Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы МО города Усолье-Сибирское от 08.11.2007 № 101/4
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Новый город" ("Официальное Усолье"), № 46, 15.11.2007


Вступил в силу с момента официального опубликования (пункт 2 данного документа).



ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2007 г. № 101/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

В соответствии со статьями 115, 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 36, 54 Устава муниципального образования города Усолье-Сибирское, статьей 12 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании города Усолье-Сибирское, утвержденным решением городской Думы от 08.12.2005 № 137/4, городская Дума решила:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования города Усолье-Сибирское.

2. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.

3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете "Официальное Усолье".

Мэр города
А.В.КРУШИНСКИЙ





Утверждено
решением
Думы МО города Усолье-Сибирское
от 8 ноября 2007 года
№ 101/4

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о предоставлении муниципальных гарантий разработано в соответствии со статьями 115, 117 Бюджетного кодекса РФ, Гражданским кодексом РФ, Уставом муниципального образования города Усолье-Сибирское и устанавливает принципы и порядок предоставления муниципальных гарантий юридическим лицам из бюджета города Усолье-Сибирское.
Понятия и термины используются в настоящем Положении в следующих значениях:
1) муниципальная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование города Усолье-Сибирское в лице уполномоченного органа администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом (принципалом), которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично;
2) принципал - лицо, по просьбе которого гарант выдает гарантийное обязательство его кредитору (бенефициару) об уплате денежной суммы по представлению бенефициаром письменного требования;
3) бенефициар - кредитор принципала по обязательствам, обеспеченным муниципальной гарантией.
1.2. Решением о бюджете города на очередной финансовый год устанавливается предельный размер обязательств по муниципальным гарантиям в соответствии с действующим законодательством, а также устанавливается перечень предоставляемых юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов бюджета города Усолье-Сибирское.
1.3. Муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе уполномоченным органом администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское для обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
1.4. Уполномоченный орган определяется распоряжением главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское.
1.5. Решением о бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено предоставление муниципальной гарантии конкретному получателю муниципальной гарантии без проведения конкурса. Порядок предоставления муниципальных гарантий без проведения конкурса устанавливается разделом 4 настоящего Положения.
1.6. Гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
1.7. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
1.8. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета города.

2. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАРАНТИИ

2.1. Юридическое лицо может претендовать на получение муниципальной гарантии при соблюдении следующих условий:
- юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке на территории города Усолье-Сибирское и осуществляет деятельность на территории города;
- юридическое лицо не находится в стадии реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства);
- юридическое лицо не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
2.2. Обязательным условием предоставления муниципальной гарантии юридическому лицу является проведение финансовым органом администрации города Усолье-Сибирское предварительной проверки финансового состояния юридического лица, претендующего на получение муниципальной гарантии, с целью подтверждения его финансовой устойчивости в соответствии с приложением к данному Положению. Отрицательное заключение финансового органа администрации города о финансовом состоянии юридического лица является основанием для отказа в предоставлении такому лицу муниципальной гарантии.
2.3. Муниципальная гарантия выдается юридическому лицу при условии предоставления им в залог обеспечения, если иное не предусмотрено решением о бюджете города на очередной финансовый год о предоставлении муниципальной гарантии конкретному получателю муниципальной гарантии.
Способом обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессного требования к принципалу, может быть только поручительство или залог имущества в размере не менее 100 процентов от суммы (размера) предоставляемой гарантии.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАРАНТИИ

3.1. Организацию проведения конкурса на предоставление муниципальных гарантий осуществляет уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское.
3.2. Уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское осуществляет подготовку и утверждение распоряжением главы администрации конкурсной документации на предоставление муниципальной гарантии.
3.3. Уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское объявляет конкурс на предоставление муниципальной гарантии и обеспечивает публикацию в средствах массовой информации и на сайте администрации города Усолье-Сибирское сообщений о проведении конкурса, которые должны содержать следующую информацию:
- наименование, почтовый адрес и координаты организатора конкурса;
- сроки и порядок проведения конкурса;
- порядок представления конкурсной документации, ссылку на сайт, на котором размещена конкурсная документация;
- максимальную сумму гарантии;
- критерии оценки конкурсных заявок;
- дату окончания приема заявок на участие в конкурсе;
- место, дату и время вскрытия заявок на участие в конкурсе;
- срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
3.4. Уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское в течение срока, установленного в конкурсной документации, осуществляет консультирование по вопросам процедуры проведения конкурса и прием заявок от участников.
3.5. Юридическое лицо, претендующее на участие в конкурсе по получению муниципальных гарантий (далее - претендент), направляет в адрес уполномоченного органа администрации города Усолье-Сибирское в составе конкурсной заявки следующие документы:
- письменное заявление с указанием всех данных для получения муниципальной гарантии;
- реестр представленных документов.
К заявлению должно быть приложено:
а) обоснование необходимости привлечения муниципальной гарантии, обязательства по которой предполагают обеспечение кредитора, с условиями социальной значимости и возможной экономической эффективности для муниципального образования города Усолье-Сибирское;
б) нотариально удостоверенные копии учредительных документов, документа о государственной регистрации, лицензии на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
в) справка налогового органа (на момент представления) об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
г) копии бухгалтерских балансов (форма 1) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;
д) расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности к представленному бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием дат возникновения и окончания задолженности в соответствии с заключенными договорами;
е) справка налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица;
ж) другие документы, предусмотренные конкурсной документацией.
3.6. Заявка представляется в письменной форме в запечатанном конверте. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется в установленные конкурсной документацией сроки, но не менее чем 15 календарных дней с момента опубликования информации о проведении конкурса.
3.7. После вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское передает заявки для рассмотрения и проведения экспертизы:
- финансовому органу администрации города Усолье-Сибирское на предмет анализа финансового состояния претендента с целью определения его финансовой устойчивости.
При этом указанные органы вправе запросить у претендента дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении юридическому лицу муниципальной гарантии.
3.8. Уполномоченный орган администрации города Усолье-Сибирское осуществляет проверку полного соблюдения претендентом условий предоставления муниципальной гарантии, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, и принимает решение о допуске в конкурсе.
3.9. Основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе являются следующие причины:
- неполное представление претендентом документов, предусмотренных пунктом 3.5 настоящего Положения;
- неудовлетворительное финансовое состояние претендента либо нахождение претендента в стадии реорганизации, ликвидации и банкротства;
- представление претендентом недостоверных сведений;
- наличие у претендента просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, а также задолженности по ранее предоставленным из бюджета города средствам на возвратной основе;
- несоответствие заявки и прилагаемых документов требованиям настоящего Положения и конкурсной документации.
Уведомление об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе подготавливается уполномоченным органом администрации города Усолье-Сибирское за подписью главы администрации и направляется в адрес претендента.
3.10. После получения экспертных заключений документы претендентов рассматриваются конкурсной комиссией, персональный состав которой определяет глава администрации города Усолье-Сибирское.
Комиссия осуществляет оценку заявок претендентов на предоставление муниципальных гарантий, включая:
- оценку требований к участнику конкурса в соответствии с разделом 2 настоящего Положения;
- оценку финансового состояния претендента;
- оценку залоговой стоимости предоставляемого гаранту в залог имущества, если требование о предоставлении выбранного обеспечения установлено конкурсной документацией.
3.11. Выигравшим конкурс признается претендент, который по заключению конкурсной комиссии:
3.11.1. Предложил лучшие условия использования муниципальной гарантии согласно критериям оценки, установленным конкурсной документацией.
3.11.2. Имеет финансовое состояние, которое в наибольшей степени соответствует критериям финансовой устойчивости.
3.11.3. Имеет других поручителей (согарантов).
3.11.4. Предложил наиболее приемлемое обеспечение обязательств по возмещению гаранту сумм, уплаченных по гарантии.
3.12. Решение о признании претендента победителем конкурса принимается конкурсной комиссией в течение 10 рабочих дней с момента вскрытия конвертов.
3.13. В случае, если поступила единственная заявка на участие в конкурсе, соответствующая настоящему Положению и конкурсной документации, принимается решение о признании конкурса по предоставлению муниципальной гарантии несостоявшимся и признании единственного претендента победителем конкурса.
3.14. В случае, если на конкурс на право предоставления муниципальной гарантии не поступило ни одной заявки, соответствующей требованиям настоящего Положения и конкурсной документации, конкурс по решению комиссии признается несостоявшимся. В этом случае гарант вправе повторить объявление о конкурсе либо отказаться от предоставления муниципальной гарантии.
3.15. Протокол заседания конкурсной комиссии является основанием для внесения главой администрации города вопроса о предоставлении муниципальной гарантии на рассмотрение городской Думы города Усолье-Сибирское и оформления выдачи муниципальной гарантии в соответствии с действующим законодательством.
3.16. Решение о бюджете, предусматривающее выдачу муниципальной гарантии, рассматривается на ближайшем заседании Думы города Усолье-Сибирское.

4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАРАНТИИ
БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

4.1. Проект решения о бюджете на очередной финансовый год, в котором предусмотрено предоставление муниципальной гарантии конкретному получателю муниципальной гарантии без проведения конкурса, может быть внесен в городскую Думу субъектами правотворческой инициативы в соответствии с Уставом города Усолье-Сибирское, Регламентом городской Думы. Решение о бюджете должно содержать цели, размеры и основания предоставления муниципальной гарантии.
4.2. К проекту о бюджете на очередной финансовый год, в котором предусмотрено предоставление муниципальной гарантии конкретному получателю муниципальной гарантии без проведения конкурса, прилагаются:
а) обоснование необходимости привлечения муниципальной гарантии, обязательства по которой предполагают обеспечение кредитора, с условиями социальной значимости и возможной экономической эффективности для муниципального образования города Усолье-Сибирское;
б) нотариально удостоверенные копии учредительных документов, документа о государственной регистрации, лицензии на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
в) справка налогового органа (на момент представления) об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
г) копии бухгалтерских балансов (форма 1) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;
д) расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности к представленному бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием дат возникновения и окончания задолженности в соответствии с заключенными договорами;
е) справка налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица;
ж) положительное заключение финансового органа администрации города о финансовом состоянии лица, претендующего на получение муниципальной гарантии.
4.3. Рассмотрение проекта решения о бюджете, предусматривающего выдачу муниципальной гарантии конкретному лицу без проведения конкурса, осуществляется в порядке и сроки, установленные муниципальными правовыми актами города Усолье-Сибирское.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАРАНТИИ

5.1. Договор предоставления муниципальной гарантии заключается между гарантом, бенефициаром и принципалом в срок не позднее 30 дней с момента вступления в силу решения о бюджете, предусматривающего предоставление муниципальной гарантии, и содержит порядок ответственности принципала перед гарантом в связи с предоставлением ему гарантии, включая:
- правила периодической и оперативной отчетности принципала перед гарантом;
- ответственность принципала при наступлении гарантийного случая, включая требование регресса и необходимость предоставления залога (если предоставление залога в обеспечение муниципальной гарантии предусмотрено настоящим Положением).
5.2. Договор предоставления гарантии должен содержать требование регресса обязательства в случае наступления гарантийного случая.
5.3. Учет заключенных договоров о предоставлении муниципальной гарантии, муниципальных гарантий осуществляет финансовый орган администрации города Усолье-Сибирское.
5.4. Объем обязательств гаранта по гарантии не может быть больше объема гарантируемого обязательства, предусмотренного решением Думы города Усолье-Сибирское.

6. НАСТУПЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ГАРАНТИЯМ

6.1. Обязательство в виде муниципальной гарантии переходит из категории условных в категорию прямых в случае наступления гарантийного случая.
Гарантийный случай считается наступившим, если от кредитора в финансовый орган администрации поступило требование погасить задолженность в соответствии с условиями договора о предоставлении муниципальной гарантии.
6.2. Если принципал нарушил график погашения и обслуживания обязательства, однако требования от кредитора по каким-либо причинам не поступает, соответствующее обязательство не переходит в категорию прямых.
6.3. Прямое обязательство исполняется администрацией города безукоснительно в объеме и на условиях, установленных в договоре о предоставлении гарантии.
6.4. После того, как гарант исполняет свои гарантийные обязательства перед кредитором, он производит регресс соответствующей суммы на принципала. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ указанная операция отражается в бюджетном учете как предоставление принципалу бюджетного кредита, т.е. возвратного обязательства. Впоследствии этот кредит может быть погашен:
- путем перечисления суммы регресса на счет бюджета города в соответствии с условиями договора об условиях предоставления муниципальной гарантии, путем перечисления средств со счета принципала;
- путем реализации залога имущества с зачислением выручки от продажи в объеме возникших обязательств на счет бюджета города.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГАРАНТИИ

7.1. Заемщик, исполнивший обязательство, обеспеченное муниципальной гарантией, незамедлительно извещает гаранта об этом.
7.2. Обязательство гаранта по предоставленной муниципальной гарантии прекращается:
- в связи с уплатой заемщиком кредитору суммы, на которую выдана муниципальная гарантия;
- в связи с переводом на другое лицо долга по обеспечению муниципальной гарантией обязательства, если администрация города не дала кредитору согласия отвечать по обязанностям нового заемщика;
- вследствие отказа кредитора от своих прав по муниципальной гарантии;
- в связи с окончанием определенного в муниципальной гарантии срока, на который она выдана;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

8. УЧЕТ ВЫДАННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

8.1. При предоставлении муниципальной гарантии сумма муниципальной гарантии включается в состав муниципального долга города Усолье-Сибирское как отдельный вид долгового обязательства.
8.2. В случае частичного или полного исполнения получателем гарантии обеспеченных гарантией обязательств на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг города Усолье-Сибирское и вносится соответствующая запись в отчетность об исполнении городского бюджета за текущий отчетный период.
8.3. Финансовый орган администрации города Усолье-Сибирское ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям. Получатель муниципальной гарантии обязан ежемесячно представлять в финансовый орган заверенные копии документов, подтверждающие исполнение обязательств, обеспеченных гарантией, в полном объеме или частично.
Исполнение муниципальных гарантий учитывается в составе расходов как предоставленные кредиты и отражается в долговой книге.
8.4. На основании данных этого учета Думе города Усолье-Сибирское ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета города представляется отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.

Начальник юридического отдела
В.Г.ГРЯЗНОВ





Приложение
к Положению
о порядке предоставления
муниципальных гарантий
муниципального образования
города Усолье-Сибирское

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Оценка финансового состояния юридических лиц основывается на данных отчетных балансов за предыдущий период и проводится в соответствии с таблицами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таблица 1

АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

тыс. руб.
   ----T---------------------------------T---------------T----------¬

¦ № ¦ Показатели ¦ Условные ¦ Разделы ¦
¦п/п¦ ¦ обозначения ¦ баланса ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 1.¦Источники формирования¦ИСС ¦раздел III¦
¦ ¦собственных средств (капитал и¦ ¦баланса ¦
¦ ¦резервы) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 2.¦Внеоборотные активы ¦ВАО ¦раздел I ¦
¦ ¦ ¦ ¦баланса ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 3.¦Наличие собственных оборотных¦СОС ¦ ¦
¦ ¦средств (п. 1 - п. 2) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 4.¦Долгосрочные обязательства¦ДКЗ ¦раздел IV ¦
¦ ¦(кредиты и займы) ¦ ¦баланса ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 5.¦Наличие собственных и¦СДИ ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных заемных источников¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования оборотных средств¦ ¦ ¦
¦ ¦(п. 3 + п. 4) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 6.¦Краткосрочные кредиты и займы ¦ККЗ ¦раздел V ¦
¦ ¦ ¦ ¦баланса ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 7.¦Общая величина основных¦ОИЗ ¦ ¦
¦ ¦источников формирования запасов и¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат (п. 5 + п. 6) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 8.¦Общая сумма запасов ¦З ¦раздел II ¦
¦ ¦ ¦ ¦баланса ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦ 9.¦Излишек (+), недостаток (-)¦Дельта СОС ¦ ¦
¦ ¦собственных оборотных средств (п.¦ ¦ ¦
¦ ¦3 - п. 8) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦10.¦Излишек (+), недостаток (-)¦Дельта СДИ ¦ ¦
¦ ¦собственных и долгосрочных¦ ¦ ¦
¦ ¦заемных источников покрытия¦ ¦ ¦
¦ ¦запасов (п. 5 - п. 8) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦11.¦Излишек (+), недостаток (-) общей¦Дельта ОИЗ ¦ ¦
¦ ¦величины основных источников¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования запасов (п. 7 - п.¦ ¦ ¦
¦ ¦8) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+---------------+----------+
¦12.¦Трехфакторная модель типа¦М = дельта СОС;¦ ¦
¦ ¦финансовой устойчивости ¦дельта СДИ; ¦ ¦
¦ ¦ ¦дельта ОИЗ ¦ ¦
L---+---------------------------------+---------------+-----------


Таблица 2

ТИП ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

   ----T--------------T----------------T-------------------------------¬

¦ № ¦Тип финансовой¦ Трехмерная ¦ Краткая характеристика ¦
¦п/п¦ устойчивости ¦ модель ¦ финансовой устойчивости ¦
+---+--------------+----------------+-------------------------------+
¦1 ¦Абсолютная ¦М = (1, 1, 1): ¦Высокий уровень¦
¦ ¦финансовая ¦дельта СОС >= 0;¦платежеспособности. Предприятие¦
¦ ¦устойчивость ¦дельта СДИ >= 0;¦не зависит от внешних¦
¦ ¦ ¦дельта ОИЗ >= 0 ¦кредиторов ¦
+---+--------------+----------------+-------------------------------+
¦2 ¦Нормальная ¦М = (0, 1, 1): ¦Нормальная платежеспособность.¦
¦ ¦финансовая ¦дельта СОС < 0; ¦Рациональное использование¦
¦ ¦устойчивость ¦дельта СДИ >= 0;¦заемных средств. Высокая¦
¦ ¦ ¦дельта ОИЗ >= 0 ¦доходность текущей деятельности¦
+---+--------------+----------------+-------------------------------+
¦3 ¦Неустойчивое ¦М = (0, 0, 1): ¦Нарушение нормальной¦
¦ ¦финансовое ¦дельта СОС < 0; ¦платежеспособности. Возникает¦
¦ ¦состояние ¦дельта СДИ < 0; ¦необходимость привлечения¦
¦ ¦ ¦дельта ОИЗ >= 0 ¦дополнительных источников¦
¦ ¦ ¦ ¦финансирования. Возможно¦
¦ ¦ ¦ ¦восстановление ¦
¦ ¦ ¦ ¦платежеспособности ¦
+---+--------------+----------------+-------------------------------+
¦4 ¦Кризисное ¦М = (0, 0, 0): ¦Предприятие полностью¦
¦ ¦(критическое) ¦дельта СОС < 0; ¦неплатежеспособное и находится¦
¦ ¦финансовое ¦дельта СДИ < 0; ¦на грани банкротства ¦
¦ ¦состояние ¦дельта ОИЗ < 0 ¦ ¦
L---+--------------+----------------+--------------------------------


Таблица 3

КОЭФФИЦИЕНТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

   -------------------T-----------------T-------------------------------T----------------------¬

¦ Наименование ¦Что характеризует¦ Способ расчета ¦ Интерпретация ¦
¦ коэффициента ¦ ¦ ¦ показателя ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦1. Коэффициент ¦Долю собственного¦ СК ¦Рекомендуемое значение¦
¦финансовой ¦капитала в валюте¦К = ----, ¦показателя - выше 0,5.¦
¦независимости ¦баланса ¦ фн ВБ ¦Превышение указывает ¦
¦(К ) ¦ ¦ ¦на укрепление ¦
¦ фн ¦ ¦где СК - собственный капитал; ¦финансовой ¦
¦ ¦ ¦ВБ - валюта баланса ¦независимости ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятия от внешних¦
¦ ¦ ¦ ¦факторов ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦2. Коэффициент ¦Соотношение между¦ ЗК ¦Рекомендуемое значение¦
¦задолженности ¦заемными и ¦К = ---, ¦показателя - 0,67 ¦
¦(К ) ¦собственными ¦ з СК ¦ ¦
¦ з ¦средствами ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ЗК - заемный капитал; ¦ ¦
¦ ¦ ¦СК - собственный капитал ¦ ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦3. Коэффициент ¦Соотношение между¦ СК ¦Рекомендуемое ¦
¦самофинансирования¦собственными и ¦К = ---, ¦значение >= 1,0. ¦
¦(К ) ¦заемными ¦ сф ЗК ¦Указывает на ¦
¦ сф ¦средствами ¦ ¦возможность покрытия ¦
¦ ¦ ¦ ¦собственным капиталом ¦
¦ ¦ ¦ ¦заемных средств ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦4. Коэффициент ¦Долю собственных ¦ СОС ¦Рекомендуемое ¦
¦обеспеченности ¦оборотных средств¦К = ---, ¦значение >= 0,1. Чем ¦
¦собственными ¦(чистого ¦ о АО ¦выше показатель, тем ¦
¦оборотными ¦оборотного ¦ ¦больше возможностей у ¦
¦средствами ¦капитала) в ¦где СОС - собственные средства;¦предприятия в ¦
¦(К ) ¦оборотных активах¦ОА - оборотные активы ¦проведении независимой¦
¦ о ¦ ¦ ¦финансовой политики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦5. Коэффициент ¦Долю собственных ¦ СОС ¦Рекомендуемое ¦
¦маневренности ¦оборотных средств¦К = --- ¦значение - 0,2 - 0,5. ¦
¦(К ) ¦в собственном ¦ м СК ¦Чем ближе значение ¦
¦ м ¦капитале ¦ ¦показателя к верхней ¦
¦ ¦ ¦ ¦границе, тем больше у ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятия финансовых¦
¦ ¦ ¦ ¦возможностей для ¦
¦ ¦ ¦ ¦маневра ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦6. Коэффициент ¦Долю заемных ¦ ЗК ¦Не более 0,5. ¦
¦финансовой ¦средств в валюте ¦К = ---, ¦Превышение верхней ¦
¦напряженности ¦баланса заемщика ¦ фнапр. ВБ ¦границы ¦
¦(К ) ¦ ¦ ¦свидетельствует о ¦
¦ фнапр. ¦ ¦где ЗК - заемный капитал; ¦большой зависимости ¦
¦ ¦ ¦ВБ - валюта баланса заемщика ¦предприятия от внешних¦
¦ ¦ ¦ ¦финансовых источников ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦7. Коэффициент ¦Сколько ¦ ОА ¦Индивидуален для ¦
¦соотношения ¦внеоборотных ¦К = ---, ¦каждого предприятия. ¦
¦мобильных и ¦активов ¦ с ВОА ¦Чем выше значение ¦
¦иммобилизованных ¦приходится на ¦ ¦показателя, тем больше¦
¦активов ¦каждый рубль ¦где ОА - оборотные активы; ¦средств авансируется в¦
¦(К ) ¦оборотных активов¦ВАО - внеоборотные активы ¦оборотные (мобильные) ¦
¦ с ¦ ¦ ¦активы ¦
+------------------+-----------------+-------------------------------+----------------------+
¦8. Коэффициент ¦Долю имущества ¦ ВАО + З ¦Рекомендуемое значение¦
¦имущества ¦производственного¦К = -------, ¦показателя >= 0,5. При¦
¦производственного ¦назначения в ¦ ипн А ¦снижении показателя ¦
¦назначения ¦активах ¦ ¦ниже чем 0,5 ¦
¦(реального ¦предприятия ¦где ВАО - внеоборотные активы; ¦необходимо привлечение¦
¦имущества) ¦ ¦З - запасы; ¦заемных средств для ¦
¦(К ) ¦ ¦А - общий объем активов ¦получения имущества ¦
¦ ипн ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-----------------+-------------------------------+-----------------------


Таблица 4

АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА

тыс. руб.
   -----------------------T---------T---------T-------------------T---------T---------¬

¦ Актив ¦На начало¦На конец ¦ Пассив ¦На начало¦На конец ¦
¦ ¦отчетного¦отчетного¦ ¦отчетного¦отчетного¦
¦ ¦ периода ¦ периода ¦ ¦ периода ¦ периода ¦
+----------------------+---------+---------+-------------------+---------+---------+
¦1. Быстрореализуемые ¦ ¦ ¦1. Наиболее срочные¦ ¦ ¦
¦активы (А1) ¦ ¦ ¦обязательства (П1) ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+---------+-------------------+---------+---------+
¦2. Среднереализуемые ¦ ¦ ¦2. Краткосрочные ¦ ¦ ¦
¦активы (А2) ¦ ¦ ¦обязательства (П2) ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+---------+-------------------+---------+---------+
¦3. Медленнореализуемые¦ ¦ ¦3. Долгосрочные ¦ ¦ ¦
¦активы (А3) ¦ ¦ ¦обязательства (П3) ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+---------+-------------------+---------+---------+
¦4. Труднореализуемые ¦ ¦ ¦4. Постоянные ¦ ¦ ¦
¦активы (А4) ¦ ¦ ¦фиксированные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦пассивы (П4) ¦ ¦ ¦
L----------------------+---------+---------+-------------------+---------+----------


Таблица 5

   ------------------------------T--------------¬

¦ Баланс считается абсолютно ¦ Анализ ¦
¦ ликвидным, если выполняются ¦ ликвидности ¦
¦ следующие соотношения ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+
¦А1 >= П1 ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+
¦А2 >= П2 ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+
¦А3 >= П3 ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+
¦А4 >= П4 ¦ ¦
L-----------------------------+---------------


Таблица 6

   -----------------------------------T--------------------------¬

¦ Текущая ликвидность предприятия ¦ Анализ ¦
¦ (платежеспособность предприятия) ¦ ликвидности ¦
+----------------------------------+--------------------------+
¦(А1 + А2) - (П1 + П2) >= 0 ¦ ¦
L----------------------------------+---------------------------


Таблица 7

   -----------------------------------T--------------------------¬

¦ Перспективная ликвидность ¦ Анализ ¦
¦ предприятия ¦ ликвидности ¦
+----------------------------------+--------------------------+
¦(А3 - П3) >= 0 ¦ ¦
L----------------------------------+---------------------------


Таблица 8

ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

   -------------------T------------------T----------------------------T----------------------------¬

¦ Наименование ¦ Что показывает ¦ Способ расчета ¦ Интерпретация показателя ¦
¦ коэффициента ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+----------------------------+----------------------------+
¦1. Коэффициент ¦Какую часть ¦ ДС + КФВ ¦Рекомендуемое значение -¦
¦абсолютной ¦краткосрочной ¦К = --------, ¦0,15 - 0,2. Низкое значение¦
¦ликвидности ¦задолженности ¦ ал КО ¦указывает на снижение¦
¦(К ) ¦предприятие может ¦ ¦платежеспособности ¦
¦ ал ¦погасить в ¦где ДС - денежные средства; ¦ ¦
¦ ¦ближайшее время ¦КФВ - краткосрочные ¦ ¦
¦ ¦(на дату ¦финансовые вложения; ¦ ¦
¦ ¦составления ¦КО - краткосрочные ¦ ¦
¦ ¦баланса) ¦обязательства ¦ ¦
+------------------+------------------+----------------------------+----------------------------+
¦2. Коэффициент ¦Прогнозируемые ¦ ДС + КФВ + ДЗ ¦Рекомендуемое значение -¦
¦текучей ¦платежные ¦К = -------------, ¦0,5 - 0,8. Низкое значение¦
¦(уточненной) ¦возможности ¦ тл КО ¦указывает на необходимость¦
¦ликвидности ¦предприятия в ¦ ¦систематической работы с¦
¦(К ) ¦условиях ¦где ДЗ - дебиторская ¦дебиторами, чтобы обеспечить¦
¦ тл ¦современного ¦задолженность ¦ее преобразование в денежные¦
¦ ¦проведения ¦ ¦средства ¦
¦ ¦расчетов с ¦ ¦ ¦
¦ ¦дебиторами ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+----------------------------+----------------------------+
¦3. Коэффициент ¦Степень ¦ З ¦Рекомендуемое значение¦
¦ликвидности при ¦зависимости ¦К = --, ¦показателя - 0,5 - 0,7.¦
¦мобилизации ¦платежеспособности¦ лмс КО ¦Нижняя граница характеризует¦
¦средств ¦предприятия от ¦ ¦достаточность мобилизации¦
¦(К ) ¦материальных ¦где З - запасы ¦запасов для покрытия¦
¦ лмс ¦запасов с точки ¦товарно-материальных ¦краткосрочных обязательств ¦
¦ ¦зрения мобилизации¦ценностей ¦ ¦
¦ ¦денежных средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦для погашения ¦ ¦ ¦
¦ ¦краткосрочных ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательств ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+----------------------------+----------------------------+
¦4. Коэффициент ¦Достаточность ¦ ДС + КФВ + ДЗ + З ¦Рекомендуемое значение¦
¦общей ликвидности ¦оборотных средств ¦К = ----------------- ¦показателя - 1 - 2. Нижняя¦
¦(К ) ¦у предприятия для ¦ ол КО ¦граница указывает на то,¦
¦ ол ¦покрытия своих ¦ ¦что оборотных средств должно¦
¦ ¦краткосрочных ¦ ¦быть достаточно для покрытия¦
¦ ¦обязательств. ¦ ¦краткосрочных обстоятельств ¦
¦ ¦Характеризует ¦ ¦ ¦
¦ ¦также запас ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦прочности ¦ ¦ ¦
¦ ¦вследствие ¦ ¦ ¦
¦ ¦превышения ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборотных активах ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+----------------------------+----------------------------+
¦5. Коэффициент ¦Характеризует долю¦ ЧОК ¦Показатель индивидуален для¦
¦собственной ¦чистого оборотного¦К = ---, ¦каждого предприятия и¦
¦платежеспособности¦капитала, в ¦ сп КО ¦зависит от специфики его¦
¦(К ) ¦краткосрочных ¦ ¦производственно-коммерческой¦
¦ сп ¦обстоятельствах, ¦где ЧОК - чистый оборотный ¦деятельности ¦
¦ ¦то есть ¦капитал ¦ ¦
¦ ¦способность ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦
¦ ¦возместить за счет¦ ¦ ¦
¦ ¦чистых оборотных ¦ ¦ ¦
¦ ¦активов его ¦ ¦ ¦
¦ ¦краткосрочные ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательства ¦ ¦ ¦
L------------------+------------------+----------------------------+-----------------------------


Начальник экономического
отдела Экономического управления
Н.Г.АЛТУНИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru