Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 30.03.2006 № 90
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2006 г. № 90

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях рекламного законодательства РФ, рассмотрев дело № 2 от 11.01.2006 по признакам нарушения пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004), в связи с распространением рекламы вина "Родня" на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова,

установила:

11.04.2005 Иркутским УФАС России по собственной инициативе была проведена проверка соблюдения требований рекламного законодательства при размещении наружной рекламы.
В ходе проверки комиссией Иркутского УФАС России выявлена наружная реклама вина "Родня", размещенная на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, следующего содержания: "Была бы "Родня", а повод найдется! Содержание алкоголя менее 13,5%. Товар сертифицирован. Лицензия 0056021. Рег. № 10.20232 от 15 марта 2005 г. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", о чем составлены акты.
Указанная реклама содержит следующее изображение: в правой части изображена потребительская тара с этикетом, содержащим надпись "Родня", в левой части крупным шрифтом нанесена надпись: "Была бы "Родня", а повод найдется!", при этом элементы изобразительного и графического оформления слова "Родня" совпадают.
Иркутским УФАС России по данному факту проведено расследование и были направлены запросы руководству московского представительства ОАО "Исток", ООО "Гэллэри Сервис".
Согласно пояснениям, данным генеральным директором ООО "Гэллэри Сервис" (письмо вх. № 1098 от 23.05.2005), общество разместило указанную рекламу на собственной рекламной конструкции на основании агентского договора № УСН/ГС-05 от 10.02.2005, заключенного с ООО "ОУТДОР УСН", которое предоставило для распространения готовый макет.
Директор московского представительства ОАО "Исток" пояснил, что представительством заключены договоры № ОУ/ИК-05 от 15.02.2005 и № ОУ/ИС-05 от 22.03.2005 с ООО "ОУТДОР УСН" и ООО "ОУТДОР УАН" на оказание услуг по размещению рекламы бренда "Родня", в соответствии с которыми МП "ОАО "Исток" предоставляет для согласования с органами местного самоуправления и размещения готовый макет, что подтверждается приложениями к договорам, счетами-фактурами и платежными поручениями.
Иркутским УФАС России установлено, что договор № ОУ/ИС-05 от 22.03.2005, заключенный ОАО "Исток" с ООО "ОУТДОР УАН", к рекламе, размещенной на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, не имеет отношения.
Таким образом, из представленных пояснений Иркутским УФАС России сделан вывод, что рекламодателем рекламы вина "Родня" является МП "ОАО "Исток", рекламораспространителем - ООО "Гэллэри Сервис".
Согласно статье 2 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Одновременно данной нормой установлено, что ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" законодательство о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004) предусмотрено, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Указанная норма устанавливает дополнительные к статье 16 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе" требования к месту распространения рекламы алкогольной продукции.
В ходе проведенного Иркутским УФАС России расследования установлено, что:
1. Лицензия № 1062 на осуществление деятельности по производству, хранению, поставке произведенных вин выдана ОАО "Исток" 04.04.2005.
2. Сертификат соответствия № РОСС.RU.ПП39.В00305 (№ 6163612) на вино виноградное натуральное полусладкое белое "Родня" действует с 10.03.2005.
3. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 15.01.09.917.П.000435.03.05 выдано 10.03.2005.
4. Технологическая инструкция на производство вина виноградного натурального полусладкого белого "Родня" введена с 15.03.2005.
5. Выпуск вина "Родня" запланирован на второй квартал 2005 г.
6. Товарный знак № 284158 "Родня" зарегистрирован в том числе и на 33 класс - алкогольную продукцию.
11.01.2006 Иркутским УФАС России возбуждено дело о нарушении рекламного законодательства в отношении ООО "Гэллэри Сервис" по признакам нарушения пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004) в связи с распространением рекламы вина "Родня" на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, которая фактически, по мнению Иркутского УФАС России, является завуалированной рекламой водки "Родня".
Рассмотрение дела дважды откладывалось (01.02.2006 и 02.03.2006) в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
На рассмотрение дела 30.03.2006 в адрес Иркутского УФАС России поступило ходатайство от представителя ООО "Гэллэри Сервис" с просьбой отложить рассмотрение в связи с участием в судебном заседании.
Рассмотрев указанное ходатайство, комиссией принято решение о его отклонении в связи с тем, что дело № 2 о нарушении рекламного законодательства возбуждено в отношении юридического лица - "Гэллэри Сервис", а соответственно представителем может быть любое лицо, для чего обществом выдается доверенность, тем более что на предыдущем рассмотрении дела участвовали два представителя ООО "Гэллэри Сервис" с равнозначными доверенностями, следовательно, представительствовать в антимонопольном органе мог любой из них.
На заседании комиссии представители ООО "Гэллэри Сервис" пояснили, что на принадлежащей рекламной конструкции, находящейся в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, размещалась реклама идеи выпуска вина "Родня", а соответственно к данной рекламе не применяются требования пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Данный довод рассмотрен комиссией и признан необоснованным по следующим основаниям.
По смыслу ст. 2 Федерального закона "О рекламе" для поддержания интереса к товару, выпускаемому определенным производителем, необязательно использование в рекламной формуле названия самого товара, а достаточно указания на отличительные элементы, которые ассоциируются у потребителей непосредственно с фактически рекламируемым товаром, исходя из существующих в обществе поведенческих стереотипов в пределах определенной территории. Указанный вывод подтверждается п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 37 от 25.12.1998.
Комиссией установлено, что выпуск вина виноградного натурального полусладкого белого "Родня" на момент распространения данной рекламы не был организован, в то же время в розничной сети г. Иркутска имелась в свободной продаже водка с абсолютно аналогичным наименованием.
Сопоставив этикет, употребляемый на потребительской таре, используемой для разлива вина и водки "Родня", Иркутское УФАС России пришло к выводу, что слово "Родня" на этикете для вина напечатано таким же шрифтом и цветом, как и на этикетке водки "Родня", этикетки выполнены в схожем обрамлении. Элементы изобразительного и графического оформления слова "Родня" также совпадают с элементами рекламы. При этом слово "вино" в рассматриваемой рекламе выполнено шрифтом значительно меньшим по отношению к остальному тексту рекламы, по сути является недоступным для восприятия потребителями.
Учитывая эти обстоятельства, комиссия пришла к выводу, что данная реклама является не только рекламой идеи выпуска вина "Родня", но и рекламой уже производимого и реализуемого алкогольного напитка водка "Родня с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
Следовательно, в данном случае ООО "Гэллэри Сервис" разместило рекламу, в том числе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, вне организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции (водки под названием "Родня").
Данная позиция Иркутского УФАС России также подтверждается многочисленной судебной практикой, в частности постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2005 № 14319/4.
Поскольку на момент проверки рассматриваемая реклама была размещена на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, размещение указанной рекламы осуществлялось с нарушением пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004), согласно которому запрещается реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вне организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1.1 договора № УСН/ГС-05 от 10.02.2005 ООО "Гэллэри Сервис" действует от своего имени, несмотря на то, что представляет интерес ООО "ОУТДОР УСН".
Особенности такого коммерческого представительства установлены 51, 52 главами ГК РФ.
В соответствии с нормами, содержащимися в этих главах, по сделке, совершенной агентом, права и обязанности возникают у агента, если он действует от своего имени.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе" ответственность за нарушение рекламного законодательства в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, несет рекламораспространитель.
Следовательно, ООО "Гэллэри Сервис" в связи с распространением рекламы алкогольного напитка "Родня" на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, допущено нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004), согласно которому запрещается реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вне организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.
Руководствуясь пунктом 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

решила:

1. Признать ООО "Гэллэри Сервис" нарушившим пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2004) в связи с распространением наружной рекламы алкогольной продукции на отдельно стоящей щитовой конструкции, установленной в районе аэропорта, напротив автозаправочной станции по улице Ширямова, с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вне организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции (водки под названием "Родня").


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru