Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы г. Иркутска от 28.09.2007 № 004-20-410631/7
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В Г. ИРКУТСКЕ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Иркутск официальный", № 61, 05.11.2007;
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2007, III квартал, часть 2, ст. 60


Утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Решения Думы г. Иркутска от 22.10.2008 № 004-20-540911/8.



ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В Г. ИРКУТСКЕ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ

Принято на 41 заседании
городской Думы 4-го созыва 27 сентября 2007 года

Руководствуясь статьями 16, 28, 52, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, ст.ст. 24, 31, 32, 54, 56 Устава города Иркутска, Положением о долгосрочных муниципальных целевых программах города Иркутска и межмуниципальных целевых программах, в осуществлении которых участвует город Иркутск, утвержденным решением Думы города Иркутска от 29.05.2006 № 004-20-250351/6, Дума города Иркутска решила:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в г. Иркутске" 2008 - 2011 годы (Приложение № 1).

2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.

Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
28 сентября 2007 года
№ 004-20-410631/7





Приложение № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 28 сентября 2007 года
№ 004-20-410631/7

ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В Г. ИРКУТСКЕ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ

   -------------------------T---------------------------------------¬

¦Наименование ¦Муниципальная целевая программа¦
¦программы ¦"Сохранение, возрождение и развитие¦
¦ ¦традиционной народной культуры в г.¦
¦ ¦Иркутске" на 2008 - 2011 годы ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Дата принятия решения ¦Пункт 60 Комплексного плана¦
¦о разработке программы, ¦администрации г. Иркутска по основным¦
¦дата ее утверждения ¦направлениям деятельности на 2007 год,¦
¦(наименование и номер ¦утвержденного распоряжением мэра г.¦
¦соответствующего ¦Иркутска № 031-10-75/7 от 31.01.2007 ¦
¦нормативного акта) ¦ ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Муниципальный заказчик ¦Администрация г. Иркутска ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Муниципальный ¦Комитет по социальной политике и¦
¦заказчик-координатор ¦культуре администрации г. Иркутска ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Управление культуры Комитета по¦
¦программы ¦социальной политике и культуре¦
¦ ¦администрации г. Иркутска ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦ Цели: ¦
¦программы ¦1. Сохранение, возрождение и развитие¦
¦ ¦традиционной народной культуры в г.¦
¦ ¦Иркутске как одной из составляющих при¦
¦ ¦формировании единого культурного¦
¦ ¦пространства г. Иркутска, осуществление¦
¦ ¦в современных условиях преемственных¦
¦ ¦связей поколений, консолидация общества¦
¦ ¦на основах народной культуры. ¦
¦ ¦2. Формирование пространства¦
¦ ¦возрождения и развития традиционной¦
¦ ¦народной культуры, создание условий для¦
¦ ¦обеспечения доступа и приобщения¦
¦ ¦различных слоев населения к ценностям¦
¦ ¦традиционной народной культуры. ¦
¦ ¦3. Создание условий для сохранения¦
¦ ¦многообразия форм и жанров традиционной¦
¦ ¦народной культуры. ¦
¦ ¦ Задачи: ¦
¦ ¦1. Развитие и совершенствование системы¦
¦ ¦образования в сфере традиционного¦
¦ ¦художественного творчества, наращивание¦
¦ ¦кадрового потенциала. ¦
¦ ¦2. Содействие в освоении и развитии¦
¦ ¦традиционных художественных промыслов и¦
¦ ¦народных ремесел, фольклорных жанров. ¦
¦ ¦3. Адресная поддержка мастеров и¦
¦ ¦творческих коллективов, работающих в¦
¦ ¦сфере традиционной народной культуры. ¦
¦ ¦4. Разработка и внедрение¦
¦ ¦информационных продуктов и технологий в¦
¦ ¦сфере традиционной народной культуры. ¦
¦ ¦5. Совершенствование культурно -¦
¦ ¦досуговой и просветительской¦
¦ ¦деятельности, художественного¦
¦ ¦творчества, творческих инициатив. ¦
¦ ¦6. Создание специализированных¦
¦ ¦учреждений культуры, работающих в сфере¦
¦ ¦традиционной народной культуры ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦- посещаемость клубов, школ,¦
¦показатели программы ¦экспериментальных площадок, ансамблей,¦
¦ ¦кружков, мастерских, Дома ремесел (в %¦
¦ ¦от числа населения г. Иркутска, 576¦
¦ ¦тыс. чел.). ¦
¦ ¦Число повысивших квалификацию¦
¦ ¦руководителей фольклорных коллективов и¦
¦ ¦специалистов декоративно-прикладного¦
¦ ¦искусства (далее по тексту - ДПИ)¦
¦ ¦(чел.). ¦
¦ ¦Доля музейных предметов Дома ремесел -¦
¦ ¦изделий народного творчества,¦
¦ ¦художественных ремесел, истории¦
¦ ¦народной культуры (в % к общему фонду¦
¦ ¦музейных предметов основного фонда¦
¦ ¦Музея истории г. Иркутска). ¦
¦ ¦Количество мероприятий ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2008 - 2011 годы ¦
¦реализации программы ¦ ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Объем финансирования программы¦
¦финансирования ¦составляет 19549000 руб. за счет¦
¦ ¦средств бюджета города Иркутска ¦
+------------------------+---------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Увеличение информированности населения¦
¦результаты реализации ¦в области традиционной народной¦
¦программы и показатели ¦культуры через приобщение к ценностям¦
¦социально-экономической ¦народной культуры. Наличие теле-,¦
¦эффективности ¦радиопередач, посещаемость веб-сайтов,¦
¦ ¦посвященных данной тематике. ¦
¦ ¦Расширение доступа различных слоев¦
¦ ¦населения г. Иркутска к ценностям¦
¦ ¦традиционной народной культуры,¦
¦ ¦музыкально-художественному образованию¦
¦ ¦через создание и развитие сети клубов,¦
¦ ¦школ, экспериментальных площадок,¦
¦ ¦кружков, мастерских, Дома ремесел. ¦
¦ ¦Качественное улучшение кадрового¦
¦ ¦потенциала в сфере традиционной¦
¦ ¦народной культуры в учреждениях¦
¦ ¦культуры и музыкально-художественного¦
¦ ¦образования, муниципальных¦
¦ ¦образовательных учреждениях города. ¦
¦ ¦Развитие самодеятельных творческих¦
¦ ¦коллективов, работающих в сфере¦
¦ ¦традиционной народной культуры. ¦
¦ ¦Проведение фестивалей, народных¦
¦ ¦праздников, выставок. ¦
¦ ¦Участие иркутских коллективов и¦
¦ ¦мастеров в региональных,¦
¦ ¦межрегиональных, российских и¦
¦ ¦зарубежных фестивалях, праздниках,¦
¦ ¦выставках, конкурсах, ярмарках ¦
L------------------------+----------------------------------------


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостностью с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа.
Город Иркутск имеет весь необходимый потенциал для опережающего развития в сфере традиционной народной культуры как главной основы развития других форм общественной и государственной жизни. В настоящее время традиционная народная культура в г. Иркутске представлена творческими коллективами различных направлений - это фольклорные ансамбли, традиционные ремесла и декоративно-прикладное творчество. Первое направление представлено всего немногими более 20 детскими коллективами, такими как: "Сирин", "Ковчег", "Ермаковы лебеди", "Ленушка", имеющими в своем активе престижные премии, дипломы, участие в городских, областных, Российских и международных фестивалях. Другое направление - декоративно-прикладное искусство (ДПИ) представлено Ассоциацией мастеров прикладного творчества и художественных ремесел "Оникс", творческой мастерской "Берестень", творческим объединением художников-любителей "Бабр", Иркутской городской общественной организацией "Данко", Артелью гончаров "Тальцинский промысел" - все коллективы работают давно и стабильно и объединяют в своих рядах большое количество мастеров.
В Иркутске с 1995 года существует единственное в своем роде муниципальное учреждение культуры "Иркутский городской театр народной драмы", в его репертуаре наряду со спектаклями традиционной драматургии большое место занимают народные обрядовые праздники и действа - свадьба, Рождество Христово, Крещение и Масленица и другие. В спектаклях используются традиционные русские народные музыкальные инструменты до 15 разновидностей, изготовленные руками актеров театра. В мастерских театра ведутся работы по воссозданию народного костюма и аксессуаров к нему, создана детская театральная студия.
Однако, анализ ситуации, сложившейся в деле сохранения, возрождения и развития традиционной народной культуры в г. Иркутске в последние годы, показал, что по причине нехватки специалистов, ведомственной разобщенности, невнимания со стороны администрации школ, учреждений и домов творчества, непрестижности профессии и невысокой зарплаты, особенно молодых специалистов, сокращается количество детских фольклорных ансамблей. Так, после ухода руководителей перестали существовать фольклорные ансамбли во Дворце детского и юношеского творчества, МОУ "СОШ": № 27, № 66, Доме детского творчества № 1, Центре детского творчества "Восход" и в других учреждениях. Уменьшается количество коллективов, снижается качество работы с детьми, что видно по репертуару, исполнительскому мастерству, костюмам. Все отчетливей сказывается отсутствие специализированного учреждения, которое осуществляло бы методическую и практическую помощь в осуществлении различных проектов в сфере традиционной народной культуры.
Существуют свои проблемы и в объединениях прикладного творчества - отсутствие помещений, высокие цены на сырье и материалы, высокие цены на энергоносители, отсутствие стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи и многие другие.
Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей (в первую очередь межпоколенных), потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества.
Настойчиво и последовательно проводимая на протяжении многих десятилетий политика подавления и вытеснения творчески самостоятельных и активных форм традиционной культуры, утверждение потребительского начала масс-культуры привели к смещениям в системе ценностных ориентаций общественного сознания в сторону культурных суррогатов, вызвали деформации в самой структуре социальной жизни.
Преодоление издержек государственной политики прошлых десятилетий по отношению к национальному культурному наследию является одной из важнейших общественно-государственных задач современного этапа культурного строительства. Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе этнических традиций выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства. Имеющиеся положительные стороны вызывают уверенность, что в случае приложения конкретных усилий по передаче накопленного опыта, созданию материальной базы для развития новых объединений, творческих коллективов и адресной поддержки уже существующих появится возможность достижения целей и решения задач, поставленных в данной программе.
План мероприятий программы включает такие направления, как создание городского Дома ремесел, оказание помощи мастерам народных ремесел и художественных промыслов, фольклорным коллективам, организация различных фольклорных фестивалей, конкурсов, ярмарок, экспедиций, переподготовка и повышение квалификации руководителей фольклорных коллективов и специалистов по ДПИ, создание материально-технической базы для обучения традиционному прикладному творчеству, создание методической базы по авторским технологическим приемам и школам ремесел и прочие. Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия носят разноплановый и комплексный характер. Поэтому для решения данной проблемы необходимо создание муниципальной программы.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли. Данный метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации таких направлений программы, как проведение фестивалей, конкурсов, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, праздники, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как общепризнанных коллективов и деятелей культуры, так и региональных и муниципальных.
Условием досрочного прекращения программы может стать неэффективное управление программой, в результате чего не представляется возможным достижение целей программы.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные цели программы

2.1.1. Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в г. Иркутске как одной из составляющих при формировании единого культурного пространства г. Иркутска, осуществление в современных условиях преемственных связей поколений, консолидация общества на основах традиционной народной культуры.
Культура г. Иркутска имеет глубокие исторические корни, основанные как на традициях классического искусства, так и на традициях народного творчества.
2.1.2. Формирование пространства возрождения и развития традиционной народной культуры, создание условий для обеспечения доступа и приобщения различных слоев населения к ценностям традиционной народной культуры.
В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные связи - все это привело к сокращению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей. Достижение поставленной цели позволит выровнять возможности доступа к ценностям традиционной народной культуры различных групп населения за счет разработки, внедрения и распространения новых информационных технологий, увеличения количества мастерских, студий, экспериментальных площадок, кружков в различных районах города, приближенных к месту жительства, увеличения количества культурно-массовых мероприятий, развития и укрепления материально-технической базы в сфере традиционной народной культуры.
2.1.3. Создание условий для сохранения развития многообразия форм и жанров традиционной народной культуры в рыночных условиях существования.
В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. Особенную роль этот фактор играет в сфере традиционной народной культуры.
Достижение указанной цели предполагает:
- выявление и поддержку мастеров в сфере декоративно-прикладного творчества;
- поддержку лучших мастеров-носителей, руководителей авторских школ, талантливых исполнителей;
- выявление и поддержку молодых дарований в сфере традиционной народной культуры;
- поддержку перспективных проектов, закрепление талантливых руководителей, мастеров и исполнителей;
- проведение конкурсов, фестивалей, ярмарок, выставок и др.

2.2. Основные задачи программы

2.2.1. Развитие и совершенствование системы образования в сфере традиционного художественного творчества, наращивание кадрового потенциала.
2.2.2. Содействие в освоении и развитии традиционных художественных промыслов и народных ремесел, фольклорных жанров.
2.2.3. Адресная поддержка мастеров и творческих коллективов, работающих в сфере традиционной народной культуры.
2.2.4. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере традиционной народной культуры.
2.2.5. Совершенствование культурно-досуговой и просветительской деятельности, художественного творчества, творческих инициатив.
2.2.6. Создание специализированных учреждений культуры, работающих в сфере традиционной народной культуры.

2.3. Целевые индикаторы программы

Таблица № 1

   ---T-----------------------------------T----------T-------T-------T-------T------¬

¦ ¦ Индикаторы ¦ Итоговые ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦
¦ ¦ ¦показатели¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦реализации¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------+----------+-------+-------+-------+------+
¦1.¦Посещаемость клубов, школ,¦ 0,04¦ 0,02¦ 0,03¦ 0,035¦ 0,04¦
¦ ¦экспериментальных площадок,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ансамблей, кружков, мастерских,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Дома ремесел (в % от числа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения г. Иркутска, 576 тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------+----------+-------+-------+-------+------+
¦2.¦Число повысивших квалификацию¦ 20 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 17 ¦ 20 ¦
¦ ¦руководителей фольклорных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективов и специалистов ДПИ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------+----------+-------+-------+-------+------+
¦3.¦Доля музейных предметов Дома¦ 5,2 ¦ 4,6 ¦ 4,8 ¦ 5,0 ¦ 5,2 ¦
¦ ¦ремесел - изделий народного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества, художественных ремесел,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦истории народной культуры (в % к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общему фонду музейных предметов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основного фонда Музея истории г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Иркутска) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-----------------------------------+----------+-------+-------+-------+------+
¦4.¦Количество мероприятий ¦ 35 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 30 ¦ 35 ¦
L--+-----------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------


3. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Общий объем программы рассчитан в ценах 2007 года

Таблица № 2

Прогнозные объемы финансирования программы из бюджета
г. Иркутска по направлениям расходования средств
(тыс. руб. в ценах 2007 года)

   -------------------------T---------------T-----------------------------------¬

¦ Направления ¦ Объем ¦ В том числе ¦
¦ финансирования ¦финансирования,+--------T--------T--------T--------+
¦ ¦ всего ¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
+------------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего ¦ 19549¦ 4413¦ 4722¦ 5043¦ 5371¦
+------------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Материально-техническое ¦ 9470¦ 2193¦ 2252¦ 2352¦ 2673¦
¦обеспечение программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Научно-исследовательские¦ 210¦ 60¦ 50¦ 50¦ 50¦
¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------------+--------+--------+--------+--------+
¦Прочие нужды ¦ 9869¦ 2160¦ 2420¦ 2641¦ 2648¦
L------------------------+---------------+--------+--------+--------+---------


Основу финансирования программы составляют средства бюджета города Иркутска. В числе прочих источников - участие в конкурсах, проводимых в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)", областной программы поддержки народных ремесел и художественных промыслов Иркутской области "Сибирь мастеровая" на 2007 - 2010 гг., другие источники.
В общем объеме финансирования средства распределяются на затраты по материально-техническому обеспечению программы по декоративно-прикладному и фольклорному направлениям традиционной народной культуры, в том числе на адресную поддержку мастеров и творческих коллективов.
На проведение научно-исследовательских работ - мониторингов, статистических исследований для аналитической работы и дальнейшего прогнозирования.
На прочие нужды, в том числе организационно-методическое обеспечение программы, на обеспечение культурного обмена, на разработку и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере традиционной народной культуры.

3.2. Ориентировочные сроки и этапы программы

Программа предусматривает достижение ее стратегических целей к концу 2011 года. С учетом того, что в рамках программы ежегодно решаются одни и те же задачи, целесообразно определить календарные годы отдельными этапами реализации программы.
В рамках календарного года муниципальным заказчиком-координатором программы - Комитетом по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска подготавливается план мероприятий по реализации программы. По итогам года проводится анализ эффективности проведенных мероприятий, расходования финансовых ресурсов, определяются промежуточные результаты реализации программы.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Текущее управление реализацией программы осуществляется муниципальным заказчиком-координатором программы - Комитетом по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска. Муниципальный заказчик-координатор в ходе реализации программы координирует деятельность основного исполнителя по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.
4.2. Муниципальный заказчик-координатор ежегодно, до 1 марта каждого года, подготавливает и представляет мэру города и Думе города Иркутска отчет о ходе реализации программы за отчетный год, представляет отчеты о ходе выполнения программы в Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска, формирует и направляет в Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации программы.
4.3. В год завершения реализации программы Комитет по социальной политике и культуре наряду с годовым отчетом о ходе реализации программы подготавливает и до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет мэру г. Иркутска и Думе города Иркутска отчет об исполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период реализации.

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

5.1. Наиболее важные мероприятия программы

Открытие филиала музея истории г. Иркутска "Дом ремесел" по адресу: ул. Франк-Каменецкого, 16 "Б", а также оборудование ряда ткацких мастерских в различных микрорайонах города - Байкальском, Юбилейном, Университетском, Ново-Ленино, предместье Рабочее, создание базовых мастерских декоративного творчества и художественных ремесел в Доме ремесел и др.
Развитие кадрового потенциала для учреждений культуры и образования - подготовка и переподготовка, повышение квалификации работников учреждений культуры и образования в ведущих российских учебных заведениях, областном училище культуры, музыкальном колледже и на областных курсах повышения квалификации "Областная школа фольклора", на обучающих семинарах. Обучение в творческих мастерских Ассоциации "Оникс", ИГОО "Данко", творческой мастерской "Берестень".
В течение 2008 - 2011 годов в ходе реализации программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, создания условий для обеспечения доступа и приобщения различных слоев населения - школьников, студентов, семейных коллективов, пенсионеров, инвалидов к ценностям традиционной народной культуры.
Особую значимость приобретает усиление адресной поддержки коллективов и отдельных мастеров различных жанров традиционной народной культуры. Данное направление предполагает оказание финансовой помощи в приобретении материалов, инструментов и оборудования для мастеров прикладного творчества и художественных ремесел, в приобретении музыкальных инструментов, пошиве костюмов для фольклорных коллективов, коллективов национально-культурных объединений, что создаст дополнительные возможности для повышения качества изделий прикладного творчества и уровня программ, создаваемых фольклорными коллективами.
Создание выставочного фонда старинных инструментов, станков и приспособлений для изготовления изделий народного быта, предметов народного творчества и уникальных изделий современных мастеров народного творчества и художественных ремесел для музея "Дом ремесел".
Создание фонда фольклорных материалов, собранных в экспедициях, аудио- и видеоматериалов, записи технологии мастеров прикладного творчества, базы данных по видам и мастерам народных ремесел, компьютерной базы данных.
Развитие системы начального образования в жанре традиционного художественного творчества. Особенное значение приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранение и развитие системы преемственности, выявление и поддержка молодых дарований. В рамках программы предполагается реализовать проведение и поддержку фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Сохраняет актуальность поддержка авторов новых идей и осуществления творческих программ в сфере традиционного народного творчества.
Введение курса традиционной народной культуры в общеобразовательных школах города.
Обеспечение культурного обмена. Участие творческих коллективов и мастеров Иркутска в конференциях, съездах, фестивалях, выставках и ярмарках, приглашение творческих коллективов и мастеров из других территорий.
Ключевым направлением политики в сфере традиционной народной культуры остается сохранение и развитие единого культурного пространства, повышение уровня доступности культурных благ, обеспечение населения г. Иркутска продуктами деятельности в сфере традиционной народной культуры.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной, концертно-лекционной и выставочной деятельности.
Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере традиционной народной культуры.
В условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности традиционной народной культуры в большой мере зависит от формирования сетей в данной сфере.
В рамках данной программы предусматривается создание веб-сайта "Традиция", обеспечение профильных учреждений современным информационным оборудованием, создание электронной базы данных о мастерах, творческих коллективах, памятниках традиционной народной культуры, методические разработки.
В целях реализации утвержденных программных мероприятий администрацией г. Иркутска ежегодно утверждается План реализации мероприятий программы.
Укрупненные направления реализации мероприятий программы с разбивкой по годам и объемами финансирования представлены в Перечне программных мероприятий - таблица № 3.

5.2. Перечень программных мероприятий

Таблица № 3

   ----T--------------------------------T----------------------------T--------------T-------------¬

¦ № ¦ Мероприятия ¦ Объем финансирования, ¦ Источник ¦Ответственный¦
¦п/п¦ ¦ тыс. руб. ¦финансирования¦ исполнитель ¦
¦ ¦ +-------T------T------T------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 1. Материально-техническое обеспечение программы ¦
+---T--------------------------------T-------T------T------T------T--------------T-------------+
¦ 1.¦Создание городского Дома ремесел¦ 230¦ 250¦ 350¦ 650¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦и обеспечение его выставочными¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦фондами, оборудованием,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструментами, методическими и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходными материалами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 2.¦Создание и поддержка¦ 1300¦ 1400¦ 1400¦ 1500¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦экспериментальных площадок с¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦целью развития кадрового¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциала учреждений общего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования, учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей, муниципальных учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры и отработки методов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦форм введения традиционной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦народной культуры в современную¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 3.¦Приобретение ¦ 500¦ 500¦ 500¦ 500¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦- расходных материалов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦инструментов и оборудования для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения мастер-классов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мастерами народного творчества и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и художественных ремесел; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- музыкальных инструментов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пошив костюмов для фольклорных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективов и коллективов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национально-культурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 4.¦Реализация проекта "Семейная¦ 163¦ 102¦ 102¦ 123¦Бюджет ¦УК, ¦
¦ ¦академия ремесел" совместно с¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦УО КСПиК ¦
¦ ¦Ассоциацией "Оникс" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Возрождение традиционного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦узорного ткачества на базе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детских учреждений культуры и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 5.¦Приобретение старинных¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦музыкальных инструментов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦костюмов для работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самодеятельных коллективов при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Театре народной драмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 2. Прочие мероприятия ¦
+---T--------------------------------T-------T------T------T------T--------------T-------------+
¦ 6.¦Организация и проведение в¦ 300¦ 900¦ 500¦ 900¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦рамках ежегодного цикла¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦мероприятий "Народный календарь"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фольклорных праздников,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фестивалей, концертов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсов, лекториев и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 7.¦Организация и проведение¦ 1000¦ 200¦ 1000¦ 200¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦Тихвинской ярмарки, выставок,¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦конкурсов мастеров и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремесленников "Мастера Земли¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Иркутской", "Мастеровая слобода"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 8.¦Приобретение пособий и сборников¦ 200¦ 450¦ 350¦ 508¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦с фольклорно-этнографическими¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦материалами, экспедиции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фольклористов-этнографов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мастеров декоративно-прикладного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества по сбору¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фольклорно-этнографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов по Иркутской области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и другим областям России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 9.¦Проведение научно-практической¦ 260¦ 380¦ 300¦ 440¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦конференции по актуальным¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦вопросам традиционной культуры.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Создание методической базы по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦авторским технологическим¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемам и школам ремесел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Стажировка, переподготовка и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повышение квалификации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов в области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦традиционной народной культуры.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Создание и обслуживание сайта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦администрации г. Иркутска¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Традиция" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦10.¦Обеспечение культурного обмена -¦ 400¦ 490¦ 491¦ 500¦Бюджет ¦УК, ¦
¦ ¦участие фольклорных коллективов¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦УО КСПиК ¦
¦ ¦и мастеров в региональных,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦российских и международных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фестивалях, выставках,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсах, ярмарках, приглашение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мастеров и коллективов из других¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ 3. Научно-исследовательские работы ¦
+---T--------------------------------T-------T------T------T------T--------------T-------------+
¦11.¦Проведение мониторингов, научных¦ 60¦ 50¦ 50¦ 50¦Бюджет ¦УК КСПиК ¦
¦ ¦и статистических исследований¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Иркутска ¦ ¦
¦ ¦для аналитической работы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дальнейшего прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+-------------+
¦ ¦ВСЕГО: ¦ 4413¦ 4722¦ 5043¦ 5371¦ 19549¦ ¦
L---+--------------------------------+-------+------+------+------+--------------+--------------


Список условных сокращений

УК КСПиК - Управление культуры Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.
УО КСПиК - Управление образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Муниципальная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в г. Иркутске" на 2008 - 2011 годы нацелена на решение важного блока задач, являющихся частью социально-экономического развития.
Реализация программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
- сохранение и развитие культурного пространства в г. Иркутске;
- сохранение культурного наследия в сфере традиционной народной культуры;
- рост объема услуг населению, оказываемых в сфере культуры.
Инвестиции в сферу культуры, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование человеческого капитала. Культура является традиционно самой консервативной отраслью и наименее адаптированной к рыночным отношениям. В ходе реализации программы планируется изучение такого влияния, проведение мониторинга и оценки экономической эффективности наиболее значимых по удельному весу финансирования мероприятий.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы и выполнения поставленных задач будут представлены:
- укреплением и развитием кадрового потенциала для учреждений культуры и образования;
- повышением качества изделий прикладного творчества и уровня программ, создаваемых фольклорными коллективами;
- количеством проведенных мероприятий - фестивалей, выставок, мастер-классов и конкурсов с участием признанных мастеров, детей и молодых дарований г. Иркутска;
- показателями количества реализованных творческих проектов, внедренных новых технологий в сфере традиционной народной культуры;
- увеличением количества гастрольных спектаклей, концертов, фестивалей и выставок в сфере традиционной народной культуры;
- расширением доступа различных слоев населения г. Иркутска к ценностям традиционной народной культуры, музыкально-художественному образованию через создание и развитие сети клубов, школ, экспериментальных площадок, кружков, мастерских, Дома ремесел;
- развитием самодеятельных творческих коллективов, работающих в сфере традиционной народной культуры;
- ростом уровня информатизации, количеством созданных "электронных продуктов" традиционной народной культуры (количеством записей в электронной базе данных о мастерах и коллективах, электронный каталог фондов изделий декоративно-прикладного творчества, памятников устного народного творчества и музыкальной культуры, фотографий и т.д.).
Предполагается достижение следующих итоговых показателей по реализации программы:
- посещаемость клубов, школ, экспериментальных площадок, ансамблей, кружков, мастерских, Дома ремесел (в % от числа населения г. Иркутска, 576 тыс. чел.) - 0,04%;
- число повысивших квалификацию руководителей фольклорных коллективов и специалистов ДПИ (чел.) - 20 чел.;
- доля музейных предметов Дома ремесел - изделий народного творчества, художественных ремесел, истории народной культуры (в % к общему фонду музейных предметов основного фонда Музея истории г. Иркутска) - 5,2;
- количество мероприятий (народные праздники, выставки, ярмарки, вечера, концерты, конференции, мастер-классы и др.) - 35.

Заместитель главы администрации -
председатель Комитета по
социальной политике и культуре
администрации г. Иркутска
В.Ф.ВОБЛИКОВА

Начальник Управления культуры
С.И.ДОМБРОВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru