Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 12.08.1997 № 7/929
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 1997 г. № 7/929

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И
РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ
ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА

В целях дальнейшего сохранения и использования культурного наследия города, реализации комплексной программы реставрации, реконструкции муниципальных домов - памятников, руководствуясь ст. 6 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 72 закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", ст.ст. 24, 25 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, постановлениями мэра № 7/953 от 20.09.1996 "О создании рабочей группы" и № 7/131, от 13.02.1997 "О проекте концепции комплексной реставрации и реконструкции исторической застройки центра г. Иркутска", постановляю:

1. Утвердить концепцию комплексной реставрации и реконструкции исторической застройки центра г. Иркутска, подготовленной НПК "Три века" (приложение № 1).
2. Пресс - центру (Выборов) опубликовать окончательную редакцию концепции в средствах массовой информации.
3. Комитету по городскому обустройству (Ощерин) принять концепцию за основу при реализации программы комплексной реставрации и реконструкции исторической застройки г. Иркутска.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя Комитета по городскому обустройству Ощерина Л.А.

И.о. мэра г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 12 августа 1998 года
№ 7/929

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА г. ИРКУТСКА

1. Введение.
2. Краткий исторический архитектурно - градостроительный анализ развития территории.
3. Анализ современного состояния исторического центра города.
4. Оценка существующей градостроительной документации.
5. Обобщенные принципы реконструктивного подхода.
6. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция, как документ, предваряющий конкретную программу, а затем и комплекс проектной документации на реставрацию и реконструкцию исторической застройки, расположенной в центре города Иркутска, предполагает формирование блока целеполагающих идей, призванных служить организационно - нормативным каркасом всей последующей работы.
Отнесение Иркутска к числу исторических городов России является непреложным фактом, диктующим необходимость наиболее полного сохранения культурного потенциала архитектурного наследия. Вместе с тем, новые социально - экономические процессы, определяющие эволюцию города, его развитие, требуют соответствующего материально - технического воплощения в комплексе реконструктивных идей, включающих и новое строительство.
Предлагаемый вниманию документ формулирует обобщенные принципы реконструктивного подхода, выведенные на основании анализа современного состояния исторического ядра города и оценки градостроительной документации. Даны некоторые предварительные рекомендации.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Иркутск, основанный в 1661 г., вскоре стал главным форпостом России на востоке и базой колонизации Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В XVII - XIX веках город быстро рос, превратившись в крупнейший административный, торговый культурный и религиозный центр Сибири. С1783 г. Иркутск - центр наместничества, а затем (1822 г.) генерал - губернаторства.
После пожара 1879 г. центр города быстро восстанавливался. При этом:
- сохраняется допожарная планировка;
- сохраняется роль Православных храмов как градостроительных доминант;
- увеличивается число культовых построек неправославных конфессий;
- сохраняется усадебный принцип деления территории;
- наряду с традиционным строением усадеб появляются новые;
- главные улицы обстраиваются каменными зданиями;
- в деревянной застройке значительно расширяется типологический спектр жилых домов
- от традиционного односемейного до многоквартирного доходного;
- становится разнообразнее архитектурная пластика построек.

Многообразие архитектурно - градостроительных приемов обуславливалось возросшей функциональной неоднородностью городской структуры.
В окружении жилой деревянной застройки выделялись социально значимые центральные улицы, обстроенные по периметру каменными зданиями. Еще большую духовную ценность для жителей представляли храмы, что соответствовало их роли вертикальных доминант. Исторический центр, как совокупность ценной каменной и деревянной застройки, представлял собой единую градостроительную систему с ясно выраженной пространственной структурой социальной ориентации, и потенциально это качество еще не утеряно.
Уникальность архитектурного наследия Иркутска (прежде всего деревянной застройки) в евразийской, российской, сибирской градостроительной культуре определяется историко - архитектурной ценностью памятников, типологическим многообразием и их количеством.
Культурная значимость архитектурного наследия проявляется на различных градостроительных уровнях, что дает нам основание выделить как архитектурно - исторический памятник следующие элементы городской среды:

- планировочная структура центральной, исторической части города;
- крупный градостроительный фрагмент (квартал, улица, площадь и т.п.);
- комплекс построек (усадьба);
- здание;
- архитектурная пластика и декор.

Вместе с тем, история Иркутска раскрывает город как открытую, гибкую, постоянно преобразующуюся систему. Эволюционный характер ее развития обеспечивался включением новой постройки в реально существующий контекст сложившегося градостроительного образования, стабильностью правовых норм частного землепользования и адекватной реакцией на меняющиеся социально - экономические условия.

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Состояние исторического архитектурного наследия

Реставрацию в Иркутске можно разделить на три этапа:

- Реставрация единичных зданий. Функциональное назначение - объекты культуры (музеи, дома творческих союзов и т.п.). Регулярно используется незначительным слоем населения. Широкими слоями общества оценивается высоко, но воспринимается как явление уникальное, элитное, исключение из правил.
- Середина 1980-х гг. Реконструкция градостроительного каркаса исторической застройки - главных торговых улиц города. Функциональное назначение реставрированных зданий - объекты соцкультбыта (магазины, кинотеатры и др.). Регулярно используются широкими слоями населения. Реконструкция оценивается положительно, но воспринимается как деятельность, ориентированная исключительно на общественные постройки.
- Предстоящий этап - качественно новый: реконструкция градостроительной ткани, включающей все элементы городской среды. Функциональное назначение реконструируемых зданий - жилье (таким образом для многих реконструкция затронет все стороны человеческой жизни). Трудности: количество реконструируемых объектов увеличивается на несколько порядков; ограниченные сроки реконструкции (массовое критическое состояние деревянных конструкций); отсутствие достаточного контингента специалистов, умеющих работать с деревянной застройкой; работа с индивидуальным клиентом при сложившемся негативном отношении к старой деревянной застройке.
Хотя Иркутск обладает начальным потенциалом для ведения реконструкции, реконструктивных мероприятий явно недостаточно, и в ряде случаев наблюдается:
- искажение исторически сложившейся планировочной структуры;
- нарушение средовой целостности крупных градостроительных фрагментов;
- деградация и разрушение ценной деревянной и каменной исторической застройки;
- реализация проектов отдельных зданий разработанных вне рамок реконструкции крупных целостных фрагментов городской среды. Низкие эксплуатационные качества вступают в противоречие с социально - культурным статусом исторической застройки, ее общекультурная ценность не осознается значительной частью населения.
Активизация процесса реконструкции исторической среды центра тормозится отсутствием для заказчика правовых гарантий и их нормативного обеспечения на практическое использование земельной и недвижимой собственности.

Состояние функционально - планировочной структуры

Исторический центр в целом обладает необходимым набором общегородских функций, значительная часть которых размещена в исторических зданиях.
Однако, территориальное распределение их несбалансировано. Причем зоны с предельно допустимой концентрацией социально - активных видов деятельности (торгово - коммерческие) окружены территориями с их дефицитом. Влияние этих функций стихийно выходит за свойственные им пространственные пределы - экспансия распространяется и на соседнюю застройку, в том числе и исторически ценную. При отсутствии механизма, регулирующего этот процесс, возможны искажение облика и даже полная утрата памятников (в основном деревянных построек).
Территория, занятая под промышленность, не соответствует социально - функциональной роли и ценности земли городского центра. Нарушена историческая связь города с поймой реки Ушаковки (ИЗТМ) и берегом Ангары (ТЭЦ-2, чаепрессовочная фабрика, дрожж. завод).
Историческая застройка в целом способна адаптироваться к большинству функций, необходимых городскому центру, но для каждого отдельного памятника необходимо находить оптимальное назначение.
Памятники часто используется под функции, необязательные для центра города, и, при переориентации, могли бы служить резервом для функционального развития центра.
Сама территория центра (в том числе и занимаемая исторической застройкой - при расчистке от малоценных и ветхих построек) обладает значительным резервом для строительства новых некрупногабаритных объектов.
Возможности для нового строительства присутствуют и в массивах типовой застройки.
Еще более крупным резервом представляются территории, занимаемые в настоящее время под промышленные производства.

Состояние транспортных коммуникаций

Узлы улично - дорожной сети, примыкающие к зоне центрального рынка и улицы Урицкого, исчерпали свою пропускную способность. Этот участок сети является наиболее вероятным источником сетевых заторов, которые могут парализовать в пиковые периоды транспортное обслуживание зоны рынка.
Отсутствие внеуличных автостоянок (надземных и подземных) усиливает критическую ситуацию в местах концентрации общегородских функций.
Вместе с тем, правильная организация движения и ряд мероприятий по территориальному распределению общегородских функций позволит сбалансировать транспортную схему без существенного сноса исторической застройки.

ОЦЕНКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ОХРАННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Генплан города остается основным градостроительным документом, большая часть его положений для Иркутска в целом и в настоящий момент сохраняет силу.
Вместе с тем, основополагающие градостроительные материалы выполнены более 10 лет назад и корректуре не подвергались.
Предложенная ген. планом и ПДП транспортная схема центра приведет к нарушению исторически сложившейся планировки и сносу значительного количества памятников, что идет вразрез с требованием Проекта охранных зон.
Разноречивость генерального плана, проекта детальной планировки с проектом зон охраны затрудняет вести администрации города, главному управлению архитектуры и органам охраны памятников целенаправленную и единую политику по реконструкции исторической застройки.
Кроме указанных градостроительных и охранных документов, существуют Правила застройки города, где отсутствует раздел по реконструкции и реставрации исторической застройки.
Разрабатываются Правила зонирования и застройки г. Иркутска, которые призваны стать более гибким и оперативным документом в решении, в основном, процедурных вопросов.

ОБОБЩЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОДХОДА

Цель

Максимальное сохранение ценной исторической застройки при полноценном функционировании и развитии городского центра.
Обеспечение сохранения ценной исторической застройки:
- сохранение исторической планировки центра города;
- предотвращение сноса памятников истории и культуры, их реставрация и реконструкция;
- сохранение и восстановление композиционной структуры исторической застройки;

Преемственность развития исторического центра города:
- допустимость включения новой застройки в историческую ткань центра;
- опора на сложившуюся градостроительную структуру как контекст, предопределяющий архитектурное решение;
- выявление и использование градостроительных традиций в развитии центра;
- использование и преемственное развитие исторически сложившихся композиционных приемов;
- сомасштабность застройки;
- достаточный уровень пластической выразительности.

Комплексный подход:

- археологическое обследование;
- опора на предваряющие научные исследования;
- согласование и утверждение режима охраны, методов сохранения, реставрации, реконструкции вновь выявленного, либо передаваемого на баланс города памятника (предмета охраны) архитектуры;
- проведение предпроектных работ по градообразующим участкам и особо важным объектам с обсуждением на Общественном Совете;
- включение в проект реконструкции конкретного памятника или градостроительного фрагмента всего комплекса инженерных мероприятий;
- проведение конкурсов на право владения социально - значимых объектов историко - культурного назначения;
- государственная и независимая экспертиза проектов реставрации и реконструкции;
- контроль за реализацией проекта;
- контроль проектных сроков строительных работ;
- использование механизма воздействия на инвестора и пользователя (вплоть до передачи прав иному юридическому субъекту) при отступлении от проекта или сроков его реализации;

Конкурсное проектирование

- по градообразующим участкам - по особо важным объектам

Конкурс на строительный подряд

Согласованность программ реконструкции с программами социального развития города.
Возрождение и обеспечение жизнеспособности местных строительных традиций.
Привлечение общественных и научных организаций в сферу решения вопросов сохранения культурного наследия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование деревянной застройки - вневременной факт, требующий полноценного включения ее в жизнедеятельность городского центра.
Необходимость реконструкции исторической застройки обуславливается:
- высокой культурной значимостью застройки, содержащейся в исторической архитектуре композиционно - планировочной системой, открытой для развития в современной практике;
- экономической целесообразностью реконструктивных мероприятий;
- возможностью и целесообразностью сбалансированной работы транспортной и инженерно - технических коммуникаций без сноса исторической застройки;
- способностью исторической застройки отвечать основным функциям городского центра, сохраняя прежние, и, в определенных границах, адаптироваться к новым;
- возможностью использования крупных градостроительных фрагментов малоэтажной усадебной застройки для создания экологического каркаса городского центра;
- возможностью привлечения инвестиций;
- наличием качеств, способствующих формированию социально - территориальной общности.

Требуется разработка блока специальных программ

- Программа экологических и инженерно - гидрологических мероприятий;
- Программа социальных мероприятий;
- Программа археологических исследований;
- Программа исторических и памятниковедческих исследований;
- Программа организационной и правовой поддержки заказчика, проектировщика и подрядчика;
- Программа социально - функционального развития центра;
- Программа методического обеспечения предпроектных исследований;
- Программа развития туризма (методы презентации и рекламы культурного наследия);
- Программа подготовки специалистов и развития материально - технической базы реконструкции;
- Программа реабилитации территорий, занятых в настоящее время пром. зонами;
- Программа организации транспортной и коммунальной инфраструктуры;
- Программа "Музеи города".

Необходима разработка комплексных программ реконструкции
локальных исторических территорий и объектов

- Программа реставрации и реконструкции Храмов Русской Православной Церкви и других культовых сооружений;
- Программа реконструкции и реставрации памятников деревянного зодчества на территории исторического центра Иркутска;
- Программа реконструкции и реставрации памятников каменной архитектуры на территории исторического центра Иркутска;
- Программа комплексной реконструкции торгового ядра (Центрального рынка) и прилегающей территории.

Обобщенные задачи отдельных программ

Программа экологических и инженерно -
гидрологических мероприятий

- формирование экологического каркаса и понижение грунтовых вод.

Программа социальных мероприятий:

- создание службы заказчика (соблюдение прав заказчика и разграничение обязанностей заказчика и др. субъектов, экспертная консультация и пр.);
- выявление интересов потенциального заказчика;
- формирование корпоративного заказчика и органов местного самоуправления;
- создание обменного жилого фонда для отселяемых жителей;
- взаимоувязка с общегородскими социальными программами;

Программа организационной и правовой поддержки:

- Создание Фонда реконструкции;
- создание координационного центра;
- правовые гарантии и формы компенсации субъектам реставрации (заказчикам, проектным и производственным организациям);
- Устав реконструкции;
- создание механизма согласования постановки на учет, режима охраны, методов сохранения, реставрации, реконструкции вновь выявленного, либо передаваемого на баланс памятника (предмета охраны) архитектуры местного значения;
- создание оперативного механизма утверждения проектной документации (на основе нового блока документации: концепция - программа - бизнес - план).

Программа социально - функционального развития центра:

- градация территории исторического центра:
-- зоны активного развития (функции: торгово - коммерч., адм. - хоз., активные формы туризма);
-- зоны спокойного функционирования (жилье, детские, лечебно - профилактич. учреждения);
-- переходные зоны (учреждения культуры, образования, обслуживания);
-- функциональное использование памятников и территорий.

Программа по организации транспортной и инженерно -
коммунальной инфраструктуры:

- вывод транзитного транспорта на периферию городского центра;
- создание системы внеуличных автостоянок;
- формирование зон приоритета общественного транспорта;
- мероприятия по сбалансированности инженерных сетей;
- использование как централизованных, так и локальных и автономных инженерно - коммунальных систем.

Программа подготовки специалистов и развития
материально - технической базы:

- Обучение и подготовка (в том числе и в форме ФПК):
- научно - исследовательских кадров;
- проектировщиков;
- производственных кадров (инженеров и мастеров);
- специалистов административно - управленческого аппарата
- Оборудование научно - исследовательских лабораторий
- Формирование производственных мастерских, закупка современных технологий и оборудования

Программа реконструкции и реставрации памятников
деревянного зодчества Иркутска:

- определение первоочередных объектов;
- проектирование и реализация проектов реконструкции;
- санация территории (расчистка от малоценной, дисгармонирующей и ветхой застройки);
- новое строительство в рамках режима реконструкции;
- социально - функциональное наполнение зданий и территории;
- контроль за практическим использованием отреставрированной застройки.

Заместитель мэра
Л.А.ОЩЕРИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru