Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра г. Иркутска от 13.02.1997 № 7/131
"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 1997 г. № 7/131

О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ И
РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА Г. ИРКУТСКА

В целях дальнейшего сохранения и использования культурного наследия города, реализации комплексной программы реставрации, реконструкции муниципальных домов-памятников, руководствуясь ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 72 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", ст. 24, 25 Устава городского самоуправления в г. Иркутске, постановлением мэра № 7/953 от 20.09.1996 постановляю:

1. Принять к сведению информацию генерального директора НПК "Три века" Шкуропата Ю.А. о ходе разработки концепции программы реставрации и реконструкции исторической застройки г. Иркутска. (Приложение № 1).

2. Утвердить состав общественного Совета по подготовке и реализации комплексной программы реставрации и реконструкции исторической застройки центра г. Иркутска. (Приложение № 2).

3. Председателю Комитета по управлению правобережным округом Мутовину С.П., рабочей группе (Литвинов) провести публичное рассмотрение проекта концепции с общественными организациями и творческими союзами (март 1997 г.).

4. Председателю Комитета по городскому обустройству Ощерину Л.А. в срок до 30.03.1997 представить проект Программы реставрации и реконструкции исторической застройки г. Иркутска на рассмотрение Высшего Административного Комитета с последующим ее внесением на рассмотрение городской Думы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на аппарат мэра (т. Берлину Л.М.).

Мэр г. Иркутска
Б.А.ГОВОРИН





Приложение № 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 13 февраля 1997 года
№ 7/131

КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТАВРАЦИИ КОНСТРУКЦИИ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА г. ИРКУТСКА

Введение.
Краткий исторический архитектурно-градостроительный анализ развития территории.
Анализ современного состояния исторического центра города.
Оценка существующей градостроительной документации.
Обобщенные принципы реконструктивного подхода.
Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция, как документ, предваряющий конкретную программу, а затем и комплекс проектной документации на реставрацию и реконструкцию исторической застройки, расположенной в центре города Иркутска, предполагает формирование блока целеполагающих идей, призванных служить организационно-нормативным каркасом всей последующей работы.
Отнесение Иркутска к числу исторических городов России является непреложным фактом, диктующим необходимость наиболее полного сохранения культурного потенциала архитектурного наследия. Вместе с тем, новые социально-экономические процессы, определяющие эволюцию города, его развитие, требуют соответствующего материально-технического воплощения комплекса реконструктивных идей, включающих и новое строительство.
Предлагаемый вниманию документ формулирует обобщенные принципы реконструктивного подхода, выведенных на основании анализа современного состояния исторического ядра города и оценки градостроительной документации. Даны некоторые предварительные рекомендации.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Иркутск, основанный в 1661 г., вскоре стал главным форпостом России на востоке и базой колонизации Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В XVII - XIX веках город быстро рос, превратившись в крупнейший административный, торговый, культурный и религиозный центр Сибири. С 1783 г. Иркутск - центр наместничества, а затем (1822 г.) - генерал-губернаторства.
После пожара 1879 г. центр города быстро восстанавливается. При этом:
- сохраняется допожарная планировка;
- сохраняется роль Православных храмов как градостроительных доминант;
- увеличивается число культовых построек неправославных конфессий;
- сохраняется усадебный принцип деления территории;
- наряду с традиционным строением усадеб появляются новые;
- главные улицы обстраиваются каменными зданиями;
- в деревянной застройке значительно расширяется типологический спектр жилых домов;
- от традиционного односемейного до многоквартирного доходного;
- становится разнообразнее архитектурная пластика построек.
Многообразие архитектурно-градостроительных приемов обуславливалось возросшей функциональной неоднородностью городской структуры.
В окружении жилой деревянной застройки выделялись социально значимые центральные улицы и площади, обстроенные по периметру каменными зданиями. Градостроительными акцентами выявлялись храмы. Исторический центр, как совокупность ценной каменной и деревянной застройки, представлял собой единую систему с ясно выраженной объемно-пространственной структурой социальной ориентации, и потенциально это качество еще не утрачено.
Уникальность архитектурного наследия Иркутска (прежде всего деревянной застройки) в евразийской, российской, сибирской градостроительной культуре определяется историко-архитектурной ценностью памятников, типологическим многообразием и их количеством.
Культурная значимость архитектурного наследия проявляется на различных градостроительных уровнях:
- планировочная структура;
- градостроительный фрагмент (квартал, улица, площадь и т.п.);
- комплекс построек (усадьба);
- здание;
- архитектурная пластика и декор.
Вместе с тем, история Иркутска раскрывает город как открытую, гибкую, постоянно преобразующуюся систему. Эволюционный характер ее развития обеспечивался включением новой постройки в реально существующий контекст сложившегося градостроительного образования, стабильностью правовых норм частного землепользования и адекватной реакцией на меняющиеся социально-экономические условия.

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Состояние исторического архитектурного наследия

Реставрацию в Иркутске можно разделить на три этапа:
Реставрация единичных зданий. Функциональное назначение - объекты культуры (музеи, дома творческих союзов и т.п.). Регулярно используется незначительным слоем населения. Широкими слоями общества оценивается высоко, но воспринимается как явление уникальное, элитное, исключение из правил.
Середина 1980-х гг. Реконструкция градостроительного каркаса исторической застройки - главных торговых улиц города. Функциональное назначение реставрированных зданий - объекты соцкультбыта (магазины, кинотеатры и др.). Регулярно используются широкими слоями населения. Реконструкция оценивается положительно, но воспринимается как деятельность, ориентированная исключительно на общественные постройки.
Предстоящий этап - качественно новый: реконструкция градостроительной ткани. Функциональное назначение реконструируемых зданий - жилье (таким образом для многих реконструкция затронет все стороны человеческой жизни). Трудности: количество реконструируемых объектов увеличивается на несколько порядков; ограниченные сроки реконструкции (массовое критическое состояние деревянных конструкций); отсутствие достаточного контингента специалистов, умеющих работать с деревянной застройкой; работа с индивидуальным клиентом при сложившемся негативном отношении к старой деревянной застройке.
Хотя Иркутск обладает начальным потенциалом для ведения реконструкции, реконструктивных мероприятий явно недостаточно, и в ряде случаев наблюдается:
- частичное искажение исторически сложившейся планировочной структуры;
- нарушение целостности отдельных градостроительных фрагментов;
- деградация и разрушение ценной деревянной и каменной исторической застройки;
- реализация проектов отдельных зданий, разработанных без учета окружающей застройки.
Низкие эксплуатационные качества вступают в противоречие с социально-культурным статусом исторической застройки, ее общекультурная ценность не осознается значительной частью населения.
Активизация процесса реконструкции исторической среды центра тормозится отсутствием для заказчика правовых гарантий и их нормативного обеспечения на практическое использование недвижимости.

Состояние функционально-планировочной структуры

Исторический центр в целом обладает необходимым набором общегородских функций, значительная часть которых размещена в исторических зданиях.
Однако, территориальное распределение их несбалансировано. Причем зоны с предельно допустимой концентрацией социально активных видов деятельности (торгово-коммерческие) окружены территориями с дефицитом этих видов деятельности. Влияние указанных функций стихийно выходит за свойственные им пространственные пределы - распространяется и на соседнюю застройку, в том числе и исторически ценную. При отсутствии механизма, регулирующего этот процесс, возможны искажение облика и даже полная утрата памятников (в основном деревянных построек).
Значительная часть территории центра занята под промышленность и не соответствует социально-функциональной роли и ценности земли городского центра. В отдельных случаях нарушена историческая и функционально важная связь города с поймой реки Ушаковки и берегом Ангары.
Историческая застройка в целом способна адаптироваться к большинству функций, необходимых городскому центру, но для каждого отдельного памятника необходимо находить оптимальное назначение.
Памятники часто используются под функции, необязательные для центра города, и, при переориентации, могли бы служить резервом для функционального развития центра.
Сама территория центра (в том числе и занимаемая исторической застройкой - при расчистке от малоценных и ветхих построек) обладает значительным резервом для строительства новых объектов.
Еще более крупным резервом представляются территории, занимаемые в настоящее время под промышленные производства.

Состояние транспортных коммуникаций

Отдельные узлы улично-дорожной сети центра исчерпали свою пропускную способность и являются наиболее вероятными источниками транспортных заторов.
Отсутствие внеуличных автостоянок (надземных и подземных) усиливает критическую ситуацию в местах концентрации общегородских функций.
Вместе с тем, правильная организация потоков и ряд мероприятий по территориальному распределению общегородских функций позволит сбалансировать транспортную схему без существенного сноса исторической застройки.

ОЦЕНКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ОХРАННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Генплан города остается основным градостроительным документом, большая часть его положений для Иркутска в целом и в настоящий момент сохраняет силу. Вместе с тем, основополагающие градостроительные материалы выполнены более 10 лет назад и нуждаются в корректуре.
Предложенная ген.планом и ПДП центральной части города транспортная схема центра приведет к нарушению исторически сложившейся планировки и сносу значительного количества памятников, что идет вразрез с требованием Проекта охранных зон.
Разноречивость генерального плана, проекта детальной планировки с проектом зон охраны затрудняет вести администрации города, главному управлению архитектуры и органам охраны памятников целенаправленную и единую политику по реконструкции исторической застройки.
Кроме указанных градостроительных и охранных документов, существуют Правила застройки города, где отсутствует раздел по реконструкции и реставрации исторической застройки.Разрабатываются Правила зонирования и застройки г. Иркутска, которые призваны стать более гибким и оперативным документом в решении, в основном, процедурных вопросов.

ОБОБЩЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОДХОДА

Цель
Максимальное сохранение ценной исторической застройки при полноценном функционировании и развитии городского центра.

Обеспечение сохранения ценной исторической застройки:
- сохранение исторической планировки центра города;
- предотвращение сноса памятников истории и культуры, их реставрация и реконструкция;
- сохранение и восстановление композиционной структуры исторической застройки.

Преемственность развития исторического центра города:
- допустимость включения новой застройки в историческую ткань центра;
- опора на сложившуюся градостроительную структуру как контекст, предопределяющий архитектурное решение - выявление и использование градостроительных традиций в развитии центра;
- использование и преемственное развитие исторически сложившихся композиционных приемо - сомасштабность застройки;
- достаточный уровень пластической выразительности.

Комплексный подход:
- археологическое обследование;
- опора на предваряющие научные исследования;
- проведение предпроектных работ, обсуждаемых на Общественном Совете;
- включение в проект реконструкции конкретного памятника или градостроительного фрагмента всего комплекса инженерных мероприятий;
- проведение конкурсов на право владения социально-значимых объектов историко-культурного назначения;
- государственная и независимая экспертиза проектов реставрации и реконструкции;
- контроль за реализацией проекта;
- контроль проектных сроков строительных работ;
- использование механизма воздействия на инвестора и пользователя (вплоть до передачи прав иному юридическому субъекту) при отступлении от проекта или сроков его реализации.

Конкурсное проектирование:
- по градообразующим участкам;
- по особо важным объектам.

Конкурс на строительный подряд

Согласованность программ реконструкции с программами социального развития города.
Возрождение и обеспечение жизнеспособности местных строительных традиций.
Привлечение общественных и научных организаций в сферу решения вопросов сохранения культурного наследия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование деревянной застройки - вневременной факт, требующий полноценного включения ее в жизнедеятельность городского центра.
Необходимость реконструкции исторической застройки обуславливается: высокой культурной значимостью застройки наличием историко-архивных, библиографических и иконографических материалов содержащейся в исторической архитектуре композиционной системой, открытой для применения и развития в современной практике экономической целесообразностью реконструктивных мероприятий возможностью и целесообразностью сбалансированной работы транспортной и инженерно-технических коммуникаций без сноса исторической застройки способностью исторической застройки отвечать основным функциям городского центра возможностью использования крупных градостроительных фрагментов малоэтажной усадебной застройки для создания экологического каркаса городского центра возможностью привлечения инвестиций наличием качеств, способствующих формированию социально-территориальной общности.
Требуется разработка блока специальных программ:
Программа социально-функционального развития центра.
Программа подготовки специалистов и развития материально-технической базы реконструкции.
Программа исторических и архитектурно-градостроительных исследований.
Программа археологических исследований.
Программа методического обеспечения предпроектных исследований.
Программа методического обеспечения реставрации и реконструкции.
Программа организационной и правовой поддержки заказчика, проектировщика и подрядчика.
Программа организации транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры.
Программа социальных мероприятий.
Программа экологических и инженерно-гидрологических мероприятий.
Программа пропаганды культурного наследия Программа развития туризма Программа реабилитации территорий, занятых в настоящее время пром. зонами Программа "Музеи города".
Необходима разработка комплексных программ реконструкции локальных исторических территорий и объектов.
Программа реставрации и реконструкции Храмов Православной Церкви и других культовых сооружений.
Программа реконструкции и реставрации памятников деревянного зодчества на территории исторического центра Иркутска.
Программа реконструкции и реставрации памятников каменной архитектуры на территории исторического центра Иркутска.
Программа комплексной реконструкции торгового ядра и прилегающей территории.

Обобщенные задачи отдельных программ

Программа социально-функционального развития центра градация территории исторического центра:
- зоны активного развития (функции: торгово-коммерч., адм.-хоз., активные формы туризма);
- зоны спокойного функционирования (жилье, детские, лечебно-профилактич. учреждения);
- переходные зоны (учреждения культуры, образования, обслуживания) функциональное использование памятников и территорий;
Программа по организации транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры:
- вывод транзитного транспорта на периферию городского центра;
- создание системы внеуличных автостоянок;
- формирование зон приоритета общественного транспорта;
- мероприятия по сбалансированности инженерных сетей;
- использование как централизованных, так и локальных и автономных инженерно-коммунальных систем.
Программа подготовки специалистов и развития материально-технической базы:
- Обучение и подготовка (в том числе и в форме ФПК):
- научно-исследовательских кадров;
- проектировщиков;
- производственных кадров (инженеров и мастеров);
- специалистов административно-управленческого аппарата.

Оборудование научно-исследовательских лабораторий.
Формирование производственных мастерских.
Закупка современных технологий и оборудования

Программа реконструкции и реставрации памятников деревянного зодчества Иркутска:
- определение первоочередных объектов;
- проектирование и реализация проектов реконструкции;
- санация территории (расчистка от малоценной, дисгармонирующей и ветхой застройки);
- новое строительство в рамках режима реконструкции;
- социально-функциональное наполнение зданий и территории;
- контроль за практическим использованием отреставрированной застройки.
Программа экологических и инженерно-гидрологических мероприятий формирование экологического каркаса и понижение грунтовых вод.
Программа социальных мероприятий:
- создание службы заказчика (соблюдение прав заказчика и разграничение обязанностей заказчика и др. субъектов, экспертная консультация и пр.);
- выявление интересов потенциального заказчика;
- формирование корпоративного заказчика и органов местного самоуправления;
- создание обменного жилого фонда для отселяемых жителей;
- взаимоувязка с общегородскими социальными программами.
Программа организационной и правовой поддержки:
- создание Фонда реконструкции;
- создание координационного центра;
- правовые гарантии и формы компенсации субъектам реставрации (заказчикам, проектным и производственным организациям).
Устав реконструкции:
- создание оперативного механизма утверждения проектной документации (на основе нового блока документации: концепция - программа - бизнес-план).





Приложение № 2
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 13 февраля 1997 года
№ 7/131

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ИРКУТСКА ПРИ МЭРИИ

телефон

Алексеев Б.Г. председатель областного отделения 29-73-62
(по согласованию)

Бахарев Б.М. генеральный директор ЦСН 33-23-76

Вадим епископ Иркутский и Читинский 34-40-21

Венгер В.К. народный артист РФ 34-19-44
(по согласованию)

Верещагина Б.Г. союз журналистов 27-14-94
(по согласованию)

Дулов А.В. профессор ИГУ 34-32-17
(по согласованию)

Жеребцов Г.А. председатель президиума ВСО РАН 46-27-27
(по согласованию)

Завезенева Т.В. председатель городского 27-55-66
комитета женщин

Куликов Б.И. главный архитектор города 33-44-41

Костовский А.А. союз художников 33-27-27
(по согласованию)

Ливант И.Б. сопредседатель общества 33-64-90
Франция - Байкал

Медведев Г.И. академик, историк ИГУ 34-39-19

Распутин В.Г. союз писателей 33-00-63
(по согласованию)

Саляев Р.К. председатель центра русской культуры 46-07-21
(по согласованию)

Сергеев М.Д. председатель фонда культуры, писатель 34-55-53
(по согласованию)

Смагин В.Н. народный художник РФ 33-50-65
(по согласованию)

Шантуров А.Г. академик 34-25-86
(по согласованию)

Шматков В.П. заслуженный архитектор РФ 33-70-82
(по согласованию)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru