Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 13.09.2001 № 21-18/1885,2744,4659-8165
"О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГЛАВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ"
(вместе с ПИСЬМОМ МНС РФ от 17.08.2001 № 09-2-03/1779-ч984)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И
УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

ПИСЬМО
от 13 сентября 2001 г. № 21-18/1885,2744,4659-8165

О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГЛАВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в ответ на Ваши запросы по порядку учета глав крестьянских (фермерских) хозяйств направляет, полученные из Департамента учета налогоплательщиков МНС России разъяснения на следующие вопросы.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку в настоящее время, согласно вышеуказанным документам порядок государственной регистрации глав крестьянских хозяйств не определен (неоднозначен) и не оговорена обязательная регистрация глав крестьянских хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей, то разными органами местного самоуправления данная процедура (оформление документов), осуществляется по-разному, в связи с чем налоговые органы при учете физических лиц данной категории сталкиваются со следующими проблемами:

1. Отдел регистрации Администрации Ангарского муниципального образования - орган, регистрирующий физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании государственного акта на земельный участок регистрирует главу фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя и выдает ему Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. В этом Свидетельстве помимо ведения фермерского хозяйства, могут быть указаны и другие виды деятельности.
В Интегрированном комплексе "АИС - Налоги физических лиц" в видах документов предпринимателей существуют документы: "Свидетельство предпринимателя" и "Постановление о ведении фермерского хозяйства". В связи с отсутствием Постановления о ведении фермерского хозяйства Инспекцией МНС РФ по г. Ангарску главам фермерских хозяйств проставляется вид документа "Свидетельство предпринимателя" В этом случае при автоматизированном формировании отчета 1-УЧ по строке 304 "главы крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица", информация отсутствует.
Какой вид документа следует заполнять в Интегрированном комплексе "АИС - Налоги физических лиц" при постановке на учет глав фермерских хозяйств, зарегистрированных в соответствии с Гражданским кодексом в качестве индивидуальных предпринимателей, для правильного учета налогоплательщиков - физических лиц и правильного формирования отчета 1-УЧ?

2. Постановлением Мэрии района зарегистрировано Крестьянское хозяйство и утвержден глава крестьянского хозяйства. При этом, на основании п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании п. 2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.
При этом Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя выдается через год после вынесения Постановления.
Имеет ли право налоговый орган привлечь регистрирующий орган (Мэрию района) за нарушение срока установленного п. 2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и рассматривать постановление о регистрации крестьянского хозяйства, как Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя?

3. Регистрирующий орган, на основании государственного акта на земельный участок Постановлением регистрирует крестьянское хозяйство и его главу. Далее главе крестьянского хозяйства выдается Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. В Свидетельстве, кроме "производства и реализации сельскохозяйственной продукции", также указаны другие виды деятельности (торгово - закупочная, лесозаготовительная).
Следует ли, согласно п. 2.5. "Методических указаний для налоговых органов по процедурным вопросам учета физических лиц, а также по осуществлению процедуры постановки на учет индивидуальных предпринимателей" (доведены письмом Госналогслужбы России от 30.12.1998 № ВП-6-12/928) при постановке на учет физическому лицу заполнять 2 (два) Заявления о постановке на учет (поскольку имеется 2 (два) документа о государственной регистрации)?
Какой вид документа следует заполнять в Интегрированном комплексе "АИС Налоги физических лиц" при постановке на учет глав крестьянских хозяйств (Свидетельство предпринимателя, Постановление о ведении фермерского хозяйства)?

Ответы МНС России на 1 и 3 вопросы приведены в приложении.
Сообщаем, что по 2 вопросу нами повторно направлен запрос в Юридический департамент МНС России.

Приложение: Копия письма МНС России от 17.08.2001 № 09-2-03/1779-ч984

И.о. зам. руководителя Управления
Н.А.ГРИШИНА





Приложение
к письму
УМНС РФ по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому АО
от 13 сентября 2001 года
№ 21-18/1885,2744,4659-8165

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 17 августа 2001 г. № 09-2-03/1779-ч984

О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГЛАВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Департамент учета налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на запрос сообщает следующее.

По вопросам 1 и 3.
В связи с тем, что Гражданский кодекс четко не регламентирует вопросы регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, они могут быть решены Администрацией Иркутской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года № 550 на Министерство юстиции Российской Федерации возложена обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Если такую экспертизу правовые акты, регулирующие в Иркутской области вопросы регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, прошли, то ими вправе руководствоваться при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если документы, подтверждающие факт регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, содержат сведения, аналогичные содержащимся в Свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя, то такое Свидетельство, по нашему мнению, можно не получать и при постановке на учет использовать документы о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если физическое лицо при постановке на учет предъявляет в налоговый орган одновременно Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и документ о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществленной после введения в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации, рекомендуем следующий порядок постановки на учет этого физического лица.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен заполнить два Заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (Приложение № 5 к Методическим указаниям для налоговых органов по процедурным вопросам учета физических лиц, а также по осуществлению процедуры постановки на учет индивидуальных предпринимателей, направленных письмом Госналогслужбы России от 30.12.1998 № ВП-6-12/928, далее - Заявление). Первое Заявление физическое лицо заполняет как индивидуальный предприниматель, второе - как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Первое Заявление заполняется полностью. При этом в разделе 2 Заявления отмечается знаком "V" подпункт 2.1.1, а в разделе 3 - подпункт 3.1.1.
В подпункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 и 3.2.5 вносятся сведения из Свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя.
В разделе 4 указываются виды деятельности и адреса мест осуществления деятельности, перечисленные в Свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя.
Во втором Заявлении заполняются пункты 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1 и разделы 2, 3, и 4. В разделе 2 глава крестьянского (фермерского) хозяйства отмечает знаком "V" подпункт 2.1.2, а в разделе 3 - подпункт 3.1.2.
В подпунктах 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 и 3.2.5 указываются реквизиты документа о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В разделе 4 указываются виды деятельности и адреса мест осуществления деятельности, перечисленные в этом правоустанавливающем документе.
Отметку о постановке на учет в налоговой инспекции и выдаче Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (Форма № 12-2-4) следует сделать на первом бланке Заявления, заполненного физическим лицом на основании предъявленного Свидетельства о государственной регистрации предпринимателя.

По вопросу 2.
Вопросы применения налоговых санкций не входят в компетенцию Департамента учета налогоплательщиков. В связи с этим, Вам следует направить соответствующий запрос в Юридический департамент МНС России.

Заместитель руководителя Департамента
учета налогоплательщиков
государственный советник
налоговой службы III ранга
Е.Е.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru