Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Иркутской области от 29.12.2001 № 180/635-п
"О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно-Сибирская правда", № 5, 10.01.2002






ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2001 г. № 180/635-п

О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях разработки и реализации мер по сохранению и укреплению физического и психического здоровья населения Иркутской области, по обеспечению законности и борьбе с преступностью на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьей 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", руководствуясь статьей 38(1) Устава Иркутской области, постановляю:

1. Одобрить Концепцию профилактики наркомании в Иркутской области (прилагается).

2. Структурным подразделениям администрации области руководствоваться Концепцией профилактики наркомании в Иркутской области в практической деятельности.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований области использовать положения Концепции профилактики наркомании в Иркутской области при решении вопросов местного значения.

4. Комитету по информационной политике аппарата губернатора области (Мазуров В.И.):
- опубликовать Концепцию профилактики наркомании в Иркутской области в газете "Восточно-Сибирская правда";
- информировать население области о мероприятиях, осуществляемых администрацией области, которые направлены на реализацию Концепции профилактики наркомании в Иркутской области.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Рютину Т.И.

Б.А.ГОВОРИН





Одобрена
постановлением
губернатора области
от 29 декабря 2001 года
№ 180/635-п

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление ими приобрели в последние годы широкий масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на правопорядок, политику и стабильность экономической системы страны. Иркутская область входит в число пяти субъектов Российской Федерации, где зарегистрирован один из самых высоких уровней заболеваемости наркоманией. Сложившаяся в Иркутской области ситуация вызывает острую необходимость активных и решительных действий по организации профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, лечения и реабилитации наркозависимых, а также противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Настоящая Концепция разработана Восточно-Сибирским отделом ВНИИ МВД России совместно с Областным государственным учреждением "Центр профилактики наркомании" во исполнение распоряжения губернатора Иркутской области от 09.07.2001 № 326-р.
Концепция направлена на прекращение роста незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Иркутской области, в том числе несовершеннолетними.
Элементами механизма профилактики в Концепции являются: координация и руководство, сбор и анализ информации, разработка единой стратегии и тактики, постоянный оперативный мониторинг ситуации с наркоманией; деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовой формы, в том числе общественных объединений, физических лиц по профилактике наркомании.
В профилактической антинаркотической деятельности, описанной в Концепции, акцентируется внимание на комплексе образовательных, социальных, психологических и медицинских проблем профилактики. Одни из них носят общий, другие - частный и специализированный характер.
Главная задача Концепции заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
- снижение спроса и тем самым распространения наркотических, токсических, психотропных и иных психоактивных веществ и алкоголя (далее - ПАВ) среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
- снижение заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
- снижение медицинских последствий злоупотребления ПАВ: инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств;
- снижение социальных последствий злоупотребления ПАВ: суицидов, разрушения семей, криминализации молодежной среды;
- определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости.
Важнейшими задачами Концепции являются: создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, осуществление различных форм планирования мероприятий для всех уровней профилактической деятельности, а также нормативно-правовой базы, создание и осуществление мониторинга оценки эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные трудности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребления ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.
В Концепции определены роль и значение первичной профилактики как комплекса социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость среди детей и молодежи. Данные мероприятия должны существенно ограничивать возможности наркогруппировок по распространению ПАВ и совершению других противоправных действий, поскольку снижается спрос на незаконно употребляемые ПАВ, а также снижается необходимость криминального добывания денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что медицинские мероприятия, предупреждающие формирование болезней и наркотизацию лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, в большинстве случаев не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно касающиеся реабилитации детей и молодежи.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально продуманного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей незаконное употребление ПАВ и развитие наркомании на территории области. Активные профилактические мероприятия должны опираться:
- на методологию формирования у детей и молодежи представлений, основанных на мировоззренческих, идейных, ценностных и иных смыслообразующих основаниях воспитания, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию (первичная профилактика);
- на формирование у детей и молодежи, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (вторичная и третичная профилактика);
- на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
- на реабилитацию лиц, вернувшихся из среды наркотизации в реальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

1. НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В последнее десятилетие для регионов Российской Федерации употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, количество потребителей наркотических средств на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотических средств в стране превышает этот показатель в 8 - 10 раз.
Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек - до 12,9 года; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением ПАВ, может продолжаться вплоть до 2005 - 2010 г.г. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7 - 11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: ВИЧ-инфекции, инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11 - 14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией.
По данным Иркутского областного кожно-венерологического диспансера, показатели заболеваемости сифилисом в возрасте 15 - 17 лет составляют 242,4 человека на 100 тыс. населения данной возрастной группы; соответственно в возрасте 18 - 19 лет - 636,2 человека, 20 - 29 лет - 715,0; всеми видами половых инфекций соответственно в возрасте 15 - 17 лет - 1048,0 человек, 18 - 19 лет - 3902,5 человек, 20 - 29 лет - 3710,4 человек. В результате формируются бесплодные браки, снижается детородная функция общества в более зрелом возрасте.
Проблема распространенности наркомании необычайно остро стоит перед Иркутской областью. На заседании расширенной коллегии Управления внутренних дел Иркутской области по итогам работы органов внутренних дел за 2000 год, при участии главного федерального инспектора в Иркутской области и Усть-Ордынском (Бурятском) автономном округе И.Н.Тутеволя, губернатор области отметил, что "проблема наркомании, недооценивать которую убийственно, сейчас должна стать одним из главных направлений в работе всех подразделений милиции".
Из всех изъятых за 2000 год наркотических средств 44,6% составили наркотики растительного происхождения, изготавливаемые из конопли (марихуана, гашиш, гашишное масло) и 54% - из мака (солома мака, опий и другие опиаты, героин), 50% из которых - героин. Иными словами, в области все большее распространение получают сильнодействующие наркотические средства, что позволяет говорить о героиновой эпидемии.
Усиление борьбы с незаконным оборотом ПАВ неразрывно связано с вопросами профилактики правонарушений в этой сфере. Несмотря на улучшение показателей работы органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом ПАВ, эта проблема, с учетом высокой латентности, остается серьезной.
Уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в расчете на 10 тыс. населения составил по области 17,7 преступлений. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются города: Усолье-Сибирское (38,4), Иркутск (30,3), Черемхово (29,4), Братск (21,5) и Ангарск (19,3). Большая часть преступлений (71%) совершена в этих городах. Свыше трети преступлений (37%) совершается в областном центре.
Динамика преступности лиц, потребляющих наркотические средства, за последние два года характеризуется следующим.
Количество преступлений, совершенных потребителями наркотических средств, возросло на 29,9%, в том числе: несовершеннолетними - 26,9%, ранее совершавшими преступления - 29,4%. Из всех преступлений, совершенных потребителями наркотических средств, 40,8% составили корыстно-насильственные и имущественные преступления (разбои, грабежи и кражи). 55,8% преступлений совершено в сфере незаконного оборота наркотических средств (изготовление, приобретение и сбыт).
Количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, возросло на 44,9%.
Общее количество лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, составило 3407 человек, в том числе 77,6% - молодежь до 29 лет, 6,6% - несовершеннолетние. При этом 74,4% совершивших преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, сбытом наркотических средств, нигде не работали и не учились. Серьезную тревогу вызывают случаи привлечения несовершеннолетних к сбыту наркотических средств. Число таких выявленных фактов возросло с 26 до 30 преступлений.
С медицинской точки зрения, информация наркологов не дает оснований для оптимистических прогнозов. По сведениям органов внутренних дел и учреждений здравоохранения области, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, за период 1999 - 2000 г.г. возросло на 39,3% и составило 11902 человека. Распределение уровня потребителей наркотических средств на 10 тыс. населения по годам выглядит следующим образом: 1996 год - 4 человека, 1997 год - 21,4 человека, 1998 год - 29,1 человека, 2000 год - 43,1 человека.
За последние пять лет число больных с диагнозом "наркомания" возросло с 2954 до 7381 человек или в 2,5 раза. Кроме того, лица, подверженные наркомании, как правило, являются потенциальными носителями ВИЧ-инфекции. На конец 2000 года в Иркутской области зарегистрировано 7970 случаев ВИЧ-инфекции (показатель заболеваемости - 290 человек на 100 тыс. населения). Ситуация по ВИЧ-инфекции в Иркутской области остается угрожающей (на 11.03.2001 - 8917 случаев); по сравнению со средним показателем по России (54,32) заболеваемость по области выше в 5,3 раза, показателем по Сибирскому региону (61,44) - в 4,7 раза. Наибольшая заболеваемость зарегистрирована в г.г. Иркутске, Саянске, Зиме и Иркутском районе.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в молодежной среде, одно из первых мест занимает снижение у большинства молодежи превентивной психологической защиты, низкий ценностный барьер, духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлением духовной болезни не только отдельного человека, но и общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Если в дореволюционной России общественная мораль зиждилась на принципах православия, а во времена построения социализма - на принципах кодекса строителя коммунизма, то в наше время россияне остались без общепринятого морального руководства: ушла духовность, вместо нее царит бездуховность и, как следствие, понижается сознательность, появляется пропаганда культа развлечений и насилия. В массовом сознании происходит переоценка духовных ценностей у среднего поколения, а у младшего она уже почти завершена. Распространяются беспринципность, вседозволенность, в результате чего произошел всплеск проституции, половых извращений, преступности, не осуждаемых обществом.
Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотические средства, находится в своеобразной социально-психологической ситуации. С одной стороны, массовое распространение наркотических средств, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей борьба правоохранительных органов с потребителями ПАВ, и недостаточно эффективная борьба с их распространителями.
Следующим важным фактором наркотизации является легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных молодых людей, употребляющих ПАВ, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотические средства приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотическими средствами. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотических средств в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту ПАВ и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Преимущественно дети из таких семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотических средств и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармония, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.
Обращают также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране и области обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных институтов государства и общества. Необходимым условием решения проблемы является организация работы, направленная на оказание помощи государства профессиональным группам лиц, работающим с детьми и молодежью, включая учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей для определения нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
Если мы хотим изменить ситуацию в стране в целом и в области - без изменения системы ценностей, то есть духовной переориентации, нам не обойтись.
Исходя из складывающейся ситуации, очевидна необходимость Концепции, на основании которой будут созданы и реализованы целевые и иные программы и мероприятия противодействия привлечения к употреблению, распространению и злоупотреблению наркотическими средствами.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

В целях данной Концепции под профилактикой наркомании понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, педагогического и духовно-нравственного характера, направленных на предупреждение возникновения негативных форм поведения людей, а также изменение имеющихся негативных форм поведения, приводящих к химическим зависимостям.
Под субъектами профилактической деятельности в Концепции понимаются общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления.
Профилактика наркомании и токсикомании должна осуществляться в соответствии с федеральным и областным законодательством:
- в местах организации досуга населения,
- в реабилитационных центрах социальной и лечебно-профилактической направленности,
- в образовательных учреждениях,
- на предприятиях, в иных организациях и их социальных инфраструктурах.
В целях Концепции под объектами профилактической деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, на территории области понимается поведение (деятельность):
1. Граждан, склонных к химическому аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в органах внутренних дел как потребители наркотических средств, психотропных веществ.
2. Организаций, занимающихся производством, транспортировкой, хранением и реализацией, и иными видами оборота наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Лиц, причастных к незаконным операциям с наркотическими средствами и психотропными веществами.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
- медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает, в основном, информирование учащихся о негативных последствиях приема ПАВ на физическое и психическое здоровье.
- образовательная модель направлена на создание воспитательной системы идейных и мировоззренческих ценностей для обеспечения позитивного выбора при возникновении негативной ситуации. Ориентирована на выявление идейно-нравственного потенциала в ходе применения социально-психологических тренингов, способствующих активной защите.
- психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в разрешении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотических средств, психотропных веществ.
Система профилактических мер нуждается в экономической оценке. Косвенным образом уровень необходимого финансирования можно представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помощи. Это особенно актуально потому, что в процессе профилактики выявляются также лица, нуждающиеся и в активных лечебно-реабилитационных мероприятиях. В свою очередь, пациенты, прошедшие или проходящие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Таким образом, происходит объединение первичной, вторичной и третичной профилактики.
Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах.
Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов:
1. потери системы образования,
2. медицинский ущерб,
3. социальный ущерб.
Вред, причиняемый общественным отношениям в системе образования, выражается в следующем:
- ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
- снижение внутришкольной дисциплины, общей успеваемости учащихся и студентов;
- распространение наркотической идеологии и связанное с этим искажение духовных ценностей у молодежи.
Итогом этого являются:
- незавершенное среднее и высшее образование (зачастую - незаконченное основное общее образование);
- нереализованное среднее образование;
- снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании гепатит, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, и другие; дополнительно следует отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди молодежи. Колоссальные средства тратятся на лечение, содержание в стационарах и оплату временной нетрудоспособности граждан по множеству различных соматических заболеваний и травм, связанных с незаконным употреблением ПАВ. Привлекаются огромные материальные средства, необходимые для лечения и реабилитации от наркотической зависимости.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии также и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
- криминализация общества;
- распространение субкультуры наркозависимых;
- деформация общественных ценностей;
- ухудшение демографических показателей (в том числе снижение рождаемости в ближайшем будущем).
Представляется важным анализ действующего федерального и областного законодательства с точки зрения профилактики наркомании в области.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в законодательных актах, четко регулирующих деятельность по профилактике злоупотребления ПАВ. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики наркомании среди других юридических понятий не определено, то есть законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит ряд серьезных препятствий.
Первое - Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, лицензию на указанный вид деятельности.
Второе - действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или суда. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотическое средство выводится из организма, и в результате экспертный анализ биологических сред подростка, возможно, употребляющего наркотик, не дает положительного результата.
Третье - российское законодательство запрещает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за данное нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной и третичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.
Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями, такими, как гепатиты, ВИЧ-инфекция, венерические заболевания и другие, и столь же легко их распространяет. Потребители ПАВ или больные наркоманией легко втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, потребители ПАВ представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением ПАВ. Кроме того, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Вследствие этого они становятся обузой для семьи и общества. Потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, должны знать, что им придется смириться с установленными законом ограничениями свободы и личной неприкосновенности, так как в демократическом обществе закон, мораль, идейные и иные общечеловеческие ценности должны иметь приоритет над индивидуализмом антисоциальной направленности отдельных граждан.
Поэтому чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать медико-реабилитационную помощь потребителям ПАВ и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой "наркотической пирамиды".
Комитетом здравоохранения администрации области, Главным управлением общего и профессионального образования области в установленном законодательством порядке совместно с Управлением внутренних дел Иркутской области, заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления и учреждениями должны быть определены формы межведомственного взаимодействия и взаимного информирования в соответствии с действующим законодательством по вопросам пресечения распространения ПАВ в образовательных учреждениях, способствующие выявлению учащихся и студентов, злоупотребляющих ПАВ.

3. КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Антинаркотическая профилактика осуществляется как целостная система мер, которая имеет содержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, государственными и муниципальными учреждениями.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на выявление идейно-нравственного потенциала в ходе применения социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании под руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации Министерства образования Российской Федерации Тростанецкой Г.Н. разработана "Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации" (далее - КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании совокупность образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции и целей деятельности, а также использовать последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Таким образом, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и вторичной, третичной профилактики, то есть вовремя, на самых ранних этапах, обеспечить предупреждение возможности употребления ПАВ, выявить наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания.

3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цели Концепции:
1. Проработка вопроса о юридической ответственности за незаконное потребление, а также производство, распространение, сбыт и хранение, иные виды незаконного оборота ПАВ и обеспечение строгого соблюдения действующего законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений.
2. Формирование общественной нетерпимости к незаконному потреблению ПАВ и отношения к лицам, незаконно употребляющим ПАВ, как общественно опасным, антисоциальным элементам общества.
3. Выработка устойчивого иммунитета к употреблению ПАВ.
4. Снижение потребления наркотических средств и иных ПАВ.
5. Снижение заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом, а также сопутствующими заболеваниями.
6. Снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
7. Защита прав и законных интересов граждан, не связанных с незаконным оборотом ПАВ.

Задачами настоящей концепции являются:
1. Определение основных направлений деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании, разработка проекта федерального закона об установлении мер юридической ответственности за незаконное потребление, а также об усилении санкции за производство, распространение, сбыт, хранение, иные виды незаконного оборота ПАВ лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.
2. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, областных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения и иных в соответствии с их целями деятельности.
3. Определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании.
4. Создание механизма, обеспечивающего безопасность граждан, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании.
5. Обеспечение наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией.
6. Прекращение роста незаконного потребления ПАВ на территории области.
7. Пресечение роста незаконного оборота ПАВ на территории области.
8. Повышение качества воспитания, формирование у детей и молодежи устойчивого иммунитета к употреблению ПАВ.
9. Улучшение здоровья детей и молодежи.
10. Стабилизация криминогенной обстановки на территории области.
11. Возвращение в образовательные учреждения молодежи, прошедшей лечение и реабилитацию от наркотической зависимости, и осуществление профилактической работы с ней в целях предотвращению рецидивов заболевания.
12. Оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи.
13. Создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к ПАВ и лицам, незаконно их употребяющим, с привлечением к этой работе учащихся.
14. Создание системы раннего выявления лиц, незаконно употребляющих ПАВ, на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.) и контроля за ними в соответствии с законодательством.
15. Реализация этапов профилактической деятельности:
- создание организационных структур профилактики наркомании в области;
- подготовка кадров в сфере профилактики наркомании (учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов и иных);
- подготовка и совершенствование нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований;
- взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Для решения изложенных задач в рамках Концепции можно выделить основные направления деятельности органов государственной власти в сфере профилактики наркомании:
- пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании;
- охрана физического и психического здоровья человека;
- создание организационных, финансовых, правовых гарантий системы профилактики наркомании, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;
- определение полномочий и ответственности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании, правовое регулирование отношений в данной области;
- создание для граждан, употреблявших ПАВ, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании.
В целях реализации данных направлений регулирования необходимы разработка правовых актов области и органов местного самоуправления области для регулирования соответствующих сфер правоотношений либо проектов федеральных законов с целью внесения их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном законодательством порядке.

3.2. ПЕРВИЧНАЯ, ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
1. Первичную профилактику как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
2. Вторичную профилактику как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, образующих так называемую "группу риска".
3. Третичную профилактику как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, мероприятий лечебного и реабилитационного характера, направленных на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и возвращение его в семью, учебное заведение, трудовой коллектив и к общественно полезной деятельности.

Первичная профилактика

Первичная профилактика включает обучение, запрещение пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию.
Указанное запрещение будет осуществляться на территории области в соответствии с действующим законодательством.

Обучение включает:
1. Обучение граждан, в том числе несовершеннолетних, по программам профилактики злоупотреблений ПАВ.
2. Раннее воспитание у несовершеннолетних внутренней системы идейно-нравственных ценностей, влияющих на аддиктивное поведение.
3. Обучение специалистов в сфере профилактики наркомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведение профилактических бесед и иные способы профилактической работы.

Запрещение включает:
1. Запрещение деятельности физических и юридических лиц, направленной на не основанное на законе распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения ПАВ.
2. Запрещение производства и распространения книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространения в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения ПАВ или совершение иных действий в этих целях.

Социальный менеджмент включает:
1. Деятельность по созданию и развитию детских, молодежных организаций и иных общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни.
2. Деятельность по созданию мест досуга несовершеннолетних (детские клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие), проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни.
3. Деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.

Психологическое консультирование и психотерапия включают:
1. Психологическое консультирование семей, входящих в группу риска.
2. Поведенческую терапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением.
3. Психотерапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с различными формами социальной дезадаптации.
4. Психологическое консультирование и поддержку по телефону доверия граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.

Вторичная профилактика

Мероприятия вторичной профилактики предназначены для лиц, страдающих наркоманией.
Цель вторичной профилактики - преодоление физической и психической зависимости от ПАВ.

Задачи вторичной профилактики:
1. Выявление граждан, страдающих наркоманией.
2. Диагностика типа и степени наркозависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость.
3. Осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:
- на проведение детоксикации;
- на оказание неотложной наркологической помощи;
- на преодоление физической зависимости;
- на преодоление психической зависимости;
- на лечение заболеваний, сопутствующих наркомании;
- на формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией, посредством терапевтических мероприятий.
Согласно статье 57 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" координацию деятельности наркологической службы в Российской Федерации, в состав которой входят учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным наркоманией, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с пунктами 4, 7 статьи 7 Основ законодательства об охране здоровья граждан Иркутская область формирует органы управления государственной системы здравоохранения области, развивает сеть учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также осуществляет координацию деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан, включая вторичную профилактику наркомании на территории области, в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркологическая помощь больным наркоманией оказывается по их просьбе или с их согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 55 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 402, лицензирование медицинской деятельности на территории области осуществляет орган исполнительной власти области, определяемый в соответствии с законодательством области.
В составе государственной и муниципальной систем здравоохранения области соответственно под руководством органа управления государственной системы здравоохранения области либо в координации с ним создаются специализированные подразделения для лечения ВИЧ-инфицированных больных наркоманией в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
Координация деятельности наркологической службы в Иркутской области, организация учета накопления информации о лицах, больных наркоманией, обратившихся за медицинской помощью в организации здравоохранения, осуществляется в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Третичная профилактика

Мероприятия третичной профилактики направлены на реабилитацию лиц, прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением и имеют целью возвращение им способности жить без употребления ПАВ.
Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним, избавленным от биологической наркотической, токсической и психотропной зависимости, но сохранившим психологическую зависимость и находящимся в социальном окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, имеет целью формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения, провоцирующего аддиктивное поведение.

Реабилитация включает в себя:
1. Медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей ПАВ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от ПАВ и направленных на формирование отказа у граждан от аддиктивного поведения.
2. Социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей ПАВ без выраженной психологической зависимости и направленных на удержание ремиссии, а также на профилактику наркомании и формирование неаддиктивного социального окружения.
3. Социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от ПАВ, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.

3.3. ПОЭТАПНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ В ОБЛАСТИ

Система профилактики наркомании включает:
1. Разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании, разработку проектов нормативных правовых актов в сфере профилактики наркомании.
2. Деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций различных форм собственности по профилактике наркомании.
Внедрение системы профилактики должно происходить в реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать Концепцию наиболее эффективной.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - организационно-методический, может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Принятие Концепции позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании. Внедрение первого этапа происходит постепенно, по мере готовности отдельных составляющих:
1. Создание областного государственного учреждения, осуществляющего организационно-методическую деятельность в сфере профилактики наркомании, с соответствующими тематическими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью).
2. Разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде.
3. Создание центра реабилитации для наркозависимой молодежи.
4. Открытие профилактических кабинетов в учреждениях среднего, высшего, профессионального образования.
5. Создание инструктивно-методологической базы для разработки программ по профилактике наркозависимости и реабилитации детей и молодежи в действующих реабилитационных центрах.
6. Модификация действующих программ профилактики наркомании.
7. Внедрение интернет-информационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи.
8. Разработка системы показателей для проведения мониторинга наркотической ситуации в молодежной среде.
9. Создание пакета информационно-методической документации для начальной подготовки кадров на местах.
ВТОРОЙ ЭТАП - этап организационных мероприятий:
1. Создание системы подготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов, социальных работников и иных специалистов в области профилактики наркомании для образовательных учреждений.
2. Создание областной сети учебно-методических центров профилактики наркомании.
3. Издание газет и журналов, иных печатных материалов в сфере профилактики наркомании в соответствии с действующим законодательством.
4. Разработка альтернативных программ в системе Концепции, адаптированных к различным районам области, организациям различных сфер производства и обслуживания.
5. Создание полномасштабной системы мониторинга в Иркутской области, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий.
6. Разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
7. Организация спортивных соревнований, культурно-оздоровительных мероприятий и иных эффективных форм досуга.
Данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для третьего этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия первого этапа. Задачи второго этапа реализуются постепенно, по мере готовности организационной, нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы.
ТРЕТИЙ ЭТАП - этап полного развертывания программ, соответствующих Концепции. Данный этап вводится дифференцированно по различным районам Иркутской области:
1. Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер.
2. Разработка методов и приемов профилактики наркомании в области.
3. Сравнительное обобщение областного, российского и международного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные положения Концепции позволяют скоординировать деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и иных организаций по профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области.
Данная Концепция нацелена на профилактическую работу со всем населением, в том числе с "группами риска" и лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Она направлена на обеспечение комплексного подхода к противодействию злоупотреблению ПАВ, выявление активной позиции граждан, учет лиц, злоупотребляющих ПАВ, динамический контроль за процессом профилактики и реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.
Для внедрения региональной системы профилактики Иркутской области необходимо развитие Областного государственного учреждения "Центр профилактики наркомании", который в дальнейшем будет являться:
- учебно-методическим полигоном различных мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;
- действующим в реальной образовательной среде прототипом будущих региональных центров профилактики и реабилитации.
Применение Концепции в практической деятельности позволит органам государственной власти Иркутской области не только осуществить в соответствии с федеральным и областным законодательством содействие деятельности, координацию деятельности и контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих профилактику наркомании на территории области, но и постепенно стабилизировать ситуацию в сфере борьбы с наркоманией.

Заместитель главы администрации
Т.И.РЮТИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru