Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Думы г. Иркутска от 30.10.2006 № 004-20-300445/6
"О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ИРКУТСКА ДО 2020 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска", 2006, IV квартал, часть 2, ст. 81;
"Иркутск официальный", № 46, 20.11.2006






ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ИРКУТСКА ДО 2020 ГОДА

Принято на 30 заседании
городской Думы 4-го созыва 26 октября 2006 года

Руководствуясь ст.ст. 16, 17, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, городская Дума решила:

1. Одобрить Концепцию социально-экономического развития г. Иркутска до 2020 года (Приложение № 1).

2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.

Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
30 октября 2006 года
№ 004-20-300445/6





Приложение № 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 30 октября 2006 года
№ 004-20-300445/6

КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ИРКУТСКА ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Органы городского самоуправления г. Иркутска разрабатывают и реализуют социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом города Иркутска и иными муниципальными правовыми актами г. Иркутска.
Данный документ разработан с учетом с Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2010 г., Основных положений проекта стратегии развития Иркутской области, одобренных Министерством регионального развития и торговли Российской Федерации, и проекта Концепции скоординированного развития городской агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехов.
Учитывая то, что в Программе социально-экономического развития Иркутской области до 2010 года и в проекте стратегии до 2020 года Иркутская область позиционируется как опорный регион Восточной Сибири, Иркутску как столице нового объединенного субъекта Федерации (Иркутской области и УОБАО) в обозримой перспективе предстоит усилить свои конкурентные преимущества и стать городом - лидером Восточной Сибири.
Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в "опорных регионах" ("полюсах", "локомотивах" роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.
Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина 2005 года, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Исключительное географическое положение города как областного центра (региональной столицы) в совокупности со сформированным гражданским сообществом и значительный уровень развития транспортной инфраструктуры обуславливают процессы трудовой и социально-культурной миграции населения прилегающих территорий и предполагают широкие возможности для развития города как центра Иркутской агломерации.
Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города - человеческих ресурсов.
Органы местного самоуправления обязаны создать в Иркутске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

Стратегия социально-экономического развития г. Иркутска учитывает основные положения Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы и проекта стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Основополагающим в социально-экономической политике органов местного самоуправления будет являться: приближение уровня и качества жизни населения города к уровню европейских государств, развитие экономического потенциала и консолидация гражданских инициатив сообщества.
Одним из основных методов разработки Концепции социально-экономического развития г. Иркутска до 2020 г. является Форсайт <1>, который представляет собой комплексный прогноз социально-экономического развития города, включающий демократические формы и рыночные механизмы влияния с целью достижения прогнозных индикативных показателей. Форсайт позволяет разработать научное представление о будущем с учетом желания городского социума и показывает пути его достижения за счет поддержки инноваций и технологий, подготовки востребованных экономикой города кадров, приоритетных направлений использования ресурсов (физического и человеческого капитала).
Главная цель социально-экономического развития города к 2020 г. - достижение высокого уровня и качества жизни населения на основе приобретения статуса инновационного, промышленного, торгового, культурного и туристического центра Восточной Сибири.
Реализация стратегии города осуществляется в рамках решения следующих стратегических задач:
- повышение уровня и качества жизни населения через увеличение внутреннего спроса;
- улучшение демографической ситуации в городе, преодоление тенденции сокращения численности населения;
- повышение конкурентоспособности г. Иркутска в производстве конкурентных видов продукции и услуг, пользующихся растущим спросом на мировом рынке и рынке страны;
- позиционирование г. Иркутска как административного, культурного и исторического центра опорного региона Восточной Сибири;
- создание благоприятных условий для комфортного и эффективного развития бизнеса на территории города и обеспечение информационной и правовой поддержкой со стороны органов местного самоуправления;
- преобразование архитектурного облика города в соответствующий статусу региональной столицы;
- формирование системы экологической безопасности и быстрого реагирования по предотвращению угрозы жизни населения и нанесения ущерба окружающей среде;
- обеспечение высокого уровня охраны общественного порядка.
   --------------------------------

<1> Форсайт - от английского foresight - предвидение.

2. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Основными стратегическими ориентирами устойчивого социального развития города является рост человеческого капитала, повышение уровня и качества жизни населения, развитие гражданского сообщества на основе повышения конкурентоспособности всех производственных и хозяйственных институтов.

2.1. Демографическая политика

Задача: улучшение демографической ситуации.
Способы реализации:
- создание условий для сокращения оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы города, в том числе через проведение эффективной политики занятости и создания новых рабочих мест;
- содействие в вопросах исполнения существующих и инициирование создания новых, более эффективных, программ, направленных на повышение уровня рождаемости;
- оказание помощи малообеспеченным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- снижение негативного влияния окружающей среды на репродуктивную способность женщин г. Иркутска;
- создание условий по своевременному выявлению и предупреждению основных высокорисковых заболеваний населения с целью снижения смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, и повышение увеличения продолжительности жизни;
- поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;
- создание и развитие муниципальных учреждений по работе с детьми и семьями по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и социального сиротства;
- отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции;
- проведение активной воспитательной политики среди детей и молодежи.

2.2. Уровень жизни населения

Задача: повышение уровня и качества жизни населения города.
Способы реализации:
- повышение совокупных доходов населения города;
- повышение бюджета города за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций в экономику;
- обеспечение доступности жилья и улучшение жилищных условий;
- обеспечение населения города качественными коммунальными и социальными услугами;
- создание условий для эффективной работы организаций всех видов деятельности;
- развитие системы социального партнерства на основе проведения социальных диалогов, заключения коллективных договоров и соглашений.

2.3. Занятость и трудовые отношения

Задача: развитие рынка труда города на основе баланса интересов работодателей и работников, максимальное обеспечение занятости трудоспособного населения.
Способы реализации:
- создание условий для увеличения количества рабочих мест на основе прогрессивного экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности организаций города и развития предприятий малого и среднего бизнеса;
- сокращение уровня безработицы на основе применения активных эффективных форм содействия занятости и и мобильности трудовых ресурсов;
- содействие регулированию отношений, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на территории г. Иркутска;
- развитие системы управления охраной труда на государственном, муниципальном и локальном уровнях, обеспечение проведения государственной экспертизы условий труда для сохранения здоровья работающих;
- софинансирование программ содействия занятости населения для оперативного воздействия на рынок труда с целью предотвращения возникновения напряженных ситуаций в сфере занятости;
- включение в бюджет расходов на проведение общественных работ и организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи;
- создание единой информационной базы о состоянии рынка труда в рамках города, совершенствование форм сотрудничества с работодателями, внедрение более эффективных способов трудоустройства;
- создание Координационного совета по определению необходимых объемов подготовки кадров с высшим и со средним специальным образованием с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке квалифицированных кадров рабочих профессий;
- повышение экономической и социальной привлекательности занятости в организациях города через создание системы повышения и сохранения высокого уровня конкурентоспособности рабочих мест с целью противодействия оттоку квалифицированной рабочей силы;
- разработка муниципальной программы поощрения социально ответственных работодателей и создание системы рациональной поддержки организаций, обеспечивающих занятость слабозащищенных слоев населения;
- создание системы мер по содействию в подготовке и переподготовке кадров рабочих профессий по запросам работодателей.

2.4. Здравоохранение

Задача: обеспечение доступности и повышение качества медицинского обслуживания населения города, развитие профилактической направленности медицины с целью улучшения показателей здоровья населения, снижения уровня смертности от управляемых причин, увеличения продолжительности жизни.
Повышение медицинской, социальной и экономической эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения с учетом показателей удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием.
Способы реализации:
- осуществление системы мер по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и формированию ответственности за сохранение и укрепление здоровья в сознании всего населения города, а особенно: детей, молодежи, молодых семей и занятого населения;
- приоритетное развитие амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения первичного звена медико-санитарной помощи;
- развитие семейной медицины и общеврачебных практик с целью обеспечения доступности квалифицированного медицинского обслуживания;
- укрепление материально-технической базы муниципального здравоохранения, в том числе строительство новых и капитальный ремонт, а также переоснащение современным оборудованием существующих объектов здравоохранения;
- оптимизация сети и структуры учреждений муниципального здравоохранения;
- создание современной информационно-технической и методологической основы наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья населения;
- введение электронных медицинских паспортов жителей города с целью автоматизации статистических и аналитических процессов оценки показателей здоровья населения;
- повышение качества медицинских услуг за счет внедрения международных стандартов менеджмента качества в медицинских учреждениях;
- внедрение современных методов диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных;
- внедрение современных подходов к закреплению кадров и повышение мотивации у молодых специалистов сохранения профессии врача за счет перехода к новым формам оплаты труда, повышения социальных гарантий, оказания помощи в приобретении и строительстве жилья;
- осуществление мер по непрерывному повышению квалификации медицинского и управленческого персонала с использованием новых обучающих технологий;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в городе;
- обеспечение финансово-экономической стабильности муниципального здравоохранения, в том числе внедрение новых форм финансирования лечебно-профилактических учреждений, ориентированных на конечный результат;
- осуществление перехода от финансирования содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинского обслуживания по стандарту с соответствующими изменениями процесса оказания медицинских услуг;
- внедрение метода подушевого финансирования с полным или частичным фондодержанием поликлиники при оплате стационарной помощи больным;
- совершенствование системы ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
- внедрение индикативных показателей при оценке и контроле качества медицинского обслуживания;
- организация непрерывного мониторинга удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием;
- разработка перспективного прогноза потребности населения в медицинском, лекарственном и санитарно-гигиеническом обеспечении, построенного с учетом показателей здоровья населения, характера миграционных процессов и структурной модернизации здравоохранения.

2.5. Образование и наука

Задача: формирование единой конкурентоспособной научно-инновационно-образовательной среды в городе с повышением обеспечения доступным и качественным образованием, востребованным на рынке труда, создание условий для модернизации экономики города с целью повышения его конкурентоспособности.
Способы реализации:
- сбалансированное развитие начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального и высшего образования в соответствии с потребностями г. Иркутска и Иркутской области;
- расширение доступности образования для всех слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение городской системы менеджмента качества образования;
- привлечение в сферу образования молодых и талантливых специалистов на контрактной основе;
- привлечение ученых к проработке и реализации важнейших инвестиционных проектов, а также (в рамках хоздоговоров) по развитию комплексной системы информатизации управления экономикой города, включая ЖКХ (тепло- и водоснабжение, внедрение энергосберегающих технологий) и транспорт;
- координация ВУЗов и НИИ города в подготовке кадров кандидатов и докторов наук;
- создание системы образования через "всю жизнь" <2> с целью перехода на экономику, основанную на знаниях;
- формирование единой научно-инновационной политики, соответствующей стратегии социально-экономического развития города;
- создание необходимых условий для сохранения, развития и наиболее полного вовлечения имеющегося научно-технического потенциала в решение экономических и социальных проблем города;
- содействие развитию экспорта образовательных услуг учреждениями профессионального и высшего образования;
- развитие г. Иркутска как научно-инновационного центра Восточной Сибири;
- создание технопарка НИИ, ВУЗов, ССУЗов, НПО и инновационных организаций;
- активное участие науки в Форсайте: разработке среднесрочных и долгосрочных стратегических прогнозов развития города;
- определение приоритетных направлений исследований и разработок, концентрация на данных направлениях имеющихся ресурсов;
- развитие эффективной региональной и городской инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
- усиление роли науки в проведении экономических и социальных преобразований, повышении эффективности производства и конкурентоспособности продукции, обновлении духовного облика городского сообщества;
- сохранение существующей базы учреждений детского отдыха и оздоровления детей и подростков, семей с детьми, развитие новых форм организованного отдыха несовершеннолетних.
   --------------------------------

<2> Система образования, позволяющая человеку получать и накапливать знания, необходимые для качественного и эффективного выполнения своих трудовых обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности.

2.6. Жилищная политика

Задача: обеспечение населения города благоустроенным жильем за счет увеличения объемов его строительства, повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования системы жизнеобеспечения города в целях достижения его высокой конкурентоспособности.
Способы реализации:
- развитие рынка жилой недвижимости во взаимосвязи с развитием финансовой инфраструктуры г. Иркутска с целью обеспечения большей доступности жилья для широких слоев населения;
- развитие системы ипотечного кредитования, поддержка приобретения жилья молодыми семьями;
- снижение административных барьеров на пути согласования строительной документации, а также оформления прав на земельные участки и объекты недвижимости;
- удешевление строительства за счет развития местной базы производства стройматериалов, активного привлечения строительных организаций других регионов с целью усиления конкуренции на рынке строительства жилья;
- сохранение необходимого жилищного фонда для социального найма;
- проведение системного преобразования в сфере ЖКХ на основе информационных технологий;
- финансовое оздоровление сферы ЖКХ, повышение инвестиционной привлекательности;
- реализация инвестиционных проектов по тепло-, водо-, электро- и энергоресурсосбережению;
- совершенствование кадровой политики в сфере ЖКХ;
- нормативно-правовое обеспечение и информационное сопровождение преобразований в сфере ЖКХ;
- соблюдение социальных интересов жителей микрорайонов города при развитии жилищной сферы;
- обеспечение комплексной застройки;
- подготовка обоснования для федеральных органов власти, органов власти Иркутской области и вынесение на обсуждение вопроса о реконструкции и сносе ветхого (аварийного) жилья;
- подготовка обоснования и вынесение на обсуждение вопроса о распределении сейсмической составляющей в цене на жилую недвижимость за счет федеральных субсидий с целью существенного понижения себестоимости строительства жилья.

2.7. Культура

Задача: усиление социальной роли культуры, обеспечение систематического роста культурного потенциала, обогащение на его основе духовной и интеллектуальной жизни населения, использование ресурсов культуры в балансе устойчивого развития города и воспитании молодого поколения.
Способы реализации:
- развитие социально-культурной инфраструктуры города и культурно-досугового потенциала учреждений культуры с целью повышения доступа к культурным ценностям для всех слоев населения;
- обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью;
- воспитание гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения;
- повышение качества предоставляемых населению услуг в сферах трудовой, технологической, экономической, организационной, правовой, политической, художественной и экологической культуры, в сфере культуры обслуживания населения и гостей города;
- поддержка и создание условий (предпосылок) развития творческих союзов, народных театров, коллективов народного творчества, молодых дарований, выдающихся деятелей литературы, культуры и искусства, народного творчества, в том числе выделение грантов и присуждение стипендий за счет средств городского бюджета;
- информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение сферы культуры;
- поддержка проведения дней культуры национальных сообществ и освещение их в средствах массовой информации, в т.ч. в специальных телевизионных передачах по каналам местного телевидения;
- нормативно-правовое обеспечение учреждений культуры, совершенствование их управления и финансирования.

2.8. Молодежная политика

Задача: создание условий для привлечения и дальнейшего эффективного участия молодежи в социально-экономической и общественно-политической жизни г. Иркутска.
Способы реализации:
- развитие системы профориентации, трудоустройства и создания новых рабочих мест для молодежи;
- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ развития города;
- формирование толерантности, снижение проявлений агрессивности в молодежной среде, разработка программ профилактики социально-негативных явлений среди молодежи (контроль за соблюдением законодательства в развлекательных учреждениях: дискотеках, ночных клубах, центрах досуга и др.) на территории г. Иркутска; ведение работы по профилактике негативных тенденций и социальной адаптации молодежи;
- обеспечение информационного освещения работы служб доверия для наркозависимых, личностей с суицидальными наклонностями, молодежи, находящейся в кризисной ситуации, и проводимых в данной сфере мероприятий;
- поддержка детских и молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с законодательством РФ;
- содействие разработке и поэтапному внедрению системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности и строительства жилья;
- решение жилищной проблемы молодых семей за счет выделения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, развития системы молодежных жилищных кооперативов;
- создание условий для организации молодежного досуга, отдыха, спорта и туризма;
- строительство дворца молодежи в г. Иркутске как центра, координирующего работу с молодежью по различным направлениям деятельности;
- организация проведения ежегодных конкурсов, фестивалей, выставок талантливой молодежи;
- разработка молодежных программ в сфере развития физической культуры и спортивно-массового движения в городе;
- поддержка организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере трудоустройства выпускников и учащихся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (НПО) и молодежи;
- поддержка молодых семей посредством создания Центра содействия и помощи молодым семьям и детям, осуществляющего работу по следующим направлениям: защита материнства и детства; добрачное консультирование;
- проведение работы с семьями, попавшими в кризисную ситуацию;
- поддержка и развитие системы семейного оздоровительного отдыха;
- поддержка программ, направленных на пропаганду традиционных семейных ценностей и др.;
- организация активной работы по предупреждению табачной, алкогольной и наркотической зависимости.

2.9. Физическая культура и спорт

Задача: вовлечение широких слоев населения в активное занятие физической культурой и спортом для полноценного физического и духовного развития горожан и профилактики заболеваний, правонарушений, ведения здорового образа жизни.
Способы реализации:
- популяризация физической культуры и спорта среди всех слоев населения как основы здорового образа жизни;
- обеспечение равных возможностей для занятия физической культурой всех слоев и возрастных групп населения;
- содействие в создании современных спортивных объектов и привлечение инвесторов к строительству и реконструкции спортивной базы и участию в областных целевых программах строительства спортсооружений;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития физической культуры и спорта в г. Иркутске;
- квотирование рабочих мест для спортсменов, добившихся больших высоких результатов в спорте;
- поддержка и развитие программ в сфере физической культуры и спортивно-массового движения, в особенности детско-юношеского спорта, в т.ч. по месту жительства;
- активизировать участие производственных и научных коллективов, профучилищ, ССУЗов, ВУЗов в физкультурно-спортивной работе, в том числе с детьми, подростками и молодежью;
- оказание целевой поддержки физкультурно-спортивным клубам и оказание организационно-консультационной помощи организациям, учреждениям, инициативным группам в создании новых клубов;
- совершенствование работы с федерациями различных видов спорта и оказание им финансовой поддержки для проведения массовых спортивных праздников;
- создание условий для духовно-нравственного и физического развития горожан (строительство ледового дворца, спортивных комплексов - быстровозводимых конструкций в административных округах, лыжных баз, бассейнов, катков, футбольных полей, волейбольных площадок, теннисных кортов и др.);
- создание и постоянное поддержание сайтов о спортивных мероприятиях, реализуемых на территории города;
- создание условий для участия спортсменов и команд города в областных, региональных, российских и международных соревнованиях;
- поддержка спортсменов высокой квалификации посредством поощрений, в том числе улучшением жилищных условий;
- целенаправленное взаимодействие с образовательными учреждениями города, занимающимися подготовкой педагогических и тренерских кадров, в том числе посредством размещения муниципального заказа;
- поддержка совместно с Городским спортивно-методическим центром г. Иркутска и образовательными учреждениями актуальных направлений в науке по проблемам развития физической культуры и спорта города;
- осуществление поддержки развития национальных видов спорта.

2.10. Социальная поддержка населения

Задача: обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и оказание им социальной помощи.
Способы реализации:
- оказание финансовой поддержки городским общественным организациям инвалидов, ветеранов, пенсионеров;
- оказание социальной поддержки на оплату проезда в городском пассажирском транспорте г. Иркутска пенсионерам, не имеющим права на льготы по федеральному или областному законодательству, учащимся образовательных учреждений и студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений из семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума;
- оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- выполнение целевых программ поддержки социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, детей, многодетных семей;
- развитие систем реабилитации инвалидов и граждан старшего поколения;
- совершенствование форм и методов работы по охране и защите прав несовершеннолетних, внедрение и развитие новых форм семейного жизнеустройства детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;
- создание условий эффективной защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, выпускников воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых они находились на полном государственном попечении.

2.11. Поддержка и развитие гражданского сообщества

Задачи: максимальное использование потенциала местных сообществ, власти и бизнеса для дальнейшего развития гражданского сообщества на территории Иркутска с целью устойчивого социально-экономического развития города.
Способы реализации:
- развитие системы социального партнерства с бизнесом, властью и внутри сектора общественных и некоммерческих организаций (НКО);
- формирование и развитие системы кадрового потенциала сектора НКО;
- институциональное развитие сектора НКО;
- развитие системы социальных услуг;
- развитие и поддержка общественных инициатив, направленных на снижение социальных рисков и на устойчивое социально-экономическое развитие города.

2.12. Охрана общественного порядка

Задачи: защита законных прав и свобод граждан, а также государственной, муниципальной, частной и др. собственности, создание условий на территории города для охраны общественного порядка.
Способы реализации:
- совершенствование форм и методов несения службы по охране общественного порядка, включая постоянный внутренний контроль за дислокацией и перемещением сил правопорядка с целью обеспечения наступательной борьбы с преступностью;
- активное использование при патрулировании: транспортных средств повышенной маневренности и служебных животных;
- улучшение оперативного информирования органов внутренних дел о совершенных преступлениях, иных правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, организация работы горячих линий, телефонов доверия;
- обеспечение прозрачности работы правоохранительных органов для населения в целях уменьшения коррупции и укрепления их авторитета;
- создание условий для внедрения ювенальных технологий в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработка эффективных методов работы по преодолению социально-негативных тенденций в детской и молодежной среде, профилактике подростковой преступности;
- осуществление просветительской работы с населением, направленной на профилактику детской безнадзорности, немедицинского употребления наркотиков, злоупотребления алкогольными напитками;
- воссоздание медицинских вытрезвителей на территории города;
- разработка мероприятий борьбы с досуговой преступностью;
- стимулирование работы участковых инспекторов по профилактике правонарушений в жилом секторе;
- обеспечение органов внутренних дел новейшей криминалистической и специальной техникой, а также средствами связи и индивидуальной защиты, развитие системы технического наблюдения;
- расширение питомника для служебных собак, осуществляющих помощь в охране правопорядка;
- содействие обеспечению УВД города высококвалифицированными кадрами, в том числе участковыми инспекторами;
- содействие в приобретении жилья нуждающимся работникам правоохранительных органов.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Г. ИРКУТСКА

Важнейшим стратегическим ориентиром в данной сфере является обеспечение эффективной занятости населения, диверсификация экономики города и обеспечение ее конкурентоспособности.

3.1. Развитие транспортной и информационной инфраструктуры

Задача: создание конкурентоспособного экономического комплекса города и формирование на территории города разветвленной инфраструктуры, способствующей росту экономической активности населения и предпринимательских структур.
Способы реализации:
- обеспечение дальнейшего развития транспортной сети города;
- разработка программы развития улично-дорожной сети;
- окончание строительства нового Ангарского моста и строительство кольцевой скоростной дороги;
- создание сети скоростных маршрутов, обслуживающих отдаленные районы, с целью обеспечения нормативных показателей затрат времени передвижения по трудовым целям;
- создание транспортных магистралей непрерывного движения;
- расширение до максимально возможного существующих транспортных магистралей;
- внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательных актов, регулирующих вопросы транспортного обслуживания населения, в части обеспечения согласования интересов коммерческих организаций, осуществляющих транспортные перевозки пассажиров, и прав и интересов населения, предоставления органам местного самоуправления полномочий в сфере координации деятельности коммерческих организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения;
- ограничение использования автобусов малой вместимости на маршрутах с большими пассажиропотоками;
- разработка программы развития электротранспорта с уделением особого внимания развитию троллейбусного транспорта;
- строительство отдельного пути для скоростного перемещения пассажиров электроподвижным составом от г. Шелехова до г. Ангарска включительно с учетом перспективы создания иркутской агломерации и развитие магистральной улично-дорожной сети агломерации до нормативных показателей;
- оптимизация парка пассажирского маршрутного транспорта с формированием системы маршрутов высокой провозной способности (по направлениям основных пассажиропотоков);
- совершенствование нормативно-методического обеспечения в сфере информационно-коммуникационных и вычислительных технологий в г. Иркутске;
- строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП-2) в аэропорту г. Иркутска и проработка вопроса о возможности переноса аэропорта из г. Иркутска;
- совершенствование управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий;
- формирование единого информационного пространства г. Иркутска, включающего муниципальные, ведомственные информационные ресурсы, ресурсы предприятий, организаций, ВУЗов, институтов РАН и т.д., обеспечение доступности этих ресурсов для населения;
- создание WEB-портала города Иркутска, отражающего все информационные ресурсы.

3.2. Развитие производственного потенциала

Задачи: рост объемов промышленного производства г. Иркутска и создание новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками крупного, среднего и малого бизнеса, повышение конкурентоспособности предпринимательской среды, государственно-частного партнерства.
Способы реализации:
- поддержка конкурентоспособных организаций, производящих конечную продукцию и продукцию глубокой степени переработки потребительского и производственного назначения с высокой добавленной стоимостью и отвечающую экологическим требованиям;
- организация конструктивного диалога с собственниками крупных организаций, направленного на взаимовыгодное сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства, повышение налоговой отдачи городу, участие крупного бизнеса в реализации муниципальных планов и программ г. Иркутска;
- стимулирование развития среднего и малого бизнеса, создание условий для формирования кластеров <3> организаций;
- снижение административных барьеров, в том числе при получении прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости;
- разработка и реализация программ по повышению эффективности муниципального сектора экономики.
   --------------------------------

<3> Один из основателей теории кластеров, профессор Гарвардской бизнес-школы М.Портер определяет кластер как "сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости". Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи.

3.3. Развитие международных и внешнеэкономических связей

Задача: развитие международных связей в социально-культурной и экономической сферах со странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и другими регионами мира.
Способы реализации:
- содействие участию организаций города в общероссийских внешнеэкономических программах и мероприятиях, проведение конкурсов исследовательских проектов по международной и внешнеэкономической деятельности города;
- содействие в создании ассоциаций иркутских участников международной деятельности и внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
- координация деятельности органов городского самоуправления г. Иркутска, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Иркутской области, дипломатических представительств (консульств) иностранных государств, расположенных на территории г. Иркутска, и иных участников ВЭД в области развития международного сотрудничества и ВЭД;
- содействие внедрению системы мер стимулирования развития международной и внешнеэкономической деятельности, прогрессивных изменений в структуре экспорта;
- содействие разработке проектов создания в г. Иркутске торговых домов иностранных партнеров и иркутских торговых домов в азиатских и других странах мира;
- оказание содействия при осуществлении научных исследований по развитию международных связей и проблемам ВЭД г. Иркутска;
- проведение за рубежом выставок-презентаций продукции и услуг иркутских организаций, российских образовательных услуг в рамках мероприятий, осуществляемых совместно с иностранными партнерами, обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимых проектов путем их представления в ходе официальных визитов;
- оказание содействия в создании русских культурно-образовательных центров в городах-побратимах для изучения русского языка (культуры, литературы и т.д.);
- поддержка профессиональных творческих союзов в реализации социально значимых проектов и культурных акций по международной тематике;
- организационное и финансовое содействие переводу, изданию, распространению за рубежом произведений иркутских авторов литературного, музыкального, художественного и научного содержания;
- создание официальных сайтов "Иркутско-Китайское (монгольское, корейское, японское и т.д.) торгово-экономическое сотрудничество" на иностранных языках, содержащих информацию о крупных и средних иркутских и зарубежных организациях, стабильно работающих на рынке, их специализации, специфике и объемах деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услугах;
- создание деловых информационных центров с иностранными партнерами с целью повышения эффективности торгово-экономических связей;
- развитие сотрудничества с Союзом российских городов, Российским союзом исторических городов и регионов и др. по направлениям, входящим в сферу их компетенции, с целью получения поддержки инициатив и обмена опытом;
- разработка и подготовка к реализации совместных проектов с международными организациями, активизация работы с международными грантодателями, финансирующими проекты, содействующие решению проблем городского развития.

3.4. Содействие инновационной деятельности

Задача: модернизация экономики города и содействие переходу на инновационный путь развития.
Способы реализации:
- углубление интеграции науки, высшей школы и бизнеса с целью повышения результативности совместного проведения научных исследований и реализации инновационных проектов;
- обеспечение интеграции науки и производства с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной и импортозамещающей продукции;
- развитие государственно(муниципально)-частного партнерства в целях внедрения инновационных механизмов модернизации экономики города, в т.ч. за счет создания технопарков;
- содействие развитию инновационных форм сотрудничества, ориентированных на скорейшее внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в производство и коммерциализации научно-технических разработок;
- учреждение специальных грантов органов городского самоуправления г. Иркутска для выполнения научно-технических и инновационных проектов, проектов по организации производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции, основанной на результатах собственных исследований;
- содействие созданию и развитию системы инновационно-технологических центров и технопарков;
- содействие в формировании системы фондов, развитие возвратного финансирования инновационных проектов и системы страхования рисков наукоемких проектов, системы венчурного инвестирования <4>;
- превращение г. Иркутска в центр современной деловой активности, расширение направлений делового туризма;
- оказание содействия в установлении и расширении связей университетов и научных институтов с зарубежными промышленными компаниями и научными институтами с целью создания совместных предприятий, передачи технологий, выполнения совместных проектов.
   --------------------------------

<4> Венчурное инвестирование - финансирование инновационной деятельности с повышенным риском потерь, а в случае удачи - с повышенной нормой прибыли. Осуществляется венчурное инвестирование с помощью венчурного капитала специализирующихся на этом организаций или венчурных фондов крупных банковских учреждений, диверсифицирующих свою деятельность.

3.5. Развитие туристко-рекреационного комплекса

Задача: формирование в г. Иркутске эффективного туристско-рекреационного комплекса, способного внести значительный вклад в социально-экономическое развитие города за счет увеличения доходности бюджета, притока инвестиций, расширения занятости населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического наследия.
Способы реализации:
- формирование Иркутска как туристического центра, построение соответствующей информационной системы;
- реконструкция действующих и создание новых современных средств размещения, учитывающих вопросы согласованности мест размещения гостиниц с Генпланом, сохранение исторического облика города;
- восстановление и формирование зон, дающих представление о состоянии и жизни города в разных исторических периодах;
- создание туристских информационных центров;
- размещение сенсорных терминалов <5> с информацией о туристских ресурсах города в местах массового пребывания туристов;
- развитие парковых и рекреационных зон;
- создание условий для формирования цивилизованной системы размещения туристов в частном секторе (семейные гостиницы);
- формирование предпосылок развития делового туризма как одного из перспективных направлений туриндустрии г. Иркутска;
- обеспечение выполнения норм стандартного туристского обслуживания;
- расширение спектра развлекательных услуг;
- формирование благоприятного имиджа города и продвижение его на внутреннем и внешнем рынках;
- придание статуса зеленых зон объектам городского благоустройства и озеленения (городским паркам, скверам, аллеям, растительным насаждениям);
- развитие культурно-познавательного (непосредственно в рамках Иркутска), этнографического и приключенческого туризма. Для расширения потоков туристов и привлечения желаемой туристской аудитории необходимо создание возможностей формирования уникальных высокоаттрактивных продуктов <6> познавательно-приключенческого характера;
- оказание содействия в открытии музеев национальной культуры для развития международного этнокультурного туризма и международного сотрудничества г. Иркутска в области культуры со странами Европы и Азии.
   --------------------------------

<5> Сенсорный терминал - компьютерное устройство для ввода и вывода информации, оснащенное высоко чувствительным экраном, реагирующим на тепло или прикосновение. Сенсорный экран заменяет или, точнее сказать, объединяет клавиатуру и дисплей. Данные терминалы используются как для предоставления информационных услуг (справочный терминал), для удаленного управления денежными средствами на банковских счетах (банкомат, банковский кассовый терминал), так и для осуществления коммунальных платежей и услуг связи (терминалы экспресс оплаты).
<6> Высокоаттрактивные продукты - продукты с высокой привлекательностью, аттракционностью.

3.6. Создание благоприятного инвестиционного климата

Задача: формирование условий для значительного роста объема инвестиций в социально-экономическое развитие города.
Способы реализации:
- формирование инвестиционно-проводящей инфраструктуры, способствующей снижению издержек инвесторов;
- создание и ведение базы данных об инвестиционных проектах, определение перечня приоритетных направлений вложения иностранных инвестиций для развития экономики города и содействие в установлении связей инвестора с организациями различных форм собственности;
- сопровождение органами местного самоуправления реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- содействие финансово-экономическому оздоровлению организаций с сохранением производственной ориентации и рабочих мест;
- развитие фондового рынка и рынка ценных бумаг как источника внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации высокоэффективных проектов;
- развитие внешнеэкономических связей в области инвестирования в соответствии с интересами населения города;
- создание новых инновационных зон и технопарков;
- создание банка инновационных идей;
- создание городской сетевой структуры, координирующей действия органов местного самоуправления, бизнеса и науки;
- разработка и реализация инвестиционной политики органов местного самоуправления;
- содействие разработке систем страхования инвестиционных рисков.

3.7. Реализация приоритетных национальных проектов

Задача: обеспечение эффективной реализации на территории г. Иркутска приоритетных национальных проектов.
Способы реализации:
- координация деятельности органов местного самоуправления с Советом по реализации приоритетных национальных проектов при губернаторе Иркутской области;
- формирование механизма реализации на территории города приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан.

3.8. Развитие предпринимательства, партнерских отношений
органов местного самоуправления с немуниципальными
организациями и бизнес-сообществом

Задача: обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на территории города, создание большего числа и более качественных рабочих мест в секторе предпринимательства, развитие партнерских отношений органов местного самоуправления с немуниципальными организациями и бизнес-сообществом.
Способы реализации:
- разработка инструментов и механизмов, направленных на вовлечение горожан из сектора неформальной занятости в сектор предпринимательства;
- содействие развитие сектора предпринимательства; стимулирование создания ассоциаций представителей предприятий организаций и работников предпринимательского сектора;
- содействие продвижению товаров региональных производителей на внутреннем и внешнем рынках путем проведения выставок-ярмарок, презентаций, форумов, заключения соглашений;
- содействие организации договорного процесса между системообразующими организациями города и области в целях увязки их интересов, проведения согласованной тарифной политики и создания предсказуемых условий для обеспечения роста объемов производства;
- оказание содействия в формировании профессиональных союзов работников и представителей работодателей;
- инициирование заключений территориальных и отраслевых соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров организаций;
- обеспечение информированности работников и работодателей о возможностях, формах и методах социального партнерства как инструмента регулирования трудовых отношений в условиях современной экономики;
- содействие развитию основ и повышению уровня института корпоративной этики;
- информационная и консультационная поддержка (создание консультационных центров при ВУЗах для оказания услуг предпринимателям);
- создание условий для полноценного включения малого бизнеса в работу таких структур, как Торгово-промышленная палата Восточной Сибири;
- активизация антикоррупционной деятельности с привлечением средств массовой информации для гласного перевода этой проблемы в область конкретных решений;
- уделение внимания разработке и внедрению в государственную и муниципальную практику различных методов морального и экономического стимулирования социально ответственного поведения субъектов хозяйствования.

3.9. Развитие градостроительного комплекса

Задача: увеличение объемов капитального строительства на территории города.
Способы реализации:
- системное пространственное развитие городской территории, разработка и утверждение программы развития иркутской агломерации, формирование привлекательного архитектурного облика города, обеспечение благоустройства, охраны историко-архитектурной среды центра города, гармоничное приспособление к современной жизни деревянной застройки, формирование зон активной общественной жизни;
- интеграция городского пространства: сокращение социальных, инфраструктурных и других диспропорций между микрорайонами города, интеграция присоединенных территорий в социально-экономическую жизнь города;
- внедрение принципов зонального регулирования градостроительной деятельности в пределах историко-культурных территорий с учетом требований природоохранного законодательства;
- поддержка развития базы стройиндустрии и строительных организаций;
- проведение конкурсов проектов строительства жилья и создание условий добросовестной конкуренции;
- содействие в подготовке квалифицированных кадров строителей;
- формирование механизма обеспечения преемственности при разработке последующих стадий градостроительной документации;
- содействие созданию в городе конкурирующих структур (корпорации по развитию территорий и т.д.), выполняющих функции заказчиков для консолидации средств мелких инвесторов и бюджета города по комплексному освоению территорий с соблюдением требований Генерального плана при привлечении различных подрядчиков;
- разработка системы нормативов на инженерное обустройство строительных площадок возводимых объектов, механизма компенсации этих затрат за счет средств бюджетов все уровней;
- инициирование создания при областной администрации постоянно действующей рабочей группы, включающей представителей органов местного самоуправления, Союза строителей и других профессиональных ассоциаций, по формированию и реализации градостроительной политики города;
- разработка программы развития строительной индустрии г. Иркутска с привлечением заинтересованных структур (в том числе областной администрации Иркутской области и администраций соседних муниципальных образований) путем предоставления бюджетных кредитов, компенсаций процентных ставок по банковским кредитам и др. форм муниципальной и государственной поддержки осуществления инвестиционной и строительной деятельности;
- формирование и содействие реализации программы развития ипотечного кредитования в г. Иркутске, сбалансированной с возможностями базы стройиндустрии, строительных организаций, населения и финансовых структур;
- оптимизация процесса предоставления земельных участков для строительства и принципа "единого окна" для подготовки исходно-разрешительной документации для строительства с учетом полученного опыта, реформирование порядка выдачи технических условий;
- разработка программы подготовки строительства жилья, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры города, обеспечивающей выполнение планов социально-экономического развития города;
- разработка программы реконструкции, модернизации и замещения крупнопанельных домов первых массовых серий в городе Иркутске;
- содействие консолидации усилий заинтересованных сторон по разработке правового механизма комплексной реконструкции жилой застройки с учетом того, что наиболее ценные земельные участки под строительство в настоящее время заняты ветхим жилищным жилым фондом;
- обеспечение с участием заинтересованных организаций условий для регулярного проведения социально-экономических и маркетинговых исследований жилищной ситуации и состояния строительной отрасли в г. Иркутске. Проведение работ по изучению потребности в кадрах строителей и формирование заявки на подготовку соответствующих специалистов учебными заведениями города;
- обеспечение участия города в федеральных и областных адресных инвестиционных программах ("Жилище" и пр.);
- разработка с участием заинтересованных организаций схемы привлечения долгосрочных финансовых ресурсов в экономику города (пенсионные фонды, страховые компании, средства населения);
- содействие развитию страхования для защиты имущественных интересов граждан, муниципального имущества, строительных рисков и др.;
- создание условий для развития кластера услуг, согласования проектных решений по развитию потребительского рынка.

3.10. Развитие потребительского рынка

Задача: развитие инфраструктуры и обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения города.
Способы реализации:
- обеспечение прав граждан на безопасные и качественные товары. Усиление противодействия реализации фальсифицированной продукции;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для товаропроизводителей;
- активное противодействие теневому обороту в сфере потребительского рынка;
- разработка механизмов рационального размещения организаций потребительского рынка на территории города в увязке с Генеральным планом застройки города;
- развитие оптовых продовольственных рынков;
- создание инвестиционной привлекательности развития организации потребительского рынка;
- совершенствование системы социального питания (питание школьников, студентов, малообеспеченных граждан);
- содействие укреплению кадрового потенциала отрасли, повышению квалификации работников потребительского рынка;
- развитие рыночной инфраструктуры потребительского рынка города, внедрение прогрессивных форм и методов торговли;
- развитие кластера услуг на основе увеличения количества организаций, прошедших добровольную сертификацию услуг;
- содействие созданию логистических центров <7> с учетом географического фактора.
   --------------------------------

<7> Логистический центр - организация, предоставляющая услуги по оптимизации (снижению) расходов, связанных с доставкой товара или иными задачами. Наиболее распространенной является транспортная логистика, в задачи которой входит: обеспечение грузоперевозки; минимизация затрат на грузоперевозку; нахождение оптимальных маршрутов; поиск и выбор экспедиторов; планирование доставки; грамотное оформление и заключение договоров на грузоперевозку, куплю-продажу товаров; прохождение таможни; обеспечение оптимальной схемы доставки грузов; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на складах; согласование иных вопросов и т.д. В настоящее время логистика как наука способна решать всевозможные задачи по снижению расходов и повышению эффективности управления производственным (торговым) процессом. Логистика может быть: транспортная, складская, коммерческая, информационная, маркетинговая, закупочная, производственная, промышленная, сбытовая логистика и т.д.

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

4.1. Охрана окружающей среды

Задача: совмещение роста производства общественных благ со снижением экологической нагрузки на территорию.
Способы реализации:
- рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов и объектов;
- стимулирование внедрения организациями города технологий, направленных на снижение экологической нагрузки на окружающую среду;
- развитие системы экологического мониторинга;
- повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей среды населения города;
- развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в городе и регионе: инициировать принятие законов Иркутской области "Об охране окружающей среды", "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды", "О платежах за негативное воздействие на окружающую среду";
- стимулирование экономии потребления воды различного функционального назначения;
- разработка и утверждение нормативно-правового акта о содержании территории санитарно-защитных зон организаций (в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными законодательством);
- выполнение общегородского (сводного) тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу;
- снижение выбросов от стационарных и передвижных источников в соответствии с разработанным томом ПДВ;
- создание системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов.

4.2. Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций

Задача: снижение техногенных и природно-техногенных рисков, смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в г. Иркутске.
Способы реализации:
- развитие на территории города системы постоянного мониторинга и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
- идентификация и принятие мер по устойчивости и надежности работы источников повышенной опасности на территории города;
- усовершенствование системы жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций территориальной службы медицины катастроф.

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

5.1. Управление муниципальной собственностью

Задача: получение максимальной отдачи от использования муниципальной собственности в целях устойчивого функционирования муниципальной экономики и качественного обеспечения муниципальными услугами населения города.
Способы реализации:
- совершенствование форм и методов эффективного управления муниципальной собственностью;
- приватизация части муниципальной собственности, управление которой более эффективно будет осуществляться на немуниципальном уровне;
- оптимизация ставок по платежам за использование муниципальной собственности;
- создание системы подготовки кадров для муниципального сектора экономики.

5.2. Финансово-бюджетная политика г. Иркутска

Задача: создание системы более эффективного управления муниципальными финансами г. Иркутска.
Способы реализации:
- создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах города и оценки социальной результативности деятельности муниципальных учреждений на основе систематически проводимых социологических опросов;
- оценка деятельности бюджетных учреждений в целях определения потенциальных возможностей повышения их самостоятельности и ответственности при внедрении системы бюджетирования, ориентированного на результат;
- разработка методики организации и внедрения управленческого учета в бюджетных учреждениях для оценки эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;
- разработка стандартов качества предоставления бюджетных услуг на основе применяемых критериев качества бюджетных услуг и действующих нормативных правовых актов РФ, Иркутской области и г. Иркутска;
- установление основных требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг;
- разработка методики оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов и предоставление им права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами (изменение формы и сроков предоставления бюджетных средств);
- разработка программного обеспечения оценки финансовой результативности, интегрированной в программное обеспечение по ведению бухгалтерского учета;
- использование возможности перевода муниципальных бюджетных учреждений в форму автономных некоммерческих учреждений на основе оценки целесообразности данного перевода учреждений, предоставляющих социальные услуги;
- инициирование внесения изменений в региональное законодательство в области образования, предусматривающих использование средств субвенции на образовательный процесс в зависимости от достигнутых учреждениями результатов;
- формирование целевых муниципальных программ на основе взаимосвязи объема финансирования и степени достижения количественных и качественных показателей;
- совершенствование методики составления и мониторинга среднесрочного финансового плана;
- своевременное внесение предложений по изменению нормативных правовых актов Иркутской области, связанных с осуществлением реформы бюджетного процесса и обеспечивающих возможность формирования бюджета города на среднесрочную перспективу;
- переход к формированию и исполнению бюджета города на трехлетний период;
- внедрение системы автоматизации процесса бюджетного планирования;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на эффективное использование муниципального имущества с целью повышения доходного потенциала города;
- координация действий администраторов доходов бюджета города с целью повышения собираемости налогов;
- рассмотрение возможности создания муниципального налогового органа с целью администрирования местных налогов;
- для решения задач социально-экономического и инвестиционного развития города использовать возможность размещения муниципального займа г. Иркутска на рынке ценных бумаг на основе проведенного анализа целесообразности и эффективности использования данного инструмента заимствования;
- разработка долгосрочной концепции заимствований городского бюджета города и муниципального сектора экономики, а также управления совокупным муниципальным долгом;
- формирование инфраструктуры управления инвестиционными проектами, финансируемыми за счет средств бюджета города, на смешанной и коммерческой основе;
- разработка стратегии повышения инвестиционной привлекательности города и муниципального сектора экономики;
- разработка и внедрение системы адресной поддержки населения на основе персонифицированных лицевых счетов при переводе в эту форму всех видов безадресных (категорийных) социальных трансфертов;
- рассмотрение возможности присвоения городу международного кредитного рейтинга;
- обеспечение эффективности использования бюджетных средств и обеспечение повышения собираемости доходов бюджета города через использование инструментов кредитных организаций;
- совершенствование процедур муниципальных закупок с использованием системы оценки баланса качества и стоимости заявленных товаров и услуг в целях эффективного использования бюджетных средств.

5.3. Проведение административной реформы

Задачи: повышение качества и доступности муниципальных услуг населению города, определение границ вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.
Способы реализации:
- внедрение в городе принципов и процедур управления по результатам на основе создания эффективной системы мониторинга социально-экономических процессов в городе;
- оптимизация функционирования органов управления социально-экономическим развитием города и введение механизмов противодействия коррупции во всех сферах деятельности;
- повышение эффективности взаимодействия Думы города Иркутска, мэра города, администрации города и населения города, а также повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового сопровождения административной реформы;
- разработка и развитие межмуниципальных договорных отношений в направлении развития иркутской агломерации.

В настоящей Концепции изложены основные направления, которые составят основу Программы социально-экономического развития до 2020 года. Детализированное представление о путях развития города станет планом конкретных действий, отвечающих требованиям современности и установкам, определенным Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации.

Первый зам. главы администрации -
председатель Комитета по
экономике и финансам
Г.Д.ЗЮБР

Начальник Главного
экономического управления
Комитета по экономике и финансам
В.В.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru