Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЯ УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО
"О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Экономика. Право. Менеджмент.", 04.01.2002, № 1






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И
УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА О ЕДИНОМ
НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Принятый недавно и опубликованный 28 ноября 2001 года областной Закон № 17/63-оз лишь вносит изменения в Закон Иркутской области № 46-оз "О едином налоге на вмененный доход". Суть изменений состоит в том, что в действующий закон, определяющий уплату единого налога на вмененный доход, включены новые виды деятельности - оказание бытовых услуг физическим лицам, розничная торговля и парикмахерские услуги. Этот закон получил огромный резонанс среди налогоплательщиков. Нам интересно их мнение и мы отслеживаем информацию в СМИ. И можно сделать настораживающий вывод: налогоплательщик не знает или не уяснил сути основного (первоначального) Закона. Сведения передаются из уст в уста, почти в панике предприниматели звонят в налоговые органы и просят разъяснений, и у меня сложилось впечатление, что около 80 процентов плательщиков видели Закон № 17/63-оз, но не читали Закон № 46-оз. Они считают, что внесение изменений в закон это есть закон. Однако базовая расчетная ставка налога определяется на основании именно Закона № 46-оз, который был принят 29.09.1999.
Каждый новый закон вызывает множество вопросов, и данный закон не исключение. Есть в нем и неоднозначные для толкования моменты, но, тем не менее, этот закон должен действовать, потому как несет вполне разумную налоговую нагрузку.
Во-первых, сразу отмечу и внесу разъяснения по сути заблуждения, в котором пребывают многие налогоплательщики: величина базовой доходности в размере 9400 руб. - это не налог, а только налогооблагаемая база. Подробнее это мы поясним на конкретных примерах.
Во-вторых, придется внести ясность в связи с публикацией Закона № 17/63-оз в газете "Восточно - Сибирская правда". В таблице № 1 (Приложение 5) по расчету базовой доходности доля бытовых услуг пункты 1 - 2 отделены чертой от пунктов 3 - 7. Эта черта не имеет места непосредственно в тексте закона, черта появилась в связи со сканированием текста - это граница поля листа. Налогоплательщики же посчитали, что на предприятиях, перечисленных в пунктах 1 - 2, базовая доходность рассчитывается с учетом оборудованных рабочих мест, а для перечисленных в пунктах 3 - 7 такого показателя нет. Повторю, налоговая база для всех предприятий, перечисленных в пунктах 1 - 7 - единая.
У налогоплательщиков возникли вопросы и по составу "парикмахерских услуг", определенных Приложением 6 к Закону - "Основные физические показатели базовой доходности по виду деятельности, оказание физическим лицам парикмахерских услуг в парикмахерских салонах". По российской классификации косметические услуги входят в парикмахерские услуги, в федеральном законе они перечислены через запятую в одном пункте. В отличии от проекта, с которым мы знакомились до принятия регионального закона, там было прописано "услуги парикмахерских, косметических салонов". Но в принятом законодателями тексте эта расшифровка исчезла. При этом приходится разъяснять, что в случае оказания косметических услуг на "оборудованном рабочем месте" в парикмахерских салонах, они включаются в расчеты налоговой базы.
Очень много вопросов по количеству плательщиков в магазинах с численностью работающих до 30 человек. Что берется за основу: численность работников данного конкретного магазина или юридического лица в целом? Мы считаем (вопреки разъяснениям, данным в журнале "Консультант"), что это понятие относится непосредственно к магазину, потому что речь не идет о конкретных юридических или физических лицах, а "юридических и физических лицах, оказывающих услуги в сфере торговли в магазине с численностью до 30 человек".
Если крупное предприятие занимается производством товаров и у него имеется магазин с численностью работающих до 30 человек, то по этому торговому месту оно переходит на уплату единого налога на вмененный доход. В этом четкая позиция УМНС по Иркутской области и Усть - Ордынскому БАО. То есть налоги с основного производства будут взиматься по обычной схеме, а с магазина - по упрощенной. Будут иметь место одновременно две системы налогообложения. Что касается реализации продукции собственного производства через розницу (лотки, магазины, прилавки), данные торговые точки переводиться на уплату единого налога не будут.
Во многих специализированных магазинах торгуют не только продукцией собственного производства, но и покупной. В части продажи покупного товара владелец магазина является плательщиком единого налога на вмененный доход по обычной системе уплаты, в части реализации товара собственного производства - такого права ему не дано. Для правильного расчета суммы налога необходимо физические показатели, с учетом которых идет расчет налогооблагаемой базы, делить в пропорции в зависимости от выручки за каждый вид товара.
Для расчета налогооблагаемой базы услуг ателье показателем является наличие оборудованного рабочего места. Как поименовано в пунктах 1 - 7 таблицы основных физических показателей в Приложении 5, - "оборудованное рабочее место" постоянного или временного пребывания в процессе трудовой деятельности. К ним относятся пункт приема и пункт выдачи заказов, если они существуют раздельно. Все оборудованные рабочие места будут входить в расчетную базу данного налога как физический показатель. Если же в ателье есть стол для раскроя, а рядом оборудован стол для глажения, но на них работает 1 человек, то это 2 рабочих места. Если же на одном оборудовании (например, на швейной машине) работает в две смены 2 человека, то это считается 1 оборудованным рабочим местом. Привязка идет не к количеству работников, а к оборудованным для них рабочим местам"
Много вопросов возникает по поводу учета торговой и общей площади. Общая площадь включает в себя и подсобные помещения, и лифты, и склады, и коридоры - то есть всю площадь, относящуюся к данному помещению по техническому паспорту или по договору аренды. Торговая площадь - это используемая непосредственно для продажи товара и оказания услуг покупателю (там, где находится клиент). Базовая доходность рассчитывается путем применения повышающих или понижающих коэффициентов. Они зависят от места дислокации предприятия, ассортимента и торговой площади. Такие же коэффициенты применяются и для других предприятий, перечисленных в Законе, по которому определено два места дислокации - с коэффициентами 1,3 и 1,1 (центр города, районы вокзалов, аэропортов или пригородный район). В городе Иркутске в настоящее время градация этой дислокации на местном уровне не установлена. Согласно пункта 3 статьи 4 Закона № 46-оз для определения границ, учитывающих дислокацию, должно быть принято решение местных органов власти. В противном случае применяется коэффициент 1,1.
Уплачивается данный вид налога в размере 100% на основании Закона № 46-оз до 25 числа месяца, предшествующего отчетному. Но существуют и понижающие коэффициенты: если налог уплачивается сразу за 3, 6, 9 и 12 месяцев, то сумма налога уменьшается на 2, 5, 8 и 11%. Предприятия экономят средства, просчитав в бизнес - плане возможность изъять до начала налогового периода некоторую сумму из оборота. Причем, сразу же после принятия Закона № 17/63-оз многие предприниматели осуществили предоплату, несмотря на развернувшиеся дебаты вокруг данного закона. У тех, кто уплатил за год вперед, проблем не возникнет до декабря 2002 года.
К нам недавно обратился достаточно крупный налогоплательщик с просьбой перевести его на уплату налога на вмененный доход, он не подпадает под такую схему уплаты в силу того, что торгует продукцией собственного производства. Это желание вызвано перспективой снижения налогового бремени.
У предпринимателей есть еще один аргумент против данного закона. Они высказываются о том, что раньше платили 1 000 рублей налогов в год, торгуя мясом на рынке, а теперь придется заплатить 12 000 рублей. Но именно эта сумма ближе к той, которую и надлежало ему уплатить государству. Тысячу рублей платили те, кто скрывал свои доходы и пытался уйти от уплаты налогов всеми возможными способами. Потому, что если бы у предпринимателя был тот доход, с которого он уплачивал налоги, он бы давно бросил это занятие. Ведь порой заявленный к налогообложению доход чуть больше прожиточного минимума. Например, большой торговый зал по продаже импортной сантехники имеет годовую выручку в 1,5 миллиона рублей, а в декларации указывает доход - 50 тысяч рублей.
В законе, вносящем изменения в процедуру взимания единого налога на вмененный доход, с точки зрения налоговика, мне непонятно только резкое увеличение коэффициента индекса потребительских цен с 1,1889 до 1, 3962 - ведь цены в стране (или другой какой-то фактор) не увеличились в два раза. А это повышающий коэффициент базовой доходности.
Для того чтобы было понятно, как данный закон применяется на деле, приведу несколько примеров расчетов.

Пример
Расчет суммы единого налога на вмененный доход

М = (C х N) х Т х Д х W х (К1, К2,... Ki)

Y = M х 0,2;

М - величина вмененного дохода;
Y - сумма единого налога на вмененный доход;
0,2 (20%) - процентная ставка единого налога на вмененный доход;
C - базовая доходность на год, на единицу физического показателя;
№ - количество единиц физического показателя;
(С х N) - базовая доходность объекта осуществления предпринимательской деятельности;
Т - общий территориальный коэффициент;
Д - общий коэффициент дислокации;
W - коэффициент индекса потребительских цен W = 1,1889.
K1, К2... Ki - повышающие (понижающие) коэффициенты, используемые в зависимости от сфер деятельности.

1. Оптово - розничная торговля продуктами в торговом центре "Фортуна" через киоск с одним рабочим местом (выручка от оптово - розничной торговли за месяц составляет 100 000 руб., в т.ч. от розничной торговли 40 000 руб.)
М = (80 000 х 1) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 1,3 х 1,5 = 215 645 руб.
Y = 215 645 х 0,2 = 43 129 руб./год;
- 1438 руб./месяц - по розничной торговле (40%)

2. Аптека, общая площадь 100 кв.м, торговая площадь 60 кв.м
М = (9 400 х 60) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 0,8 х 1 х 1 = 623 666 руб.
Y = 623 666 х 0,2 = 124 733 руб./год
- 10 394 руб./месяц

3. Фотоуслуги (до 500 отпечатков в час), 1 фотолаборатория
М = (20 000 х 1) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 2,0 = 55 290 руб.
Y = 55 290 х 0,2 = 11 058 руб./год
- 921 руб./месяц

4. Фотоуслуги (свыше 500 отпечатков в час), 1 фотолаборатория
М = (20 000 х 1) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 4,0 = 110 579 руб.
Y = 110 579 х 0,2 = 22 116 руб./год
- 1 843 руб./месяц

5. Торговля автозапчастями (прилавок, без торгового зала)
М = (60 000 х 1) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 2,0 = 165 869 руб.
Y = 165 869 х 0,2= 33 174 руб./год
- 2 765 руб./месяц

6. Павильон в торговом центре (бытовая техника), общая площадь 24 кв.м, торговая площадь 18 кв.м, г. Иркутск.
М = (9 400 х 18) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 1,9 х 1,0 х 1,5 = = 666 543 руб.
Y = 666 543 х 0,2 = 133 309 руб./год
- 11 109 руб./месяц
(Если товарооборот за месяц составляет 200 000 руб., то налог с продаж составляет 10 000 руб.)

7. Ателье (3 оборудованных рабочих места)
М = (20 000 х 3) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 0,7 = 58 054 руб.
Y = 58 054 х 0,2 = 11 611 руб./год
- 968 руб./месяц

8. Ателье (11 оборудованных рабочих места)
М = (20 000 х 11) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 0,7 = 212 865 руб.
Y = 212 865 х 0,2 = 42 573 руб./год
- 3 548 руб./месяц

9. Торговля хлебобулочными изделиями через киоск, 1 рабочее место, г. Иркутск
М = (80 000 х 1) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 1,0 х 1,0 = 110 579 руб.
Y = 110 579 х 0,2 = 22 116 руб./год
- 1 843 руб./месяц

10. Парикмахерские услуги (4 оборудованных рабочих места)
М = (30 000 х 4) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 1,5 = 248 803 руб.
Y = 248 803 х 0,2 = 49 761 руб./год
- 4 147 руб./месяц

11. Торговля непродовольственными товарами (автозапчастями) в торговом центре, торговая площадь 8 кв.м
М = (9400 х 8) х 0,9 х 1,1 х 1,3962 х 2,0 х 1,0 х 1,5 = = 311 833 руб.
Y = 311 833 х 0,2 = 62 367 руб./год
- 5 197 руб./месяц

Начальник отдела налогообложения прибыли
УМНС России по Иркутской области и УОБАО
С.В.ЛИТВИНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru