Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 14.08.1997 № 7/952
"О ПРОЕКТЕ ПРАВИЛ ЗОНИРОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ В Г. ИРКУТСКЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления мэра г. Иркутска от 07.08.1998 № 031-06-965/8.



МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 1997 г. № 7/952

О ПРОЕКТЕ ПРАВИЛ ЗОНИРОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ
В Г. ИРКУТСКЕ

В целях совершенствования застройки и упорядочения землепользования на территории города, руководствуясь ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ст.ст. 9, 24 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, постановляю:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Устав городского самоуправления в г. Иркутске, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от 04.08.1995 № 120-гД, утратил силу в связи с изданием решения городской Думы г. Иркутска от 24.04.2000 № 496-48гД(2), которым утвержден Устав г. Иркутска в новой редакции.
   ------------------------------------------------------------------


1. Одобрить проект "Правил зонирования и застройки в г. Иркутске.
2. Рабочей группе (Ощерин) внести "Правила зонирования и застройки в г. Иркутске" на рассмотрение Городской Думы.
3. Контроль за использованием постановления возложить на председателя Комитета по городскому обустройству Ощерина Л.А.

И.о мэра
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 14 августа 1997 года
№ 7/952

ПРАВИЛА
зонирования и застройки в г. Иркутске

I. Общие положения
1.1. Цели и задачи настоящих правил
1.2. Основные понятия и определения
1.3. Сфера действия правил

II. Органы управления зонированием и застройкой
2.1. Состав и полномочия органов управления зонированием и застройкой
2.2. Комиссия по зонированию
2.3. Главный архитектор
2.4. Градостроительный совет

III. Порядок зонирования территории города
3.1. Понятие зонирования
3.2. Виды и правовой статус территориальных зон
3.3. Рекреационные зоны
3.4. Жилые зоны
3.5. Коммерческие зоны
3.6. Производственные зоны
3.7. Специальные зоны
3.8. Зоны перспективного развития
3.9. Карта зонирования
3.10. Порядок составления и утверждения карты зонирования
3.11. Изменение карты зонирования
3.12. Дополнительные карты-схемы

IV. Планирование застройки территории города
4.1. Понятие и основные направления планирования застройки
4.2. Планировочная документация
4.3. Планировочное разделение территории на отдельные земельные участки
4.4. Порядок принятия решения о планировочном разделении территории
4.5. Критерии оценки проекта планировочного разделения территории
4.6. Стандарты проектирования при планировочном разделении территории
4.7. Планировочная реорганизация территорий
4.8. Соглашение о планировочной реорганизации территории
4.9. Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком при проведении планировочной реорганизации
4.10. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд при проведении планировочной реорганизации

V. Зональное согласование
5.1. Понятие и виды зонального согласования
5.2. Общее зональное согласование
5.3. Зональное согласование застройки с отступлением от правил застройки
5.4. Зональное согласование застройки объектов, внесенных в особый перечень для данного зонального района
5.5. Зональное согласование застройки с изменением зонирования территории
5.6. Порядок выдачи специальных зональных согласований

VI. Обеспечение соблюдения правил застройки. Ответственность за нарушение правил
6.1. Предписание главного архитектора об устранении нарушений правил застройки
6.2. Обжалование решений главного архитектора и комиссии по зонированию
6.3. Ответственность за нарушение правил застройки

VII. Заключительные и переходные положения
7.1. Порядок вступления настоящих правил в силу
7.2. Действие настоящих правил во времени


Настоящие правила приняты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом города Иркутска, законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи настоящих правил
Настоящие правила в соответствии с действующим законодательством регулируют вопросы зонирования и планирования застройки территории города Иркутска.

Задачами настоящих правил являются:

а) обеспечение упорядоченного и эффективного землепользования на территории города;
б) предотвращение нецелевого использования земель либо землепользования, оказывающего вредное воздействие на окружающую среду и здоровье населения;
в) предотвращение конфликтов между землепользователями;
г) охрана территорий, зданий, строений и сооружений, представляющих историко - культурную, научную, ландшафтную или иную ценность;
д) разъяснение прав пользователям земельных участков и строений;
е) гласность и публичность принятия решений в сфере землепользования и застройки;
ж) создание благоприятных условий для улучшения здоровья и повышения уровня жизни населения.


1.2. Основные понятия и определения
Блокированный жилой дом - жилой дом, оборудованный отдельным входом с улицы в каждую квартиру. Дома высокой этажности - жилые здания высотой 6-10 этажей. Дома малой этажности - жилые здания высотой 1-2 этажа. Дома средней этажности - жилые здания высотой 3-5 этажей. Застройка - строительство, реконструкция зданий, строений, сооружений. Зоны - участки территории, в пределах которых устанавливаются единообразные правила застройки.

Карта зонирования - карта, показывающая расположение зональных районов в пределах г. Иркутска как муниципального образования, составляющая неотъемлемую часть настоящих правил.

Многоквартирный жилой дом - жилой дом, не оборудованный отдельным входом с улицы в каждую квартиру.

Планировочное разделение территории - разработка проекта разделения территории города, в результате которого выделяются новые земельные участки.

1.3. Сфера действия правил
Настоящие правила действуют в пределах границ города Иркутска как муниципального образования. Правила обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц и граждан. Настоящие правила действуют в отношении всех земельных участков, зданий и сооружений, независимо от форм собственности.

Настоящие правила применяются при:

а) выделении новых земельных участков и изменении существующих границ Участков;
б) изменении видов использования земельных участков, зданий и сооружений;
в) строительстве, реконструкции зданий и сооружений;
г) осуществлении проектов освоения и/или развития территорий (прокладка улиц, инженерно - технических коммуникаций, обустройство территорий и др.).

Настоящие правила применяются в соответствии с требованиями действующего законодательства в области охраны природы, объектов историко - культурного наследия, а также обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей.
Настоящие правила не отменяют действие установленных законодательством планировочных ограничений: санитарно - защитных и водоохранных зон; ограничений строительства на территориях потенциального затопления и иных опасных природных воздействий; требований охраны историко - культурного наследия; границ особо охраняемых территорий; иных ограничений, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.
Изменения планировочных ограничений могут повлечь необходимость изменения зональных регламентаций. Такие изменения производятся в порядке, устанавливаемом настоящими правилами.

2. Органы управления зонированием и застройкой

2. 1. Состав и полномочия органов управления зонированием и застройкой
Управление зонированием и застройкой территории города осуществляется органами городского самоуправления в пределах их полномочий, комиссией по зонированию, главным архитектором, градостроительным советом.

2.2. Комиссия по зонированию.
Комиссия по зонированию является специальным органом управления зонированием и застройкой.
Порядок создания, полномочия, процедуры проведения собраний, слушаний и принятия решений комиссии по зонированию устанавливаются в соответствии с Положением, утверждаемым городской Думой.
В состав комиссии по зонированию входят:
а) мэр или уполномоченное им лицо - председатель комиссии по зонированию;
б) главный архитектор г. Иркутска;
в) представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Иркутска;
г) представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска;
д) представитель государственного органа по охране историко - культурного наследия;
е) представитель Комитета по охране окружающей среды Иркутской области;
ж) представитель органов Госсанэпиднадзора г. Иркутска;
з) два представителя от градостроительного совета, не являющиеся государственными и муниципальными служащими;
и) два депутата городской Думы.
Председатель комиссии по зонированию отвечает за организацию работы комиссии и координирует ее деятельность.
Комиссия по зонированию обладает следующими полномочиями:
- рассматривает жалобы на решения главного архитектора;
- рассматривает жалобы на требования предписаний об устранении нарушений настоящих правил;
- проводит общественные слушания, касающиеся заявлений на получение специальных зональных согласований и принимает соответствующие решения;
- при необходимости дает разъяснения положений настоящих правил физическим и юридическим лицам;
- выполняет другие функции в соответствии с настоящими правилами.

Все собрания и слушания комиссии открыты для общественности и прессы. Решения и постановления комиссии оформляются в письменном виде и подписываются председателем.
Комиссия обеспечивает соблюдение установленной процедуры проведения собраний и слушаний.
Комиссия ведет записи всех своих решений. Записи должны быть доступны для общественности и прессы в рабочее время в здании городской администрации. Любое лицо может получить копию любой записи за плату, установленную постановлением мэра города. Указанная плата зачисляется в городской бюджет.


2.3. Главный архитектор
Главный архитектор отвечает за исполнение и обеспечивает соблюдение настоящих правил.
Главный архитектор:

а) выдает общие зональные согласования,
б) утверждает форму заявления на получение зонального согласования;
в) в пределах, установленных действующим законодательством, запрашивает дополнительные документы, информацию у заявителя, необходимые для принятия решения по соответствующему заявлению;
г) в соответствии с настоящими правилами выполняет решения комиссий по зонированию;
д) имеет право беспрепятственного входа на территорию застройки с целью контроля или обеспечения соблюдения настоящих правил.

Главный архитектор обеспечивает хранение следующих материалов:
- карты зонирования;
- заявлений на получение общих и специальных зональных согласований;
- проектов изменения зонирования территории;
- утвержденных планов планировочного разделения территории;
- иных документов, предусмотренных настоящими правилами, законодательством Российской Федерации, Иркутской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

2.4. Градостроительный совет
Градостроительный совет является координирующим и консультативным органом градостроительного планирования и застройки.
Состав, полномочия градостроительного совета устанавливаются в соответствии с Положением, утверждаемым мэром города.
Градостроительный совет:
а) рассматривает вопросы в пределах своей компетенции в соответствии с настоящими правилами, и по результатам рассмотрения составляет заключение;
б) в случае необходимости проводит консультации с общественностью для выявления точки зрения на вопросы, связанные с градостроительным планированием;
в) составляет рекомендации по улучшению системы регулирования землепользования для комиссии по зонированию; г) рассматривает иные вопросы, переданные на его рассмотрение мэром или городской Думой.

3. Порядок зонирования территории города

3.1. Понятие зонирования
Зонирование - регулирование градостроительной деятельности посредством разделения территории города на зоны с определением для каждой из них границ и режима использования территории, включающего виды и параметры разрешенного использования и изменения недвижимости.

3.2. Виды территориальных зон
На территории города могут устанавливаться следующие виды зон: рекреационные, жилые, коммерческие, производственные, специальные, зоны перспективного развития.

3.3. Рекреационные зоны
Рекреационными зонами признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного отдыха и туризма населения.

Рекреационные зоны выполняют, помимо рекреационных, защитные, санитарно - гигиенические, оздоровительные и просветительские функции.

В рекреационных зонах запрещена хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и не направленная на их благоустройство и развитие по целевому назначению.


К рекреационным зонам относятся:
Зона пассивного отдыха (Р-1) - территории, которые предназначены для выполнения пассивных рекреационных функций и включает в себя городские леса, лесопарки, парки, сады, бульвары, рощи, водоемы, охраняемые ландшафты, особо охраняемые природные территории и другие открытые пространства.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- лесопарки, лугопарки;
- парки, скверы, бульвары, сады (в т.ч. ботанические), рощи;
- водоемы;
- санитарно - защитные зоны без размещения в них объектов недвижимости.

Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- регулируемая рубка леса;
- места для кемпингов, пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе;
- пляжи, водные объекты отдыха;
- зоопарки, зооуголки;
- дачи детских дошкольных учреждений;
- лагеря и базы отдыха;
- дома отдыха;
- профилактории, санатории, пансионаты;
- автостоянки;
- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, пансионы;
- интернаты для престарелых;
- цирки;
- спортплощадки;
- специализированные парки (детские, спортивные, выставочные, мемориальные), ботанические сады;
- спортзалы, залы рекреации (с бассейнами или без);
- универсальные спортивные и развлекательные комплексы;
- спортарены (с трибунами);
- велотреки;
- мотодромы;
- ипподромы;
- тренировочные базы;
- ветеринарные приемные пункты;
- больницы, госпитали общего типа;
- больницы психоневрологические и инфекционные;
- временные павильоны, розничной торговли и обслуживания;
- общественные туалеты;
- некапитальные строения для кафе и закусочных;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- кладбища;
- крематории;
- водозаборы.
Специальное зональное согласование может быть не предоставлено, если оно запрашивается применительно к объектам, расположенным в санитарно - защитных зонах и в особо охраняемых природных территориях.

Зона активного отдыха (Р-2) - предназначена для выполнения активных рекреационных функций и включает в себя озелененные городские территории общего пользования - скверы, парки, рощи и бульвары с соответствующими объектами для отдыха.

Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- специализированные парки (детские, спортивные, выставочные);
- открытые эстрады, танцплощадки;
- места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе;
- спортплощадки.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- регулируемая рубка леса;
- пляжи, водные объекты отдыха;
- зоопарки, зооуголки;
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания;
- общественные туалеты;
- некапитальные строения кафе и закусочных;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- автостоянки;
- кладбища;
- крематории;
- водозаборы;
- санаторно - курортные и оздоровительные учреждения (дома отдыха, пансионаты, турбазы);
- гостиницы, пансионы;
- аптеки, медпункты.

Дачная зона (Р-З) - предназначена для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- выращивание сельскохозяйственных культур, в т.ч. цветов, овощей, фруктов;
- строения для содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов) площадью не более 30 кв.м.;
- парки, скверы, бульвары;
- сады, огороды;
- дачи.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования:
- теплицы;
- оранжереи;
- надворные туалеты;
- сараи хозяйственные.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- места для кемпингов, пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе;
- пляжи, водные объекты отдыха;
- отдельно стоящие жилые дома на 1 семью;
- интернаты для престарелых;
- аптеки, медпункты;
- ветеринарные приемные пункты;
- временные павильоны, розничной торговли и обслуживания;
- бани;
- некапитальные строения для кафе и закусочных;
- отделения милиции;
- кладбища;
- крематории;
- водозаборы;
- открытые эстрады, танцплощадки;
- объекты, связанные с отправлением культа.

3.4. Жилые зоны
К жилым зонам относятся земли, предназначенные для размещения жилых домов, хозяйственных построек, построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средств транспорта.

К жилым зонам относятся:
Зона застройки низкой плотности (Ж-1) - предназначена для размещения одно- двухквартирных жилых домов малой этажности с приусадебными участками.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- приусадебные сады, огороды для выращивания сельскохозяйственных культур, в т.ч. цветов, овощей, фруктов;
- отдельно стоящие малоэтажные жилые дома на одну - две семьи;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- внешкольные учреждения;
- спортплощадки;
- аптеки;
- пункты приема вторсырья на участке до 0,01 га;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- бани;
- объекты, связанные с отправлением культа.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- строения для содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов) площадью не более 30 кв.м.;
- теплицы;
- оранжереи;
- надворные туалеты (кроме водоохранных и иных зон особого режима природопользования);
- сараи;
- отдельно стоящие, или встроенные в жилые дома гаражи на 1-2 машино - места. Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- блокированные жилые дома малой этажности;
- отдельно стоящие жилые дома средней этажности;
- общеобразовательные школы;
- спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без);
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, прочие подобные объекты обслуживания;
- мастерские по изготовлению мелких подблок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно - ковальные изделия, изделия народных промыслов);
- магазины товаров первой необходимости площадью не более 120 кв.м.;
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения;
- библиотеки;
- оздоровительные центры;
- поликлиники;
- отделения милиции;
- пункты приема вторсырья на участке свыше 0,01 га;
- водозаборы;
- учреждения среднего специального и высшего образования;
- инженерно - технические объекты (АТС, эл. котельные);
- дома для престарелых;
- дополнительные гаражи для индивидуальных транспортных средств.

Зона застройки средней плотности (Ж-2) - предназначена для размещения среднеэтажных и малоэтажных индивидуальных отдельно стоящих и блокированных жилых домов.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- приусадебные сады, огороды для выращивания сельскохозяйственных культур, в т.ч. цветов, овощей, фруктов;
- отдельно стоящие жилые дома малой и средней этажности на одну-две семьи;
- блокированные жилые дома малой и средней этажности;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- общеобразовательные школы, внешкольные учреждения; - клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения;
- библиотеки, архивы, информационные центры, музеи;
- спортплощадки;
- аптеки;
- поликлиники;
- пункты приема вторсырья на участке до 0,01 га;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- бани;
- оздоровительные центры;
- объекты, связанные с отправлением культа.

Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использовали недвижимости:
- теплицы;
- оранжереи;
- один сарай на одну жилую единицу на земельном участке дома на 2 семьи;
- два сарая на три жилые единицы на земельном участке дома на 3 семьи;
- поликлиника на 1-м этаже блокированного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- поликлиника в одноэтажной пристройке к блокированному дому при условии. что общая площадь заведения не превышает 140 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- магазин товаров первой необходимости на 1-м этаже блокированного дома при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- магазин товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к блокированному дому при условии, что общая площадь магазина не превышает 120 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- отдельно стоящий гараж;
- встроенный в жилой дом гараж.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- многоквартирные дома средней этажности;
- дома и интернаты для престарелых;
- спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без);
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- кафе, закусочные, столовые на первом этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- кафе, закусочные, столовые в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 140 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- бытовое обслуживание на первом этаже многоквартирного дома при условии. что общая площадь заведения не превышает 140 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- бытовое обслуживание в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 120 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- отделения милиции;
- автозаправочные станции;
- инженерно - технические объекты (АТС, эл. котельные);
- учреждения среднего специального и высшего образования.
- пункты приема вторсырья на участке свыше 0,01 га.
- гаражи и открытые стоянки вместимостью до 100 легковых автомобилей.

Зона застройки высокой плотности (Ж-З) - предназначена для размещения разноэтажной жилой застройки.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- отдельно стоящие жилые дома малой и средней этажности на одну-две семьи;
- блокированные жилые дома малой и средней этажности;
- многоквартирные дома средней и высокой этажности;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- школы начальные и средние, внешкольные учреждения;
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения;
- библиотеки, архивы, информационные центры;
- музеи, выставочные залы;
- спортплощадки;
- аптеки;
- поликлиники;
- пункты приема вторсырья на участке до 0,01 га;
- пошивочные отделения, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- бани;
- оздоровительные центры;
- магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв. м.;
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м.;
- бытовое обслуживание в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м.;
- объекты, связанные с отправлением культа.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- поликлиника на 1-м этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 600 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- поликлиника в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 400 кв. м. и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 м.;
- магазин товаров первой необходимости на 1-м этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 кв. м.;
- магазин товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 кв. м.;
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на первом этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв. м.;
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 300 кв. м.;
- бытовое обслуживание на первом этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв. м.;
- бытовое обслуживание в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв. м.;
- 1 место парковки на каждые 20 кв. м. помещений магазинов, офисов, поликлиник;
- один отдельно стоящий или встроенный гараж или 1 место парковки для одной жилой единицы на участках блокированных домов на 2 семьи;
- не более 2-х отдельно стоящих или встроенных гаража или двух мест парковки для каждых трех жилых единиц на земельных участках блокированных домов на 3 семьи;
- один отдельно стоящий или встроенный гараж или одно место парковки для каждых трех жилых единиц на земельных участках многоквартирных домов.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонально согласования:
- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов;
- спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без);
- станции скорой помощи;
- больницы, госпитали общего типа;
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- общественные туалеты на участках не более 60 кв. м.;
- торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 600 кв. м., на участках площадью не более 800 кв. м.;
- рынки открытые и закрытые;
- рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков);
- отделения милиции;
- автозаправочные станции;
- дома для престарелых;
- инженерно - технические объекты (АТС, эл. котельные);
- учреждения среднего специального и высшего образования;
- кинотеатры, видеосалоны;
- административные организации, офисы, конторы, издательства;
- пункты приема вторсырья на участке свыше 0,01 га;
- гаражи и открытые стоянки вместимостью до 300 легковых автомобилей.

3.5. Коммерческие зоны
Коммерческими зонами признаются земли, предназначенные для размещения различных объектов, необходимых для выполнения коммерческой деятельности.
К коммерческим зонам относятся:
Притрассовая коммерческая зона (К-1) - предназначена для развития коммерческих объектов, ориентированных, в основном, на придорожный сервис.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- жилые дома и общежития;
- квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании (общей площадью не более 120 кв.м., на участках площадью не более 200 кв.м.);
- жилые единицы в зданиях смешанного использования, на верхних этажах над помещениями, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, таким образом, что ни на одном этаже не смешиваются разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1000 кв.м., на участках площадью не более 1200 кв.м.);
- жилые единицы в зданиях смешанного использования, жилые единицы размещаются выше второго этажа; до 2-го этажа включительно разрешено размещение помещений для бизнеса и торговли (в зданиях общей площадью не более 2000 кв.м., на участках площадью не более 1200 кв.м.);
- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, пансионы;
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- учреждения среднего специального образования;
- высшие учебные заведения;
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения;
- библиотеки, архивы, информационные центры;
- музеи, выставочные залы;
- танцзалы, дискотеки;
- кинотеатры, видеосалоны;
- театры, концертные залы;
- спортивные залы, бассейны;
- аптеки, поликлиники, станции скорой помощи, больницы, клиники;
- интернаты и жилые дома для престарелых и инвалидов;
- пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- бани;
- оздоровительные центры;
- магазины товаров первой необходимости;
- торговые центры, выставки товаров;
- рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков);
- кафе, закусочные, столовые;
- бытовое обслуживание;
- административные организации, офисы, конторы;
- суды;
- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний;
- банки и отделения банков;
- научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий;
- издательства и редакционные офисы;
- компьютерные центры;
- телевизионные и радиостудии без передатчиков и ретрансляторов;
- рекламные агентства;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- казино, центры досуга.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв.м. общей площади зданий общественного назначения;
- коммерческие гаражи подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 кв.м., на участках площадью более 500 кв.м.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- школы начальные и средние, внешкольные учреждения;
- спортплощадки;
- санаторно - курортные и оздоровительные учреждения (дома отдыха, санатории, пансионаты, турбазы);
- аттракционы;
- мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно - ковальные изделия, изделия народных промыслов);
- общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.;
- рынки открытые и закрытые;
- отделения милиции;
- автозаправочные станции;
- производственные предприятия, не требующие санитарно - защитной зоны;
- гаражи и открытые стоянки вместимостью до 300 легковых автомобилей.
Общекоммерческая зона (К-2) - предназначенная для размещения коммерческих организаций широкого профиля.

Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- жилые дома и общежития;
- квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании (общей площадью не более 120 кв.м., на участках площадью не более 200 кв.м).
- жилые единицы в зданиях смешанного использования, на верхних этажах над помещениями, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, таким образом, что ни на одном этаже не смешиваются разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1000 кв.м., на участках площадью не более 1200 кв.м.);
- жилые единицы в зданиях смешанного использования, жилые единицы размещаются выше второго этажа; до 2-го этажа включительно разрешено размещение помещений для бизнеса и торговли (в зданиях общей площадью не более 2000 кв.м., на участках площадью не более 1200 кв.м.);
- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, пансионы;
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- учреждения среднего специального образования;
- высшие учебные заведения;
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения;
- библиотеки, архивы, информационные центры;
- музеи, выставочные залы;
- танцзалы, дискотеки;
- кинотеатры, видеосалоны;
- театры, концертные залы;
- спортплощадки, спортивные залы, бассейны;
- аптеки, поликлиники, станции скорой помощи, больницы, клиники;
- интернаты и жилые дома для престарелых и инвалидов;
- пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания;
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- бани;
- оздоровительные центры;
- магазины товаров первой необходимости;
- торговые центры, выставки товаров;
- рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков);
- кафе, закусочные, столовые;
- универсальные спортивные и развлекательные комплексы;
- бытовое обслуживание;
- административные организации, офисы, конторы;
- суды;
- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний;
- банки и отделения банков;
- научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий;
- издательства и редакционные офисы;
- компьютерные центры;
- телевизионные и радиостудии без передатчиков и ретрансляторов;
- рекламные агентства;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- казино, центры досуга.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- магазины товаров первой необходимости на 1-м этаже многоквартирного дома при общей площади магазина не более 250 кв. м.;
- магазины товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади магазина не более 200 кв. м.;
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на первом этаже многоквартирного дома при общей площади заведения не более 250 кв. м.;
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади заведения не более 250 кв. м.;
- бытовое обслуживание на первом этаже многоквартирного дома при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв. м.;
- бытовое обслуживание в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв. м.;
- открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв.м. общей площади зданий общественного назначения;
- коммерческие гаражи подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 кв.м., на участках - площадью более 500 кв.м.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- цирки;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- школы начальные и средние, внешкольные учреждения;
- производственные предприятия, не требующие санаторно - защитной зоны;
- мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно - ковальные изделия, изделия народных промыслов);
- общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.;
- рынки открытые и закрытые;
- отделения милиции;
- автозаправочные станции;
- санаторно - курортные и оздоровительные учреждения (дома отдыха, санатории, пансионаты, турбазы);
- гаражи и открытые стоянки вместимостью до 300 легковых автомобилей.

3.6. Производственные зоны
К землям производственных зон в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления производственной и коммерческой деятельности.
Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно - технической документацией.
К производственным зонам относятся:
Зона предприятий V класса вредности (П-1) - предназначена для размещения промышленных и коммунально - складских объектов, работа которых не связана с шумом, без пожароопасных и взрывоопасных производственных процессов, не нуждающихся в прокладке железнодорожных подъездных путей, требующих устройства санитарно - защитных зон до 50 м.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- санитарно - защитные зеленые насаждения;
- учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения, связанные с производством;
- производственные предприятия V класса вредности, санитарно - защитная зона 50 м.;

- учреждения здравоохранения для обслуживания работников предприятий;
- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания для Обслуживания на предприятиях;
- физкультурно - спортивные сооружения (спортзалы, бассейны, спортплощадки) для обслуживания работников предприятий;
- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний;
- банки и отделения банков;
- научные, проектные и конструкторские организации;
- издательства и редакционные офисы;
- коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей;
- индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей;
- таксопарки, предоставление в аренду автомобилей;
- автовокзалы;
- автозаправочные станции, станции техобслуживания
автомобилей.
Виды использования недвижимости, который внесены в особый перечень зонального согласования:
- общежития, связанные с производством и образованием;
- временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- общественные туалеты на участках на более 60 кв.м.;
- отделения милиции;

Зона предприятий IV класса вредности (П-2) - предназначена для размещения промышленных и обслуживающих предприятий, требующих устройства санитарнозащитных зон до 100 м.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- санитарно - защитные зеленые насаждения;
- производственные предприятия V класса вредности, санитарно - защитная зона 50 м. (кроме предприятий пищевой промышленности и складов продовольственных товаров);
- производственные предприятия IV класса вредности, санитарно - защитная зона 100 м.;
- учреждения здравоохранения для обслуживания работников предприятий;
- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания для обслуживания на предприятиях;
- научные, проектные и конструкторские организации;
- коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей;
- индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей;
- площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей;
- трамвайные, автобусные, троллейбусные парки;
- парки грузового автомобильного транспорта;
- таксопарки, предоставление в аренду автомобилей.
- автозаправочные станции, станции техобслуживания автомобилей;
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- общежития, связанные с производством и образованием;
- учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения, связанные с производством;
- киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- общественные туалеты;
- физкультурно - спортивные сооружения (спортзалы, бассейны, спортплощадки) для обслуживания работников предприятий;
- автовокзалы;
- отделения милиции;
- порты, причалы, портовые сооружения;
- кладбища;
- крематории;
- тюрьмы;
- объекты военного назначения с санитарно - защитной зоной до 100 м.

Зона предприятий II-III класса вредности (П-З) - предназначена для размещения предприятий, требующих устройства санитарно - защитных зон до 500 м.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- санитарно - защитные зеленые насаждения;
- научные, проектные и конструкторские организации;
- производственные предприятия V класса вредности, санитарно - защитная зона 50 м. (кроме предприятий пищевой промышленности и складов продовольственных товаров);
- производственные предприятия IV класса вредности, санитарно - защитная зона 100м.;
- производственные предприятия III класса вредности, санитарно - защитная зона 300 м.;
- производственные предприятия II класса вредности, санитарно - защитная зона 500 м.;
- учреждения здравоохранения для обслуживания работников предприятий; - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания для обслуживания на предприятиях;
- автозаправочные станции, станции техобслуживания автомобилей.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей;
- индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей;
- площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей;
- трамвайные, автобусные, троллейбусные парки; - учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения, связанные с производством;
- физкультурно - спортивные сооружения (спортзалы, бассейны, спортплощадки) для обслуживания работников предприятий;
- парки грузового автомобильного транспорта;
- таксопарки, предоставление в аренду автомобилей;
- авторемонтные предприятия;
- порты, причалы, портовые сооружения;
- кладбища;
- крематории;
- тюрьмы;
- объекты военного назначения с санитарно - защитной зоной до 500 м.

Полоса отвода железной дороги (П-4) - предназначена для размещения железнодорожных путей, станций и объектов по обслуживанию путевого хозяйства.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- производственные объекты и сооружения железнодорожного транспорта;
- производственные предприятия V класса вредности, санитарно - защитная зона 50 м.;
- санитарно - защитные зеленые насаждения;
- железнодорожные вокзалы.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- производственные предприятия IV класса вредности, санитарно - защитная зона 100 м.;
- жилые дома и общежития;
- учреждения здравоохранения для обслуживания работников предприятий;
- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания для обслуживания на предприятиях;
- учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения, связанные с производством;
- физкультурно - спортивные сооружения (спортзалы, бассейны, спортплощадки) для обслуживания работников предприятий;
- научные, проектные и конструкторские организации;
- коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей;
- индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей;
- таксопарки, предоставление в аренду автомобилей;
- автовокзалы;
- киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.;
- отделения милиции;
- автозаправочные станции, станции техобслуживания автомобилей.

Зона аэропорта (П-5) - земли, занимаемые аэродромом, служебно - техническими и пассажирскими объектами, а также соответствующими сооружениями функционального назначения.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- производственные объекты и сооружения воздушного транспорта;
- парки, скверы, бульвары.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- производственные предприятия V класса вредности, санитарно - защитная зона 50 м.;
- жилые дома и общежития;
- гостиницы и пансионы;
- поликлиники, станции скорой помощи, аптеки;
- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения;
- спортивные залы, бассейны;
- библиотеки, театры, кинотеатры, танцевальные залы, дискотеки, спортивнозрелищные залы;
- учреждения управления, кредитно - финансовые и юридические учреждения;
- научные, проектные и конструкторские организации;
- киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения;
- общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.;
- рынки открытые и закрытые;
- отделения милиции;
- автозаправочные станции, станции техобслуживания автомобилей;
- коммерческие гаражи наземные и подземные, открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей;
- индивидуальные гаражи, гаражные сооружения, места долговременного хранения автомобилей.

3.7. Специальные зоны
К специальным зонам относятся земли, требующие особого режима правового регулирования.
Зона академгородка (С-1) - земли, занимаемые научными учреждениями, институтами и высшими учебными заведениями.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары;
- научные, проектные и конструкторские организации.
Виды использования недвижимости) которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- жилые дома и общежития;
- гостиницы и пансионы;
- поликлиники, станции скорой помощи, аптеки;
- интернаты и жилые дома для престарелых и инвалидов;
- учреждения среднего специального образования и высшие учебные заведения;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- общеобразовательные школы, внешкольные учреждения;
- спортплощадки, спортивные залы, бассейны;
- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные, танцевальные и спортивнозрелищные залы;
- открытые или встроенные места парковки легковых автомобилей;
- коммерческие гаражи наземные и подземные.

Центральная историческая часть (С-2) - часть города, которая выделена с целью охраны историко - культурного наследия, сохранения своеобразия архитектурного облика исторически сложившейся среды в соответствии с законодательством об охране и использовании историко - культурного наследия.
В центральной исторической части предварительно выделены три типа подзон:
- центральные рекреационные подзоны (С-2р);
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары, сады.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
определяются проектом, утвержденном в установленном порядке.
- центральные жилые подзоны (С-2ж);
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- индивидуальные отдельно стоящие жилые дома малой этажности;
- парки, скверы, бульвары, сады.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- гостиницы и пансионы малой этажности;
- интернаты и жилые дома для престарелых и инвалидов малой этажности;
- больницы, клиники, поликлиники, аптеки;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- общеобразовательные школы, внешкольные учреждения;
- почтовые отделения;
- магазины общей площадью не более 200 кв.м.;
- кафе, закусочные общей площадью не более 250 кв.м.;
- бытовое обслуживание в здании общей площадью не более 250 кв.м.;
- объекты, связанные с отправлением культа;
центральные коммерческие подзоны (С-2к).
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- парки, скверы, бульвары, сады;
- жилые дома малой этажности;
- гостиницы и пансионы малой этажности;
- больницы и клиники, поликлиники, станции скорой помощи, аптеки;
- интернаты и жилые дома для престарелых и инвалидов малой этажности;
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания;
- учреждения управления, кредитно - финансовые и юридические учреждения, суды общей площадью не более 300 кв. м.;
- административные организации, офисы, конторы общей площадью не более 300 кв. м.;
- пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания населения;

- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции;
- банно - оздоровительные комплексы;
- магазины, торговые центры, выставки товаров;
- рестораны, бары, кафе, закусочные, столовые общей площадью не более 300 кв. м.;
- научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий;
- издательства и редакционные офисы;
- компьютерные центры;
- телевизионные и радиостудии без передатчиков и ретрансляторов;
- рекламные агентства;
- объекты, связанные с отправлением культа;
- библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, видеосалоны, концертные залы общей площадью не более 1000 кв.м.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
- общеобразовательные школы, внешкольные учреждения;
- спортивные залы, бассейны, спортплощадки;
- открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей;
- коммерческие гаражи подземные или наземные.
Памятник археологии - могильник "Локомотив" (С-З).
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- научно - исследовательский и музейный археологический комплекс.
Виды использования недвижимости, которые внесены в особый перечень зонального согласования:
определяются проектом, утвержденном в установленном порядке.

3.8. Зоны перспективного развития
Зонами перспективного развития признается часть территории города с установленными границами, в отношении которой виды разрешенного землепользования временно(до утверждения соответствующей градостроительной документации) не установлены.
Застройка (реконструкция) на территории зоны осуществляется в соответствии с утвержденным проектом застройки (реконструкции) этой территории.

3.9. Карта зонирования
На карте зонирования указываются виды, расположение и границы территориальных зон.
Границы территориальных зон устанавливаются по:
- центральным разделительным линиям магистралей, улиц, проездов;
- границам (красным линиям) планировочных единиц - районов, микрорайонов, кварталов, иных планировочных единиц;
- границам земельных участков;
- границам или осям полос отвода линий коммуникаций;
- административным границам города, районов в составе города;
- линиям природных рубежей;
- иным линиям и границам.
Разработка карты зонирования и внесение в нее изменений осуществляется в порядке, установленном настоящими правилами и положением о карте зонирования, утверждаемым городской Думой.

3.10. Порядок составления и утверждения карты зонирования
Главный архитектор организует разработку проекта карты зонирования. Готовый проект передается в градостроительный совет для рассмотрения и составления заключения. Заключение должно быть сделано градостроительным советом в течение 1 месяца.
Проект карты должен быть согласован с государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований и нормативов, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, охраны здоровья граждан, охраны историко - культурного наследия и др. Указанные согласования организует главный архитектор.
Проект карты, заключение градостроительного совета и результаты согласований с перечисленными органами передаются в комиссию по зонированию, которая назначает дату общественных слушаний не позднее 1 месяца с момента получения проекта карты и уведомляет об этом общественность.
Уведомление должно включать время и место общественных слушаний. Уведомление общественности осуществляется через городские газеты, посредством УЛИЧНОЙ рекламы, а также в любой другой форме по усмотрению комиссии.
Уведомление общественности осуществляется не позднее чем за 15 дней до даты проведения общественных слушаний.
На слушаниях главный архитектор, представители городской администрации, другие заинтересованные лица выступают с предложениями и принимают участие в обсуждении представленного проекта карты зонирования.
После проведения слушаний комиссия по зонированию принимает решение о представлении проекта карты в городскую Думу для рассмотрения и утверждения либо возвращении проекта карты главному архитектору на доработку.

3.11. Изменение карты зонирования
Изменение карты зонирования осуществляется в результате изменения границ зональных районов либо изменения стандартов землепользования или застройки, действующих в данном зональном районе.
Изменение карты зонирования может быть осуществлено по инициативе органов городского самоуправления либо заинтересованных физических, юридических лиц.
Утверждение измененной карты зонирования осуществляется в порядке, установленном п. 3.10 настоящих правил.
Порядок подачи заявки на изменение зонирования и принятия соответствующего решения установлен п.п. 5.5., 5.6. настоящих правил.

3.12. Дополнительные карты-схемы
В состав правил включаются также карты-схемы ограничений по экологическим требованиям, по требованиям охраны историко - культурного наследия и др.
Карты-схемы разрабатываются соответствующими органами и утверждаются в установленном порядке, после чего они вводятся в состав настоящих правил как их неотъемлемая часть при соблюдении тех же процедур, что и карта зонирования (п. 3.10.).

4. Планирование застройки территории города

4.1. Понятие и основные направления планирования застройки
Планирование застройки - деятельность, основными направлениями которой являются:
- территориальная организация расселения, размещения производительных сил, устойчивое развитие города, его социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;
- экологически безопасное развитие города, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;
- застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение города;
- рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка города и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;
- развитие санаторно - курортных и других рекреационных территорий;
- сохранение, восстановление и защита историко - культурного наследия, исторических ландшафтов и других охраняемых территорий.

4.2. Планировочная документация
Планировочная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, которые служат основой для составления проектов объектов жилищного, промышленного и иного строительства на территории города и разрабатываются с учетом зонирования территории, строительных прогнозов и требований действующего законодательства.
К планировочной документации относятся:
- генеральный план города;
- проекты планировки;
- другие виды планировочной документации, предусмотренные действующим законодательством.
Каждый вид планировочной документации составляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами городского самоуправления, относится к конкретным объектам строительной деятельности, выполняется в определенном масштабе, имеет свое назначение и содержание.

4.3. Планировочное разделение территории на отдельные земельные участки
Планировочное разделение территории города, в результате которого выделяются новые земельные участки и предоставляются в установленном законодательством порядке физическим и юридическим лицам, осуществляется в соответствии с планами застройки (генеральным планом, планами микрорайонов и т.д.).
Планировочное разделение территории, в результате которого выделяется не более пяти новых участков и не требуется прокладки дополнительных улиц, является мелким планировочным разделением.
Планировочное разделение территории, в результате которого образуется более пяти новых участков и/или необходима прокладка новой улицы, является крупным планировочным разделением.

4.4. Порядок принятия решения о планировочном разделении городской территории.
Планировочное разделение территории может быть произведено по инициативе органов городского самоуправления, физических или юридических лиц.
Для проведения планировочного разделения территории на имя главного архитектора подается заявление и предварительный проект разделения территории. Предварительный проект разделения территории должен быть согласован с государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований и нормативов, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, охраны здоровья граждан, охраны историко - культурного наследия и др. Указанные согласования осуществляет заявитель.
Главный архитектор в течение двух недель составляет окончательный проект планировочного разделения территории на основе полученного от заявителя проекта, результатов указанных согласований и критериев оценки и проектировочных стандартов, предусмотренных в п.п. 4.5,4.6. настоящих правил.
За составление главным архитектором окончательного проекта планировочного разделения территории с заявителя взимается плата, установленная постановлением мэра города Указанная плата зачисляется в городской бюджет.
Решение о мелком планировочном разделении части городской территории на отдельные земельные участки принимается главным архитектором.
Решение о крупном планировочном разделении городской территории принимается городской Думой.
Заявление и окончательный проект разделения территории, составленный главным архитектором, направляется в градостроительный совет для рассмотрения и составления заключения.
В течение 30 дней после даты получения заявления и проекта градостроительным советом готовится заключение.
Заключение градостроительного совета и согласования государственных органов контроля и надзора передается в городскую Думу для принятия решения.
Если планировочное разделение территории требует принятия решения об изменении зонирования, дело должно быть передано в комиссию по зонированию для проведения слушаний в соответствии с п. 5.7. настоящих правил.

4.5 Критерии оценки планировочного разделения территории
При составлении проекта планировочного разделения территории главным архитектором должны учитываться следующие факторы:
а) пригодность территории для данной цели;
б) состояние окружающей среды и требования гигиенической безопасности;
в) наличие объектов и земель историко - культурного наследия;
г) топографические особенности территории;
д) дренажная система;
е) планировка улиц и переулков;
ж) наличие соответствующих подъездных путей;
з) форма и ориентация каждого земельного участка;
и) предполагаемые потребности в школьных площадках, парках и рекреационных территориях;
к) сообщение с дорожной сетью;
л) технические условия подключения к инженерным сетям (водопроводу, канализации, электроснабжению) и другие условия.

4.6. Стандарты проектирования при планировочном разделении территории на отдельные земельные участки

Территории, предложенные для планировочного разделения на отдельные земельные участки, должны соответствовать стандартам проектирования застройки, установленными действующим законодательством, за исключением тех случаев, когда полное соответствие стандартам было бы невозможно или нецелесообразно. В этом случае органы, указанные в п. 4.4. настоящих правил, утверждают проект планировочного разделения территории, предназначенной для застройки, с учетом возможности и целесообразности соблюдения подобных стандартов.

4.7. Планировочная реорганизация территории
Под планировочной реорганизацией территорий понимается система мероприятий, направленных на целесообразное использование земельных участков, повышение эффективности землепользования и влекущих за собой изменение существующего порядка землепользования.
Планировочная реорганизация территории может осуществляться в следующих целях:
а) прокладка теплотрасс;
б) выделение земли под дороги;
в) прокладка линий электропередачи, связи и трубопроводов;
г) обеспечение водоснабжения и мелиорации;
д) благоустройство территории;
е) реконструкция архитектурных объектов;
ж) осуществление иных мероприятий, необходимых для повышения эффективности использования территории города.
Заявление на рассмотрение схемы планировочной реорганизации территории может быть подано любым лицом или организацией, имеющими юридически оформленные права на недвижимость на данной территории. Рассмотрение схемы планировочной реорганизации может быть осуществлено по инициативе органов городского самоуправления.
Заявление на рассмотрение схемы планировочной реорганизации территории должно включать план и описание предлагаемой схемы планировочной реорганизации, а также данные, свидетельствующие о поддержке данной схемы всеми физическими, юридическими лицами, чьи права на недвижимость она затрагивает. Схема планировочной реорганизации должна быть согласована с государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований и нормативов, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, охраны здоровья граждан, охраны историко - культурного наследия и др. Указанные согласования осуществляет заявитель.
К заявлению прилагается соглашение о планировочной реорганизации территории, заключенное между лицами, обладающими юридически оформленными правами на недвижимость на данной территории (п. 4.8. настоящих правил).
Соглашение может быть заключено между лицами, обладающими юридически оформленными правами на недвижимость, находящуюся на данной территории и органами городского самоуправления, если рассмотрение схемы планировочной реорганизации осуществляется по инициативе органов городского самоуправления либо при проведении планировочной реорганизации затрагиваются интересы города.
Заявление и результаты согласований подаются главному архитектору, который, направляет их на рассмотрение в градостроительный совет и другие заинтересованные органы городского самоуправления.
По результатам рассмотрения заявления указанными органами главный архитектор принимает соответствующее решение по предложенному проекту планировочной реорганизации.

4.8. Соглашение о планировочной реорганизации территории
В соглашении о планировочной реорганизации территории должно быть оговорено:
а) изменение существующих границ земельных участков на данной территории или изменение действующего порядка пользования недвижимостью на данной территории;
б) распределение затрат между участниками соглашения;
в) выплата компенсации лицам, вынужденным изменять место расположения зданий или отказаться от территории, и распределение данных затрат между другими участниками соглашения. При участии в реорганизации городской администрации возмещение всех или части затрат может осуществляться за счет городских финансовых средств в порядке, установленном действующим законодательством и решениями органов городского самоуправления.
При отказе от подписания соглашения лицом, обладающим юридически оформленным правом на недвижимость на данной территории, спор разрешается в судебном порядке по иску заинтересованных лиц.
Затраты на рассмотрение схемы планировочной реорганизации территории возлагаются на заявителей.

4.9. Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком при проведении планировочной реорганизации
В ходе проведения планировочной реорганизации территории землепользователи вправе требовать от пользователей другими земельными участками на данной территории предоставления права ограниченного пользования другим участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
При необходимости предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) участникам соглашения в соглашение должны быть включены соответствующие положения.
Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4.10. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд при проведении планировочной реорганизации

В ходе проведения планировочной реорганизации территории земельный участок либо с согласия собственника его часть могут быть изъяты для муниципальных нужд путем выкупа.
Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается органами городского самоуправления. Порядок подготовки и принятия этих решений определяется федеральным, областным земельным законодательством.
Решение органов городского самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
При необходимости изъятия земельного участку для муниципальных нужд при проведении планировочной реорганизации в соглашение должны быть включены соответствующие положения, касающиеся выкупной цены за земельный участок, сроков и других условий выкупа.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с землепользователем ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если землепользователь не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

5. Зональное согласование

5.1. Понятие и виды зонального согласования
Зональное согласование устанавливает факт соответствия строительных намерений владельца недвижимости стандартам землепользования и застройки, установленным для зонального района, в котором находится недвижимость. В каждом зональном районе застройка земли может осуществляться по общему или специальному зональному согласованию.
Получение зонального согласования является необходимым для осуществления закройки. Зональное согласование не заменяет разрешения на строительство, которое выдается соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном действующим законодательством порядке по согласованию с государственными органами контроля и надзора. Зональное согласование производится до или одновременно с получением разрешения на строительство.
Общее зональное согласование застройки предполагает, что землепользователь имеет право осуществлять любой вид застройки, предусмотренный настоящими правилами для данного зонального района. Землепользователю не может быть отказано в этом праве.
Общее зональное согласование производится в отношении основных разрешенных и сопутствующих видов использования недвижимости.
Получение специального зонального согласования необходимо в случаях, когда:
а) застройка в том или ином отношении не отвечает требованиям к объему зданий или строений или другим строительным стандартам (застройка с отступлением от правил застройки, п. 5.3. правил);
б) настоящие правила прямо предусматривают необходимость специального зонального согласования для конкретного вида застройки в данном зональном районе (закройка объемов, внесенных в особый перечень для данного зонального района, п. 5.4 правил);
в) предполагаемый вид застройки не просмотрен настоящими правилами либо требует внесения изменений в карту зонирования территории (застройка с изменением зонирования территории, п. 5.5 правил).
Не требуется зонального согласования (общего или специального) для таких видов строительных изменений недвижимости (исключая объекты историко - культурного наследия), которые по своим целям, характеру и объему не приведут к нарушениям настоящих правил, обязательных нормативов и стандартов.
К указанным видам изменений недвижимости могут относиться текущий ремонт, некапитальные перестройки и внутренние перепланировки, замена оборудования (при условии, что это не снижает уровня безопасности и не связано с изменениями несущих конструкций объекта), внутренние отделочные работы. Другие подобные незначительные изменения недвижимости.
Не требуется также зонального согласования для изменений одного вида на другой вид разрешенного использования невидимости (исключая объекты историко - культурного наследия), при условии что:
- выбираемый владельцем недвижимости вид использования не обозначен в списках п.п. 3.3.-3.7. как требующий специального зонального согласования;
- эти действия не связаны с изменениями физических параметров и конструктивных характеристик объекта недвижимости;
- при этом не меняется владелец недвижимости. Общее и специальное зональное согласование теряет силу, если строительство объекта не начинается в течение двух лет после его выдачи.

5.2 Общее зональное согласование
Заявление на получение зонального согласования подается в форме, установленной главным архитектором. За подачу заявления на осуществление застройки взимается плата, установленная постановлением мэра города. Указанная плата зачисляется в городской бюджет.
Владелец земельного участка, иного объекта недвижимости представляет главному Архитектору:
- заявление о предоставлении общего зонального согласования;
- необходимую информацию о земельном участке, ином объекте недвижимости и условиях владения (с приложением правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости);
- схему застройки участка, которая содержит следующие материалы и сведения:
а) обозначения всех существующих и предполагаемых построек;
б) сведения о предполагаемых видах использования построек, общей площади (объеме), количестве этажей, высоте, подключении к централизованным сетям инженерно - технического обеспечения, или по организации автономных систем обеспечения.
Главный архитектор принимает решение о предоставлении или непредоставлении общего зонального согласования в учение 15 дней или в иной срок, оговоренный с владельцем участка. Если в течение указанную) срока заявителю не было представлено письменное уведомление о согласовании или письменный отказ в согласовании, то согласование считается состоявшимся. Письменное уведомление о согласовании может содержать пункт, обязывающий заявителя произвести необходимые корректировки представленной схемы застройки участка и обеспечить их выполнение в процессе строительных изменений.

5.3. Зональное согласование застройки с отступлением от правил застройки

Зональное согласование застройки с отступлением от установленных правил застройки позволяет осуществлять застройку, которая в той или иной степени не отвечает требованиям к размеру зданий или строений либо других строительным стандартам.
Зональное согласование застройки с отступлением от правил застройки выдается в соответствии с порядком, установленным в п. 5.6. настоящих правил.
Зональное согласование застройки с отступлением от правил застройки выдается только при наличии информации, подтверждающей необходимость данных отступлений для практического осуществления застройки земли и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду, объекты и земли историко - культурного наследия, объекты благоустройства города, а также характер и стоимость прилегающих объектов недвижимости.
Зональное согласование застройки с отступлением от правил не может узаконить вид землепользования, который запрещен в данном зональном районе.

5.4. Зональное согласование застройки объектов, внесенных в особый перечень для данного зонального района

Специальное зональное согласование выдается на застройку тех объектов, которые внесены в особый перечень в данном зональном районе.
Указанное зональное согласование выдается в соответствии с порядком, установленным п. 5.6. настоящих правил.
Зональное согласование застройки объектов, внесенных в особый перечень для данного зонального района выдается только при условии наличия информации, подтверждающей отсутствие при осуществлении строительства данного объекта вредного воздействия на здоровье, безопасность или общее благополучие лиц, живущих или работающих вблизи данного объекта и негативного влияния на существующие и будущие постройки, расположенные поблизости, на объекты и земли историко - культурного наследия.
Эта информация должна содержать, в частности, данные:
а) о размере и формах строительной площадки, а также размерах, формах и расположении планируемых к строительству зданий;
б) о возможности доступа людей и техники, воздействии на движение транспорта, и соответствии мест стоянки автотранспорта и погрузочно - разгрузочных площадок;
в) о пыле- и шумозащитных устройствах, а также устройствах, предотвращающих выбросы раздражающих и ядовитых веществ;
г) об озеленении, сооружении заграждений, открытых пространств, освещения, вывесок.

5.5. Зональное согласование застройки с изменением зонирования территории

Изменение зонирования территории может быть осуществлено при выполнении следующих условий:
а) заявитель заключает с городской администрацией соглашение, обеспечивающее строительство улиц, системы канализации, водостоков, водопроводных магистралей, тротуаров, уличного освещения, осуществление озеленения и/или прочих общественных услуг за счет заявителя или на основе долевого участия;
б) заявитель предоставляет городу территорию, необходимую для трассировки улиц, размещения парков, рекреационных объектов или школьных площадок, оказания общественных услуг на застраиваемой территории, либо передает городу на данные цели соответствующие средства.
К заявлению об изменении зонирования прилагаются сведения, касающиеся использования предлагаемого земельного участка, зданий или строений; сроков строительства; места расположения и проектирования зданий и строений; отделочных материалов планируемых зданий и сооружений; организации транспортного движения и предоставления мест для стоянки автотранспорта; обустройства ландшафта, озеленения и др.
Подача и рассмотрение заявки на изменение зонирования территории осуществляется в порядке, установленном для подачи и рассмотрения заявления на получение специального зонального согласования (п.п. 5.4, 5.6. правил).
При этом копия заявления в течение 3 дней передается главным архитектором в градостроительный совет для рассмотрения и составления заключения. Заключение должно быть сделано градостроительным советом в течение 30 дней и передано в комиссию по зонированию в течение 7 дней. Комиссия по зонированию назначает общественные слушания не позднее двухмесячного срока с момента подачи заявления. Решение комиссии по зонированию представляется в городскую Думу для утверждения.
Копия утвержденного Думой решения направляется главному архитектору, который вносит соответствующие изменения в карту зонирования. Комиссия по зонированию в недельный срок выдает соответствующее зональное согласование застройки с изменением зонирования территории заявителю.

5.6. Порядок получения специального зонального согласования
Лицо, подающее заявление на строительство объекта, требующего специального зонального согласования, должно согласовать заявление с государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований и нормативов, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, охраны здоровья граждан, охраны памятников истории и культуры и т.д.
После получения заявления и результатов указанных согласований на строительство объекта, требующего специального зонального согласования, главным архитектором в течение 15 дней готовится заключение.
Копия заявления и заключение передаются главным архитектором в комиссию по зонированию в течение 7 дней после составления заключения.
Комиссия по зонированию назначает общественные слушания не позднее двухмесячного срока с момента подачи заявления и уведомляет об этом заявителя, главного архитектора и общественность.
Уведомление должно включать:
а) указание места расположения земельного участка;
б) описание предполагаемой застройки;
в) информацию о том, где и когда представители общественности могут ознакомиться с заключением;
г) время и место общественных слушаний.
Уведомление общественности осуществляется через городские газеты, посредством уличной рекламы либо в любой другой форме по усмотрению комиссии.
Уведомление общественности осуществляется не позднее чем за 15 дней до даты проведения общественных слушаний.
На слушаниях заявитель, главный архитектор, представители городской администрации, другие заинтересованные лица вправе выступать в защиту или против данной заявки.
При принятии решений о выдаче зонального согласования застройки с отступлением от правил застройки и зонального согласования застройки объектов, внесенных в особый перечень для данного зонального района комиссия вправе не назначать общественные слушания.
Не позднее 15 дней с момента получения заявления или проведения слушаний в случае, когда они назначаются, комиссия принимает решение по данному заявлению и направляет копии решения заявителю, главному архитектору и лицам, выступавшим на слушаниях.
По результатам решения комиссия по зонированию в недельный срок предоставляет соответствующее специальное зональное согласование.

6. Обеспечение соблюдения правил застройки.
Ответственность за нарушение правил

6.1. Предписание главного архитектора об устранении нарушений правил застройки

В тех случаях, когда главный архитектор устанавливает, что застройка осуществляется самовольно или с нарушением установленных правил, он направляет землепользователю письменное предписание с требованием устранить нарушения в срок не позднее 60 дней после вручения предписания.
В предписании должно быть указано:
а) сведения о застройке;
б) характер нарушения правил;
в) лицо, которому оно адресовано;
г) меры, необходимые для устранения нарушений и время, в течение которого они должны быть приняты;
д) право главного архитектора заходить на данную территорию и принимать меры, указанные в Предписании;
е) меры ответственности, которые могут быть применены к лицу в случае, если указанные нарушения не будут устранены в срок;
ж) право лица, которому адресовано предписание, обжаловать его в установленном порядке.
Лицо, не согласное с предписанием главного архитектора, может подать жалобу в комиссию по зонированию или в суд.
Комиссия по зонированию, а также суд вправе приостановить действие предписания главного архитектора на период рассмотрения жалобы.

6.2. Обжалование решений главного архитектора и комиссии по зонированию
Лицо, не согласное с решением главного архитектора, может подать жалобу в комиссию по зонированию или в суд.
Лицо, не согласное с решением комиссии по зонированию, принятым согласно настоящих правил, имеет право подать жалобу в суд.

6.3. Ответственность за нарушение правил зонирования
Ответственность за нарушение правил зонирования наступает в порядке и размерах, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Иркутской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления в пределах их полномочий.

7. Заключительные и переходные положения

7.1. Порядок вступления правил в силу
Настоящие правила вступают в силу со дня их официального опубликования.
7.2 Действие настоящих правил во времени
Положения настоящих правил не затрагивают вопросов правомерности видов пользования зданиями, сооружениями, а также земельными участками, которые существовали до вступления в силу настоящих правил.
Поправки к настоящим правилам, а также изменение зонирования территории города не затрагивают вопросов правомерности строительства зданий, сооружений, а также видов пользования земельными участками и строениями, существовавших до принятия соответствующих поправок либо изменения зонирования.
Строительство зданий и сооружений, на которое до вступления в силу настоящих правил было получено соответствующее разрешение, считается правомерным, за исключением тех случаев, когда строительство данного объекта не началось по вине застройщика в сроки, предусмотренные разрешением на строительство.
Капитальный ремонт или реконструкция здания либо сооружения, не соответствующего требованиям настоящих правил, осуществляемые после введения правил в действие, запрещаются, если это может привести к увеличению такого несоответствия. Указанное положение не относится к работам, на которые до вступления в действие настоящих правил была выполнена, утверждена и оплачена проектная документация.
Не соответствующее требованиям настоящих правил здание либо строение, находящееся в ветхом или аварийном состоянии (за исключением объектов историко - культурного наследия), может быть восстановлено только в тех случаях, если его последующее использование будет соответствовать установленным правилам зонирования и застройки.
Нормативные акты органов городского самоуправления по вопросам зонирования и планирования застройки, принятые до вступления в силу настоящих правил, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящим правилам.
Перечисленные в настоящих правилах виды использования земельных участков и недвижимости в Центральной исторической части (специальной зоне С-2) применяются до разработки и утверждения в установленном порядке специальных правил детального зонирования и реконструкции данного зонального района.
Кроме территорий, выделенных в специальные зоны (С-1, С-2, С-З), в границах городской черты могут быть выделены другие специальные зоны и территории, для которых разрабатываются особые режимы использования, хозяйственной деятельности, изменения недвижимости и предлагаются определенные территориальные границы.
Предложения по выделению новых специальных зон передаются главному архитектору для введения их в состав настоящих правил в соответствии с процедурой составления и утверждения карты зонирования (п. 3.10.).

Начальник Главного управления
Архитектуры и градостроитель
Б.И.КУЛИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru