организаций, независимо от подчинения и форм собственности, действующие на территории Иркутской области, а также физические лица несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством за ущерб, нанесенный в результате несанкционированной деятельности, а также за ущерб другим предприятиям и физическим лицам, нанесенный в результате несанкционированной деятельности на затапливаемых территориях с особым режимом хозяйственной деятельности.
32. Исключен. - Постановление губернатора области от 19.07.2002 № 419-п.
33. Государственный контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется Управлением водных ресурсов Иркутской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ему действующим законодательством.
34. Контроль за деятельностью указанных выше служб во исполнение настоящего Положения возлагается на противопаводковую комиссию Иркутской области, создаваемую при администрации области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru