Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ГД г. Иркутска от 11.04.1997 № 78-8гД(2)
"О ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. ИРКУТСКЕ НА 1997 - 1998 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления г. Иркутска", 01.1997 - 06.1997, № 6;
"Восточно-Сибирская правда", 25.04.1997, № 17






ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 1997 г. № 78-8гД(2)

О ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. ИРКУТСКЕ
НА 1997 - 1998 ГГ.

В целях предупреждения распространения туберкулезной инфекции среди населения города, повышения эффективности профилактики и мероприятий по раннему выявлению туберкулеза, улучшения взаимодействия учреждений здравоохранения с другими заинтересованными службами, руководствуясь ст. 8 Основ Законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", ст.ст. 6, 56 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 23, 24 Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", ст. 15 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, городская Дума, решила:

1. Утвердить Программу неотложных мер по предупреждению распространения туберкулеза в г. Иркутске на 1997 - 1998 гг. (приложение 1).

2. Администрации г. Иркутска:
2.1. Обеспечить выполнение Программы неотложных мер по предупреждению распространения туберкулеза в г. Иркутске на 1997 - 1998 гг. в пределах ее стоимости;
2.2. Предусмотреть при формировании бюджета на 1997 год средства на реализацию названной Программы;
2.3. Выйти с предложением в администрацию Иркутской области:
- ускорить принятие областной "Программы профилактики заболеваемости туберкулезом";
- решить вопрос о переводе областной туберкулезной больницы за пределы жилой зоны г. Иркутска.
2.4. Опубликовать настоящее решение городской Думы в средствах массовой информации с комментариями главного городского фтизиатра Терсаковой Л.Б.

Глава городского самоуправления
Б.А.ГОВОРИН





Приложение 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 11 апреля 1997 года
№ 78-8гД(2)

ПРОГРАММА
НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. ИРКУТСКЕ НА 1997 - 1998 ГГ.

Программа разработана отделом здравоохранения администрации г. Иркутска при участии Городского центра Госсанэпиднадзора (гл. врач Н.Ю.Чубук) и кафедры туберкулеза ИГМУ (зав.кафедрой профессор Т.П.Маслаускене), одобрена Медицинским Советом горздравотдела.

ОБОСНОВАНИЕ

Треть населения земли ныне инфицирована туберкулезом. Скорость его распространения в мире один человек в секунду.
ВОЗ объявила о том, что волна туберкулеза стала чрезвычайной ситуацией в мире.
После незначительного увеличения темпа снижения заболеваемости начался ее бурный рост, но со значительным утяжелением клинической структуры. Так, из числа больных с впервые установленным диагнозом туберкулеза 46,9% составляют больные открытой, распространенной формой. Заболеваемость туберкулезом в России за последние 4 года выросла на 41,2%.
Преимущественное увеличение отмечено в возрастной группе 25 - 44 года.
Распространению туберкулеза способствует ухудшение социально - бытовых условий жизни населения, миграционные процессы, алкоголизм, наркомания, бездомность.
Сегодня увеличился миграционный поток населения: без медицинского обследования приток коммерсантов из Китая, стран СНГ и др. (заболеваемость туберкулезом в Китае 500,0 на 100 000 населения, в Иркутске 48,3).
Приезжие коммерсанты вселяются в гостиницы, общежития, частные квартиры, не соблюдая правил личной гигиены, т.е. несут собою угрозу заражения. Так, в 1995 году в Иркутске было выявлено 14 иностранных граждан с активной формой туберкулеза легких, прибывших из Вьетнама, Китая, стран Африки, Камбоджи, Азербайджана, Армении и т.д.
Существенное влияние на эпидемическую ситуацию оказывает контингент исправительно - трудовых учреждений, где заболеваемость туберкулезом достигает 2 000,0 на 100 000 заключенных. Ежегодно из тюрем и колоний России освобождается около 10 000 больных активным туберкулезом, и это во многом определяет общую эпидситуацию в стране. Выйдя на свободу, лишь 30 - 40% из них попадают под наблюдение диспансеров. Остальные не хотят лечиться, указывают при освобождении из ИТУ неправильный адрес.
По Иркутску в 1995 году взято на учет 92 больных из ИТУ, что составляет 38,6% из числа прибывших.
Высока заболеваемость туберкулезом лиц без определенного места жительства, которые своевременно не обращаются в лечебные учреждения, доставляются службой скорой помощи в стационары с вокзалов, улиц, чердаков, подвалов в стационары с далеко зашедшим, распространенным туберкулезом. Попадая на лечение в тубстационар, они умирают в течение нескольких часов пребывания там. Количество таких больных ежегодно увеличивается:
1993 г. 1994 г. 1995 г.
5 чел. 7 чел. 16 чел.
Из 657 бациллярных больных, состоящих на учете тубдиспансера - 119 человек БОМЖи, что составляет 18,1%.
Только за 5 месяцев 1996 года взято на учет гортубдиспансером больных туберкулезом БОМЖей 112 человек, из ИТУ - 33 человека.
Больные туберкулезом асоциальные лица (страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из ИТУ МВД РФ и другие) уклоняются от лечения и, оставаясь бацилловыделителями, являются длительными источниками заражения здоровых людей.
Угрозу дальнейшего распространения туберкулеза создает совместное проживание больных и здоровых лиц в многонаселенных квартирах и общежитиях. Санитарная профилактика в семейных тубочагах не дает результата из-за недостаточного снабжения дезосредствами, плохого обеспечения больных изолированной жилплощадью и несвоевременностью разделения контактирующих лиц. В течение 1995 - 96 гг. из 60 больных заразными формами туберкулеза получил квартиру только один человек.
Сегодня на территории Российской Федерации и других стран СНГ создалась угрожающая ситуация по туберкулезу среди сельскохозяйственных животных, следовательно, не исключена возможность заражения населения через употребление в пищу зараженного мяса.
Ежегодно городским противотуберкулезным диспансером берется на учет около 250 больных активным туберкулезом, 2 500 инфицированных детей и подростков.
Заболеваемость на 100 000 населения по годам составила:
1990 1994 1995
г. Иркутск 33,4 50,2 48,3
Иркутская обл. 36,9 52,0 54,8
Снижение показателя заболеваемости не истинное, зависит от величины охвата населения профилактическими осмотрами и не учитывает невыявленных и недообследованных больных.
Достоверным показателем заболеваемости можно считать заболеваемость декретированных групп населения за 1995 год: заболеваемость медицинских работников 58,8 на 100 000, работников детских учреждений 82,3.
Ежегодно уменьшается количество выявленных больных туберкулезом при профосмотрах. За 1995 год этот показатель составил среди взрослого населения 40,9%, подростков - 30,7%, детей - 94,7%.
Рост показателя заболеваемости за счет увеличения числа выявленных при обращении к врачу говорит о существовании среди населения неизвестного противотуберкулезной службе резервуара туберкулезной инфекции.
Об этом же свидетельствует ухудшающийся показатель болезненности:
1993 г. 1994 г. 1995 г.
260,5 276,5 303,8
В 1993 году один больной открытой формой туберкулеза приходился на 1100 - 1200 человек, то в 1995 году этот же показатель составил 800 - 900 человек.
Противотуберкулезная помощь в г. Иркутске осуществляется всеми лечебно - профилактическими учреждениями на принципах бесплатности, общедоступности данного вида помощи для населения за счет средств городского бюджета.
Учреждения общей лечебной сети призваны обеспечивать выявление и специфическую профилактику случаев заболевания туберкулезом и осуществлять:
- профилактические флюорографические осмотры населения;
- постановку туберкулиновых проб;
- проведение противотуберкулезных прививок БЦЖ.
Однако, в настоящее время материальная база ЛПУ из-за недостаточного финансирования не позволяет эффективно проводить комплекс профилактических мероприятий по туберкулезу. Охват населения флюорографическими обследованиями снижен, т.к. флюорографическая техника устарела, часто выходит из строя, требует замены (2 из 3-х флюорографов противотуберкулезного диспансера). Существуют длительные перебои в снабжении флюорографической пленкой.
Часть поликлиник не имеют флюорографов вообще, что негативно сказывается на охвате населения данным видом обследования.
Качество массовой вакцинопрофилактики туберкулеза страдает, в определенной степени, из-за отсутствия безыгольных инъекторов для введения противотуберкулезной вакцины.
Городской противотуберкулезный диспансер, исходя из поставленных перед ним задач, обеспечивает:
- организационно - методическое руководство по планированию и проведению мероприятий по профилактике и выявлению туберкулеза;
- консультативный прием больных, дифференциальную диагностику, лечение и диспансерное наблюдение больных туберкулезом и саркоидозом;
- организацию учета, анализ заболеваемости туберкулезом и смертности от него;
- повышение профессиональных знаний медицинских работников и санитарной грамотности населения по туберкулезу;
- проведение экспертной оценки работы лечебно - профилактических учреждений по проведению профилактических противотуберкулезных мероприятий.
Диспансер не имеет стационара для лечения туббольных. Единственный в городе тубстационар на 40 коек и тубсанаторий на 50 мест развернуты при МСЧ ИАПО. В основном городские больные направляются на лечение в Облтубдиспансер и Облтуббольницу, в связи с чем имеются постоянные трудности в госпитализации больных.
Облтубстационары в настоящее время не располагают средствами для длительного стационарного лечения больных.
Увеличить охват госпитализацией туберкулезных больных позволит открытие в городе Иркутске стационара дневного пребывания для лечения малых форм туберкулеза, что значительно экономичнее лечения таких больных в стационаре с круглосуточным пребыванием.
Неудовлетворительное финансовое обеспечение противотуберкулезных учреждений, отсутствие лекарственных препаратов повлекло снижение эффективности лечения больных туберкулезом, невозможность проведения профилактического лечения виражным детям.
С ростом инфицированности и заболеваемости туберкулезом детского населения значительно возросла нагрузка на фтизиопедиатров. За время приема врача проходит 30 - 40 больных, что не способствует качеству работы.
Туберкулез - сложная социальная проблема, и борьба с ним является одной из важнейших государственных задач.
Ретроспективный анализ ситуации по туберкулезу и оценка имеющихся тенденций свидетельствуют о неблагоприятном прогнозе на ближайшие годы. Увеличение числа невыявленных больных туберкулезом в результате снижения охвата профосмотрами населения г. Иркутска приведет к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и диагностике их в более поздней стадии. Следствием этого явится увеличение экономического ущерба от распространенности туберкулеза в г. Иркутске.
Общероссийский прогноз по дальнейшему росту заболеваемости туберкулезом (в 2 раза до 2000 года) в нашем городе, в силу ряда причин может иметь более отрицательный характер.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

1. Стабилизация показателя уровня распространенности туберкулеза, повышение эффективности противотуберкулезной помощи населению.
2. Улучшение качества вакцинопрофилактики.
3. Уменьшение показателя смертности от туберкулеза.
4. Социальная реабилитация больных туберкулезом.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ "ПРОГРАММЫ"

1. Средства городского бюджета.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В
Г. ИРКУТСКЕ НА 1997 - 98 ГГ."

   ------------------------------------------------------------------¬

¦ № Мероприятия Ответствен. Сроки Затраты (в млн.руб.) ¦
¦п/п исполнители 1997 1998 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦ 1 2 3 4 5 6 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦1. Укрепление первичного звена здравоохранения по ¦
¦ профилактике и раннему выявлению туберкулеза. ¦
¦1.1.Обеспечить поликли- ГЗО 1997 - 150.0 150.0 ¦
¦ ники города тубер- 1998 гг. ¦
¦ кулиновыми шприцами ¦
¦ (до 150 тыс. штук ¦
¦ ежегодно) ¦
¦1.2.Создать постоянно ГЗО, 1997 - 150.0 150.0 ¦
¦ действующие бригады Гортубдис- 1998 гг. ¦
¦ для проведения им- пансер ¦
¦ мунопрофилактики ¦
¦ среди населения,ос- ¦
¦ настив их безыголь- ¦
¦ ными инъекторами ¦
¦ "БИ-19" ¦
¦1.3.Обеспечить беспере- ГЗО, 1997 - 200.0 220.0 ¦
¦ бойное снабжение гл.врачи 1998 гг. ¦
¦ флюорографических ЛПУ ¦
¦ кабинетов,проводящих ¦
¦ профосмотры на ту- ¦
¦ беркулез,флюорогра- ¦
¦ фической пленкой ¦
¦ (380-400 банок в год) ¦
¦1.4.Разработать и внед- ГЗО, 1997 г. 100.0 ¦
¦ рить в регистратуры гл.врачи ¦
¦ поликлиник програм- ЛПУ ¦
¦ му автоматизирован- ¦
¦ ного учета лиц,дли- ¦
¦ тельно (более 2-х ¦
¦ лет) не проходивших ¦
¦ флюорографию ¦
¦1.5.Обеспечить условия ГЗО, 1997 - финансирование¦
¦ для соблюдения "хо- ГЦ ГСЭН, 1998 гг. по программе ¦
¦ лодовой цепи" в си- гл.врачи "Вакцинопро- ¦
¦ стеме транспортиров ЛПУ филактика" ¦
¦ ки и хранения меди- ¦
¦ цинских иммунобио- ¦
¦ логических препара- ¦
¦ тов в ЛПУ города ¦
¦1.6.Организовать в мес- Главы 1997 - 100 130 ¦
¦ тах скопления неор- админист- 1998 гг. ¦
¦ ганизованного насе- раций ¦
¦ ления,лиц без пос- округов, ¦
¦ тоянного места жи- ГЗО ¦
¦ тельства и источни- ¦
¦ ков дохода пункты ¦
¦ первичной медико-са- ¦
¦ нитарной помощи для ¦
¦ выявления больных ¦
¦ туберкулезом и др. ¦
¦ социально опасными ¦
¦ инфекционными забо- ¦
¦ леваниями (Свердлов- ¦
¦ ский Правобережный ¦
¦ округ) ¦
¦ ¦
¦2. Повышение качества оказания медицинской помощи больным ту- ¦
¦ беркулезом ¦
¦2.1.Обеспечить наличие ГЗО 1997 - 600.0 700.0 ¦
¦ эффективных лекарс- 1998 гг. ¦
¦ твенных препаратов ¦
¦ в гортубдиспансере ¦
¦ для лечения тубб-ных ¦
¦2.2.Внедрить в практику ГЗО, 1997 г. 2.0 ¦
¦ лечения туббольных Гортуб- ¦
¦ КВЧ-терапию,для чего диспансер ¦
¦ приобрести необходи- ¦
¦ мое оборудование ¦
¦2.3.Внедрить метод им- ГЗО, 1997 г. 4.0 ¦
¦ мунокоррекции боль- Гортуб- ¦
¦ ных с помощью ульт- диспансер ¦
¦ развукового ингаля- ¦
¦ тора ¦
¦2.4.Создать в Гортубдис- ГЗО, 1997 - 6.0 7.0 ¦
¦ сере цетрализованный Гортуб- 1998 гг. ¦
¦ запас дезосредств диспансер ¦
¦ для бесперебойного проведе ¦
¦ ния текущей дезин- ¦
¦ фекции в тубочагах ¦
¦2.5.Предусмотреть выде- ГЗО, 1997 - 120.0 150.0 ¦
¦ ление средств на фи Гортуб- 1998 гг. ¦
¦ нансирование расхо- диспансер ¦
¦ дов по хирургичес- ¦
¦ кому лечению боль- ¦
¦ ных внеторакальным ¦
¦ туберкулезом на ба- ¦
¦ зе санатория "Та- ¦
¦ гарское" (Краснояр- ¦
¦ ский край) 10-12 ¦
¦ человек в год ¦
¦2.6.Обеспечить выделение ГУНО, 1997 - Из бюджета ГУНО ¦
¦ средств для полно- Гортуб- 1998 гг. ¦
¦ ценного питания в диспансер ¦
¦ профильных санатор- ¦
¦ ных детских учреж- ¦
¦ дениях ¦
¦2.7.Обеспечить выявле- Гортуб- 1997 - 45.0 60.0 ¦
¦ ние эпидемиологи- диспансер 1998 гг. ¦
¦ ческих связей между ¦
¦ заболеваниями тубе- ¦
¦ ркулезом людей и жи ¦
¦ вотных ¦
¦ ¦
¦3. Укрепление материально-технической базы противотуберкуле- ¦
¦ зной службы города ¦
¦3.1.Дооснастить клинико- ГЗО, 1997 г. 500.0 ¦
¦ диагностическую ла- Гортуб- ¦
¦ бораторию Гортуб- диспасер ¦
¦ диспансера в соот- ¦
¦ ветствии с требо- ¦
¦ ваниями к диагнос- ¦
¦ тике туберкулеза,в ¦
¦ т.ч. приобрести им- ¦
¦ муноферментный ана- ¦
¦ лизатор ¦
¦3.2.Приобрести стацио- ГЗО ¦
¦ нарные и передвижные ¦
¦ флюорографы и про- ¦
¦ вести замену аппа- ¦
¦ ратов с истекшим ¦
¦ сроком эксплуатации ¦
¦ в ЛПУ города: ¦
¦ -Гортубдиспансер 1997-98 гг. 350.0 200.0 ¦
¦ -МСЧ № 3 1997 г. 350.0 ¦
¦ -п-ка № 10 1998 г. 400.0 ¦
¦ -п-ка № 12 1997 350.0 ¦
L------------------------------------------------------------------


СТОИМОСТЬ "ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. ИРКУТСКЕ
НА 1997 - 98 ГГ."
(в миллионах рублей)

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ наименование 1997 1998 всего ¦
¦ затрат ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Приобретение оборудо- 2.662.0 1.857.0 4.519.0 ¦
¦вания,расходных мате- ¦
¦риалов и лекарств ¦
¦ ¦
¦Организационные меди- 348.0 340.0 688.0 ¦
¦цинские мероприятия ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ ИТОГО: 3.610.0 8.197.0 11.817.0 ¦
L-----------------------------------------------------------------


Заведующая отделом здравоохранения
Л.Н.КОРОТКЕВИЧ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru