Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Иркутской области от 03.10.1997 № 38-оз
"О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.09.1997 № 13/4-ЗС)

Официальная публикация в СМИ:
"Восточно - Сибирская правда", № 246, 11.12.1997;
"Ведомости ЗС Иркутской области", № 13, 08.10.1997


Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 04.05.2001 № 20-оз.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (ст. 26 данного документа)



3 октября 1997 года № 38-оз

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 17 сентября 1997 года
№ 13/4-ЗС

Настоящим Законом устанавливается правовое регулирование отношений по образованию, использованию и охране территорий традиционного природопользования как исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Иркутской области.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование традиционного природопользования

Правовую основу традиционного природопользования на территории Иркутской области (далее - область) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, настоящий Закон, законы области и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Губернатора области и органов местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия

1. Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижению разнообразия природных ресурсов.
2. Территории традиционного природопользования (далее - территория) - исторически сложившиеся пространства жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспечивающие набором и количеством природных ресурсов и объектов при их традиционном использовании нормальную долговременную жизнь и воспроизводство этих народов.
3. Коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территории традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
4. Коренное население территории - граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения, постоянно проживающие наряду с малочисленными народами Севера на данной территории и включенные постановлением Губернатора области в группу населения, приравненного к малочисленным народам Севера и этническим общностям.

Статья 3. Статус территории

Территории используются и охраняются в области как основа жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера, проживающих компактно на соответствующей территории, и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием.

Статья 4. Цели и задачи образования территории

1. Территория образуется с целью обеспечения условий для сохранения и развития исторически сложившихся традиционных форм хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера - оленеводства, охоты, рыболовства, звероводства, сбора дикорастущего сырья, народных ремесел и других - как материальная основа жизнеобеспечения и духовной культуры этих народов, а также для предоставления больших возможностей для самоуправления и самостоятельного развития.
2. Главными задачами образования территории являются:
- защита исконной среды обитания и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера;
- закрепление природно - ресурсной базы за конкретными пользователями этих территорий;
- самостоятельное, рациональное управление территорией в интересах настоящего и будущего поколений коренных малочисленных народов Севера.

Раздел II

ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Статья 5. Порядок образования территории

1. Территория образовывается решением администрации области по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды по представлению главы местного самоуправления соответствующего района области (далее - глава местного самоуправления), на территории которого компактно проживают представители коренных малочисленных народов Севера, подготовленного на основе заявлений от претендентов (далее - претенденты) и с учетом исторически сложившихся форм хозяйственной деятельности.
2. В качестве претендентов выступают семьи из числа коренных малочисленных народов Севера.
3. Глава семьи подает главе местного самоуправления заявление о предоставлении его семье территории, в том числе путем преобразования уже закрепленного земельного участка (охотничьих угодий, оленьих пастбищ и других) с обоснованием границ и площади территории, списочным составом претендентов, срока аренды, а также с указанием видов и форм предполагаемой хозяйственной деятельности.
4. При наличии двух и более претендентов на одну территорию или ее части между всеми претендентами составляется договор и заверяется у главы местного самоуправления, где указываются возможные варианты решения вопроса, и направляется ему вместе с заявлением.
5. Претенденты, пожелавшие заниматься одним из направлений деятельности на одной территории (охотопромыслом, оленеводством или другими видами традиционной хозяйственной деятельности), составляют между собой договор с указанием основного пользователя.

Статья 6. Условия определения границ при образовании территории

Границы территории определяются в необходимых размерах и с наличием природных ресурсов, способных обеспечить ведение традиционных форм хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера как материальной основы жизнеобеспечения и воспроизводства этих народов.

Статья 7. Предоставление территории

1. На основе решения администрации области об образовании территории правовым актом главы местного самоуправления данная территория предоставляется претенденту для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности.
2. При наличии нескольких претендентов территория предоставляется претенденту, который является основным пользователем, либо всем пользователям.
3. Территория предоставляется бесплатно в пожизненное наследуемое владение либо аренду на срок от одного года до 49 лет.
4. Пользование природными ресурсами в пределах территории осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации и области.

Статья 8. Обозначение границ территорий

Расположение территорий на местности, их границы, а также другая организация территорий производится на основе проектов внутрихозяйственного устройства.

Статья 9. Использование природных ресурсов

1. Арендатор (владелец) территории в дополнение к правилам, установленным земельным, водным, лесным законодательством и законодательством о животном мире, имеет право:
а) осуществлять традиционную хозяйственную деятельность по своему усмотрению с учетом установленных лимитов и сроков изъятия биологических природных ресурсов, соблюдением норм и правил природоресурсного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды;
б) по своему усмотрению использовать полученную продукцию традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов.
2. Арендатор (владелец) территории в дополнение к обязанностям, установленным земельным, водным, лесным законодательством и законодательством о животном мире, обязан:
а) эффективно использовать природные биологические ресурсы и осуществлять мероприятия по их сохранению и воспроизводству;
б) соблюдать лимиты, сроки и правила охоты, вылова рыбы и ведения других промыслов;
в) осуществлять совместно с природоохранными органами охрану территории от браконьеров, незаконного сбора дикорастущего сырья;
г) принимать экстренные меры к оповещению соответствующих служб о стихийных бедствиях (пожары, гололед, наводнения, эпизоотии и другие) с целью уменьшения их негативных последствий;
д) нести ответственность за причиненный ущерб природным ресурсам в соответствии с действующим законодательством.
3. Арендатор (владелец) территории не имеет права на передачу ее в субаренду или продажу.

Статья 10. Прекращение права аренды (владения) территории

1. Аренда (владение) территории прекращается в случаях:
а) добровольного отказа арендатора (владельца) от территории;
б) смерти владельца при отсутствии наследников;
в) самовольного использования территории не по целевому назначению;
г) нерационального использования территории, выражающегося в гибели или исчезновении представителей животного мира, порче леса, другом ухудшении экологической обстановки;
д) нарушения арендатором (владельцем) традиций природопользования, сложившихся у коренных малочисленных народов.
2. Решение о прекращении аренды (владения) территории принимается главой местного самоуправления по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
3. Решение о прекращении права арендования (владения) может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 11. Добровольный отказ от аренды (владения) территории

1. В случае добровольного отказа от аренды (владения) территории главе местного самоуправления подается заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи арендатора (владельца).
2. К заявлению прилагается правовой акт главы местного самоуправления на предоставление территории.
3. При отказе арендатора (владельца) от территории преимущественное право на ее получение имеют члены семьи бывшего арендатора (владельца), а при их отсутствии - другие претенденты.

Статья 12. Самовольное использование территории не по целевому назначению, нерациональное использование территории

1. Самовольным использованием территории не по целевому назначению признается передача арендатором (владельцем) права хозяйствования на ней посторонним юридическим и физическим лицам.
2. Нерациональным использованием территории признаются действия, ведущие к гибели или исчезновению представителей животного мира, порче леса, другому ухудшению экологической обстановки.
3. Факты самовольного или нерационального использования территории устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
4. В случае систематического (более двух раз в течение одного года) нарушения порядка аренды (владения) территории глава местного самоуправления по представлению названных выше органов принимает решение о прекращении права арендования (владения).
5. Арендатор (владелец) территории за нерациональное и самовольное ее использование несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Нарушение арендатором (владельцем) территории традиций природопользования, сложившихся у коренных малочисленных народов

1. В случае систематического нарушения арендатором (владельцем) территории традиционных форм хозяйственной деятельности, сложившихся у коренных малочисленных народов, по представлению специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей природной среды глава местного самоуправления принимает решение о прекращении права арендования (владения) территории.
2. Арендатор (владелец) территории за указанные нарушения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Наследование права владения территорией

1. В случае смерти главы семьи право владения территорией передается одному из членов семьи по согласованию с другими членами семьи.
2. При отсутствии названных лиц либо если ни один из наследников не принял наследства, территория предоставляется в аренду (владение) иным претендентам в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом.
3. Споры, возникающие по поводу наследуемого права владения территорией, рассматриваются в судебном порядке.

Раздел III

РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ

Статья 15. Основные принципы

Основными принципами регулирования хозяйственной деятельности на территориях являются:
а) приоритетность в природопользовании коренных малочисленных
народов;
б) отчуждение (изъятие) земель из установленных границ территории под промышленное освоение в установленном настоящим Законом порядке;
в) развитие традиционных видов хозяйственной деятельности;
г) сохранение, воспроизводство и рациональное использование исконной среды обитания коренных малочисленных народов;
д) самостоятельное распоряжение продуктами традиционных промыслов.

Статья 16. Согласование отчуждения (изъятия) земель

1. Отчуждение (изъятие) земельного участка из установленных границ территории под промышленное или иное освоение осуществляется в исключительных случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны и использования природных ресурсов, и с согласия арендатора (владельца) территории, а также коренных жителей, интересы которых затрагиваются отчуждением (изъятием).
2. Для получения согласия коренных жителей на отчуждение (изъятие) земельного участка среди них проводится собрание (сход). Проведение собрания (схода) осуществляется в общем порядке, определенном уставом муниципального образования соответствующего района области.
3. Решение об отчуждении (изъятии) земельного участка принимается уполномоченным на то органом на основе согласия вышеуказанных лиц и при наличии гарантии возмещения в установленном порядке убытков арендаторам (владельцам) территории.

Статья 17. Распоряжение продуктами традиционных промыслов

1. Арендатор (владелец) территории вправе самостоятельно распоряжаться продуктами традиционных промыслов, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, в том числе реализовывать их в установленном порядке юридическим и физическим лицам.
2. Договоры, заключенные в нарушение действующего законодательства либо на условиях, явно не выгодных арендатору (владельцу), признаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации недействительными.

Статья 18. Предпринимательская деятельности

В порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, арендатор (владелец) территории вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках традиционных промыслов.

Статья 19. Хозяйственная деятельность предприятий и граждан на территории, пользование природными ресурсами территории

1. Хозяйственная деятельность предприятий и граждан, не являющихся арендаторами (владельцами) территории, в пределах территории не допускается.
2. Глава местного самоуправления в интересах населения соответствующей территории с согласия арендатора (владельца) может выделять в пределах его территории участки для любительской охоты и рыбной ловли, сбора дикорастущего сырья, заготовки дров, кормов и выпаса скота. Размеры участка, порядок, сроки и условия пользования им определяются в договоре между главой местного самоуправления и арендатором (владельцем) территории.

Раздел IV

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ

Статья 20. Финансирование

1. Обозначение границ территории на местности осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, предусмотренных на эти цели.
2. Финансирование мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов, находящихся на территории, осуществляется за счет соответствующих средств федерального, областного и местных бюджетов, поступающих в качестве платы за использование природных ресурсов (животный мир, лесные), а также за счет средств арендатора (владельца) территории.
3. Порядок разработки, финансирования и реализации программ и мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов на территориях определяется Губернатором области.

Статья 21. Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов на территории

Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов на территории включает:
- предоставление льгот при установлении платежей за пользование природными ресурсами, в том числе животным миром при производстве охоты;
- предоставление арендатору (владельцу) территории льготных ссуд из областного и местных бюджетов на выполнение работ по восстановлению и охране природных ресурсов;
- предоставление налоговых и иных льгот при ведении традиционных форм хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- государственное регулирование в установленном действующим законодательством порядке на тарифы и услуги по электроснабжению, электросвязи, перевозкам грузов, пассажиров и багажа речным и воздушным транспортом в районах, на территориях которых осуществляется традиционное природопользование.

Статья 22. Возмещение вреда, причиненного арендатору (владельцу) территории

1. В случае причинения вреда арендатору (владельцу) территории незаконным завладением земельными участками, неправомерным использованием природных ресурсов, нарушением порядка пользования земельными, лесными, водными и другими природными ресурсами территории, а также причинения других убытков территории и имуществу арендатора (владельца) виновные лица должны возместить их в полном объеме.
2. В случае отказа от добровольного возмещения вреда арендатор (владелец), а также в его интересах уполномоченные на то государственные органы и органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о принудительном возмещении вреда.

Статья 23. Дополнительные способы экологического регулирования

1. В дополнение к существующим способам экологического регулирования на территориях могут осуществляться следующие способы экологического регулирования:
а) ведение территориальных кадастров и мониторинга природных ресурсов и объектов по соответствующей территории;
б) согласование лимитов на промысловый и любительский вылов рыбы, добычу пушнины и продуктов других промыслов с органами местного самоуправления, на территории которых осуществляется традиционное природопользование;
в) установление запретов и ограничений в использовании оленьих пастбищ, охотничьих, рыболовных и других промысловых угодий в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
г) установление сроков охоты и рыболовства с учетом условий соответствующей территории.
2. Выполнение вышеназванных способов экологического регулирования производится специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.

Раздел V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Сфера действия Закона

1. В границах области к малочисленным народам Севера, для которых выделяются территории, относятся эвенки в пределах Катангского, Казачинско - Ленского (Хандинская община) и Качугского (Вершина Тутуры), Бодайбинского (поселок Перевоз, Жуинского сельсовета), Киренского (село Чечуйск Чечуйского сельсовета), Мамско - Чуйского (рабочие поселки Горно - Чуйский, Согдиондон), Усть - Кутского (село Омолой Омолойского сельсовета, село Боярск Боярского сельсовета, поселок Бобровка и деревня Максимово Бобровского сельсовета) районов и Тофы в Нижнеудинском районе.
2. Положения настоящего Закона распространяются на коренное население территорий традиционного природопользования.
3. Первоочередным правом на пожизненное наследуемое владение или аренду территории обладают коренные малочисленные народы Севера.

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Иркутской области
Б.А.ГОВОРИН
Иркутск
3 октября 1997 года
№ 38-оз


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru