РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 05.05.1999 № 344-34гД(2)
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г. ИРКУТСКЕ НА 1999 Г. "МОЛОДЕЖЬ-1999"
Официальная публикация в СМИ:
"Иркутск", 04.06.1999, № 23,
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 1999, II квартал
Снят с контроля в связи с выполнением (Решение городской Думы г. Иркутска от 01.02.2000 № 456-42гД(2)).
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 1999 г. № 344-34гД(2)
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В Г. ИРКУТСКЕ НА 1999 Г. "МОЛОДЕЖЬ-1999"
Руководствуясь ст.ст. 6, 35, 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 746 "О Федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы), ст.ст. 15, 17 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, городская Дума решила:
1. Утвердить муниципальную программу молодежной политики в г. Иркутске на 1999 год "Молодежь-1999" в сумме 2700000 (два миллиона семьсот тысяч) рублей (приложение 1).
2. Администрации г. Иркутска обнародовать муниципальную программу молодежной политики в г. Иркутске на 1999 год "Молодежь-1999".
Глава городского
самоуправления
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
Приложение 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 5 мая 1999 года
№ 344-34гД(2)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г. ИРКУТСКЕ
НА 1999 ГОД "МОЛОДЕЖЬ-1999"
Вступление
Настоящий документ определяет основные направления молодежной политики в г. Иркутске в 1999 году, способствующие созданию правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, по социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой и творческой деятельности молодых людей, является основой для разработки детскими и молодежными общественными организациями (объединениями) молодежных программ и проектов на 1999 год.
Молодежная политика проводится в отношении детей, подростков и молодежи в возрасте до 30 лет (136 тысяч человек), молодежных организаций, объединений и движений, молодежных предприятий, учреждений и учебных заведений.
Реализация молодежной политики в г. Иркутске осуществляется Комитетом по делам молодежи во взаимодействии с иными структурами социальной сферы (районными, городскими, областными управлениями социальной защиты, управлениями культуры, Комитетами по управлению административными округами г. Иркутска).
Нормативно-правовое обоснование программы
Постановление правительства РФ № 746 от 18 июня 1997 года "О федеральной целевой программе "О федеральной целевой программе "Молодежь России" (1998 - 2000 гг.)", постановление Правительства РФ № 387 от 03.04.1996 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ", ст. 14 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", Указ Президента № 727 от 16.05.1996 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", Закон РФ № 3-ФЗ от 08.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Раздел I
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
"КРЕДИТ НА БУДУЩЕЕ"
Иркутск традиционно является одним из крупнейших центров подготовки специалистов для Сибири и Дальнего Востока. В 8 государственных вузах города обучается 29373 студента дневного обучения. Система среднего профессионального обучения представлена 34 учебными заведениями, в которых на дневной форме обучается 18813 студентов.
8943 студента вузов относятся к малообеспеченным категориям населения. Из них 1497 - имеющие детей, 206 - студенты-сироты, 27 - матери-одиночки, 497 - студенческие семейные пары.
В 42 общежитиях вузов проживает 8329 студентов. Имеется один студенческий профилакторий (ИрГТУ) на 75 мест, хотя на диспансерном учете состоит 1412 студентов. Низкий уровень доходов студенчества (размер стипендии составляет 83 рубля 60 копеек, 65% студентов не получают из-за троек стипендию) в сочетании с нерегулярными поступлениями средств из федерального бюджета на социальные выплаты объясняет пассивную гражданскую позицию, которую, по собственным оценкам, занимают 70% из них; неуверенность в завтрашнем дне испытывают 75% студентов.
Отмечается рост заболеваемости среди студенчества, снижение числа студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
Существующая система поддержки студенчества во многом не соответствует условиям взаимоотношений студента, учебного заведения и государства.
Раздел I "Кредит на будущее", предусматривающий социальную поддержку учащейся молодежи г. Иркутска, позволит усовершенствовать систему, обеспечивающую подготовку высококвалифицированных, физически здоровых и культурно развитых специалистов с учетом их индивидуальных возможностей.
Раздел II
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ
МАССОВОГО ДОСУГА "ЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ"
Анализ традиции и культуры проведения массовых мероприятий в г. Иркутске показывает:
- в молодежной среде уже утвердились и пользуются популярностью ряд массовых мероприятий: День молодежи, День защиты детей, Татьянин день, межвузовский бал первокурсника и др.;
- несмотря на сложную экономическую ситуацию в городе удалось сохранить значительную часть массовых молодежных мероприятий, носящих творческий, культурно-производящий характер. К ним относятся выставки, фестивали, концерты творческой молодежи, спортивные мероприятия;
- основной проблемой массового досуга является то, что творческие мероприятия не имеют широкого практического выхода, в результате чего их потенциал замыкается на себе.
Раздел II "Ценность общения" представляет собой систему культурно-массовых мероприятий, прививающих навыки в проведении активного, творческого досуга молодежи, с восстановлением лучших общегородских массовых мероприятий для молодежи, основываясь на преемственности культурно-исторических традиций Иркутска.
Реализация данного раздела муниципальной программы реализации молодежной политики в г. Иркутске на 1999 год "Молодежь-1999" позволит:
- разработать механизм поддержки молодежных инициатив по проведению общегородских мероприятий;
- выявить и оказать поддержку талантливой молодежи;
- внедрить новые формы и методы проведения культурно-массовых мероприятий для подростков и молодежи;
- создать механизм приобщения молодежи к культурному наследию родного края, знакомство с интеллигенцией города.
Раздел III
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И
МОЛОДЕЖИ "НАДЕЖДА ОТЕЧЕСТВА"
В последние годы все меньше внимания уделяется воспитанию и развитию личности гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы. Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что большая часть молодежи проникается психологией безответственности перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных Сил.
Изучение начального периода военной службы призванных в Вооруженные Силы юношей показывает, что многие из них испытывают трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом дня них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого:
- слабо сформированная, зачастую и негативная установка на военную службу (в 1998 году от призыва уклонялось 230 человек);
- отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности;
- низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей;
- слабое физическое развитие (30% юношей призывного возраста по состоянию здоровья не могут служить в Вооруженных Силах РФ).
Военно-патриотическое воспитание является существенной составляющей патриотизма. Это комплекс форм и методов подготовки молодежи к защите Отечества.
Основные цели раздела III "Надежда Отечества":
- развитие патриотизма, любви к своему Отечеству, своей Родине;
- формирование личности, гражданина - защитника Отечества;
- приобщение молодежи к изучению истории и традиций, культурного наследия родного края.
Раздел IV
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ
И МОЛОДЕЖИ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
Указанный раздел подразумевает комплекс мер по временному трудоустройству подростков и молодежи, организации и проведению детскими молодежными общественными организациями (объединениями) г. Иркутска нестационарных спортивно-оздоровительных лагерей на базе загородных оздоровительных центров, туристических баз и других оздоровительно-образовательных учреждений при финансовой и организационной поддержке Комитета по делам молодежи.
Занятость подростков и молодежи в каникулярное время.
Подростки и молодежь являются неконкурентной группой на рынке труда, для которой достаточно тяжело подобрать вакансии. Работа для современной молодежи это не только средство зарабатывания денег, способ самореализации, но и осознание возможности быть полезным обществу, вносить свой вклад в семейный бюджет.
Специфика состоит в том, что труд подростков и молодежи является малоквалифицированным и низкооплачиваемым.
Задача заинтересованных структур заключается в создании новых временных рабочих мест для школьников и студентов, особенно в летний период, обеспечении гарантий этой категории населения в сфере труда, условий для обучения и повышения профессионального мастерства. Решение этих вопросов возможно во взаимодействии Комитета по делам молодежи с муниципальным унитарным предприятием "Молодежная биржа труда", молодежным отделом городского центра занятости населения, вновь создаваемым штабом студенческих строительных отрядов. Примерами подобного сотрудничества являются бригады по благоустройству Иркутска, текущему ремонту школ и детских садов, распространению рекламной продукции и прессы, сбору лекарственных трав, решению экологических проблем и т.д.
Так, за 6 месяцев 1998 года МБТ поставлено на учет 957 человек, трудоустроено - 381, в т.ч. на временную работу - 249 человек.
Под оздоровительно-образовательной деятельностью понимается комплекс условий и мероприятий, а также дополнительных программ и услуг, обеспечивающих:
- охрану и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закалку организма, занятия физической культурой и спортом;
- самоопределение и творческую самореализацию детей, подростков и молодежи в учебной (кружковой, клубной, студийной) и воспитательной работе в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Взаимодействие медиков и педагогов на единых концептуальных подходах есть гарант здоровья и гармоничного развития подрастающего поколения.
Реализация программ оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи осуществляется на основе социального заказа администрации г. Иркутска и поддерживается ею с целью обеспечения права граждан РФ на труд и полноценный развивающий отдых в соответствии с их потребностями, интересами семьи, общества и государства.
Бюджетные дотации оказывают существенное влияние на качество проведения лагерей, количество участников, последующий эффект и дальнейшие перспективы детских и молодежных движений города; позволяет привлекать грамотных специалистов и профессиональных педагогов, осуществлять международные проекты и крупномасштабные программы. Так, в 1998 году с помощью 49 заинтересованных организаций оздоровлено 3253 подростка.
Особое значение Комитет по делам молодежи придает вопросам оздоровления и занятости детей и подростков, состоящих на учете в отделе по профилактике правонарушений среди подростков (далее по тексту - ОПППН) УВД г. Иркутска. Как правило, пик совершения правонарушений несовершеннолетними приходится на период школьных каникул. Не секрет, что большинство подростков, не задействованных организованными формами отдыха, склонны к совершению преступлений. Так, на 1 сентября 1998 года на учет в ОПППН УВД г. Иркутска поставлено 3142 подростка, значительная часть из которых не работает и не учится. Около 1000 детей и подростков в 1998 году приняли участие в летних спортивно-оздоровительных лагерях "Надежда" и "Крылатый". С 1999 года начнет круглогодичную работу лагерь "Марафон".
По данным УВД г. Иркутска, проведение подобных лагерей в период школьных каникул значительно снижает рост числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Бюджетное финансирование программ оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи г. Иркутска осуществляется на конкурсной основе. Участие в конкурсе могут принять общественные организации (объединения), ведущие работу с молодежью г. Иркутска.
Раздел V
ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА АНАЛИЗ, ИНФОРМИРОВАНИЕ И
ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ,
"СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР"
В силу экономических и социально-политических обстоятельств обострилась проблема молодежной преступности. За 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 484 преступления, совершенных несовершеннолетними. Из них 93 - в нетрезвом виде, 15 - в состоянии наркотического опьянения. Поставлено на учет в наркологический диспансер 544 подростка.
В молодежной среде наблюдается снижение мотивации социально значимой деятельности, преобладание потребительского отношения к жизни. Вместе с этим отсутствует эффективная государственная система поддержки и воздействия на подрастающее поколение. Многие подростки в условиях жесткой рыночной экономики, семейной, педагогической и иной запущенности неспособны разрешить свои проблемы, что является одной из причин повышения уровня преступности, злоупотребления алкогольными, токсическими, наркотическими веществами.
Основной целью раздела V "Сделай свой выбор" является создание эффективной системы профилактики и комплексной помощи подросткам путем:
- создания системы профилактических мероприятий в ученической и студенческой среде;
- создание и поддержка социальных общественных служб города, занимающихся профилактикой наркомании, СПИДа, вензаболеваний, алкоголизма;
- создание совместно с молодежными организациями города программ, нацеленных на профилактику, воспитание интереса у молодежи к социально значимой деятельности.
Раздел VI
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Под социальным заказом следует понимать заказ администрации г. Иркутска молодежным общественным организациям (объединениям) (далее - организации) г. Иркутска на проведение воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью г. Иркутска.
Согласно 5-летнему опыту работы в течение года в Комитет по делам молодежи (далее - КДМ) за помощью обращается более 70 организаций, с которыми КДМ работает на основании заключенных договоров о сотрудничестве и взаимопомощи. Наиболее крупные организации - городской Комитет Российского союза молодежи, клуб традиционного каратэ "Фудокан", Иркутский скаутский центр, женский хоккейный клуб "Рекорд", молодежное спортивное объединение.
Приоритетным направлением при сотрудничестве с организациями считает создание условий для воспитания развитой личности. Культурные, спортивные, туристические, экологические, краеведческие и многие другие направления деятельности организаций позволяют при методической и финансовой поддержке со стороны Комитета по делам молодежи, воспитать развитую личность.
Необходимость общей финансовой поддержки организаций определяется некоммерческим характером их деятельности. Основной проблемой организаций является недостаток денежных средств. Раздел программы "Социальный заказ" позволяет решить проблему работы руководителей и актива организаций с детьми, подростками и молодежью путем проведения качественных и социально значимых мероприятий, улучшения материально-технической базы и развития организации в целом.
Раздел VII
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Данный раздел предусматривает расходы, связанные с:
- изданием методических материалов, сборников документов по молодежной политике;
- участием руководителей организаций и специалистов по работе с молодежью в работе семинаров, тренингов, курсов по молодежной политике.
Перечень мероприятий по реализации муниципальной
программы молодежной политики в г. Иркутске
на 1999 год "Молодежь-1999"