Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 17.04.1997 № 79/395
"ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ Г. ИРКУТСКА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 1997 г. № 79/395

ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ ДЕЛ
В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ
СФЕРЫ Г. ИРКУТСКА"

Заслушав информацию отдела по труду Комитета по экономике "О состоянии дел в области социально-трудовой сферы г. Иркутска", в соответствии со ст. 6 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 24, 32 Устава городского самоуправления в городе Иркутске, постановляю:

1. Информацию отдела по труду Комитета по экономике "О состоянии дел в области социально-трудовой сферы г. Иркутска" принять к сведению (приложение 1).
2. Отделу по труду Комитета по экономике (Касьянова) в срок до 30 апреля 1997 года разработать конкретный план действий администрации г. Иркутска в социально-трудовой сфере города на 1997 год, направленный на реализацию "Программы социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг.".
3. Комитету по экономике (Попов) совместно с юридическим отделом (Пархамович) в срок до 1 мая 1997 года разработать проекты договоров с администрацией Иркутской области о делегировании государственных полномочий и передаче необходимых материальных ресурсов администрации города по осуществлению государственной политики в сфере совершенствования трудовых отношений и проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, соблюдения государственных гарантий по условиям и охране труда, проведения миграционной политики.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - председателя Комитета по экономике Попова В.В.

Мэр г. Иркутска
Б.А.ГОВОРИН





Приложение
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 17 марта 1997 года
№ 79/395

ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
Г. ИРКУТСКА

Анализ, изучение в 1996 году и начале 1997 года трудовых отношений, уровня и качества жизни населения, изменений в социальной структуре города, динамики социальных ожиданий, оценок, установок и поведения людей, разработка прогнозов позволяет констатировать, что происходящие в целом перемены в политическом и социально-экономическом положении заставляют занять еще более взвешенную позицию как в момент принятия управленческих решений, так и при оценке их экономических и социальных последствий, а также показывает на необходимость дальнейшей корректировки проводимых экономических преобразований.
В целом развитие социально-трудовой сферы города происходит сложно и противоречиво. Продолжается снижение объемов и эффективности производства, особенно в легкой промышленности. Не найдено пока мер, способных остановить и предотвратить деиндустриализацию экономики. Сокращаются объемы инвестиций в экономику и бюджетные возможности и, как следствие, недостаток финансовых ресурсов на поддержание социальных гарантий населения и материально-технического обеспечения отраслей бюджетной сферы: здравоохранения, образования и т.д. Кризис неплатежей вызывает несвоевременную выплату заработной платы, детских пособий, необеспечение минимального размера оплаты труда.
Очень слабо разрешается задача сокращения масштабов бедности.
Доходы трети населения города ниже прожиточного минимума, а 7,4% из них, или 18,8 тыс., человек находятся за порогом физического выживания. Среди них в основном многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с большим количеством иждивенцев и те, в которых оплата труда работающих близка к минимальной, одинокие пенсионеры и инвалиды.
Появился социальный слой новых бедных - трудоспособных граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума. В первую очередь это официально признанные безработные (по состоянию на 1 марта 1997 года их 5167 чел.) и молодежь. В настоящее время не трудоустроено 2,8% выпускников средней школы, 69,3% - средней профессиональной школы, 72,3% - выпускников ВУЗов.
Острой остается проблема занятости и безработицы. Продолжает сокращаться численность работников, занятых в экономике города, так, по сравнению с 1995 годом она сократилась на 2,8%, а по сравнению с 1994 годом - на 7,3%. Одновременно в 1,7 раза сократилось планируемое количество создаваемых рабочих мест, что связано со снижением инвестиционной деятельности. При этом уровень безработицы возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза и по состоянию на 1 марта 1997 года составил 1,5%. В 1,5 раза увеличилась за этот период доля численности безработных, продолжительность безработицы которых более 1 года.
На 35 предприятиях, учреждениях города, таких как АООТ "Мельниковский завод ЖБИ", АО "Трикотаж", Иркутский авиаремонтный завод, АООТ "Ангара", АООТ чаеразвесочная фабрика, АО "Иркутский судоремонтный, судостроительный завод", АООТ "Арктика" и др., наблюдается приостановка производства. В связи с этим растет скрытая безработица. Только на АООТ чаеразвесочная фабрика число лиц, отправленных в вынужденные административные отпуска без сохранения и выплаты двух трети тарифной ставки установленного работнику разряда в нарушение ст. 94 КЗоТа РФ, увеличилось до 340 чел. В целом по городу за прошлый год в административных отпусках в промышленности находилось 10,9 тыс.человек, или 24,5% от общей численности работающих в строительстве, соответственно 1478 чел., или 4,2%.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Общая численность лиц, не имеющих работы, но активно ее ищущих, а также работающих в режиме неполной занятости (потенциально безработных), составила на конец 1996 года 31165 чел., или 11,1% экономически активного населения, хотя официально статус безработного имели 4882 человек, или 1,7% экономически активного населения.
Существенные изменения произошли в структуре денежных доходов и их использовании. Доля оплаты труда по сравнению с 1995 годом возросла в 1,5 раза, доля социальных выплат сократилась в 2 раза, в то же время более чем в 2 раза возросла суммарная доля поступлений от предпринимательской деятельности, продажи продуктов личного подсобного хозяйства, участия в прибылях предприятий, операций с недвижимостью и кредитно-финансовых операций.
Доля потребительских расходов увеличилась в 1,6 раза, в то же время доля накоплений населения, включая приобретение акций, ценных бумаг, снизилась в 4 раза по сравнению с 1996 годом, а приобретение валюты возросло в 2 раза.
Основным источником доходов у большинства населения остается заработная плата, в то же время она все больше теряет связь с конечными результатами труда и производства.
При снижении объемов производства сохраняется отрицательная тенденция роста заработной платы. Так, в 1996 году среднемесячная заработная плата в промышленности города возросла в 166 раза, а к уровню 1994 года - в 4,2 раза; в строительстве соответственно в 1,5 раза и 3,6 раза.
Продолжается резкая дифференциация заработной платы среди работников отраслей экономики. Наиболее высокая из отраслей непроизводственной сферы она в кредитовании и финансах, социальном обеспечении, самая низкая - в учреждениях бюджетной сферы. Если посмотреть по отношению к работникам промышленности (средняя заработная плата которых в декабре 1996 года 1639,3 тыс.руб.), то среднемесячная заработная плата работников здравоохранения от нее составляет лишь - 51,6%, народного образования соответственно-52,2%, культуры - 55,7%. По сравнению с прошлым годом ухудшилось соотношение заработной платы в бюджетной сфере. В то же время среднемесячная заработная плата работников транспорта составляет по отношению к промышленности 138,4%, информационно-вычислительном обслуживании - 528,3%, органов кредитования финансового и социального обеспечения 639,4%.
По состоянию на 1 марта 1997 года на 15 крупных промышленных предприятиях города, таких как АО "Иркутский завод карданных валов", АО "Иркутский станкостроитель", ТОО "Иркутскпищепром", "Иркутскптицепром", АООТ "Арктика" и др. с общей численностью работающих 4146 чел., или 9,4% от общего числа занятых в промышленности, имели заработную плату и доход ниже прожиточного минимума (от 220 тыс.руб. до 400 тыс. руб. при среднедушевом бюджете прожиточного минимума 491,3 тыс. руб.).
Острой проблемой в городе остается задолженность по выдаче средств на оплату труда.
Так, по состоянию на 24 марта 159 предприятий и учреждений города имели просроченную задолженность по выдаче средств на заработную плату на общую сумму 649324 млн.руб., наибольший удельный вес которой приходится на производственную сферу и составляет 90,6% и соответственно в бюджетной сфере в целом по городу 9,4% общей задолженности. Надо отметить. что задолженность в бюджетной сфере города в основном объясняется причиной отсутствия средств в бюджете.
Все это вызывает высокую социальную напряженность.
1996 год и начало 1997 года характеризуются и обострением социально-трудовых конфликтов как на предприятиях, так и не урегулированных внутри предприятия. Особенно напряженное положение создалось в ВУЗах, школах, дошкольных учреждениях, автобазе горздравотдела, Северного промузла, предприятиях новых организационно-правовых форм. Об этом свидетельствуют устные и письменные обращения, жалобы граждан, проверки на предприятиях. В то же время коллективные трудовые споры и предполагаемые забастовки практически нигде не зарегистрированы. Работодатели не отчитываются в органы статистики по этим вопросам. За 1996 год в Восточно-Сибирском региональном отделении Службы по урегулированию трудовых споров по г. Иркутску зарегистрирован 1 коллективный трудовой спор, а отделом по труду в результате проверок обращений работников непосредственно на предприятиях, проведением разъяснительной работы предотвращено намеченных предприятиями в основном новых организационно-правовых форм 8 забастовок, в текущем году две забастовки.
В рассматриваемом периоде проводились пикетирования, митинги, акции протеста. Основными причинами коллективных трудовых споров явились задержки выплаты заработной платы, отсутствие ее индексации, низкая минимальная заработная плата, отправление работников в длительные вынужденные отпуска. Пик усиления социальной напряженности пришелся на февраль - март 1997 года. Так 27 марта т.г. более 2,5 тыс. работников трудовой сферы приняли участие во Всероссийской акции протеста под лозунгом "За труд, зарплату и социальные гарантии". В ходе акции протеста выдвинуты требования о возврате долгов по зарплате и социальным выплатам с компенсацией, о разработке и реализации комплекса антикризисных программ, об обеспечении безусловного соблюдения прав человека. Наряду с этим, выдвигались политические требования. В то же время профсоюзы при организации таких мероприятий четко не разграничивают экономические и политические требования, что при определенном стечении обстоятельств может иметь непредсказуемый эффект для участников. Следует также отметить, что профсоюзы, работодатели слабо организуют работу по заключению коллективных договоров для содействия договорного регулирования трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.
В последние годы практически во всех отраслях экономики складывается критическое положение в области охраны труда. Вследствие сокращения инвестиций в реконструкцию и обновление производственных фондов на предприятиях ухудшаются условия труда, увеличивается численность работников, подвергшихся воздействию вредных и опасных производственных факторов.
Руководители предприятий нередко не несут персональной ответственности за несоблюдение требований по охране труда. Предусмотренные законодательством размеры штрафов не оказывают какого-либо влияния на материальное положение руководителя и должностных лиц, а на самих предприятиях сокращается или полностью ликвидируются служба по охране труда. Эти и другие факты выявил месячник по улучшению условий и охраны труда, проведенный в городе в январе - феврале 1997 года в соответствии с постановлением мэра от 30.01.1997 № 79/75.
Складывающееся социально-экономическое положение в городе отражается естественно на вопросах народонаселения. За последние годы усиливаются процессы, представляющие угрозу генофонда. Констатируя депопуляцию населения, необходимо отметить некоторое снижение в 1996 году численности рождаемости, причем увеличивается рождение неполноценных детей с врожденными заболеваниями органов дыхания, нервной системы, детским церебральным параличом. Одной из причин этого является маргинализация населения: растет число бомжей, алкоголиков, наркоманов, нищих. Падает иммунитет людей, распространяются венерические заболевания. В Иркутске зарегистрирован факт ВИЧ - инфицированности, завезенный гражданами ближнего зарубежья.
Превышение показателей смертности над рождаемостью, наряду с основными заболеваниями, приведшими к летальному исходу: сердечно-сосудистыми, травмами и отравлениями, онкозаболеваниями в значительной мере обусловлено алкоголизмом, убийствами, самоубийствами.
Анализ по результатам 1996 года и истекшего периода 1997 года показывает, что в ближайшее время не удастся полностью преодолеть негативные тенденции в социально-трудовой сфере города.
Нестабильность поднятых проблем сохраняется. Однако вопросы социально-трудовой сферы являются вопросами проведения государственной социальной политики.
В связи с этим Комитет по экономике считал бы целесообразным в целях создания действенной структуры управления происходящими процессами оформить договорные отношения с администрацией Иркутской области о делегировании полномочий и передаче необходимых материальных ресурсов администрации города по осуществлению государственной политики в сфере совершенствования трудовых отношений, проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, имеющих правовую защищенность в судебных инстанциях, соблюдению государственных гарантий по условиям и охране труда, проведению миграционной политики.
Также считал бы целесообразным для своевременного выявления наиболее острых проблем, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, прогнозирования их развития для подготовки рекомендаций по преодолению трудностей и противоречий и принятия мер по разрешению социально-экономических проблем населения города объединить усилия отраслевых комитетов, их управлений и отделов по информированию Комитета по экономике о ходе и развитии процессов в социально-трудовой сфере муниципальных предприятий, учреждений и на территории округа.
Считали бы целесообразным для защиты социальных и трудовых прав и гарантий граждан, более четкой координации участия предприятий, учреждений в комплексном развитии социально-экономического развития территории муниципального образования разработку конкретной программы действий в условиях городского самоуправления по реализации программы социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 годов, основная цель которой обеспечить реальное улучшение жизни граждан.
Со своей стороны Комитет по экономике предпримет меры к более глубокому изучению положения дел по приоритетным направлениям социально-трудовой сферы с целью выработки предложений, обеспечивающих влияние на стабилизацию экономики в условиях рыночных отношений.

Председатель
Комитета по экономике
В.В.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru