Законодательство
Иркутской области

Ангарский р-н
Балаганский р-н
Бодайбинский р-н
Братский р-н
Жигаловский р-н
Заларинский р-н
Зиминский р-н
Иркутская область
Иркутский р-н
Катангский р-н
Качугский р-н
Киренский р-н
Мамско-Чуйский р-н
Нижнеилимский р-н
Нижнеудинский р-н
Ольхонский р-н
Саянск
Слюдянский р-н
Тайшетский р-н
Тулунский р-н
Усольский р-н
Усть-Кутский р-н
Черемховский р-н
Чунский р-н
Шелеховский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ УФАС по Иркутской области от 15.02.2006 № 20
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2006 г. № 20

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 365 о нарушении администрацией г. Усть-Илимска статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

установила:

В Иркутское УФАС России поступило письмо заместителя руководителя администрации губернатора Ващенко Ю.И. с просьбой рассмотреть заявление ООО "Ива-лес" о незаконных действиях ООО "Сиблеском".
Согласно заявлению ООО "Ива-лес" установлено, что существующий в городе Усть-Илимске грузовой мост через р. Ангара, находящийся в муниципальной собственности, передан Департаментом недвижимости администрации г. Усть-Илимска в аренду ООО "Сиблеском".
ООО "Сиблеском", получив во владение мост, сразу установило плату за проезд по мосту в зависимости от массы проезжающей машины, а при перевозке лесопродукции - из расчета от количества перевозимых кубометров.
По данному факту проведено расследование и направлены запросы в адрес ООО "Сиблеском" и администрации г. Усть-Илимска, а также заявителю - ООО "Ива-лес".
В результате установлено, что 17.12.2002 и 28.02.2003 между Департаментом недвижимости администрации г. Усть-Илимска и ООО "Сиблеском" заключены договор аренды муниципального имущества на автомобильные дороги и мосты общего пользования от 17.12.2002 № 362 и договор аренды на автомобильные дороги общего пользования от 28.02.2003 № 47 соответственно.
Основанием для заключения данных договоров послужило решение начальника Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска № 240-рк от 17.12.2002 "О сдаче в аренду автомобильных дорог и мостов общего пользования, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск", которое в свою очередь принято на основании письма ООО "Сиблеском" вх. № 02-11/2643 от 11.12.2002, и права собственности администрации г. Усть-Илимска на следующие автомобильные дороги и объекты дорожного хозяйства: Бадарминская автодорога от ПК-0 до ПК-31 (свидетельство о государственной регистрации права собственности № 38-01/17-18/2002-675 от 05.01.2003); съезд № 2 Тушама головного участка Тушамской магистрали, от головного участка Тушамской магистрали до автодороги "Город - Невон" (свидетельство о государственной регистрации права собственности № 38-01/17-18/2002-673 от 04.01.2003); головной участок от ПК-0 до ПК-40, головной участок от ПК-0 до ПК-18+50, проходящий по однопролетному металлическому мосту через реку Верхняя и двухпролетному по путепроводу (свидетельство о государственной регистрации права собственности № 38-01/17-18/2002-672 от 05.01.2003); головной участок от ПК-0 до ПК-40, головной участок от ПК-18+50 до ПК-40, проходящий по однопролетному железобетонному мосту через реку Верхняя (свидетельство о государственной регистрации права собственности № 38-01/17-18/2002-674 от 05.01.2003) и мост через р. Ангара лесовозный (свидетельство о государственной регистрации права собственности № 38-01/17-5/2003-4 от 22.01.2003).
Законность и обоснованность решения Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска от 17.12.2002 № 240-рк подтверждается постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 17.11.2003 по делу № А19-6438/03-21.
При этом договор аренды муниципального имущества на автомобильные дороги и мосты общего пользования от 17.12.2002 № 362 не содержит условия об организации платного проезда по дорогам и мостам, переданным в аренду, или иных прав, позволяющих арендатору ограничивать пользование автодорогами иных пользователей, поэтому сам по себе договор не ограничивает прав других лиц (решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.04.2004 по делу № А19-8338/03-14).
Однако по п. 1.1 договора аренды муниципальное имущество передано ООО "Сиблеском" в срочное возмездное владение и пользование для самостоятельной производственной и хозяйственной деятельности, тем самым администрация г. Усть-Илимска предоставила хозяйствующему субъекту право использовать муниципальное имущество для извлечения прибыли.
Так п. 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ устанавливает право арендатора с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду.
ООО "Сиблеском" заключило 01.11.2004 с ООО "Ива-лес" договор № 168/м на пользование грузовым мостом через р. Ангара и договор № 153/д на пользование автомобильными дорогами, при этом п. 1.3 договора предусмотрено, что "Пользователь" уплачивает установленную ООО "Сиблеском" проездную плату.
Из письма Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска от 24.06.2005 № 898-ДН следует, что дороги, находящиеся в муниципальной собственности, не являются дорогами общего пользования.
Указом Президента РФ от 27.06.1998 № 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" предусмотрено, что создание и развитие сети платных автомобильных дорог общего пользования может вводиться при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам, решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее именуются "дорожные объекты") принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции), передача юридическим лицам в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог или дорожных объектов осуществляется по конкурсу на срок до 49 лет при условии сохранения их в государственной собственности и оформляется соответствующим гражданско-правовым договором.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 24.12.1991 № 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицируются по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные.
По смыслу ст. 16 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ автомобильные дороги, мосты, расположенные в границах муниципального образования, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть только дорогами и мостами общего пользования.
Так же из пояснений и документов, представленных администрацией г. Усть-Илимска, следует, что муниципальные автомобильные дороги и мосты, альтернативные объектам, переданным в аренду ООО "Сиблеском" в 2002 году, отсутствуют. Данная информация подтверждается пояснениями ОАО "Иркутскэнерго" (исх. № 16.01/1417 от 12.07.2005), что проезд по гребню плотины Усть-Илимской ГЭС любого транспорта, кроме технологического, запрещен.
Таким образом, сданные по договорам аренды от 17.12.2002 и от 28.02.2003 объекты дорожного хозяйства относятся к объектам общего пользования с соответствующим правовым режимом их использования, и при этом возможность бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам отсутствует.
Следовательно, ООО "Сиблеском" ввело для третьих лиц плату за право пользования арендованными автодорогами и мостами с нарушением норм действующего законодательства РФ, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Иркутской области апелляционной инстанции от 21.11.2005 по делу № А19-12774/05-22, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.07.2005 о признании недействительным договора № 168/м на пользование грузовым мостом от 01.11.2004.
В рассматриваемой ситуации установлено, что конкурс при передаче в эксплуатацию ООО "Сиблеском" автомобильных дорог и дорожных объектов администрацией г. Усть-Илимска не проводился, объекты, переданные в аренду, существуют и функционируют уже длительное время, и как указывалось выше, отсутствует возможность для бесплатного проезда по дорогам общего пользования в том же направлении.
Таким образом, администрацией г. Усть-Илимска при заключении договоров аренды с ООО "Сиблеском" нарушены требования Указа Президента РФ от 27.06.1998 № 728 и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1 запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в связи с необоснованным предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящей их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Следовательно, действия администрации г. Усть-Илимска, выразившиеся в принятии Департаментом недвижимости администрации г. Усть-Илимска решения № 240-рк от 17.12.2002 "О сдаче в аренду автомобильных дорог и мостов общего пользования, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск" и заключения с ООО "Сиблеском" договора аренды муниципального имущества на автомобильные дороги и мосты общего пользования от 17.12.2002 № 362 и договора аренды на автомобильные дороги общего пользования от 28.02.2003 № 47, содержат признаки нарушения ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части принятия акта и совершения действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в связи с необоснованным предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту ООО "Сиблеском" льготы, ставящей его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара, а также наделением ООО "Сиблеском" функциями органа местного самоуправления по содержанию и ремонту муниципального дорожного хозяйства.
Руководствуясь пп. 2.12, 2.26, 2.27, 2.28 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, и ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1, комиссия

решила:

1. Признать администрацию г. Усть-Илимска нарушившей ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1, в части ________, выразившегося ______________________________.
2. Выдать предписание администрации г. Усть-Илимска о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов.
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------
+

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru