Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 09.06.1997 № 37/624
"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Г. ИРКУТСКА И ЕГО ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2005 Г."

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 1997 г. № 37/624

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Г. ИРКУТСКА
И ЕГО ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2005 Г.

Руководствуясь ст.ст. 10, 17 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст.ст. 6, 15 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 15, 24, 32 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, постановляю:

1. Принять к сведению информацию "О ходе выполнения "Экологической программы г. Иркутска и его пригородной зоны на период до 2005 г.", утвержденной решениями Иркутского городского Совета народных депутатов от 26.12.1988 и городской Думы № 64-гД от 17.03.1995, подготовленную отделом охраны окружающей среды администрации г. Иркутска (Приложение 1).

2. Заместителю председателя комитета по делам горожан Кощееву М.Е. информировать городскую Думу о ходе выполнения "Экологической программы г. Иркутска и его пригородной зоны на период до 2005 г.".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя комитета по делам горожан Дубровина С.И.

И.о. мэра г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 9 июня 1997 года
№ 37/624

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Г. ИРКУТСКА
И ЕГО ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2005 Г.,
УТВЕРЖДЕННОЙ РЕШЕНИЯМИ ИРКУТСКОГО ГОРОДСКОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 26.12.1988
И ГОРОДСКОЙ ДУМЫ № 64-ГД ОТ 17.03.1995

Основной целью Экологической программы г. Иркутска и его пригородной зоны является гармонизация отношений городского сообщества, функционирование и развитие инфраструктуры города с учетом необходимости сохранения и оздоровления экологической ситуации, общественного здоровья населения г. Иркутска.
За период с 1989 г. по 1996 г. городской Думой, администрацией г. Иркутска, специально уполномоченными органами по охране окружающей среды и природных ресурсов, промышленными предприятиями, общественностью в городе проводилась работа по основным направлениям экологической программы: экология и здоровье, охрана атмосферы, охрана водных объектов, содержание территорий, экологическое воспитание, которая позволила разработать на территории г. Иркутска систему эмиссионных стандартов для источников коммунальных и промышленных выбросов вредных веществ в атмосферу, создать предпосылки к организации системы накопления и обработки данных по загрязнению водных объектов, рассмотреть существующее состояние и предложить современные подходы к рациональному использованию природно-ресурсного потенциала зеленой зоны г. Иркутска, наметить пути повышения эффективности контроля за выбросами автомобильного транспорта, составить эколого-гигиенический паспорт города.
В течение 1992 - 1993 годов в составе милиции общественной безопасности ГУВД действовал санитарно экологический отдел, что явилось новым элементом, способствующим профилактике правонарушений в области охраны окружающей среды. По заказу администрации институтами Иркутского научного центра выполнено 8 научно-исследовательских работ по оценке качества городской природной среды и здоровья населения.
Административными комитетами, городской Думой рассмотрены вопросы и приняты решения о корректировке, внесении изменений и дополнений в экологическую программу, с учетом совершенствования экономических и юридических механизмов решения природоохранных задач. Разработано положение и порядок получения лицензий на разработку общераспространенных видов полезных ископаемых на территории города, приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства правила содержания территории города, разработаны и утверждены решением городской Думы г. Иркутска от 18.03.1996 № 180-гД правила содержания домашних животных для предупреждения распространения болезней, передающихся через них.
В целом из 32 организационных мероприятий, предусмотренных программой, выполнено в полном объеме 14, частично выполнено 3. Не выполнено в установленные сроки 13 мероприятий. Не вынесены лодочные станции из второго пояса зоны санитарной охраны источника городского водоснабжения (залив Ерши и Чертугеевский), продолжается отстой судов на пристани "Ракета", не решены вопросы утилизации промышленных отходов, медленно внедряются в практику жилищного строительства шумозащитные варианты жилых и общественных зданий и ряд других.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Центром медицинской экологии, отделом медицинской и социально-демографической политики ВСФЦ СО РАМИ проведен анализ социально-демографических процессов в районах г. Иркутска, составлен эколого-гигиенический паспорт города. Органами госсанэпиднадзора, учреждениями здравоохранения постоянно проводится анализ заболеваемости городского населения.
В городском центре госсанэпиднадзора до 1997 г. функционировала группа "АГИС-здоровье", целью которой являлся статистический анализ инфекционной и соматической заболеваемости, установление оперативных взаимосвязей ее с загрязнением природной среды в условно чистых и грязных районах города.
Проблемы, связанные с экологией переносчиков заразных заболеваний были сформированы в комплекс первоочередных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия города на 1995 - 1996 годы.
В 1989 - 1995 годы в городе продолжалась реализация профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения г. Иркутска. С 1993 г. ЦМЭ проводятся научно-исследовательские работы и анализ изменения городской среды и условий жизни населения г. Иркутска под влиянием промышленного загрязнения. Проведенная работа позволила выделить взаимосвязи между качеством городской среды и здоровьем населения г. Иркутска. Появившиеся данные предполагают необходимость отраслевой ориентации работ. Так выявленные зависимости обострения хронических заболеваний органов дыхания, связанные с накоплением загрязняющих веществ в атмосфере, определяемы в основном при формировании комплексов неблагоприятных метеоусловий. При этом профилактических мер по предупреждению обострения длительно болеющего населения данными нозологическими формами, проводимых силами лечебно-профилактических учреждений, средств массовой информации, совершенно недостаточно.
Органами госсанэпиднадзора, межобластным комитетом "Радон", предприятием Сосновгеология проведена радиационная съемка города, обнаруженные аномалии дезактивированы.
Из 16 мероприятий по данному разделу выполнено 10. В настоящее время совместно с ЦМЭ СО РАМН подготовлено техническое задание на прогнозное изучение влияния шумовых факторов и источников электромагнитного излучения на состояние здоровья населения города.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРЫ

Основными предприятиями, загрязняющими атмосферу города промышленными выбросами, являются объекты теплоэнергетики, транспорта, машиностроения, металлургии.
По сравнению с 1989 г. в 1996 г. отмечается снижение поступления валовых выбросов в атмосферу города от стационарных источников на 27980 тонн. Так же снизился удельный вес выбросов автомобильного транспорта на 6289 тонн.
По данным Госкомгидромета в городе ежедневно осуществляются наблюдения за состоянием воздушного бассейна на 7 стационарных постах за содержанием 9 вредных примесей: пыль, диоксид серы и азота, оксид углерода и азота, озон, формальдегид, растворимые сульфаты, бенз(а) пирен и восемь тяжелых металлов.
Приоритетными примесями загрязнения атмосферного воздуха являются продукты сгорания топлива, содержание которых превышает установленные ПДК.
За рассматриваемый период среднегодовые концентрации наблюдаемых примесей превышали санитарные нормы по пыли в 1,3 раза, диоксиду азота 1,2 раза, формальдегиду в 7 раз и бензин(а) пирену в 6,7 раза.
Экологической программой города предусмотрен ряд мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии с Программой подлежало выносу из жилой застройки 50 промышленных предприятий и организаций, из них вынесены 2 (склад магазина "Спорттовары" по ул. Партизанская, 14 и лесопильный цех муниципального предприятия "Иркутскремстрой" на Шишиловском острове).
На 38 предприятиях предусматривалось проектирование и строительство санитарно-защитных зон. К 1996 году 14 промышленных объектов выполнили проект и разработали мероприятия по обустройству санитарно-защитной зоны. Из 323 котельных, подлежащих закрытию, закрыто 48, в том числе в 1993 году - 2. Низкие темпы закрытия котельных связаны с дефицитом покрытия тепловых нагрузок.
В целях снижения поступления промышленных выбросов на предприятиях предусматривался комплекс мероприятий по реконструкции и монтажу газопылеулавливающего оборудования. На сегодняшний день полностью выполнено 15 (1989 г. - АО "Кедр", АО "ИЗТМ"; 1990 - 1995 гг. - АО "Иркутскмебель", Теплоцентраль СПУ, завод "Стройдеталь", ТОО "Мельниковское предприятие КПД", противочумный институт), выполнение 6 мероприятий в результате экспертной оценки признано нецелесообразным, не выполнено 13 мероприятий.
В 1992 году по заказу администрации города Лимнологическим институтом выполнен проект нормативов предельно допустимых (временно согласованных) выбросов. В результате проведенных работ нормированием охвачено 3072 источников выбросов (113 предприятий и 112 ведомственных котельных), от которых в атмосферу поступает 92 загрязняющих вещества, выбросы 34 предприятий признаны соответствующими эмиссионным стандартам. Необходимо снижение выбросов по 31 веществу, в основном выбрасываемым объектами теплоэнергетики.
Весомый вклад теплоэнергетики требует повышенного внимания к проблеме оптимизации теплоснабжения, в связи с чем отдел охраны окружающей среды принял участие в Проекте ТАСИС "Экологически чистое энергоснабжение Байкальского региона" в части, касающейся г. Иркутска. Участники проекта - администрация города, Сибирский энергетический институт СО РАН и английская фирма WS ATKINS. Предложения по улучшению работы котельных направлены МП "Иркутсктеплоэнерго".
Решение данных вопросов невозможно без обеспечения гарантированных схем теплоснабжения, а именно дублирования крупных источников теплоснабжения, строительства и реконструкции систем очистных сооружений, внедрения новых технологий сжигания топлива.
Разработка мероприятий по достижению предприятиями установленных общегородских стандартов в составе ведомственных томов предельно допустимых выбросов и незамедлительное их выполнение, организация и обустройство санитарно-защитных зон позволит локализовать зоны загрязнения в пределах промышленных площадок предприятий (финансирование данной работы предусмотрено сметой экофонда).
В целях выполнения Экологической программы и Постановления № 37/709 от 17.08.1995 "О разработке нормативов предельно допустимых выбросов предприятий г. Иркутска" 61 предприятию - загрязнителю природной среды необходимо было разработать ведомственные тома ПДВ. Администрацией города приобретен программный комплекс "Атмосфера-ПДВ" для выполнения работ по установлению общегородских стандартов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Иркутска, проведено инструктирование разработчиков ведомственных томов ПДВ об условиях выполнения работ. На 35 предприятиях ведутся работы, из них на 7 ведомственные тома ПДВ уже согласованы специально-уполномоченными органами, на остальных предприятиях работы не ведутся за отсутствием средств.
Отделом охраны окружающей среды Администрации города совместно с АО "Иркутскэнерго" выполнена корректировка нормативов ПДВ Ново-Иркутской ТЭЦ - самого крупного источника загрязнения атмосферы г. Иркутска и самого крупного теплоисточника города, что позволит предприятию разработать и выполнить реальные мероприятия по снижению вредных выбросов в атмосферу. В 1995 году предприятием начат монтаж пневмозолоудаления на электрофильтрах котлоагрегатов, в 1 квартале 1997 г. работа завершена.
В связи с окончанием срока действия сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ по г. Иркутску, в соответствии с письмом Облкомприроды № 4-6-1560 от 26.07.1996, а также с тем, что за период с 1992 г. по 1996 г. прошла реорганизация действующих и образование новых предприятий, на многих изменились: тип и объемы производства, технологические процессы, количество, параметры, взаимоположение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками; в целях установления нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу на территории г. Иркутска мэром г. Иркутска принято постановление № 37/1206 от 05.12.1996 "О выполнении сводного тома нормативов предельно допустимых выбросов по городу Иркутску".
Наиболее серьезной проблемой оздоровления экологической ситуации в городе является снижение загрязнения атмосферы выбросами автомобилей. По данным ГАИ УВД г. Иркутска на 01.01.1997 количество автотранспорта возросло в 2 раза по сравнению с 1989 г. и составило 144763 ед. (сохраняется устойчивая тенденция увеличения автотранспортных средств более чем на 10000 единиц в год).
С 1992 г. администрация города организует на территории г. Иркутска проведение операции "Чистый воздух", координируя усилия контролирующих служб по надзору за соблюдением стандартов содержания токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. В операции принимают участие сотрудники Иркутского областного отделения Ространсинспекции, подразделения городской автомобильной инспекции Управления внутренних дел г. Иркутска, Иркутского городского комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов и городского центра санэпиднадзора. В 1997 г. в операции "Чистый воздух" будут принимать участие специалисты Иркутского центра стандартизации и метрологии. В ходе операции проведено 84 рейдовых проверки (1996 г.) на въезде в город и основных городских магистралях. Проверено 11815 единицы автотранспортной техники, из них с карбюраторным ДВС-11191, с дизельным ДВС-624. Данные операции подтвердили, что обстановка в городе с выбросами от автотранспорта не благополучна: 39% из проверенных карбюраторных автомобилей и 63% дизельных автомобилей не отвечают требованиям природоохранного законодательства. Существенный вклад в загрязнение города вносит транзитный автотранспорт. По результатам проверок установлены следующие предприятия, где эксплуатация техники ведется с превышением нормативов: автоколонна 1257, АО "Кедр", фирма "Агродорспецстрой".
ГАИ РОВД г. Иркутска максимально охватывает автотранспортные средства инструментальным контролем на соответствие ГОСТам токсичности и дымности отработавших газов при проведении государственного технического осмотра. Из проверенных 10640 единиц автотранспортных средств: 2240 не соответствуют действующим ГОСТам по содержанию окиси углерода и дымности в отработавших газах автомобилей, оштрафовано 1816 водителей, запрещена эксплуатация 1933 единиц автотранспортных средств. В 1997 году в соответствии со ст. 144 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях штраф с нарушителя будет взиматься в размере минимальной заработной платы (83490 рублей). В связи с тем, что не все подразделения ГАИ имеют контрольно-измерительную аппаратуру, экспертным Советом по использованию денежных средств принято положительное решение по оснащению роты контрольных пунктов в составе отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГАИ газоанализаторами и дымомерами.
Ведущим направлением снижения воздействия токсичных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автотранспорта, являются: внедрение новых видов топлива, технологических решений, позволяющих повысить эффективность работы топливной аппаратуры, нейтрализаторов, усиление контроля за техническим состоянием, строительство автоматизированных систем управления дорожным движением.
В 1 квартале 1995 г. на 18 автобусах марки "Икарус" ИПАТП-4 была установлена экспериментальная партия нейтрализаторов-глушителей (закупленных на средства экологического фонда г. Иркутска). Комплексная проверка показала, что выбросы отработавших газов автобусов с установленными нейтрализаторами отвечают действующим стандартам.
Нейтрализаторы-глушители рекомендованы для дальнейшего внедрения на предприятиях города. В смету расходования денежных средств включено приобретение нейтрализаторов-глушителей для муниципальных автотранспортных предприятий.
В 1996 г. впервые автоинспекцией УВД г. Иркутска организован постоянный контроль за токсичностью отработавших газов автомобилей на КП-1 (Байкальский тракт), КП-2 (Култукский тракт), КП-3 (Качугский тракт), КП-4 (Московский тракт); проводятся проверки автотранспортных средств, подлежащих регистрации и постановке на учет РЭО ГАИ г. Иркутска, в результате которой государственные номерные знаки на зарегистрированные транспортные средства выдаются только на автомобили, удовлетворяющие требованиям существующих стандартов.
В 1989 году силами УВД Иркутской областной администрации и администрации города Иркутска за счет средств, выделенных из экофонда, была внедрена первая очередь автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД-2) в объеме 20 светофорных объектов, позволяющей двигаться транспортному потоку в оптимальном режиме с минимальными задержками, торможениями, разгонами, перегазовками (а именно на такие ситуации приходятся наибольшие удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу). В результате сокращения количества остановок автотранспорта и времени его стоянки перед светофорами общий расход автомобильного топлива сократился более чем на 60 т, что позволило на 25% снизить выбросы от автомобилей. В смету расходования экологического фонда было включено завершение работ по внедрению второй очереди (АСУДД-2-2), но с недостаточностью средств работы временно приостановлены.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ВОД

Основной причиной интенсивного загрязнения водных объектов является поступление неочищенных, ливневых, хозяйственно-бытовых, промышленных сточных вод.
Значительное несоответствие проектной мощности биологической части очистных сооружений и фактического поступления сточных вод, приводит к резкому снижению качества сбросов.
Общее число неорганизованных источников загрязнения вод на территории города равно 239. Из них сброс непосредственно в водные объекты осуществляется из 206 источников. Учет промышленного и коммунального секторов в общем балансе загрязнений проводится по 23 - 24 наиболее крупным стационарным, периодическим, аварийным выпускам.
Ежегодное водоотведение предприятий г. Иркутска в рр. Ушаковка, Кая, Иркут, Ангара, а также в акваторию Иркутского водохранилища составляет 174,6 млн. кубических метров (1996 г.), из них загрязненных 132,28 млн. кубических метров.
Ежегодно в водные объекты г. Иркутска с неочищенными, ливневыми, хозяйственно-бытовыми, промышленными стоками поступают соединения азота, фенолы, жиры, металлы, взвешенные вещества, нефтепродукты и др. В результате в водных объектах ниже сбросов наблюдаются повышенные концентрации упомянутых вредных веществ.
В целях сохранения и оздоровления водной среды экологической программой предусматривался комплекс мероприятий по различным направлениям хозяйственной и средоохранной деятельности: строительство и реконструкция городских канализационных сетей и сооружений, локальных очистных и водооборотных систем, соблюдение режимных мероприятий в водоохранных и прибрежных зонах.
В 1993 году введены в эксплуатацию канализационные очистные сооружения левобережной части города с увеличением мощности до 170 тыс. куб.м/сутки. Выполнена реконструкция КНС-24 и прекращено поступление аварийных сбросов в р. Кая. Подразделением СО РАН выстроены коллекторы по ул. Костычева до КНС-23, введен в эксплуатацию коллектор до КНС-7, сети от КНС-4 до КОС левого берега, предместье Марата (1.6 км), второй напорный трубопровод от КНС-18 до левобережных КОС и ряд других. Завершено расширение канализационных очистных сооружений правого берега до 130 тыс. куб.м/сутки, утверждена концепция и определен разработчик проекта по реконструкции правобережных очистных сооружений города до 180 тыс.куб.м/сутки.
Из 34 объектов сетей и сооружений городской канализации, намеченных программой к строительству, введено в эксплуатацию 9, в стадии строительства находится еще 9 объектов. Из-за отсутствия финансирования не проведена реконструкция КНС-16, 7, 4, 18, не разработана проектно-сметная документация на строительство разгрузочного коллектора № 11, напорных трубопроводов от КНС-11а, 23, 9 и других объектов.
Абонентами производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства являются более 80 промышленных объектов.
На 33 предприятиях планировалось строительство локальных очистных сооружений, их капитальный ремонт и расширение. Фактически проведены работы на очистных сооружениях АО "Авиаремонтный завод", ТОО "Мельниковское предприятие КПД, ленинский филиал" (1989), заводе "Стройдеталь" (1990), ТОО "Мельниковское предприятие КПД", вагонного депо станции Иркутск-Сортировочный, типографии "ВСП" (1991), АО "Станкостроительный завод" (1992). Выполнение мероприятий на 6 предприятиях (ИОО "Росмясомолторг", ПО "Иркутскрыба", Завод "Эталон", Иркутский комбинат хлебопродуктов, авторемонтный завод ЖКХ, кондитерская фабрика "Иркутская") признано нецелесообразным (морально устарели).
Оптимизации водохозяйственного баланса, снижению техногенных нагрузок на городские очистные сооружения и природные объекты может способствовать строительство, реконструкция и расширение локальных систем очистки промышленных сточных вод на предприятиях (АО "Кожа", АО "Иркутский завод карданных валов", АО "Радиан", АО "ИАПО", и др.), от технологических процессов которых ежегодно отводятся в природные объекты и городские сети сточные воды, содержащие металлы, жиры, нефтепродукты и другие вредные вещества, с превышением установленных норм. В 1995 году начатые ранее работы выполнялись на АО "Молоко", АО "Дрожжевой завод", АО "Мясокомбинат "Иркутский".
Учитывая отрицательные последствия воздействия промышленных стоков, администрацией города было принято решение № 37/368 от 10.06.1991 "Об утверждении правил приема производственных сточных вод в систему канализации г. Иркутска", согласно которому предприятиям-загрязнителям предъявлялась повышенная плата за превышение установленной нормы состава сточных вод. В настоящее время выполняется пересмотр правил приема производственных сточных вод в систему канализации г. Иркутска, которые позволят обеспечить более высокий уровень работы по охране р. Ангары от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращение нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышение эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема производственных сточных вод в сеть канализации города.
Неотъемлемой частью оздоровления экологической ситуации в городе является рациональное использование питьевой воды. При наличии на предприятиях города технических водозаборов из подземных и поверхностных источников, в целом в Иркутске отсутствует система раздельного водопользования, а это позволяет использовать воду, подаваемую на хозяйственно-бытовые нужды, для промышленного производства. Ежегодно из использованных 194,2 млн. куб.м питьевой воды на производственные цели расходуется 107,7 млн. куб.м (55%).
Основными направлениями снижения потребления воды на технические нужды предусматривали строительство 21 водооборотной системы и технических водозаборов на 7 предприятиях. На 01.01.1996 введено 12 систем (АО "Иркутский масложиркомбинат", АО "ИАПО", мясокомбинат, мыловаренный завод и др.). Практически не ведется строительство технических водозаборов.
В 1996 г. принят новый Водный кодекс РФ, который определяет отношения водопользователей с органами субъектов РФ и местного самоуправления, порядок поступления платежей за водопользование в бюджеты всех уровней. В целях учета потребителей и отслеживания поступления денежных средств в городской бюджет отделом охраны окружающей среды проведена организационная работа по внедрению автоматизированной системы обработки данных качества подземных и поверхностных вод на территории г. Иркутска, заключен договор с АО "Сибирская экологическая компания" и Ангаро-Байкальским водохозяйственным объединением на внедрение этой системы на территории г. Иркутска в 1997 г.
В связи с передачей Ершовского водозабора в муниципальную собственность г. Иркутска и в целях обеспечения населения качественной питьевой водой постановлением мэра г. Иркутска № 37/748 от 26.07.1996 "О зонах санитарной охраны источника водоснабжения гг. Иркутска и Шелехова" установлены границы зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения гг. Иркутска и Шелехова и положение о них. В настоящее время ведется работа с администрацией Иркутского района по разработке мероприятий во 2 поясе зоны санитарной охраны в пределах Иркутского района. Муниципальным предприятием ПУВКХ в 1995 г. продолжалось строительство городского водозабора (специальные работы по устройству оголовка и стакана).
Продолжают оставаться источниками загрязнения нефтепродуктами р. Ангары в черте города Жилкинское предприятие по обеспечению нефтепродуктами и Хлебозавод № 1.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОХРАНЕ
ЗЕЛЕНЫХ ЗОН И МАЛЫХ РЕК ГОРОДА

Большое значение в процессе стабилизации экологической обстановки имеет выполнение мероприятий по содержанию и озеленению городских территорий, сохранению и рациональному использованию пригородных зеленых зон и малых рек города.
В настоящее время система озеленения характеризуется неравномерностью и прерывистностью. Увеличение общих площадей озеленения связано в основном с включением в структуру города значительных площадей пригородных лесов - 7860 га. На селитебных территориях зеленые насаждения сконцентрированы в виде бульваров, скверов, садов. Площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 110 га.
Несмотря на ежегодные посадки деревьев и кустарников, проводимое озеленение носит в основном компенсационный характер. Существующие зеленые насаждения требуют реконструкции, необходимо преобразование лесных массивов в городские лесопарки. Практически отсутствуют зеленые насаждения по берегам рек и водохранилища. Территории водоохранных зон на прибрежные полосы рек захламлены и используются под размещение складов, автостоянок, являясь вторичным источником загрязнения водных объектов в то время, как население не имеет выходов к ценным рекриационным участкам. Администрацией города рассмотрен комплекс вопросов, связанных с состоянием озеленения и малых рек города. Управлением коммунального хозяйства, институтом ГИПРОКОММУНСТРОЙ выполнен перспективный план озеленения города. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству проводится инвентаризация городских земель. Сотрудниками ИГ СО РАН совместно с Государственным предприятием Региональный центр медэкологии начаты работы по экологическому нормированию земель. Учитывая неразрывное взаимовлияние элементов городской инфраструктуры и ее окружения, в целях оптимизации данных взаимоотношений разработана комплексная схема использования природных ресурсов и благоустройства зеленой зоны города.
Одной из основных причин деградации городских земель и зеленых насаждений являются бытовые и промышленные отходы.
Удаление отходов осуществляет муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство".
С целью урегулирования отношений между землепользователями и администрацией г. Иркутска, отделом охраны окружающей среды совместно с управлением коммунального хозяйства, городским центром санэпиднадзора разработаны "Правила содержания территории г. Иркутска". "Правила..." устанавливают порядок по надлежащему содержанию улиц, парков, зеленых насаждений, дворовых и производственных территорий и являются одним из основных факторов повышения уровня экологического воспитания и обеспечения эпидемиологического благополучия в городе, и основой для разработки единой схемы санитарной очистки города.
В 1996 г. по заказу администрации города институтом органической химии и Государственным предприятием Региональный центр медэкологии выполнена инвентаризация твердых бытовых отходов (ТБО), поступающих на городской полигон. Морфологический анализ качественного состава фракции ТБО показал, что основными компонентами являются стекло, полимерные материалы, картон, бумага, металл и пищевые отходы.
Учитывая опыт проведенной работы администрации г. Иркутска, аналогичная работа организована в гг. Ангарске, Усолье-Сибирском и других.
Результаты работы показывают на необходимость интеграции усилий г. Иркутска и расположенных по содейству гг. Ангарск, Шелехов и Усолье-Сибирское по решению важнейшей задачи по сбору, сортировке и переработке ТБО.
Рост стоимости земли пригородной территории и крайне неэффективное использование ее под размещение отходов, а также последствия накопления вредных веществ в окружении города, диктует необходимость строительства комбинированных мусороперерабатывающих комплексов.
В 1991 г. Академией коммунального хозяйства им. Панфилова (Москва) и институтом ресурсосбережения (Мытищи) выполнена экспертная оценка возможности строительства в Иркутске заводов, а также выданы предложения по технологическим схемам указанных комплексов.
В настоящее время ОООС и УКХ для динамичного решения этого вопроса прорабатывается 2 направления:
- возможное создание акционерного общества по строительству завода с объединением заинтересованных организаций, предприятий, граждан;
- привлечение инвестиций с одновременным адаптированием предлагаемых вариантов мусороперерабатывающих заводов для сибирских условий.
Согласно закону Иркутской области "О порядке пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения в Иркутской области" ООС ГА приступил к лицензированию недропользования. Выдана лицензия на право пользования недрами АООТ "Байканур" с целевым назначением: разработкой песчано-гравийной смеси для муниципальных строительных работ месторождения "Маратовские луга". Готовятся Соглашения о недропользовании месторождения песчано-гравийной смеси "Мартовские луга" товариществу "Иркутскспецстрой" и АО "Иркутскпромстрой" с обязательным условием - очисткой территорий от несанкционированных свалок и последующей рекультивацией карьера под водоем.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основы экологических знаний закладываются с детства в программах воспитания и обучения, в детском саду идет формирование эмоционального отношения детей к природе, но только подготовленные педагоги смогут научить любить природу и беречь ее.
В Иркутском городском центре здоровья проходят курсы для воспитателей дошкольных учреждений. Совместно с управлением образования, ВООП проводятся смотры, конкурсы на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях.
В институте повышения квалификации учителей проводятся экологические чтения для учителей биологии и географии. Задачи экологического воспитания в школе решаются на основе учебных предметов. Во многих школах экологические знания даются и на самостоятельных предметах экологии, преимущественно в 8 - 9 классах. В некоторых школах обучение экологии проходит в нетрадиционной форме. В этом смысле интересен опыт работы школ № 39, 2, 34, 45, 15, 16, 17 и Иркутского Дворца детского и юношеского творчества, при котором работает Центр экологического образования и воспитания школьников. Главная цель центра - пропаганда и формирование системы экологических знаний у школьников, практических и интеллектуальных умений экологического характера, объединение всех клубов, кружков в единую организацию "Экос" с программой "Живи, Земля". В 1995 году более 30 школ города работали по этой программе. Иркутский Дворец детского и юношеского творчества совместно с администрацией города ежегодно с 1993 г. на средства экофонда администрации города Иркутска проводит общегородские мероприятия: декады по экологии и туризму, познавательные игры "Брейн-ринг", конкурсы "Экологический паспорт школы", театрализованные представления по экологии и охране окружающей среды. Победители награждаются подарками, сувенирами, дипломами; педагоги премией. Организация такой структуры позволяет привлечь многих школьников к работе по экологическому воспитанию и образованию. Это направление Дворца детского и юношеского творчества будет поддерживаться администрацией.
Общество охраны природы совместно с дирекцией муниципального кинотеатра "Хроника-Стерео" на средства, выделенные из экофонда администрации города, организовывает ежемесячное проведение благотворительных эколого-познавательных программ различной тематики: "Птицы сибирского леса", "О братьях наших меньших", "Цветы в нашей жизни" и др. специальные программы, посвященные Дню Земли, Всемирному дню охраны окружающей среды, Дням экологической безопасности. Администрация г. Иркутска (на средства экофонда) учредила и профинансировала главный приз конкурса детского рисунка "Природа и мы", посвященного объявленному в 1995 году Европейским Годом "Охраны природы". В выставке детского рисунка, организованного в областном художественном музее, смогли принять участие все желающие ребята в возрасте до 12 лет.
В высших учебных заведениях г. Иркутска созданы кафедры: "Охрана природы" (Иркутский госуниверситет), "Инженерная экология" (технический университет), отделение "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (Педагогический университет), "Охрана окружающей природной среды" (геолого-разведочный техникум). Ведутся дисциплины: "Охрана природы" (Иркутский госуниверситет, Академия сельского хозяйства), "Рациональное природопользование" (Академия народного хозяйства), "Введение в экологию" и ряд специальных предметов по рациональному использованию и охране окружающей среды. Открыт экологический колледж при Иркутском госуниверситете, здесь же учреждена Сибирская экологическая академия, задачей которой является усовершенствование экологических знаний студентов ВУЗов города, которая взаимодействует в тесном контакте с администрацией города. С целью поощрения студентов, обучающихся экологии на средства областного экофонда, учрежден специальный фонд для отличившихся в учебе.
Поддерживается тесное сотрудничество с общественными экологическими движениями: Байкальским экологическим парламентом, Сибирской экологической академией, Байкальской экологической волной, которая вот уже 7 лет успешно работает в Свердловском административном округе, формируя общественное сознание и усиление гражданской инициативы для решения различных экологических проблем. В ходе проведения дней защиты от экологической опасности "Байкальская экологическая волна" активно развернула антимусорную кампанию и организовала акцию по уборке берега р. Ангары.
Следует отметить как положительный пример организации в Правобережном округе санитарно-экологического патруля из молодежи и студентов ИГМУ, который с 1996 г. совместно с Кировским РОВД осуществляет контроль за соблюдением Правил содержания территории города и "Временных правил содержания собак и кошек на территории г. Иркутска", последние были разработаны отделом охраны окружающей среды в целях профилактики и распространения инфекционных заболеваний, передающихся через животных, улучшения санитарного состояния территории г. Иркутска.

Заместитель председателя
комитета по делам горожан
М.Е.КОЩЕЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru