Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы Администрации Иркутской области от 01.06.2001 № 112-пг
"О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2001 г. № 112-пг

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

В целях развития системы мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных непосредственно на развитие семьи и интеграцию принятых социальных программ Иркутской области, разработку механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем реализации общества, в соответствии с подпунктом "ж" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Устава области, ст. 8 Закона области "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" постановляю:

1. Одобрить концепцию государственной семейной политики в Иркутской области на 2001 - 2005 годы (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований использовать положения концепции государственной семейной политики в Иркутской области на 2001 - 2005 годы при решении вопросов местного значения.

И.о. главы
администрации области
Н.В.МЕЛЬНИК





Одобрена
постановлением
главы администрации области
от 1 июня 2001 года
№ 112-пг

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Концепция семейной политики Иркутской области отражает современные подходы к решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи. Настоящая концепция учитывает:
- многообразие типов и категорий семьи, особенности социального положения, интересы семьи, родителей и детей в период социально-экономической трансформации общества;
- содержание главных сфер современной социальной работы с семьей, основные положения теории семьи и результаты сравнительного анализа семейной политики; содержание политики администрации области в сфере защиты семьи; предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по осуществлению семейной политики в Иркутской области;
- принципы и сложившуюся систему по реализации семейной политики области за период последнего десятилетия.
Таким образом, государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на развитие семьи, интегрирует большинство принятых социальных программ в Иркутской области.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможность семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
В настоящее время семья не может в полном объеме выполнять функцию обеспечения экономической безопасности для своих нетрудоспособных членов (детей, инвалидов, престарелых). Несмотря на принимаемые меры социальной поддержки на федеральном и областном уровнях, материальное благосостояние большинства семей упало и продолжает снижаться, достигая во многих семьях опасной границы угрозы здоровью детей, беременных женщин и кормящих матерей. Индивидуального подхода требует решение проблем молодой семьи и выделение ее в качестве особого объекта при реализации государственной семейной политики.
Государственная поддержка должна быть направлена на оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций.
Концепция государственной семейной политики подразумевает динамичное решение проблем семьи, при этом государство и семья должны участвовать в качестве партнеров.
Приоритеты государственной семейной политики:
- утверждение ценности семьи, уважение и защита различных категорий семей независимо от их возрастных, социальных, национальных и религиозных различий;
- формирование позитивного для семьи информационного пространства;
- ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- адресная социальная поддержка детей и семей;
- организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.
Концепция учитывает и отражает:
- особенности социального положения семьи;
- принципы проведения государственной семейной политики в области;
- содержание главных сфер социальной работы с семьей;
- предложения и рекомендации по осуществлению социальной политики в отношении семьи в области;
- специфику молодой семьи.

1. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества.
Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи и, что важнее всего, дает своим членам чувство любви, общности и возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:
- низкий уровень жизни в сочетании с чрезмерной нагрузкой женщин в домашнем хозяйстве;
- низкий уровень ориентации молодежи на создание собственной семьи;
- разрыв между организационным, материальным и кадровым обеспечением социальных служб;
- отсутствие систематической пропагандистской и культурно-просветительской работы по укреплению семейных отношений;
- отсутствие медико-социальной работы по планированию семьи;
- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.;
- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста;
- жилищная проблема;
- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и социальное сиротство;
- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей;
- ухудшение положения женщин на рынке труда;
- разрушение этнически своеобразного уклада жизни и семейного воспитания народов Севера.
Решение этих и других проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и областных целевых программ в семейной политике.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящий документ содержит и дополняет положения ранее действующих программ, на основе которых формируется и осуществляется семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти на территории области.
Принципы семейной политики:
1. Семейная политика предполагает реализацию динамического развития семьи с момента ее создания до стабильного функционирования и вывод Иркутской области из демографического кризиса.
2. Семейная политика направлена на оказание помощи (включая профилактику) семьям, равно как и отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут выйти самостоятельно.
3. Семейная политика осуществляется органами государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления и с общественными, религиозными организациями, предприятиями и учреждениями, а также семьями и физическими лицами.
4. Семейная политика должна стимулировать активность и самостоятельность семьи в решении проблем сохранения и укрепления семьи при создании необходимых условий со стороны государства.
5. Семейная политика исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности.
6. Семейная политика предполагает создание в области специальной системы мер экономической, социально-правовой и психолого-педагогической поддержки населения.
Цели и задачи семейной политики:
Основной целью семейной политики является создание условий для сохранения и развития семьи, укрепление семейного образа жизни и выполнение ею функций социального института. Для реализации этих целей необходимо:
- развитие правовой основы семейной политики;
- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;
- формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;
- обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека;
- создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижение ее стабильного функционирования;
- обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности;
- развитие семейных форм жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение профилактической направленности в деятельности служб, связанных с охраной здоровья населения (семьи);
- защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей для снижения уровня инвалидности, младенческой, детской и материнской смертности;
- сокращение масштабов социального сиротства, совершенствование института приемной семьи;
- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Основной стратегией семейной политики считать профилактику негативных социальных явлений и развитие позитивных.
Политика области, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия и следующих основных направлениях:
1. В сфере создания системы социальной и психолого-педагогической помощи семье:
- разработка системы действенных мер по профессиональной ориентации с учетом возрастных особенностей, социального статуса и образовательного уровня населения, формированию активной жизненной позиции у молодежи из категории детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование и совершенствование социоучреждений, обслуживающих семьи и детей и обеспечивающих их правовой, медико-социальной, психологической поддержкой, информацией и социальным устройством.
2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
- сохранение бесплатности гарантированных медицинских услуг для детей, беременных женщин и рожениц, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья горожан за счет средств областного бюджета, обязательного медицинского страхования, иных источников финансирования;
- совершенствование медико-генетической помощи населению путем обязательного обследования беременных женщин и новорожденных для раннего выявления заболеваний плода и новорожденного, создание условий для рождения желанных, здоровых детей;
- организация подростковых центров, медико-педагогических школ, направленных на формирование здорового образа жизни и сохранение репродуктивного здоровья; подготовка беременной женщины и ее семьи к рождению ребенка;
- улучшение оказания медико-социальной помощи одиноким матерям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
- развитие хосписной службы для повышения качества жизни и оказания помощи семье;
- проведение научных исследований в области охраны здоровья матери и ребенка;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками.
3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки малообеспеченных семей:
- повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем неблагополучия семей, социальной поддержке малообеспеченных категорий семей, обеспечении защиты имущественных, жилищных и других прав ребенка;
- повышение социальных гарантий в области занятости для семей, особо нуждающихся в социальной защите (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.), путем проведения специальных мероприятий и поощрения работодателей, использующих труд вышеуказанных граждан;
- обеспечение жильем, квотированными рабочими местами и другими социальными гарантиями выпускников учебных заведений, являющимися детьми- сиротами (лицами из числа детей-сирот), в соответствии с законодательством.
4. В сфере повышения профессионального и социального статуса женщин:
- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот (финансовых, налоговых и др.), повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или для работы на дому;
- создание эффективных условий для обучения, повышения квалификации или переобучения профессиям, конкурентоспособным на рынке труда для женщин, впервые ищущих работу, а также имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для скорейшей профессиональной реадаптации;
- создание условий для развития семейного бизнеса, работы на дому, вовлечение в предпринимательскую деятельность;
- совершенствование работы организаций по охране труда женщин и обеспечение правовой защиты;
- сохранение рабочих мест для женщин предпенсионного возраста при высвобождении граждан из организаций;
- оформление на досрочную пенсию при невозможности трудоустройства женщин предпенсионного возраста в соответствии с законодательством.
5. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав:
- принятие мер социальной профилактики семьи;
- повышение роли органов местного самоуправления в создании системы профилактики, принятие комплексных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развитие оптимальной инфраструктуры служб и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- создание условий для социализации подростков с девиантным поведением через деятельность центров социальной реабилитации и профессиональной адаптации несовершеннолетних.
6. В сфере идеологической, пропагандистской и культурно-просветительской работы:
- разработка системы организационных и иных достижений по формированию в средствах массовой информации основных проблем семейной политики;
- создание на базе областных вузов и научных учреждений специального направления исследовательских и экспериментальных работ в области проблем семьи и детей;
- разработка программ самообразования, организация курсов и консультаций для родителей по формированию сознательного отношения к воспитанию детей, брачно-семейным отношениям.
7. В сфере образования, воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи и детей:
- введение в школьный компонент учебных планов факультативов, специальных курсов по вопросам семейного воспитания;
- разработка учебно-методических пособий для общеобразовательных учреждений по вопросам семейного воспитания школьников;
- вовлечение родителей в систему воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях;
- оказание помощи семьям и детям в диагностике, коррекции и реабилитации отклонений в развитии;
- проведение оперативной диагностико-коррекционно-реабилитационной деятельности;
- изучение внутрисемейной и межсемейной среды, влияющей на психическое состояние родителей и детей.
8. В сфере государственной поддержки отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков:
- формирование системы правовых, социальных, экономических, организационных мер, принимаемых органами государственной власти области и местного самоуправления;
- размещение государственного заказа на проведение отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков;
- сохранение и развитие материально-технической базы детского отдыха, оздоровления, занятости;
- установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков.
9. В сфере создания условий для поддержки молодой семьи:
- проведение кредитования и частичного субсидирования молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья;
- установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования процесса создания для них рабочих мест, осуществление (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки;
- оказание поддержки развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства;
- развитие сети доступного для всех семей дополнительного образования для гармоничного духовного, нравственного, физического развития детей;
- расширение сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
- совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья;
- укрепление службы планирования семьи и санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства;
- оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения специальной литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений;
- поддержка особых групп молодых семей (студенческие семьи, молодые матери, неполные семьи, семьи с инвалидами и др.);
- содействие деятельности центров и клубов молодой семьи по социальной, психологической, правовой и информационной помощи семье и изучение эффективности социальной политики.
10. В сфере подготовки кадров работников социальных служб:
- ориентация высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений на подготовку семейных социальных работников и социальных педагогов;
- создание системы профотбора и профподготовки социальных работников семейного типа;
- проведение мониторинговых исследований эффективности семейной политики. Подготовка ежегодного доклада о положении семьи.
11. В сфере взаимодействия и партнерства с общественными объединениями:
Привлечение органами исполнительной власти общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, к выполнению государственного заказа на разработку и реализацию целевых программ в области семейной политики и социального партнерства.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация государственной семейной политики будет включать следующие меры:
- принятие и совершенствование специальных законодательных и иных правовых актов области; внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующие федеральные законы и иные правовые акты по вопросам семейкой политики;
- разработку и реализацию областных целевых программ по отдельным направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в программы социально-экономического развития территорий до 2005 года;
- формирование в средствах массовой информации мнения о ценности семьи и семейного образа жизни, пропагандирование позитивного опыта становления молодых семей в районах и городах области из различных социальных слоев населения;
- создание целостной системы допрофессиональной подготовки, профессионального обучения и преддипломного образования работников социальной сферы.
Концепция семейной политики в Иркутской области реализуется через принятие конкретных целевых программ на 2001 - 2005 гг. с приоритетным финансированием из областного бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЛАСТНЫХ ПРОГРАММ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001 - 2003 гг.
Неотложные меры по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Социальная поддержка населения.
Дети-сироты.
Отдых, оздоровление и занятость детей.
Содействие занятости населения Иркутской области на 2001 - 2005 гг.
Безопасное материнство.
Дети малочисленных народов Севера.
Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту.

Заместитель главы
администрации области
Т.И.РЮТИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru